Технология работы с понятием.
методическая разработка по теме
Данная разработка является результатом изучения эпистимических технологий и содержит практический материал по работе с понятием в рамках ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_ponyatiem.docx | 280.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Технология освоения понятия
как системно-типологического образования»
окружающий мир 3 класс
«Восточные славяне»
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 9»
г.Энгельса Саратовской области
Комина О.И.
2011-2012 уч.год
Слайд 2
Особым ресурсом, позволяющим работать со знанием в насыщенной информационной среде, является образовательный портал нового типа-эпистемотека. Сегодня, когда остро дает о себе знать конфликт между знанием и информацией, налицо тенденция: чем более дети информированы, тем менее они оказываются знающими и мыслящими. Поэтому так важно –изнутри самого информационного пространства выработать противоядие антизнаниевым, антимыслительным способам работы и создать образовательный интернет, нацеливающий учащихся на овладение новыми типами знаний и новейшими способами работы со знаниями. Задача эпистемотеки –выведение учащихся к самым передним границам развития современного знания, обучение инновационному мышлению изнутри информационного пространства, когда информационные технологии не убивают теоретическое мышление и знание, а усиливают его. Таким образом, эпистемотека –это своеобразная «надстройка» над уже имеющимися образовательными сайтами и прочими интернет-ресурсами. Но в отличие от других образовательных порталов, эпистемотека задает совершенно новую фокусировку: она ориентирует учащегося на освоение новых способов работы со знанием, осуществляя проведение границ между знаемым и незнаемым, позволяет дать МЕТАзнание: знание о знании и знание о незнании.
Слайд 3
В основе эпистимических технологий лежит системомыследеятельностный подход. Он нацелен на работу именно со знаниями в самых разных научных областях, системах деятельности и сферах практики. Поэтому учебным предметом нового типа становится метапредмет. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены : «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача» и эпистимические технологии, позволяющие получить новые знания:
-технология знающего незнания;
-технология работы по выделении основных понятийных различений;
-технология построения идеализации;
-технология освоения понятия как системно-типологического образования;
-технология систематизации;
-технология работы со схемным знанием;
-технология концептульно-эпистимической разведки и др.
Слайд 4
Технология освоения понятия как системно- типологического образования базируется на метапредмете «Знание». Основная идея данного метапредмета состоит в том, чтобы научить учащихся самим порождать новые знания через осмысление базисных понятий, лежащих в основе разных предметных полей, а также посредством развития данных понятий в новой социокультурной ситуации.
Слайд 5
Раздел эпистемотеки для начальной школы состоит из трёх подразделов, связанных друг с другом и решающих свои педагогические задачи:
- Почемучкины вопросы (1 класс)
- Наши открытия (2-3 классы)
- Школа Кулибина (4 класс)
Исследовательские вопросы из раздела «Почемучкины вопросы» становятся отправной точкой для построения знания в разделе «Наши открытия». Знания, полученные в разделе «Наши открытия», могут стать импульсом для идей в разделе «Школа Кулибина»,где учащиеся начальной школы имеют возможность представить свои проектные идеи и обсудить их с другими детьми на форуме.
Возможность познакомиться с идеями других детей, а также с технологическими открытиями мирового уровня, с историей их возникновения и с рассказами о людях – изобретателях имеет большое значение, особенно для детей безынициативных, пассивных.
Все разделы эпистемотеки связаны между собой.
Тема моего мастер-класса входит в раздел «Наши открытия» и я сначала хотела бы познакомить вас с методической схемой данного раздела. Она носит универсальный характер, поэтому вы можете её использовать в своей работе с любым другим содержанием.
Слайд 6
Методическая схема работы в разделе «Наши открытия» включает в себя три этапа.
Первый этап
Происходит столкновение с феноменом (каждый ребенок самостоятельно пробует ответить на вопрос)
Первичные версии ребят обсуждаются в классе с учителем.
Педагог задает уточняющие вопросы для того, чтобы ответ ребенка получился ясным и развернутым. Учитель оказывает помощь в формулировании, так как не всегда ребенок этого возраста может выразить в речи свою мысль.
Обязательным является рисунок, поясняющий текстовый ответ ребенка.
Ответы детей обязательно фиксируются.
Слайд 7
Второй этап.
Дети на форуме эпистемотеки знакомятся с ответами других ребят. Сопоставляют свою версию с другими: выделяют похожие и отличающиеся от своей.
В классе происходит обсуждение версий и критика нежизнеспособных версий.
В классе формируются группы «единомышленников».
Работа с оставшимися версиями проходит в группах. Ребята выполняют объяснительные рисунки и приводят аргументы, подтверждающие их версию. Выдвигают контраргументы к другим версиям.
Слайд 8
Третий этап.
На следующем, третьем этапе организуется работа, направленная на выявление истины.
Ребята проводят опыты, знакомятся с литературой, с суждением эксперта, версиями других участников обсуждения.
Сопоставляют свою идею с результатами опытов, фактами, изложенными в научных статьях, подбирают контраргументы к своей версии. Тем самым проверяют их на истинность.
По результатам проверки нежизнеспособные версии отпадают.
На основе оставшейся версии дети строят модель механизма явления.
Модели размещаются на форуме эпистемотеки. Ребята их сравнивают, строят к ним критику, выбирают модель, которая лучшим образом демонстрирует процессы, протекающие в исследуемом объеме.
Слайд 9
Окружающий мир 3 класс
Тема: «Восточные славяне»
Цели урока:
- получить новую информацию о жизни древних славян с помощью анализа картографического материала (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая карта);
- опираясь на полученную информацию, строить причинно-следственные связи;
- выдвигать гипотезы и проверять их;
I. Орг. момент.
Слайд 10
II. Мотивация.
-Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о жизни восточных славян в древности.
- Известно ли вам что-то об этих людях, об их жизни?
- Что бы вы хотели узнать о жизни восточных славян в древности для составления рассказа? (где и как жили, чем занимались, что ели, во что одевались, как выглядели)
- А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? Где бы вы могли узнать, как жили восточные славяне?(учитель, интернет, книга, семья и др.)
(Фиксация ответов на доске -Источники информации: учитель-спросили, книга-прочитали, Интернет-посмотрели, семья-послушали)
-К сожалению, на сегодняшнем уроке вам не пригодятся эти способы: учитель ничего рассказывать не будет, книгой, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно.
- Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались?
-Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы).
-Для чего нам нужен новый способ? (для получения сведений о жизни восточных славян в древности)
-Да, сегодня нам и предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце урока дадим название.
Слайд 11
-Посмотрите на доску, здесь расположены карточки с характеристиками места проживания, природы, климата, занятий разных народов.
место долины рек Днепр, Северо- с востока и юга
проживания Волга, Днестр, Припять, восточная территория омывается
Западная Двина Африка Индийским океаном
природа много огромные полноводные лесостепи в лесах живут
лесов пустыни реки и степи львы, тигры, леопарды
климат хорошо выражены отсутствие теплый климат лето теплое, зима морозная
все сезоны года дождей круглый год со снежным покровом
занятия выращивали выращивали охотились на в лесах собирали разводили
рожь, пшеницу кокосовые медведей, ягоды, грибы, коров, коз,
пальмы зайцев мед диких пчел лошадей
-Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни восточных славян, а какие нет? (Да. Нет. Не уверены.)
Слайд 12
-Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы проверить правильность наших предположений и получить дополнительную информацию? (Карты-физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая карта )
- Как вы думаете, может ли карта быть источником знаний о жизни восточных славян в древности? (Да, нет)
-Почему так считаете?
- На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке?
- Приходилось ли вам сталкиваться с картами? В каких случаях (ситуациях)? Помогали ли вам карты?
- Посмотрите внимательно на те карты, которые у вас на партах и предложите, как мы ими сегодня сможем воспользоваться?
(Зафиксировать предложения детей и попытаться применить их предложения.)
-Над чем мы сейчас начали работать? (способом получения информации из карт)
Слайд 13
III. Исследование.
- С какими картами мы будем работать? (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая)
- О чем могут рассказать карты?
- Как будем собирать информацию?(у каждой карты есть свой текст-легенда, мы можем прочитать его в условных обозначениях цвет играет большую роль в определении рельефа местности, растительности, расселения, так происходит изучение легенды каждой карты)
-Зная легенды карт, попробуйте собрать информацию о восточных славянах (исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию, что позволяет создавать версии описания жизни людей.)
Слайд 14
IV. Обмен информацией.
- Используя историческую карту, попробуем определить место проживания восточных славян (в восточной части Европы, в долинах рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.)
- Как ты узнал? (по условным обозначениям)
- Как описать место жительство восточных славян?
- Может быть вам помогут географические объекты, которые были в старину и сейчас есть? Что это за географические объекты? (реки, моря)
- На какой карте можно найти современные географические объекты? (физической)
-Попробуем совместить историческую и физическую карты.
-Может теперь сможем разобраться с моими карточками?
- Как вы узнали, с помощью чего? (условных обозначений)
- Как быть с характеристиками природы?
- Можем ли описать природу по карте? (посмотреть по карте природных зон)
-Какие характеристики природы верные? (много лесов, полноводные реки)
- Как вы определили? (помогла карта)
-Теперь поговорим о климате. Как быть с его описанием?(хорошо выражены все времена года)
- Как сориентироваться на карте? (по постоянным географическим объектам)
- Есть ли лишние карточки? Почему?
- Что помогло вам выбрать верные характеристики? (карта)
Слайд 15
V. Связывание информации.
- В какой карте можно найти внешний вид славян, их обычаи, занятия?
-По карте мы можем это узнать? (нет)
-А предположить мы можем, какие занятия могли быть у славян?
- Что можете предположить, включив воображение?
- На чем вы основывались, когда выдвигали свои гипотезы? (на информации, полученной с помощью карт)
-Как бы вы теперь ответили на вопрос урока, может ли быть карта источником информации о славянах?
-Точную информацию о климате, природе, месте проживания получили с помощью карты, а как мы узнали о занятиях славян? (предположили, вообразили, основываясь на карте)
-Но мы выдвинули предположения (как окончательное осмысление, понимание происходящего детям предлагается текст, предположительно о славянах; соотнеся его с использованными картами, ученики доказывают, что в тексте идет речь вовсе не о славянах; вот теперь дети убеждены-понимание достигнуто и оказалось, что карту можно читать как интересную книгу)
-Давайте проверим их и для этого прочтем научно-познавательный текст.
Слайд 16
Как жили восточные славяне.
Славяне жили на территории Восточной части современной Европы. Вокруг росли леса, текли полноводные реки Волга, Днепр, Днестр. Обилие рек и озер позволяло обеспечивать себя рыбой. Теплым летом восточные славяне распахивали землю и выращивали рожь, пшеницу, ячмень. На лесных опушках собирали ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед. На лугах зеленели сочные травы – прекрасный корм для лошадей и коров. Охота в лесу давала много дичи, а из теплого и красивого меха медведей, лис, бобров люди шили теплую одежду, которую носили морозной зимой.
-Правильную ли информацию мы определили с помощью карт, верны ли наши предположения?
Слайд 17
VI. Подведение итогов, рефлексия.
-Придя, домой вы смело можете сказать, что умеете получать знания с помощь карты. Но вас обязательно спросят, как получить знания с помощью карты? (прочесть ее легенду)
VII. Применение.
-У меня на слайде записан еще один текст. Я думаю, что он о восточных славянах. Послушайте его, выскажите свое мнение.
« В долине Ганга жарко и влажно. Её покрывают густые леса – джунгли. Некоторые деревья вырастают необычайной толщины. Ветки крепко сплетаются друг с другом.
От густой листвы даже днем в джунглях бывает темно. В вечнозеленом лесу круглый год распускаются яркие и душистые цветы. Местные жители верят, что именно здесь можно встретить духа вечнозеленого леса. Путнику можно питаться бананами, кокосовыми орехами. Но в джунглях человека подстерегают опасности – хищные звери, ядовитые насекомые и змеи».
- Этот текст о жизни восточных славян? Почему так думаете?
- Что помогло вам определить, что этот текст не про славян?
-Молодцы, вы действительно можете получать новую информации с помощь карты.
-Над каким понятием вы сегодня работали? (восточные славяне)
-С помощью какого способа мы получили информацию и жизни древних славян? (анализ картографического материала)
Данный фрагмент урока показал, что дети не получали готовых знаний . При работе они включали мыслительные операции: обобщение, анализ, классификацию. Задания и вопросы были сформулированы таким образом, что учащиеся оказались поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения. Работа в данном модуле была направлена не только на получение знания о понятии, но и на формирование мыследеятельностных способностей: понимания, различения, воображения, коммуникации, идеализации, рефлексии.
Слайд 18
А закончить своё выступление хочу словами Дистервега - немецкого учёного, мыслителя, последователя Песталоцци «Плохой учитель преподносит истину, хороший –учит ее находить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над понятием «научно-художественное произведение»
В основе урока выделение существенных признаков научного и художественного произведений, ознакомление с особенностями научно-художественного произведения по рассказу В. Бианки "Как Муравьишка до...
Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ
Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....
Логические приемы работы с понятиями на уроках русского языка.
Описание приемов работы над понятиями....
Работа над понятием "тема высказывания" в начальной школе
Развитие речи младших школьников – является важнейшей задачей, стоящей перед каждым учителем. Наибольшие трудности при этом возникают при формировании умения писать с...
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
Выступление...
Научно-исследовательская работа учащихся: понятия, этапы, формы
Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. О...
Работа над понятием «Виды речи»
Работа над понятием «Виды речи».Чтение рассказа «Про мальчика Федю». Слушайте внимательно.Сегодня воскресенье. Федя проснулся поздно.– Мама! – крикнул он. – П...