Внеклассное занятие по литературному чтению - Устный журнал «Солнце русской поэзии» А.С.Пушкин
методическая разработка по чтению (2, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие
Устный журнал «Солнце русской поэзии»
Цели:
- Ознакомить с творчеством А.С.Пушкина
- Развивать творческие возможности детей, память, наблюдательность, мышление, речь.
- Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство ответственности, товарищества.
Оформление: Портрет А.С.Пушкина, рисунки детей на тему «Моя любимая сказка», выставка детских работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой», иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг со сказками А.С.Пушкина, иллюстрации-страницы журнала, грамзаписи, картина «У лукоморья дуб…»
Ход занятия.
Учитель: Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала « Солнце русской поэзии». Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а смотрят и слушают. Скажите ,пожалуйста, здесь редакция устного журнала? Работаем по группам (биографы, стихотворцы, сказочники, смехотворцы)
А.С.Пушкин! Сердце каждого человека восторженно откликается на это имя – Пушкин…
О входит в сознание человека, начиная с самого детства. Он пленяет наши души чудесной сказкой с синим лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой.
И, начиная с детства, Пушкин сопровождает нас всю жизнь – романтической и вдохновенной лирикой в юности, философской мудростью в зрелости. Мы обращаемся к Пушкину, когда нас окрыляет любовь и когда страдаем от одиночества, когда ищем смысл жизни и когда любуемся русской природой. Это гениальный поэт, воспевший Россию и её народ. И сегодня Пушкину посвящается наш журнал.
1 страничка «Биография»
Дети поочереди рассказывают о биографии Пушкина (когда последний рассказывает о дуэли-комната затемнена, свет выключен, на столе подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо, бумага).
1.Летним днём 6 июня 1799 года в Москве, в известной семье Пушкиных, случилось волнительное событие: родился сын, которого назвали Александром. Мальчик был толстоват, малоподвижен, рос молчаливым и замкнутым.
Отец Пушкина – Сергей Львович – поэт знатного рода. Он любил литературу, был дружен с изветными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку. Мать Пушкина – Надежда Осиповна была образована, остроумна, хороша собой, любила театр и развлечения, блистала на балах.
В семье Пушкина было 5 детей. В живых осталось трое: старшая дочь Ольга, два сына-Александр и младший сын Лёва. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где в основном была французская литература. Маленький Саша с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги сделаи своё дело.«Чтение – вот лучшее учение»,- любил говорить Пушкин.
2. На восьмом году своей жизни Пушкин уже умел читать и писать , сочинял маленькие комедии на своих учителей, которые разыгрывал перед своей сестрой Ольгой. Она стала первым слушателем и критиком ранних стихов Пушкина.
Настоящими воспитателями и самыми близкими сердцу поэта людьми стали его бабушка и крепостная няня Арина Радионовна.
Арина Радионовна передавала Александру волшебные сказания старины. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней. В долгие зимние вечера, в ветхом доме Арина Радионовна, как в дестве, рассказывала поэту сказки. Он любил няню всем сердцем, посвещал ей стихи: «Подруга дней моих суровых…»
3.Детство А.С.Пушикна прошло в Москве, а его юность связана с Петербургом . С одиннадцати лет Александра отправили с дядющкой на ученье в Петербург, в Царскосельский лицей.
Годы учебы в лицее навсегда сохранились в душе поэта. В лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант.
Однажды, в лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый стихотворец. Голос Пушкин звенел, сердце, казалось, стучало на весь зал. Когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять молодого поэта, но Пушкин смутился и убежал.
4.Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза.
При первом взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Это вдохновенный образ поэта, исполненный творческих сил.
Много раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом – графиком, хорошо знал свое лицо.
5. Погиб Пушкин очень рано: в 37 лет. Зимой 1837 года он был смертельно ранен на дуэли французом Дантесом. Через две недели поэта не стало. Царь распорядился похорон в Петербурге не устраивать, а ,отпев, увести гроб тихо,без шума, ночью, в Михайловское в Святогорский монастырь.
Одоевский написал некролог и воскликнул: «Солнце нашей поэзии закатилось!»
6. Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. стихотворения Пушкина переведены на многие языки мира. Его имя носят площади и улицы. В честь него названы библиотеки, школы, парки.
Во всех местах, куда приводила Пушкина его непредсказуемая судьба, созданы музеи, памятники.
Многие ученые – пушкинисты продолжают изучать жизнь и творчество Пушкина.
2 страница «Стихотворения А.С.Пушкина»
Учитель: Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
1 ученик: Ежегодно в начале июня во всех пушкинских местах: Москве, Санкт – Петербурге, Михайловском, Болдино, Одессе проходят праздники, на которых звучат стихотворения великого поэта. Люди наслаждаются его поэзией.
На нашем празднике тоже будут звучать стихотворения А.С.Пушкина.
2 ученик: В своих произведениях А.С.Пушкин выступал против несправедливости и за это царское правительство отправило его в ссылку, в село Михайловское. Здесь он пишет замечательное стихотворение «Зимний вечер», которое посвящает своему лучшему другу, няне Арине Радионовне.
3 ученик: читает стих «Зимний вечер»:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Учитель:Очень любил Пушкин писать стихи о природе. Послушаем еще одно стихотворение, посвященное зиме: «Зимнее утро».
4 ученик:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Учитель:Пушкин умел видеть красоту и весенней и летней природы. Вот послушайте:
5 ученик: Читает стих «Гонимы вешними лучами»:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Учитель: Вы прослушали стихи Пушкина о весне, зиме, а самым любимым временем года поэта была осень.
6 ученик:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
3 страница «Сказки»
Учитель:«Что за прелесть – эти сказки!
Каждая есть поэма!» - писал А.С.Пушкин в письме к брату. Как прекрасны, как пленительны сказки Пушкина, которые с удовольствием читают и взрослые, и дети.
Давайте отправимся в путешествие по сказкам А.С.Пушкина.
Сказка-ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
- Отгадывание героев сказок по телеграммам.
- Посмотрите к нам пришли телеграммы, но ни одна из них не подписана. Узнайте, кто отправил эти телеграммы?
Телеграмма Да вот веревкой хочу море морщить, Да вас, «проклятое племя», корчить! |
Балда
Телеграмма В кухне злится повариха, Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене. |
Младшая сестрица
Телеграмма Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Мимо острова Буяна… |
Корабельщики
- Что ж, отгадать сказочных героев по телеграммам вам не составило труда!
- Путешествие по сказочным царствам А.С. Пушкина.
- А каких еще сказочных героев вы знаете? Давайте попытаемся их угадать. (обращаюсь к выставке поделок, вылепленных из пластилина).
- Во всех сказках происходят чудеса. И в сказках Пушкина без них тоже не обошлось. Давайте вспомним о них.
- В кого превращала царевна-Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал «царство славного Салтана»?
В комара, муху, шмеля
- Как изображает Пушкин царевну-Лебедь?
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит.
- Какие еще вы помните волшебства в сказках Пушкина!
Ответы детей
- Угадай, к какой сказке выполнена иллюстация.
Работа с детскими рисунками.
4. Викторина (вопросы на карточках).
- А сейчас проверьте, знаете ли вы сказки Пушкина. Группа сказочников приготовила для вас интересные вопросы. (задания на карточках – рыбки, петушки).
-А теперь отправимся с вами в Пушкинское лукоморье. (на доске дуб с листочками, на листочках задания, дети по очереди выполняют).
Карточка № 1: Какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?
«…Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..»
Карточка № 2: Что кричал петушок, сидя на спице?
«…Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!..»
Карточка № 3: Что приговаривал Балда с укоризной, давая попу по лбу три раза?
«…Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!..»
Карточка № 4: Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»
Карточка № 5: С какими словами обращался старик к рыбке?
«…Смилуйся, государыня рыбка!..»
Карточка № 6: Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане?
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
Карточка № 7: А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
«…Я там был, мед пиво пил – и усы лишь обмочил.»
Карточка № 8: Кто точнее назовет ответ зеркальца мачехе в конце сказки?
«…Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее!..»
Карточка № 9: Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
«…Сказка ложь, да в ней немек!
Добрым молодцам урок!»
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете эти сказки, а значит любите читать!
5. Отгадывание сказок по отрывку из грам.записи.
Учитель: Понравилось вам путешествие по нашему царству, Пушкинскому государству? Но оно таит ещё много чудес и загадок. Читайте сказки Пушкина и вы никогда не забудете дорогу в это царство – царство добра и справедливости, чудес и волшебчтва.
4 Страница «Занимательная»
1. Разгадывание кроссворда
2. Чёрный ящик (из каких сказок эти предметы).
Ученик читает стих:
Сегодня праздник – Пушкин с нами,
Нам есть о чём поговорить:
О прозе, о поэме, драме –
Какую жизнь он смог прожить!
Чтоб праздник этот был нескушен,
Мы приготовили сюрприз,
Призы дадим мы каждой группе,
Но надо заработать приз.
Кто в конкурсе проявит рвенбе,
Тот и достоин награжденья!
Учитель: Праздник заканчивается, но не заканчиваетя чтение книг
А.С. Пушкина. Читайте Пушкина – и ваша жизнь будет богаче, ярче, вдохновенней!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по литературному чтению для 4 класса Роберт Льюис Стивенсон "Остров Сокровищ"
Верю, что ещё остались дети, которые любят книгу и много читают. Материалы презентации поспособствуют к привитию любви к книге....
СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН...
Конспект урока по окружающему миру «Искусство России XIX века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин», 4 класс
Урок по УМК "Начальная школа XXI века"...
Солнце русской поэзии. А.С.Пушкин
Презентация о жизни А.С. Пушкина. Может быть использована на уроках литературного чтения при изучении творчества поэта в 1-4 классах. Материал подан в простой и удобной для восприятия...
Презентация "Солнце русской поэзии - А. С. Пушкин"
Знакомство воспитанников с творчеством поэта-сказочника А.С. Пушкина. Вызвать желания читать произведения писателя, воспитывать гордость за великих людей России....
Презентация внеклассного занятия по литературному чтению сказки А.С. Пушкина
Викториан в ГПД по сказкам Александра Сергеевича Пушкина...
Внеклассное занятие по литературному чтению " Чтение с увлечением"
Мероприятие направлено на развитие интереса у обучающихся к устному народному творчеству, к пониманию содержания и идейного смысла сказок, способствует формированию креативности, критического мышления...