Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы
статья

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. 
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

       Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nauchno-isled._raboty.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

     

        

  Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы

   Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. 
Общие исследовательские умения и навыки – это: умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов; умения делать выводы и умозаключения; умения и навыки структурирования материала; работы с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

       Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Исследовательская работа состоит из следующих частей:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Глава I

Глава II

Заключение

Литература

Приложения

Рассмотрим, что включает в себя каждая часть работы над исследованием.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. На титульном листе указываются:

  • полное наименование образовательного учреждения в верхней части листа в центре;
  • название темы исследования более крупным шрифтом в центре листа (без слова «тема»);
  • фамилия, имя и отчество автора исследования, указание на то, учеником какого класса является - в нижней части титульного листа справа (без слова «автор», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);
  • фамилия, имя, отчество, должность, научная степень и звание научного руководителя – ниже предыдущей записи (без слова «научный руководитель», не требуется указывать здесь образовательное учреждение);
  • год и город -  внизу страницы, в центре.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Вариант оглавления: перечень разделов работы, с указанием номеров страниц, на которых начинается каждый раздел:

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I (название главы) ………………………………………………………4

Глава II (название главы) ………………………………………………………7

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………12

Приложения (вопросы анкет, таблицы, схемы, диаграммы, т.д……………..13

Введение

Введение – первый раздел, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи работы, гипотеза, объект и предмет исследования.

Раскроем содержание каждого пункта.

1.Тема исследовательской работы

Главное – любая исследовательская работа предполагает принцип добровольности и личной заинтересованности. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась учителю, должного эффекта не даст.

Начиная организовывать работу, предлагаем ученику несколько тем (темы могут быть только намечены, без конкретики). Из предложенного ребёнок выбирает то, что ему интересно, после этого конкретизируем, определяем, что хотим в итоге работы – исследования получить, изучаем имеющуюся литературу по теме и определяем цели и задачи исследовательской работы.

2.Актуальность исследовательской работы

Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

3.Цели исследовательской работы

Цель исследовательской работы – это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы. Она описывается автором во Введении исследовательской работы простыми словами и одним – двумя предложениями.

Существует простая схема составления цели исследовательской работы:

-выберите одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

-добавить название объекта исследования.

Примеры формулировок цели исследовательской работы:

  • исследовать названия улиц нашего села (города) и продемонстрировать уличные достопримечательности;
  • исследовать истории и роли города в истории страны;
  • исследовать и узнать легенды и мифы, связанные с историей города;
  • определить роль собора в жизни города.

4.Задачи исследовательской работы

Задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?». Обычно задачи исследования перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, проверить, узнать, исследовать, разработать, найти, предложить, измерить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, разработать и др.

Например, предложенная тема «Не желаю окружающей среде одноразового использования (что я могу сделать с мусором)».

Поставленная цель: определить этапы, определив, какие общие черты можно найти в них.

Цель: Проследить путь бытовых отходов

Из цели выделяем задачи: 

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • описать влияние отходов на окружающую среду;
  • доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
  • предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов.

Цели и задачи исследовательской работы помогают выдвинуть гипотезу работы.

5.Гипотеза исследовательской работы


Гипотеза – это основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза – это предвидение событий.

В научно-методической литературе предлагаются шаблоны формулировок гипотез:

  • Что-то влияет на что-то в том случае, если…
  • Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.
  • Что-то будет успешным, если…
  • Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Таким образом, наличие гипотезы – это важное условие научного исследования. Гипотеза – это связь между настоящими и будущими знаниями, это брусчатка мостовой науки.

6.Определение объекта и предмета исследования

  1. Объект исследования – это явление, которое хотят изучить. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?
  2. Предмет исследования – это определенная часть объекта, которые будут исследованы в работе.

Пример определения объекта и предмета в соответствии с темой исследования.

Цель моего исследования: проследить путь бытовых отходов.

Объект исследования: окружающая среда.

Предмет исследования: бытовые отходы.

Основная часть работы: теоретическая и практическая части исследовательской работы

Глава I.  Теоретическая часть исследовательской работы

Основная (содержательная) часть работы, в которой рассматриваются ведущие вопросы темы. Как правило, посвящается теоретическим вопросам, связанным с тем, как исследуемая проблема разработана в печатных изданиях.  В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с ней. Изучение литературы по теме исследования позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной научной тематики, уяснить основные термины, понять, сравнить взгляды разных авторов на проблему.

Глава II.  Практическая часть исследовательской работы

Здесь описываются практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования. В конце каждой главы пишутся выводы.

 Последовательность действий исследователя на этом этапе обычно предполагает выполнение следующих операций:

  • исходное диагностирование состояния зависимых переменных (до опыта) с помощью диагностических методов («первая экспериментальная точка»);
  • обработка этих данных (статистическая, аналитическая и т. п.);
  • корректировка программы эксперимента или его графика (если возникла необходимость);
  • частичное или полное изменение независимой переменной с помощью избранных вами «средств влияния»;
  • повторное диагностирование состояния зависимых переменных («вторая экспериментальная точка»);
  • обработка полученных данных и их сравнение с исходными;
  • корректировка эксперимента (если возникла такая необходимость);
  • изменение независимой переменной;
  • финальное диагностирование состояния зависимых переменных («третья экспериментальная точка»);
  • обработка полученных данных и их сравнение с предыдущими.

Заключение по работе

Заключение – завершающий раздел текста исследовательской работы, содержащий краткое изложение основных итогов и выводов работы.

Текст «Заключения» можно начинать с таких фраз: «на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы…» или «исходя из вышеизложенного материала…» и т.д.

В «Заключение» указываются перспективы дальнейшего изучения и развития темы исследования.

Литература

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

6.Приложение

В работе могут иметь место приложения – это материалы прикладного характера, которые были использованы автором в процессе разработки темы. К ним относятся следующие материалы:

  • различные положения, инструкции, копии документов;
  • схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер (или превышают объем 0,5 страницы);
  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;
  • иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте и пр.

В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно – исследовательской, проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения.

Информационное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем ...

Научно-исследовательская проектная работа «Мой домашний питомец»

           Издавна кошки являются любимыми домашними питомцами.Их независимость и красота всегда привлекали людей.Каждая кошка имеет свой характер и натуру.Как пра...

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Научно-исследовательская (проектная) работа "Фетровая книжка для развития детей"

Как только появилось человечество, назрела необходимость увлечь мамам своих детей, чтобы заняться своими делами. Иногда у мам это действительно получалось, но  некоторые из приёмов потерпели неуд...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...