Работа над понятием «научно-художественное произведение»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
В основе урока выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения по рассказу В. Бианки "Как Муравьишка домой спешил".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Городская классическая гимназия»
Городского округа «город Якутск»
Урок литературного чтения во 2 классе
/ по учебнику В.Ю.Свиридовой, Н.А.Чураковой/
Тема: Работа над понятием
«научно-художественное произведение»
Марьясова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
пед. стаж – 20 лет
высшая категория
Якутск 2012
Урок литературного чтения во 2 классе по учебнику В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой.
Тема: Работа над понятием «Научно-художественное произведение».
Основная идея урока: Построение собственной мысли о понятии «Научно-художественное произведение».
Цели:
- Выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения.
- Развитие способности наблюдения над текстом.
- Развитие творческой фантазии.
Средства:
- текст В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»,
- карточки, рисунки.
Форма организации урока: диалог.
Ход урока:
Организационный момент (психологический настрой).
Ученики рассаживаются в группы по 5-6 человек.
- Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения.
А теперь, посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
1 этап – Постановка проблемы.
- Ребята, что нового вы заметили сегодня в классе?
(В классе появилась выставка книг: энциклопедии, словари, сказки, рассказы, стихи).
- Чем отличаются книги друг от друга?
(Заслушиваются ответы детей).
- Кто догадался, на какие группы можно разложить эти книги?
(Несколько детей показывают свои варианты раскладывания книг в группы, в итоге ребята приходят к выводу, что книги можно разложить на 2 группы: научные и художественные).
- А в какую группу можно отнести произведение В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»?
Если дети отнесут это произведение к художественным книгам, то следует спросить: Все ли согласны? Можно ли эту книгу считать только художественной? А кто считает, что она научная? Почему?
- Чтобы не путаться в этих понятиях, давайте вместе разберемся, что такое научное произведение и что такое художественное.
2 этап. Поиск решения проблемы.
- Прослушайте 2 отрывка из разных произведений:
а) Бурый медведь – самый известный из класса млекопитающих. Он водится в Северной Америке, Азии и Европе. Самый известный – Европейский. Его вес достигает от 80 до 300 кг, рост около 1 метра. Продолжительность жизни около 20 лет в условиях дикой природы, и в 2 раза дольше в неволе. Медведи поедают в день от 10 до 15 кг пищи.
б) Наступила радостная весна. Ласковое солнышко согрело землю. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Под корнями старой ели была большая глубокая нора. Там всю зиму сладко спал медведь. Холодный ручей разбудил зверя. Топтыгин выбежал на лесную поляну и осмотрелся. Ему очень хотелось, есть, и он направился на поиск муравейника.
- Что вы можете сказать об этих отрывках? Чем похожи эти тексты и в чем их различие?
- Как вы определили, что 1 отрывок из научного текста? Вы получили определенные знания о медведе? В литературе достоверная, правдивая информация называется – научной.
( на доску вывешивается понятие: научная информация).
- Есть ли в этом тексте слова, которые вам непонятны? Какие?
Специальные слова, которые относятся к науке, называются научными понятиями или терминами. Их значение можно найти в толковом словаре.
( на доску вывешивается: научные понятия, термины.)
- А в художественном произведении только достоверная информация или автор может сам что-то придумать, создать героя?
- Посмотрите на 2 иллюстрации к разным книгам. Что вы о них можете сказать?
( Учитель показывает фото любого животного и его художественный рисунок).
- По какой иллюстрации вы можете определить характер героя, его настроение?
В литературе это называется создание художественного образа.
( на доску вывешивается понятие: художественный образ)
- А можно ли эту иллюстрацию поместить в научную книгу? Почему?
- Какие чувства возникают у вас после прочтения художественных произведений? А возникают ли какие-либо чувства после прочтения научного текста?
( на доску вывешивается: чувства, переживания).
На доске в результате обсуждения получается такая таблица:
Научное произведение Художественное произведение
- научная информация - художественный образ
- научные понятия, - чувства, переживания
термины
Задание группам: У вас на столах 2 текста. Посовещайтесь в группе и решите, какой текст относится к художественному произведению, а какой является научным?
1 текст:
Лягушка.
Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась теплым мелким дождиком. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Она насторожилась. Это летели утки. Лягушка быстро спряталась в осоке.
2 текст:
Лягушка.
Лягушка – полезное животное, относящееся к классу земноводных. Встретить ее можно вблизи водоемов, на сырых лесных полянах. Питается лягушка различными насекомыми, улитками, червями. Заметив какое-либо насекомое, она не преследует его, а поджидает. Когда добыча приблизилась, лягушка прыгает, выбрасывает свой клейкий язык, схватывает им насекомое и проглатывает. Между тем лягушки имеют много врагов: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи.
(заслушиваются ответы детей).
3 этап. Решение проблемы.
- Ребята, давайте вернемся к нашей проблеме. Мы с вами так и не разобрались, в какую же группу определить произведение В. Бианки « Как Муравьишка домой спешил». Давайте по нашей таблице попробуем разобраться.
- Есть ли в этом тексте описания и выражения, требующие от писателя точной, научной информации? Встречаются ли научные понятия, термины?
- Создает ли писатель художественные образы? Возникают ли у вас какие-либо чувства по ходу чтения этого произведения?
- Откройте учебники, найдите в этом тексте признаки художественного и научного произведений. Подтвердите свое мнение словами из текста.
( ответы детей).
- Теперь вы можете сделать вывод, как называется такое произведение, в котором есть признаки и художественного, и научного текстов?
( на доске вывешивается понятие: научно-художественное произведение).
4 этап. Закрепление решения проблемы.
Творческое задание по группам:
- Я предлагаю вам попробовать составить свое научно-художественное произведение. Придумайте продолжение этого рассказа, представив, что Муравьишка не успел вовремя добраться домой. Подумайте, к кому он мог бы обратиться за помощью? У вас на столах находятся энциклопедии о насекомых, которыми вы можете воспользоваться. А также вы можете воспользоваться мультимедийной «Энциклопедией животных Кирилла и Мефодия», которая находится у нас в компьютере.
(Заслушивание получившихся вариантов).
- Получились ли у вас научно-художественные тексты?
Домашнее задание: Прочитать рассказ В. Бианки из сборника «Лесная газета» (на выбор), найти признаки научно-художественного произведения или попробовать составить свой научно-художественный рассказ.
5 этап. Рефлексия.
- Какое новое понятие сегодня узнали?
- Чем оно отличается от других произведений?
- Кого в группе сегодня хотели бы похвалить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ
Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....
Технология работы с понятием.
Данная разработка является результатом изучения эпистимических технологий и содержит практический материал по работе с понятием в рамках ФГОС....
Логические приемы работы с понятиями на уроках русского языка.
Описание приемов работы над понятиями....
Работа над понятием "тема высказывания" в начальной школе
Развитие речи младших школьников – является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Наибольшие трудности при этом возникают при формировании умения писать с...
Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы
Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. О...
Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.
Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав...
Технологическая карта урока "Литературное чтение" - 4 класс. "М. Зощенко. Елка. Работа с текстом и анализ произведения. Проверочная работа по теме «Страна детства" (УМК: «Школа России» Климанова Л.Ф , Горецкий В.Г)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений. систематизация знаний о произв...