Урок по теме В.Г.Сутеев - художник
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Данный урок является вторым в цикле уроков по творчеству В.Г.Сутеева. Урок знакомит детей с особенностями работы художников иллюстраторов,, а также с особенностями рисунков В.Сутеева. К уроку сделана презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suteev_-_hudozhnik_-illyustrator.ppt | 1.67 МБ |
zanyatie_2_suteev-hudozhnik.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жил - был на столе у Вовы карандаш. Однажды, когда Вова спал, на стол забрался мышонок. Увидел карандаш и потащил его к себе в норку.
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал: «Мяу».
Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться?
Стоит пенек, на пеньке теремок. А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ежик, да Петушок – Золотой гребешок.
Шел Ежик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоем дорога вдвое короче.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно – единственное яблоко.
Художник – иллюстратор даёт нам возможность увидеть то, о чём словами рассказывает писатель.
Художник – иллюстратор дополняет писателя.
Рисунки художника иногда обгоняют рассказ, подсказывают, что будет дальше
Сутеев рисует яркими красками.
Сутеев- художник- юморист.
Сутеев рисует экономно, малым количеством штрихов
Сутеев очеловечивает своих животных позой. Он переносит на мордочки зверей выражение человеческого лица.
Предварительный просмотр:
Занятие 2. Тема В.Г.Сутеев – художник.
Цель – продолжить знакомство с творчеством В.Г. Сутеева.
Задачи
1. Познакомить детей с особенностями работы художников – иллюстраторов.
2.Развивать внимание, формировать вдумчивое отношение к художественному произведению и иллюстрациям к нему.
3. Учить самостоятельно рассматривать книгу и осмысленно прочитывать текст произведения под наблюдением учителя.
4.Воспитывать нравственные качества, гуманное отношение друг к другу.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
2.Актуализация знаний. Слайд 2
-Давайте вспомним то, что мы узнали на прошлом занятии. Какие два самых главных человека делают для вас книжку?
-Как называется художник, который рисует картинки в книжке?
-О каком художнике мы говорили на прошлом занятии?
- Вспомните, где пишется фамилия автора книги и фамилия художника. А как найти в книжке нужную сказку?
-Какие сказки Сутеева вы знаете? Слайды 3 – 8.
Узнай сказку по ее началу.
1. Жил был на столе у Вовы карандаш.
Однажды, когда Вова спал, на стол забрался мышонок. Увидел карандаш и потащил его к себе в норку.( Мышонок и карандаш)
2. Щенок спал на коврике около дивана.
Вдруг сквозь сон он услышал: «Мяу».( Кто сказал «мяу»)
3. Как-то раз застал муравья сильный дождь.
Куда спрятаться? ( Под грибом)
4. Стоит пенек, на пеньке теремок.
А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ежик, да Петушок – Золотой гребешок.( Разные колеса)
5. Шел Ежик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоем дорога вдвое короче.( Палочка – выручалочка)
6. Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно – единственное яблоко. (Яблоко).
-Чему учит Сутеев в своих сказках?
-Давайте разберём ваши домашние задания. Кто раскрасил петушка правильно. Лучших петушков мы возьмём для нашего уголка чтения.
3.Новый материал.
-Владимир Григорьевич рисовал картинки не только к своим сказкам, но и к сказкам других писателей. Причём он выбирал такие стихи и сказки, которые близки ему по содержанию и тоже учат ребят чему–то хорошему и доброму. Например, Альф Пройслер «Про козлёнка, который умел считать до 10», «Айболит» К.Чуковского, «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» Лилиан Муур, «Щенок» С. Михалкова, «Приключения Пифа» и другие. Слайды9 – 10.
-Посмотрите, какими праздничными и нарядными сделала эти книжки кисть художника В.Сутеева.
_А как вы думаете, художник только украшает книжки, или иллюстрации нужны ещё для чего-то?
4.Знакомство с произведением «Приключения Пифа» и рисунками Сутеева к этому произведению. Особенности рисунков художников иллюстраторов.
-Давайте познакомимся с книжкой «Приключения Пифа» Эту книжку написал замечательный детский писатель Григорий Остер. Пиф - это пес охотничьей породы. Он живет в семье, где есть мама, папа и сынишка Дуду.
Можно с уверенностью сказать, что семья эта была бы совсем обыкновенной, если бы не Пиф. Вот уж с кем не соскучишься!
Мало того, что с ним все время происходят разные истории, так он еще и придумывает себе и своим друзьям неожиданные приключения!
Послушайте отрывок из этой книги.
«Сегодня день большой стирки. Тётя Агата сушит во дворе бельё. «Сторожи хорошенько»,- говорит она Пифу.»
Так написано в книжке. Скажите, представляете ли вы себе тётю Агату, Пифа? А как говорит тётя Агата, какое у неё лицо? А как выглядит бельё, которое она стирала?
(мнения детей)
У всех у нас разные мнения, а кто-то вообще не представляет себе ни тетю Агату, ни Пифа. Давайте посмотрим, как рисует их Сутеев. (показ). Слайд11.
Художник- иллюстратор даёт нам возможность увидеть героев. Он, как в театре, поднимает занавес, и мы видим сценку, видим героев и теперь нам уже трудно представить их другими.
Художник – иллюстратор даёт нам возможность увидеть то, о чём словами рассказывает писатель. (На доске). Слайд12
В этой иллюстрации художник только помогает писателю, но часто бывает так, что иллюстрации добавляет к словам автора что-то своё, новое. Послушайте ещё один отрывок про Пифа (чтение без показа иллюстрации) «Но тут появились кошки» Вот всё, что здесь написано.
-Скажите, сколько было кошек?
А какие они были? Чёрные, серые, большие или маленькие котята? (мнения детей).
-Их может быть 3 или 5 , они могут быть взрослыми или это котята.В сказке об этом ничего не говорится. Не сказано ничего о том, какого они цвета. Обо всём этом рассказывает художник своей иллюстрацией.(показ иллюстрации) Слайд13.
-Теперь мы можем точно ответить на все вопросы. Расскажите, что художник добавил к словам сказки.
Художник – иллюстратор дополняет писателя. (На доске). Слайд14.
Видите, как важна работа художника – иллюстратора. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка.
-Посмотрите следующую картинку.(« Пиф бросился на кошек…»). Слайд15.
-Вот какая беда приключилась! А ведь Пиф так старался! «Он прогнал их всех до одной» написано в сказке. Скажите, ребята, можете вы теперь, когда посмотрели на эту картинку, сказать Что будет дальше? Как оценит усердие Пифа тётушка Агата? (ответы детей).
-Давайте прочитаем и узнаем, правильно ли нам подсказал художник, что произошло дальше.
_Почему же тётушка Агата недовольна?
-Всё вышло так, как предсказал нам рисунок.
Рисунки художника иногда обгоняют рассказ, подсказывают, что будет дальше( На доске.). Слайд16.
5.Особенности рисунков В.Г.Сутеева
Все художники – иллюстраторы украшают книжку, делают её красивее, дают читателю возможность увидеть то. Что пишет писатель, дополняют рисунком слова автора иногда подсказывают нам то, что произойдёт дальше.
Но каждый художник делает это по- своему, у каждого свой художественный почерк. Вы все учитесь писать. Прописи у вас у всех одинаковые, а вот буквы у каждого получаются разные – у каждого из вас свой почерк. Так и у художников. У каждого из них свой почерк, по которому рисунки одного художника отличают от рисунков другого. Надо быть только очень внимательным и присмотреться к ним.
Какие же особенности у рисунков Сутеева. Посмотрите на книжки, которые оформлял художник. Какими красками он рисует?(яркими) Слайд17
Верно, цвета яркие, чистые, границы между ними резкие нет постепенных переходов из одного цвета в другой. Такие яркие краски и делают рисунки Сутеева особенно праздничными и нарядными. Вот вам и первая особенность его рисунков.
Сутеев рисует яркими красками. (На доске).
-Когда мы рассматривали рисунки к Пифу, вы все смеялись. Какие же рисунки по настроению?
- Верно. Своими рисунками художник ласково подсмеивается над слишком усердным Пифом, над завистливым гусем, над повторюшкой – цыплёнком, который хочет делать всё так, как утёнок. Он и вас заставляет смеяться над недостатками своих героев и подумать, нет ли среди вас таких цыплят или гусят. Даже самые грустные моменты Сутеев делает на своих рисунках чуточку смешными (утонувший цыплёнок). Слайд18 -19.
Художника, который по-доброму подсмеивается над людскими недостатками, называют юмористом.
Сутеев- художник- юморист. (На доске).Слайд20.
А теперь обратите внимание, как экономно рисует Сутеев, каким малым количеством чёрточек – штрихов он создаёт свои рисунки.
Вот голова цыплёнка. Кружочек с клювом – уголком.3 пёрышка на голове, закрытый глаз, бровь над ними маленькая чёрточка над бровью, придающая какую-то особенную безнадёжность всей головке. Давайте посчитаем, сколько чёрточек – штрихов использовал Сутеев, чтобы нарисовать эту выразительную головку (8).Слайд21.
И так во всех рисунках. Штрихи мелкие, выразительные и их очень мало.
Сутеев рисует экономно, малым количеством штрихов. (На доске) Слайд22.
А теперь посмотрим, как искусно пользуется Сутеев этим небольшим количеством штрихов.
Посмотрите на Пифа.Слайд23 Какое лицо у Пифа на этой картинке? (День большой стирки) А какими чёрточками Сутеев придаёт мордочке Пифа удивлённое выражение? Посмотрите, какие он нарисовал ему брови, разве такие брови бывают у собак? У кого бывают такие брови? (У человека)
.Правильно, у тёти Агаты такие же высоко приподнятые брови. Она тоже удивляется. Двумя маленькими чёрточками Сутеев придал Мордочке Пифа удивлённое выражение.
А теперь немножко поиграем. Представьте, что сейчас к нам в класс войдёт слон. Вы наверно очень удивитесь. Сделайте все удивлённое лицо и посмотрите друг на друга. Видите, у вас брови поднялись кверху, у некоторых под бровями морщинки собрались. Это те самые чёрточки, которые рисует Сутеев у Пифа, цыплёнка, у всех его зверюшек.
А теперь сделайте сердитое лицо, Где теперь морщинки? (под носом).
Вот вам сердитый Пиф.
А теперь улыбаемся. Теперь у вас еле заметные чёрточки в углах рта.
Вот и Пиф также смеётся. Так вот, оказывается, почему он такой смешной. Он похож на ….человека!
Сутеев переносит черты и движения человеческого лица на мордочку животного. У Пифа получается скорее лицо, а не мордочка. А что ещё у Пифа человеческого
Вот и ещё одна особенность рисунков Сутеева.
Сутеев очеловечивает своих животных позой. Он переносит на мордочки зверей выражение человеческого лица. Слайд24.
6.Итог занятия
-Итак, что же мы сегодня узнали об особенностях работы художника – иллюстратора.
-А с какими особенностями рисунков Сутеева мы познакомились? Как вы их отличите от рисунков других художников? ( Повторить с использованием иллюстраций).
7.Домашнее задание.
Дома продолжайте читать книжки В.Г.Сутеева. Принесите их в класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ В.Г.СУТЕЕВ «ЁЛКА»
Урок разработан с учетом личностно-ориентированного обучения и применением элементов развивающего обучения. Личностно-ориентированный подход - это обучение с радостью и осознанием необходимости ...
УРОК ПО ТЕМЕ "Г.СКРЕБИЦКИЙ "ВЕСНА-ХУДОЖНИК" 2 КЛАСС
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"...
Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: В. Г Сутеев «Под грибом»
Урок литературного чтения «Сказка В. Сутеев «Под грибом»» разработан по программе «Начальная школа. XXI век», но учителя работающие по другим образовательным программам могут использовать этот у...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: В. Г.Сутеев «Кораблик».
урок изучения и первичного закрепления нового материала...
В.Г. Сутеев - художник-иллюстратор
Презентация...
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...
Комментарии
благодарность
От Гусевой Г.А