Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. (Свиридова)
статья (чтение, 4 класс) по теме
Предлагаю пояснительную записку, 4 класс, по учебнику Свиридовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии
- с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования,
- примерной программой для четырёхлетней начальной школы по системе Л.В. Занкова,
- авторской программой курса «Литературное чтение» Н.А.Чураковой,
- психолого-педагогическими основами системы обучения, наце ленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова),
- федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования РФ,
- базисного учебного плана 2004 года,
- с учётом возрастных особенностей и уровнем обученности учащихся.
В авторскую программу изменения не внесены.
Цель: осознание учащимися особенностей ху дожественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно- эстетического опыта младшего школьника.
Задачи:
■ расширение представления детей об окружающем мире и внут реннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
■ воспитание культуры восприятия художественной литерату ры разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций де тей;
■ развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора – интересным;
■ создание условий для постижения школьниками многоплано вости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
■ развитие разнообразных речевых умений школьников, связан ных с процессами:
восприятия художественных произведений (умений осмыс ленного слушания и чтения), интерпретации( выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества( устное и письменное высказывание на свободную тему).
Главные задачи учителя на уроках по «Литературному чтению» в 4 классе:
1) обнаружить в ходе совместного с младшими школьниками исследо вания фольклорных произведений, как в лоне самой народной литерату ры (на материале русской народной волшебной сказки и былины) появ ляются первые признаки рождения авторской литературы:
■ наличие примет конкретного исторического времени (которых не может быть в устном народном творчестве дописьменного периода, по скольку ВРЕМЯ там понимается как ПРИРОДА, а не как ИСТОРИЯ);
2) на материале авторской литературы (в жанрах прозы: авторской волшебной сказки, сказочной повести, рассказа; поэзии: стихотворений; драмы: пьесы) и авторской живописи обнаружить вместе с учащимися:
зарождение сложных переживаний, сложного мира чувств (кото рого также лишено устное народное творчество дописьменного периода, ибо мир чувств в нем всегда представлен в виде четкого противопоставления: добро - зло, плохой - хороший, свой - чужой);
еще одну особенность собственно авторской литературы - ее чут кое реагирование на мир ценностей конкретной исторической эпохи.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Литературного чтения» в 4 классе отводятся 3 часа в неделю.
Содержание программы
(102 часа)
Устное народное творчество.
Волшебная сказка, былина. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса
Премудрая») и былины («Садко»).
Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.
Природа и происхождение жанра пословицы. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице
(иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.
Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и
лексическое сходство. Народная и авторская социально-бытовая сказка. Популярность пословиц в современной жизни и в произведени_ях авторской литературы (Джанни Родари). Авторская волшебная сказка («Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.
Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.
Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа:
(а) событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»);
(б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трехлетнего ребенка и волчицы);
(в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
(г) богатство и разнообразие художественного языка.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдения за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев - ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому:
(а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т.д.;
(б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Формирование представления о разнообразии выразительных
средств авторской поэзии: использования приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использования повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).
Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).
Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Учебно- методический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Формы контроля | ||
Администра-тивные контрольн. работы | Тестовые работы | Проверочные работы | ||||
1. | Устное народное творчество | 1четверть | ||||
1.1. | Волшебная сказка, былина | 3 часа | 1 четверть | 1 полугодие | ||
1.2. | Социально-бытовая сказка | 5 часов | 1четверть, 2четверть | |||
1.3. | Природа и происхождение жанра пословицы | 1 час | 1 четверть | |||
2. | Жизнь жанров фольклора во времени | 27 часов | 1, 2, 3, 4 четверти | |||
3. | Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии | 49 часов | 1, 2, 3, 4 четверти | 3 четверть | ||
4. | Творческий портрет | 8 часов | 1, 2, 3, 4 четверти | 4 четверть | ||
5. | Навыки чтения | 9 часов | 1, 2, 3, 4 четверти | 2 полугодие (итоговая) | 1 четверть 3 четверть |
Формы и средства контроля
Плановых контрольных работ - 5 , из них в тестовой форме - 3 и административных контрольных работ - 2 , проверочных работ - 2
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
Обучающиеся должны иметь представление:
- о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
- о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования;
знать:
- наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта;
уметь:
- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
- выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
- воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
- практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
- рассказывать о любимом писателе, поэте;
- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
- ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
- самостоятельно читать тексты большого объема;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- знать наизусть 15_20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика
К концу 4 класса учащиеся должны:
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- различать жанры авторской прозы: сказку, сказочную повесть, рассказ;
- обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
- отличать художественный текст от научно-популярного;
- давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
- давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и
- поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни - наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет);
- давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное
- мнение;
- полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
- полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.
Развитие творческих способностей
К концу 4 класса учащиеся должны:
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
- участвовать в конкурсах чтецов;
- писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
- писать небольшие по объему сочинения по картине;
- устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
- научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.).
Учебно-методическое обеспечение:
- Литературное чтение : Учебник для 4 класса: В 2 частях. \ Чуракова Н.А.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
- Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».4 класс.\ Чуракова Н.А.– Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010г.
- Хрестоматия по литературному чтению для 4кл./ Свиридова В.Ю.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010г.
- Литературное чтение. Итоговая аттестация за курс начальной школы./Круглова Т.А.- Москва: Издательство «Экзамен»,2010г.
- Тренажёр по литературному чтению. Подготовка к итоговой аттестации в начальной школе./ Мишакина Т.Л.,Гладкова С.А.- Москва:Издательство «Ювента"
- Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс. Составитель С.В.Кутявина. – М.: ВАКО, 2010
Оборудование:
1.Портреты поэтов, писателей, художников
2.DVD диск «Уроки Кирилла и Мефодия»
3.Обучающая программа «Мультипликационная Всемирная картинная галерея» / Творческое объединение « Маски».
4.Мультимедийные презентации
5. Волшебный мир картины. Иллюстративный материал. 1-4 класс (диск CD)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по Ю.Свиридовой по ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению с УУД 2 класс по учебнику Ю.Свиридовой....
рабочая программа по литературному чтению 2 класс Свиридова
подробная рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа предмет литературное чтение, 4 класс, авторы курса В. Ю. Свиридова, Н. А. Чуракова
Планирование программы по литературному чтению, 4 класс, автор учебника Н. А. Чуракова (система Л. В. Занкова)...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова...
Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова) 1-4 классы
Рабочая программа начального общего образования на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2020 г.)...