Технология работы с понятием.
методическая разработка по теме

Комина Ольга Ивановна

Данная разработка является результатом изучения эпистимических технологий и содержит практический материал по работе с понятием в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_ponyatiem.docx280.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Технология освоения понятия

как системно-типологического образования»

окружающий мир 3 класс

«Восточные славяне»

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 9»

г.Энгельса Саратовской области

Комина О.И.

2011-2012 уч.год

    Слайд 2

Особым ресурсом, позволяющим работать со знанием в насыщенной информационной среде, является образовательный портал нового типа-эпистемотека. Сегодня, когда остро дает о себе знать конфликт между знанием и информацией, налицо тенденция: чем более дети информированы, тем менее они оказываются знающими и мыслящими. Поэтому так важно –изнутри самого информационного пространства выработать противоядие антизнаниевым, антимыслительным способам работы и создать образовательный интернет, нацеливающий учащихся на овладение новыми типами знаний и новейшими способами работы со знаниями. Задача эпистемотеки –выведение учащихся к самым передним границам развития современного знания, обучение инновационному мышлению изнутри информационного пространства, когда информационные технологии не убивают теоретическое мышление и знание, а усиливают его.  Таким образом, эпистемотека –это своеобразная «надстройка» над уже имеющимися образовательными сайтами и прочими интернет-ресурсами. Но в отличие от других образовательных порталов, эпистемотека задает совершенно новую фокусировку: она ориентирует учащегося на освоение новых способов работы со знанием, осуществляя проведение границ между знаемым и незнаемым, позволяет дать МЕТАзнание: знание о знании и знание о незнании.

     Слайд 3

   В основе эпистимических технологий лежит системомыследеятельностный подход. Он нацелен на работу именно со знаниями в самых разных научных областях, системах деятельности и сферах практики. Поэтому учебным предметом нового типа становится метапредмет. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены : «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» и  эпистимические технологии, позволяющие получить новые знания:

-технология знающего незнания;

-технология работы по выделении  основных понятийных различений;

-технология построения идеализации;

-технология освоения понятия как системно-типологического образования;

-технология систематизации;

-технология работы со схемным знанием;

-технология концептульно-эпистимической разведки и др.

     Слайд 4

   Технология освоения понятия как системно- типологического образования  базируется на метапредмете «Знание».  Основная идея данного метапредмета состоит в том, чтобы научить учащихся самим порождать новые знания через осмысление базисных понятий, лежащих в основе разных предметных полей, а также посредством развития данных понятий в новой социокультурной ситуации.

       Слайд 5

    Раздел эпистемотеки для начальной школы состоит из трёх подразделов, связанных друг с другом и решающих свои педагогические задачи:

  • Почемучкины вопросы (1 класс)
  • Наши открытия (2-3 классы)
  • Школа Кулибина (4 класс)

       Исследовательские вопросы  из раздела «Почемучкины вопросы» становятся отправной точкой для построения знания в разделе «Наши открытия». Знания, полученные в разделе «Наши открытия», могут стать импульсом для идей в разделе «Школа Кулибина»,где учащиеся начальной школы имеют возможность представить свои проектные идеи и обсудить их с другими детьми на форуме.

      Возможность познакомиться с идеями других детей, а также с технологическими открытиями мирового уровня, с историей их возникновения и с рассказами о людях – изобретателях имеет большое значение,  особенно для детей безынициативных, пассивных.

       Все разделы эпистемотеки связаны между собой.

Рисунок3

     

      Тема моего мастер-класса входит в раздел «Наши открытия»  и я сначала  хотела бы  познакомить вас с методической схемой данного раздела. Она носит универсальный характер, поэтому вы можете её использовать в своей работе с любым другим содержанием.

      Слайд 6

     Методическая схема работы в разделе «Наши открытия» включает в себя  три этапа.

Первый этап 

Происходит столкновение с феноменом (каждый ребенок самостоятельно  пробует ответить на вопрос)1 этап Наши открытия

Первичные версии ребят обсуждаются в классе с учителем.

Педагог задает уточняющие вопросы для того, чтобы ответ ребенка получился ясным и развернутым. Учитель оказывает помощь в формулировании, так как не всегда ребенок этого возраста может выразить в речи свою мысль.

Обязательным  является рисунок, поясняющий текстовый ответ ребенка.

Ответы детей  обязательно фиксируются.

Слайд 7

Второй этап. 

Дети на форуме эпистемотеки знакомятся с ответами других ребят.  Сопоставляют свою версию с другими: выделяют похожие и отличающиеся от своей.  

В классе происходит обсуждение версий и критика нежизнеспособных версий. 2 этап Наши открытия

         В классе формируются  группы «единомышленников».

Работа с оставшимися версиями проходит в группах.  Ребята выполняют объяснительные рисунки и приводят аргументы, подтверждающие их версию. Выдвигают контраргументы к другим версиям.

Слайд 8

        Третий этап.

На следующем, третьем этапе организуется работа, направленная на выявление истины.

Ребята проводят опыты, знакомятся с литературой, с суждением эксперта, версиями других участников обсуждения.

Сопоставляют свою идею с результатами опытов, фактами, изложенными в научных статьях, подбирают контраргументы к своей версии. Тем самым проверяют их на истинность. 3 этап Наши открытия

 

По результатам проверки нежизнеспособные версии отпадают.

 На основе оставшейся версии дети строят модель механизма явления.

Модели размещаются на форуме эпистемотеки. Ребята их  сравнивают, строят  к ним критику,  выбирают модель, которая лучшим образом демонстрирует процессы, протекающие в исследуемом объеме.

Слайд 9

Окружающий мир  3 класс

Тема: «Восточные  славяне»

Цели урока:

- получить новую информацию о жизни древних славян с помощью анализа картографического материала  (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая карта);

- опираясь на полученную информацию, строить причинно-следственные связи;

- выдвигать гипотезы и проверять их;

I. Орг. момент.

Слайд 10

II. Мотивация.

-Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о жизни восточных славян в древности.

- Известно ли вам что-то об этих людях, об их жизни?

- Что бы вы хотели узнать о жизни восточных славян в древности для составления рассказа? (где и как жили, чем занимались, что ели, во что одевались, как выглядели)

- А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? Где бы вы могли узнать, как жили восточные славяне?(учитель, интернет, книга, семья и др.)

(Фиксация ответов на доске -Источники информации:  учитель-спросили, книга-прочитали, Интернет-посмотрели, семья-послушали)  

-К сожалению, на сегодняшнем уроке вам не пригодятся эти способы: учитель ничего рассказывать не будет, книгой, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно.

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались?

-Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы).

-Для чего нам нужен новый способ? (для получения сведений о жизни восточных славян в древности)

-Да, сегодня нам и предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце урока дадим название.

Слайд 11

-Посмотрите на доску, здесь расположены карточки с характеристиками  места                  проживания,   природы,  климата, занятий разных народов.

место                  долины  рек Днепр,               Северо-            с востока и юга

проживания     Волга, Днестр, Припять,        восточная        территория омывается

                            Западная Двина                      Африка            Индийским океаном

        

природа    много    огромные    полноводные    лесостепи       в  лесах живут

                   лесов     пустыни      реки                   и степи           львы, тигры, леопарды

                           

климат  хорошо выражены  отсутствие  теплый климат   лето теплое, зима морозная

               все сезоны года          дождей      круглый год          со снежным покровом

занятия  выращивали    выращивали  охотились на    в лесах собирали    разводили

              рожь, пшеницу    кокосовые      медведей,      ягоды, грибы,          коров, коз,

                                               пальмы          зайцев           мед диких пчел       лошадей

-Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни восточных славян, а какие нет? (Да. Нет. Не уверены.)

Слайд 12

-Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы проверить правильность наших предположений и получить дополнительную информацию? (Карты-физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая карта ) 

- Как вы думаете, может ли карта быть источником знаний о жизни восточных славян в древности?    (Да, нет)

-Почему так считаете?                                    

- На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке?

- Приходилось ли вам сталкиваться с картами? В каких случаях (ситуациях)? Помогали ли вам карты?

- Посмотрите внимательно на те карты, которые у вас на партах и предложите, как мы ими сегодня сможем воспользоваться?

(Зафиксировать предложения детей и попытаться применить их предложения.)

    -Над чем мы сейчас начали работать? (способом получения информации из карт)

Слайд 13

III. Исследование.

- С какими картами мы будем работать? (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая)

- О чем могут рассказать карты?

- Как будем собирать информацию?(у каждой карты есть свой текст-легенда, мы можем прочитать его в условных обозначениях цвет играет большую роль в определении рельефа местности, растительности, расселения, так происходит изучение легенды каждой карты)

-Зная легенды карт, попробуйте собрать информацию о восточных славянах (исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию, что позволяет создавать версии описания жизни людей.)

Слайд 14

IV. Обмен информацией.

- Используя историческую карту, попробуем определить место проживания восточных славян (в восточной части Европы, в долинах рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.)                                                                

- Как ты узнал? (по  условным обозначениям)

- Как описать место жительство восточных славян?

- Может быть вам помогут географические объекты, которые были в старину и  сейчас есть? Что это за географические объекты?  (реки, моря)

- На какой карте можно найти современные географические объекты? (физической)

-Попробуем совместить историческую и физическую карты.

-Может теперь сможем разобраться с моими карточками?

- Как вы узнали, с помощью чего?   (условных обозначений)

- Как быть с характеристиками природы?

- Можем ли описать природу по карте? (посмотреть по карте природных зон)

-Какие характеристики природы верные? (много лесов, полноводные реки)

- Как вы определили? (помогла карта)

-Теперь поговорим о климате. Как быть с его описанием?(хорошо выражены все времена года)

- Как сориентироваться на карте? (по постоянным географическим объектам)

- Есть ли лишние карточки? Почему?

- Что помогло вам выбрать верные характеристики?      (карта)

Слайд 15

V. Связывание информации.

- В какой карте можно найти внешний вид славян, их обычаи, занятия?

-По карте мы можем это узнать? (нет)

-А предположить мы можем, какие занятия могли быть у славян?

- Что можете предположить, включив воображение?

- На чем вы основывались, когда выдвигали свои гипотезы? (на информации, полученной с помощью карт)

-Как бы вы теперь ответили на вопрос урока, может ли быть карта источником информации о славянах?                

-Точную информацию о климате, природе, месте проживания  получили с помощью карты, а как мы узнали о занятиях славян? (предположили, вообразили, основываясь на карте)

-Но мы выдвинули предположения (как  окончательное осмысление, понимание происходящего детям предлагается текст, предположительно о славянах; соотнеся его с использованными картами, ученики доказывают, что в тексте идет речь вовсе не о славянах; вот теперь дети убеждены-понимание достигнуто и оказалось, что карту можно читать как интересную книгу)

-Давайте проверим их и для этого прочтем научно-познавательный текст.

Слайд 16

                                                   Как жили восточные славяне.

Славяне жили на территории Восточной части современной Европы. Вокруг росли леса, текли полноводные реки Волга, Днепр, Днестр. Обилие рек и озер позволяло обеспечивать себя рыбой. Теплым летом восточные славяне распахивали землю и выращивали рожь, пшеницу, ячмень. На лесных опушках собирали ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед. На лугах зеленели сочные травы – прекрасный корм для лошадей и коров. Охота в лесу давала много дичи, а из теплого и красивого меха медведей, лис, бобров люди шили теплую одежду, которую носили морозной зимой.

-Правильную ли информацию мы определили с помощью карт, верны ли наши предположения?

Слайд 17

VI. Подведение итогов, рефлексия.

-Придя, домой вы смело можете сказать, что умеете получать знания с помощь карты. Но вас обязательно спросят, как получить знания с помощью карты? (прочесть ее легенду)

VII. Применение.

-У меня на слайде записан еще один текст. Я думаю, что он о восточных славянах. Послушайте его, выскажите свое мнение.    

  « В долине Ганга жарко и влажно. Её покрывают густые леса – джунгли. Некоторые деревья вырастают необычайной толщины. Ветки крепко сплетаются друг с другом.

  От густой листвы даже днем в джунглях бывает темно. В вечнозеленом лесу круглый год распускаются яркие и душистые цветы. Местные жители верят, что именно здесь можно встретить духа вечнозеленого леса.  Путнику можно питаться бананами, кокосовыми орехами. Но в джунглях человека подстерегают опасности – хищные звери, ядовитые насекомые и змеи».

- Этот текст о жизни восточных славян? Почему так думаете?

- Что помогло вам определить, что этот текст не про славян?

-Молодцы, вы действительно можете получать новую информации с помощь карты.

-Над каким понятием вы сегодня работали? (восточные славяне)

-С помощью какого способа мы получили информацию и жизни древних славян? (анализ  картографического материала)    

    Данный  фрагмент  урока показал, что дети не получали готовых знаний . При работе они включали мыслительные операции: обобщение, анализ, классификацию. Задания и вопросы были сформулированы таким образом, что учащиеся оказались поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения. Работа в данном модуле была направлена не только на получение знания о понятии, но и на формирование мыследеятельностных способностей: понимания, различения, воображения, коммуникации, идеализации, рефлексии.

Слайд 18

    А  закончить своё выступление хочу словами Дистервега - немецкого учёного, мыслителя, последователя Песталоцци «Плохой учитель преподносит истину, хороший –учит ее находить».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над понятием «научно-художественное произведение»

В основе урока выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения по рассказу В. Бианки "Как Муравьишка до...

Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ

Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....

Работа над понятием "тема высказывания" в начальной школе

      Развитие речи младших школьников – является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Наибольшие трудности при этом возникают при формировании умения писать с...

Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы

Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. О...

Работа над понятием «Виды речи»

Работа над понятием «Виды речи».Чтение рассказа «Про мальчика Федю». Слушайте внимательно.Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.– Мама! – крикнул он. – П...