Внеклассное занятие по литературному чтению - Устный журнал «Солнце русской поэзии» А.С.Пушкин
методическая разработка по чтению (2, 3 класс) по теме

Екатерина Николаевна Морозова

в помощь учителю начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное занятие31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Устный журнал «Солнце русской поэзии»

Цели:

  1. Ознакомить с творчеством А.С.Пушкина
  2. Развивать творческие возможности детей, память, наблюдательность, мышление, речь.
  3. Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство ответственности, товарищества.

Оформление: Портрет А.С.Пушкина, рисунки детей на тему «Моя любимая сказка», выставка детских работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой», иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг со сказками А.С.Пушкина, иллюстрации-страницы журнала, грамзаписи, картина «У лукоморья дуб…»

Ход занятия.

Учитель: Сейчас перед вами откроются страницы устного журнала « Солнце русской поэзии». Наш журнал как настоящий. Только его не читают, а смотрят и слушают. Скажите ,пожалуйста, здесь редакция устного журнала? Работаем по группам (биографы, стихотворцы, сказочники, смехотворцы)

А.С.Пушкин! Сердце каждого человека восторженно откликается на это имя – Пушкин…

О входит в сознание человека, начиная с самого детства. Он пленяет наши души чудесной сказкой с синим лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой.

И, начиная с детства, Пушкин сопровождает нас всю жизнь – романтической и вдохновенной лирикой в юности, философской мудростью в зрелости. Мы обращаемся к Пушкину, когда нас окрыляет любовь и когда страдаем от одиночества, когда ищем смысл жизни и когда любуемся русской природой. Это гениальный поэт, воспевший Россию и её народ. И сегодня Пушкину посвящается наш журнал.

1 страничка «Биография»

Дети поочереди рассказывают о биографии Пушкина (когда последний рассказывает о дуэли-комната затемнена, свет выключен, на столе подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо, бумага).

1.Летним  днём 6 июня 1799 года в Москве, в известной семье Пушкиных, случилось волнительное событие: родился сын, которого назвали Александром. Мальчик был толстоват, малоподвижен, рос молчаливым и замкнутым.

Отец Пушкина – Сергей Львович – поэт знатного рода. Он любил литературу, был дружен с изветными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку. Мать Пушкина – Надежда Осиповна была образована, остроумна, хороша собой, любила театр и развлечения, блистала на балах.

В семье Пушкина было 5 детей. В живых осталось трое: старшая дочь Ольга, два сына-Александр и младший сын Лёва. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где в основном была французская литература. Маленький Саша с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги сделаи своё дело.«Чтение – вот лучшее учение»,- любил говорить Пушкин.

2. На восьмом году своей жизни Пушкин уже умел читать и писать , сочинял маленькие комедии на своих учителей, которые разыгрывал перед своей сестрой Ольгой. Она стала первым слушателем и критиком ранних стихов Пушкина.

Настоящими воспитателями и самыми близкими сердцу поэта людьми стали его бабушка и крепостная няня Арина Радионовна.

Арина Радионовна передавала Александру волшебные сказания старины. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней. В долгие зимние вечера, в ветхом доме Арина Радионовна, как в дестве, рассказывала поэту сказки. Он любил няню всем сердцем, посвещал ей стихи: «Подруга дней моих суровых…»

3.Детство А.С.Пушикна прошло в Москве, а его юность связана с Петербургом . С одиннадцати лет Александра отправили с дядющкой на ученье в Петербург, в Царскосельский лицей.

Годы учебы в лицее навсегда сохранились в душе поэта. В лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант.

Однажды, в лицей на экзамен пожаловал Державин, самый знаменитый стихотворец. Голос Пушкин звенел, сердце, казалось, стучало на весь зал. Когда он закончил, старый поэт со слезами на глазах встал и протянул руки, чтобы обнять молодого поэта, но Пушкин смутился и убежал.

4.Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза.

При первом взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Это вдохновенный образ поэта, исполненный творческих сил.

Много раз Пушкин изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом – графиком, хорошо знал свое лицо.

5. Погиб Пушкин очень рано: в 37 лет. Зимой 1837 года он был смертельно ранен на дуэли французом Дантесом. Через две недели поэта не стало. Царь распорядился похорон в Петербурге не устраивать, а ,отпев, увести гроб тихо,без шума, ночью, в Михайловское в Святогорский монастырь.

Одоевский написал некролог и воскликнул: «Солнце нашей поэзии закатилось!»

6. Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. стихотворения Пушкина переведены на многие языки мира. Его имя носят площади и улицы. В честь него названы библиотеки, школы, парки.

Во всех местах, куда приводила Пушкина его непредсказуемая судьба, созданы музеи, памятники.

Многие ученые – пушкинисты продолжают изучать жизнь и творчество Пушкина.

2 страница «Стихотворения А.С.Пушкина»

Учитель: Его стихов пленительная сладость

                Пройдет веков завистливую даль,

                И, внемля им, вздохнет о славе младость,

                Утешится безмолвная печаль

                И резвая задумается радость.

1 ученик: Ежегодно в начале июня во всех пушкинских местах: Москве, Санкт – Петербурге, Михайловском, Болдино, Одессе проходят праздники, на которых звучат стихотворения великого поэта. Люди наслаждаются его поэзией.

На нашем празднике тоже будут звучать стихотворения А.С.Пушкина.

2 ученик: В своих произведениях А.С.Пушкин выступал против несправедливости и за это царское правительство отправило его в ссылку, в село Михайловское. Здесь он пишет замечательное стихотворение «Зимний вечер», которое посвящает своему лучшему другу, няне Арине Радионовне.

3 ученик: читает стих «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет.
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Учитель:Очень любил Пушкин писать стихи о природе. Послушаем еще одно стихотворение, посвященное зиме: «Зимнее утро».

4 ученик:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Учитель:Пушкин умел видеть красоту и весенней и летней природы. Вот послушайте:

5 ученик: Читает стих «Гонимы вешними лучами»:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель: Вы прослушали стихи Пушкина о весне, зиме, а самым любимым временем года поэта была осень.

6 ученик:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

3 страница «Сказки»

Учитель:«Что за прелесть – эти сказки!

                 Каждая есть поэма!» - писал А.С.Пушкин в письме к брату. Как прекрасны, как пленительны сказки Пушкина, которые с удовольствием читают и взрослые, и дети.

Давайте отправимся в путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Сказка-ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

  1. Отгадывание героев сказок по телеграммам.

- Посмотрите к нам пришли телеграммы, но ни одна из них не подписана. Узнайте, кто отправил эти телеграммы?

Телеграмма

Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, «проклятое племя», корчить!

Балда

Телеграмма

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене.

Младшая сестрица

Телеграмма

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

Мимо острова Буяна…

Корабельщики

- Что ж, отгадать сказочных героев по телеграммам вам не составило труда!

  1. Путешествие по сказочным царствам А.С. Пушкина.

- А каких еще сказочных героев вы знаете? Давайте попытаемся их угадать. (обращаюсь к выставке поделок, вылепленных из пластилина).

- Во всех сказках происходят чудеса. И в сказках Пушкина без них тоже не обошлось. Давайте вспомним о них.

  • В кого превращала царевна-Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал «царство славного Салтана»?

В комара, муху, шмеля

  • Как изображает Пушкин царевну-Лебедь?

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит

Словно реченька журчит.

  • Какие еще вы помните волшебства в сказках Пушкина!

Ответы детей

  1. Угадай, к какой сказке выполнена иллюстация.

Работа с детскими рисунками.

    4. Викторина (вопросы на карточках).

- А сейчас проверьте, знаете ли вы сказки Пушкина. Группа сказочников приготовила для вас интересные вопросы. (задания на карточках – рыбки, петушки).

-А теперь отправимся с вами в Пушкинское лукоморье. (на доске дуб с листочками, на листочках задания, дети по очереди выполняют).

Карточка № 1: Какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

«…Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?..»

Карточка № 2: Что кричал петушок, сидя на спице?

«…Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!..»

Карточка № 3: Что приговаривал Балда с укоризной, давая попу по лбу три раза?

«…Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!..»

Карточка № 4: Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

Карточка № 5: С какими словами обращался старик к рыбке?

«…Смилуйся, государыня рыбка!..»

Карточка № 6: Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане?

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

Карточка № 7: А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

«…Я там был, мед пиво пил – и усы лишь обмочил.»

Карточка № 8: Кто точнее назовет ответ зеркальца мачехе в конце сказки?

«…Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее!..»

Карточка № 9: Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

«…Сказка ложь, да в ней немек!

Добрым молодцам урок!»

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно знаете эти сказки, а значит любите читать!

5. Отгадывание сказок по отрывку из грам.записи.

Учитель: Понравилось вам путешествие по нашему царству, Пушкинскому государству? Но оно таит ещё много чудес и загадок. Читайте сказки Пушкина и вы никогда не забудете дорогу в это царство – царство добра и справедливости, чудес и волшебчтва.

4 Страница «Занимательная»

1. Разгадывание кроссворда

2. Чёрный ящик (из каких сказок эти предметы).

Ученик читает стих:

Сегодня праздник – Пушкин с нами,

Нам есть о чём поговорить:

О прозе, о поэме, драме –

Какую жизнь он смог прожить!

Чтоб праздник этот был нескушен,

Мы приготовили сюрприз,

Призы дадим мы каждой группе,

Но надо заработать приз.

Кто в конкурсе проявит рвенбе,

Тот и достоин награжденья!

Учитель: Праздник заканчивается, но не заканчиваетя чтение книг

 А.С. Пушкина. Читайте Пушкина – и ваша жизнь будет богаче, ярче, вдохновенней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по литературному чтению для 4 класса Роберт Льюис Стивенсон "Остров Сокровищ"

Верю, что ещё остались дети, которые любят книгу и много читают. Материалы презентации поспособствуют к привитию любви к книге....

СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН...

Солнце русской поэзии. А.С.Пушкин

Презентация о жизни А.С. Пушкина. Может быть использована на уроках  литературного чтения при изучении творчества поэта  в 1-4 классах. Материал подан в простой и удобной для восприятия...

Презентация "Солнце русской поэзии - А. С. Пушкин"

Знакомство воспитанников с творчеством поэта-сказочника А.С. Пушкина. Вызвать желания  читать произведения писателя, воспитывать гордость за великих людей России....

Презентация внеклассного занятия по литературному чтению сказки А.С. Пушкина

Викториан в ГПД по сказкам Александра Сергеевича Пушкина...

Внеклассное занятие по литературному чтению " Чтение с увлечением"

Мероприятие направлено на развитие интереса у обучающихся к устному народному творчеству, к пониманию содержания и идейного смысла сказок, способствует формированию креативности, критического мышления...