Урок литературного чтения А.С.Пушкин "Няне"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Материал содержит разработку урока, презентацию с записью чтения стихотворения актёром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nyane.rar | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 14.
А.С.Пушкин «Няне».
Цели:
1. Продолжить ознакомление с творчеством А.С.Пушкина. Учить понимать и правильно читать стихи поэта.
2. Развивать память, воображение, речь.
3. Прививать любовь к поэзии.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка. Актуализация знаний.
У Лукоморья ________ зелёный.
_________ цепь на _______ том,
И днём, ___________ кот ________
Всё ходит ____________________.
Идёт направо - ________________,
Налево - ______________________.
Там чудеса: там ________бродит,
_________ на ветвях сидит;
Там на неведомых ____________
Следы _____________ зверей……..
- Прочитайте, вставляя пропущенные слова.
- Прочитайте выразительно.
- Откуда эти строки?
- Кто их автор?
- Что вы помните об этом замечательном писателе?
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
С 1Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин
Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. .С 2 Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности)
Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей.
Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин. С 3 На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин. Он уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин – это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал , его не нашли.
Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку С 4 – Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Они виделись на балах, на которых присутствовал сам царь. Царь часто танцевал с Натальей. А Пушкин ревновал. Молодые женщины завидовали Гончаровой – она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. И именно это очень любил и ценил Пушкин. Он называл Наталью Николаевну “Моя Мадонна”.
У них было много врагов, которые завидовали красоте Натальи , таланту Пушкина и которые часто злословили. Они говорили, что Наталья Николаевна неверна Пушкину. И среди этих врагов был француз Дантес.
Пушкин вызвал его на дуэль. Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах, состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки. С 5
В глубоком снегу утоптали дорожки для поединка, шинелями секундантов обозначили барьеры. Подполковник Данзас махнул шляпой, и Пушкин, быстро подойдя к барьеру, прицелился, чтобы выстрелить наверняка. Но Дантес выстрелил раньше, не дойдя шага до барьера. Пушкин упал на шинель Данзаса, смертельно раненный в правую половину живота. Он нашел в себе силы, чтобы лежа прицелиться и выстрелить. Дантес стоял правым боком, согнув правую руку в локте, закрывая грудь и разряженным пистолетом - голову. Это его и спасло. Пуля пробила правое предплечье и сплющилась о пуговицу мундира. Дантес упал, Пушкин крикнул: "Браво!" - но Дантес быстро поднялся: ранение было не опасным.
Ранение Пушкина было смертельно, и 29 января поэт умер. Его смерть оплакивала вся Россия.
Становясь старше вы узнаете и другие более серьезные произведения Пушкина, его биографию.
Вернёмся в детство Саши Пушкина. С 6
2.Чтение текста о детстве Пушкина с. 66-67
- Как вы понимаете выражение «дом дышал стихами»?
- На каком языке сочинял маленький Александр Пушкин?
- Кто был первым зрителем Пушкина?
- Расскажите, как Оленька подразнила брата?
IV. Физминутка.
V. Чтение стихотворения «Няне».
1. Слушание стихотворение в исполнении актёра. .
Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?
С 7 От своей удивительной няни – Арины Родионовны.
Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».
...С усердием перекрестит меня
и сказки русские рассказывать мне станет.
С 8Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне». Послушайте чтение стих. актёром. гиперссылка
2.Самостоятельное чтение.
3. Вопросы с.69
4. Выразительное чтение стих. (2-3 уч)
- Чьё чтение вам больше понравилось? Почему?
VI. Итог урока.
- Какое произведение читали на уроке?
- Что вам запомнилось из биографии А.С.Пушкина?
- Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?
Домашнее задание: с. 66 – 67 читать, стих. «Няне» выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....