Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

КТП по литературному чтению составлено по программе Л. Ф. Климановой УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_literaturnomu_chteniyu__2_klass_.docx90.38 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе (автор программы Л. Ф. Климанова).

4 час в неделю.  2012-2013 уч. год.

№ п/п

урок в теме

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Понятия

Предметные умения

УУД

Любите книгу (9 часов)

1

               

Любите книгу. Рассказы о любимых книгах (стр. 4)

Почему говорят «Чтение-лучшее умение?»

Абзац, алгоритм, берёста, заставка, значимость, иллюстрация, концовка, летописец, макет книги, наставник, пергамент, переносное значение слова, презентация, репродукция, рукописная книга, свиток, скульптура, точка зрения, ценность книги, энциклопедия.

Учиться выразительно читать текст;  работать с художественным текстом: определять главную мысль, описывать героя, действия, события, соотносить пословицу с содержанием текста;  составлять пословицу.

Познавательные умения:

определять значение и смысл новых слов и понятий; осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;  определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение;  составлять пословицу о книге и объяснять её смысл;

 использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя алгоритм;  выполнять задание по плану;

 осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;  адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

 формулировать собственное мнение и позицию;

 взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

 согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

 адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

Личностные умения:

Проявлять:

интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу;

позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать;

творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении.

2

Любите книгу. Ю.Энтин «Слово про слово». (стр. 5)

3

Любите книгу. В.Боков. «Книга – учитель…».

Г.Ладонщиков «Лучший друг». (стр. 6-7)

4

Книги из далекого прошлого (стр. 8-9)

Что такое папирус, пергамент, берёста?

Учиться формулировать значение понятия;

 использовать в устной речи слова «берёста», «папирус», «пергамент», «свиток»;  составлять рассказ о прочитанном произведении.

5

Рукописные книги Древней Руси.  Славянская письменность. (стр. 10-12)

Что такое рукописная книга?

Учиться работать с толковым словарём;

— выразительно читать стихотворение;

— составлять рассказ о герое картины, используя алгоритм. 

6

Рукописные книги Древней Руси. Н.  Кончаловская «В монастырской келье» (стр. 13-14)

7

Мы идем в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература.  (стр. 15-16)

Что такое энциклопедия?

Учиться группировать книги по разным основаниям;

алгоритму работы с библиотечным каталогом;

работать с книгой: находить необходимую информацию в книге;

учиться презентовать книгу; способу подбора книг для выставки.

8

Мои любимые художники-иллюстраторы  (стр. 17-19)

Что такое иллюстрация? Зачем нужны иллюстрации в книге?

Учиться определять иллюстрации,  выполненные детскими писателями В. Лебедевым, Е. Чарушиным, А. Пахомовым;

выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения; оформлять выставку книг на предложенную тему. 

9

Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».  (стр. 20-23).  Диагностика качества освоения темы.

Учиться определять последовательность предложений и вносить изменения в деформированный текст.

Краски осени (13 часов)

1

А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». (стр. 24-26)

Как великие русские писатели через слово сумели передать нам настроение осени?

Жанр, олицетворение, рассказ, рифма, сборник, сказка, сравнение, стихи, титульный лист, эпитет.

Учиться выразительно читать текст; работать с художественным текстом по алгоритму; сравнивать художественные произведения и оформлять результаты наблюдения в таблицу; составлять рассказ-описание об осенней природе в произведениях литературы и живописи. 

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

— определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение;

— определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение;

— использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;

— анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику;

использовать приобретённые знания при составлении полезных советов «Как подготовиться к школьному празднику „Осенины“».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к самостоятельному общению с книгой;

эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы;

— интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета.

• Осознавать важность образных выражений, посредством

которых передаются чувства, эмоции, представления автора.

2

Работа  с репродукциями картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». (стр. 27)

3

А.Майков «Кроет уж лист золотой…» (стр. 28)

4

С.Есенин «Закружилась листва золотая» (стр. 29)

5

Осень наступила. И.Токмакова. «Опустел скворечник»  (стр. 30)

Какие средства художественной выразительности используют великие русские писатели в своих произведениях об осени?

Учиться выразительно читать текст; работать с художественным текстом, используя алгоритм;

 выделять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;  иллюстрировать произведение, отрывок из текста. 

6

А. Плещеев «Осень наступила».  (стр. 31)

7

Осенние загадки  (стр. 32-33)

8

Мы идем в библиотеку. С. Маршак «Октябрь». (стр. 34-35)

Какие сборники произведений о природе, об осени есть в школьной библиотеке? Какие произведения туда вошли?

Учиться

выделять основные элементы в структуре книги, использовать их при поиске информации; использовать сравнения, эпитеты, олицетворения в высказывании об осени;

выразительно читать текст;  иллюстрировать произведение. 

9

Мы идем в библиотеку. Н. Сладков «Сентябрь».

Л. Яхнин «Осень в лесу» (стр. 36-39)

10

Наш театр. Н. Сладков «Осень» (стр. 40-42)

Как правильно подготовиться к инсценировке произведения?

Учиться

работать с художественным текстом, используя алгоритм;  читать текст по ролям, используя

соответствующую интонацию;  инсценировать сказку Н. Сладкова «Осень». 

11

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы? (стр. 43-44)

Чем стихотворения отличаются от прозы? Какие главные признаки стихотворения вы знаете?

Учиться определять особенности образных выражений; формулировать значение слов «сравнение», «эпитет», «олицетворение»;

составлять рассказ об осенней природе, используя образные выражения;

определять автора поэтического выражения. 

12

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Н. Никитин «Встреча зимы» (стр. 44)

13

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  И. Бунин. «Листопад». А. Майков «Летний дождь». (стр. 45)

Мир народной сказки (17 часов)

1

Русские народные сказки. Собиратели народных сказок. (стр. 46-49)

Что такое сказка? Какие бывают сказки?

Быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.

Учиться составлять текст сказки по иллюстрациям; подробно пересказывать текст сказки;  читать сказку по ролям. 

Познавательные умения:

определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные умения:

Проявлять:

интерес к народной сказке и её героям;

позитивное отношение к чтению народных сказок;

желание создать (написать) народную сказку.

2

Образ лисы в сказках разных народов. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (стр. 50-56)

Какой изображена лиса в различных сказках?

Учиться описывать характер героев; сравнивать героев разных сказок; подбирать пословицы по смыслу сказки; читать сказки по ролям; инсценировать сказки.

3

Образ лисы в сказках разных народов. Корякская народная сказка «хитрая лиса» (стр. 56-59)

4

Образ лисы в сказках разных народов. Русская народная сказка «Зимовье» (стр. 60-63)

Какой изображена лиса в различных сказках?

Учиться описывать характер героев; сравнивать героев разных сказок; подбирать пословицы по смыслу сказки; читать сказки по ролям; инсценировать сказки.

5

Русская сказка «У страха глаза велики» (стр. 64-67)

Ко всем ли героям сказок подходит пословица «У страха глаза велики»? Когда так говорят?

Учиться работать с текстом народной сказки;  выразительно читать, сказку по ролям;  составлять план сказки;  подробно (кратко) пересказывать сказку по плану;  выделять особенности произведений и оформлять их в таблице.

6

Белорусская сказка «Пых» (стр. 68-69)

7

«У страха глаза велики»

8

Мы идем в библиотеку. Хантыйская сказка «Идэ» (стр. 70-73)

Как отражены в сказке условия жизни и быта хантов? Чему учит сказка «Идэ»?

Учиться  работать с тематическим каталогом; находить книги по различным основаниям;

классифицировать книги по разным основаниям;

самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

9

Мы идем в библиотеку.  Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (стр.74-78)

Какие события из сказки могли случиться в реальной  жизни, а что можно считать вымыслом и фантазией?

10

«Ближе матери друга нет». Нанайская сказка «Айога» (стр. 79-81)

Какая мысль объединяет эти сказки?

Учиться читать тексты сказок осознанно, выразительно и без ошибок; описывать героя, его действия, поступки; работать с толковым словарём.

11

«Ближе матери друга нет». Нанайская сказка «Айога» (стр. 79-81)

12

«Ближе матери друга нет». Ненецкая сказка «Кукушка» (стр. 82-83)

13

«Ближе матери друга нет». Ненецкая сказка «Кукушка» (стр. 82-83)

14

«Ближе матери друга нет».

15

Наш театр. Русская сказка «Лиса и журавль» (стр. 84-85)

Какая пословица выражает главную мысль сказки?

Учиться определять название сказки и её героев;  составлять предложение об особенностях народной сказки; определять вид сказки и приводить примеры сказок разных видов.

16

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками. (стр. 86-89)

Учиться ориентироваться в разных способах выполнения задания;

 выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием;

 представлять результат своей деятельности. 

17

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Лиса – сказочный герой и животное. (стр. 86-89)

Весёлый хоровод (10 часов)

1

Произведения народного творчества — истоки родной культуры. Малые жанры устного народного творчества. (стр. 90-93)

Что такое фольклор?

Заклички, исток(и), культура, литературный перевод, небылицы, перевёртыши, пестушки, приговорки, прикладное искусство, потешки, сценарий, традиция, экспозиция, экспонаты музея.

Учиться

выразительно читать произведения устного народного творчества в соответствии с их особенностями;

— использовать в речи термины (названия жанров устного народного творчества);

— составлять предложение о значении народного творчества;

— иллюстрировать произведение;

— оформлять результаты в таблице.

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения фольклора разных жанров;

— отвечать на поставленные вопросы;

— создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;

— интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.

2

Малые жанры устного народного творчества. (стр. 90-93)

3

«Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши, веселые стихи, которые создали авторы» (стр. 94-99)

О чем и зачем народом и авторами создаются произведения малых фольклорных жанров?

Учиться выразительно читать небылицы;  выделять в тексте наиболее смешные выражения;  выделять в тексте приём перевёртыша; читать по ролям сказку; определять героя по его реплике;  иллюстрировать произведение. 

4

«Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши, веселые стихи, которые создали авторы» (стр. 94-99)

5

«Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши, веселые стихи, которые создали авторы» (стр. 94-99)

6

«Небывальщина» (стр. 102-107)

7

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  (стр.108-112)

Учиться работать с содержанием произведений устного народного творчества;

 проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества. 

8

Маленькие и большие секреты страны Литературии. К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы» (стр.112-113)

9

«Праздник, праздник у ворот!»

Что означает выражение «Праздник, праздник у ворот!»? Как создать свой сценарий праздника?

Учиться подбирать тексты в соответствии с заданием;

работать в группе;

выразительно рассказывать  произведения устного народного творчества;

создавать инсценировки и сценарии.

10

«Праздник, праздник у ворот!»

Мы — друзья (10 часов)

1

Мы-друзья (стр. 114-115)

Почему важно дорожить дружбой?

Басня, братство, доброжелательность, дружба, извещение, куманёк, мораль, объявление, сообщение, соседство, терпение, уважение.

Учиться выразительно читать текст;  работать с содержанием текста;  составлять текст рассказа по иллюстрациям.

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение;

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

— сопоставлять героев разных произведений;

использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.

Регулятивные умения:

— планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

работать с текстом произведения, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения о дружбе;

— интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений;

позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни.

2

Мы-друзья.

М. Пляцковский «Настоящий друг»

(стр. 116)

3

Мы-друзья.  В. Орлов «Я и мы» (стр. 117-118)

4

«Без друга на сердце вьюга». Н. Носов «На горке» (стр. 119-122)

Как правильно работать с текстом рассказа?

Учиться читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; читать текст по ролям; составлять и записывать план текста;  пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать текст от лица главного героя; формулировать правила дружеских отношений. 

5

«Без друга на сердце вьюга». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»» (стр. 126-127)

6

«Друзья познаются в беде».  С. Михалков «Как друзья познаются» (стр. 124-125)

Что такое басня?

Учиться читать тексты осознанно, выразительно и без ошибок; читать текст басен по ролям; работать с содержанием басни;

 выделять особенности произведений и оформлять их в таблице; формулировать правила дружеских отношений. 

7

«Друзья познаются в беде». И. Крылов «Стрекоза и муравей» (стр. 132-133)

8

Семейное чтение. А. Гайдар «Чук и Гек» 9стр. 128-131)

Почему так говорят «Как ни хитри, а правды не перехитрить»?

Учиться определять главную мысль произведения;

характеризовать героев произведения;

соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами.

9

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Басня.  Мораль басни.

Учиться формулировать предложение о басне и её особенностях; определять по реплике героя и название произведения;  записывать пословицы о дружбе. 

10

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Как пересказать произведение?

Здравствуй, матушка зима! (11 часов) 

1

Готовимся к празднику (стр. 138-139)

Как правильно  подготовиться к выразительному чтению стихотворных произведений?

Виртуоз, волхвы, знаки препинания, лирическое произведение, олицетворение, пастухи, пауза, ритм, рифма, Рождество Христово, Святки, синквейн, сравнение, сюрприз, эпитет.

Учиться работать с различными источниками информации;              находить средства художественной выразительности;      читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение;

— определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение;

— определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— представлять собственное мнение и позицию;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы;

— желание читать произведения о зиме и зимних праздниках;

интерес к созданию творческого новогоднего сюрприза.

2

Здравствуй, матушка Зима! (стр. 138-139)

3

Поэтическая страничка. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..» (стр. 140)

Что такое лирическое произведение? Как великие русские писатели через слово сумели передать нам настроение зимы?

Учиться выразительно читать текст поэтического произведения;  составлять синквейн о зиме;  оформлять результаты своих наблюдений в таблице; иллюстрировать лирическое произведение.

4

Поэтическая страничка. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» (стр. 141)

5

Поэтическая страничка. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» Стихи С. Есенина (стр. 142-143)

6

«Зимние праздники».

Саша Чёрный «Рождественское»,

К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» (стр. 144-145)

Что такое Рождество Христово?

Учиться выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения;

 выразительно читать поэтические тексты;

 иллюстрировать произведение; работать с толковым словарём;

создавать книгу стихов о зимних праздниках.

7

«Зимние праздники».

С. Маршак «Декабрь», К. Бальмонт «К зиме» (стр. 146-147)

8

«Зимние праздники».  А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет…»  (стр. 148-149)

9

Загадки зимы. (стр. 150)

Какие виды загадок существуют?

Учиться работать с текстом загадки; проводить наблюдения и узнавать способы создания загадок;

составлять свою загадку по аналогии. 

10

Праздник начинается, конкурс предлагается (стр. 151-152)

Как правильно подготовить новогодний праздник?

Учиться выбирать произведения по заданной теме;  составлять план успешной подготовки к новогоднему празднику. 

11

Праздник начинается, конкурс предлагается (стр. 151-152)

Чудеса случаются (17 часов)

1

А. С .Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17)

В чём отличие народной сказки от литературной?

Литературная сказка, автор, сюжет.

Присказка.

Герой литературной сказки.

Герой народной сказки.

Композиция сказки.

Учиться сравнивать героев по их поступкам, желаниям, речи;

 составлять словесный портрет литературного героя;

иллюстрировать произведение;

 выразительно читать текст;  выучить наизусть отрывок произведения и читать его с соответствующей интонацией. 

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание иллюстраций к сказке;

использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— интерес к чтению литературных сказок авторов;

— творческое отношение к сочинению своей сказочной истории;

— желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины.

2

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17)

Как правильно  подготовиться к выразительному чтению сказки?

3

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17)

В чём состоит основная мысль сказки?

4

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17)

Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи?

5

А. С .Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17)

Как правильно составить кроссворд по сказке А. С. Пушкина?

6

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (стр. 18)

Чем похожи и чем отличаются герои прочитанных литературных сказок? Как правильно составить портрет героя литературной сказки?

Учиться составлять план сказки;  подробно пересказывать сказку по плану; составлять устный рассказ о сказочном герое по опорным выражениям; выразительно читать сказку по ролям;  рисовать портрет литературного героя. 

7

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (стр. 19-23)

8

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» (стр.  24-27)

9

Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Внеклассное чтение.

10

Мы идем в библиотеку. Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки» (стр. 28-29)

Что в произведениях могло быть правдой,

а что — выдумкой? Как правильно создать свою сказку?

Учиться читать литературные сказки осознанно, выразительно и без ошибок; описывать героя, его действия, поступки;  работать с текстом сказки; составлять словесный портрет литературного героя; сочинять сказочную историю о приключениях барона Мюнхгаузена.

11

Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х. Андерсена (стр. 30)

12

К. Чуковский   «Я начинаю любить Бибигона» (стр. 31-34)

Зачем К. Чуковский придумал эти истории?

Чем похожи и чем отличаются приключения Бибигона и барона Мюнхгаузена?

Учиться описывать героя, его характер, действия, поступки; работать с текстом сказки; выразительно читать сказку;  инсценировать сказку.

13

К. Чуковский  «Бибигон и пчела» (стр. 35-38)

14

Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата» ( стр. 39-41)  

Какова основная мысль произведения Л. Толстого?

15

Наш театр. Определение этапности подготовки к спектаклю. (стр. 42-47)

Как правильно подготовиться к инсценировке сказки?

Учиться осмысливать содержание произведения;  определять характер героев, события, картины, представленные в произведении;  выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли;  создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

16

Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце» (стр. 42-47)

17

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». (стр. 48-49)

В чем специфические особенности литературной

сказки?

Учиться находить специфические особенности литературной сказки;                        сравнивать народную и литературную сказку;                         пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности

Весна, весна! И всё ей радо!  (11 часов)

1

Весна, весна! И всё ей радо!   Ф. Тютчев   «Зима недаром злиться…» (стр. 50-51)

Как великие русские писатели через слово сумели передать нам настроение весны?

Афиша, декорация, инсценировка, композиция, лирическое произведение, олицетворение, пейзаж, пьеса, ремарка, репродукция, симпатия, сравнение, элементы (части) книги, эпитет.

Учиться выразительно читать текст лирического произведения;  определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев, и оформлять их в таблицу;  иллюстрировать лирическое произведение.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;

— определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции, иллюстрации;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к чтению лирических произведений о весне;

— желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне;

творческое отношение к созданию текста о весенней природе;

— желание самостоятельно общаться с книгой;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

2

И. Никитин «Весна».  А. Плещеев  «Весна».  Т .Белозёров «Подснежники» (стр. 52-53)

3

А. Чехов  «Весной».  А. Фет «Уж верба вся пушистая…».  А. Барто  «Апрель» (стр. 54-55)

Какие картины весны наблюдают поэты в своих стихотворениях?

Учиться выразительно читать текст лирического произведения;  выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения;  писать свой текст о весне.

4

Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне

Какие критерии выбрать для оценивания конкурса на лучшего чтеца?

5

Мы идём в библиотеку. С. Маршак «Март». И. Левитан Ранняя весна»

О чем и как  рассказывают писатели, поэты и художники

в представленных  произведениях?

Учиться читать выбранные произведения осознанно, выразительно и без ошибок;  описывать героя, его действия, поступки;  работать с текстом стихотворения;

 иллюстрировать произведение. 

6

Мы идём в библиотеку И. Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи».

7

Мы идём в библиотеку Сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

8

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» (стр. 61-65)

Что такое пьеса? В чём её особенности?

Знать особенности пьесы.              Учиться читать текст по ролям, используя соответствующие интонации;  инсценировать отрывок из пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». 

9

Наш театр: инсценировка сказки «Двенадцать месяцев».

10

Маленькие и большие секреты страны Литературии (стр. 66-67)

Что такое олицетворение?

Как правильно составить

свой лирический текст о весенней природе?

Учиться создавать различные тексты под руководством учителя по заданному алгоритму;

находить средства художественной выразительности

(олицетворение).

Учиться

выразительно читать наизусть стихотворение о весне;  составлять свой лирический текст о весенней природе.

11

Создание текста о весне.

Мои самые близкие и дорогие  (8 часов)

1

Мои самые близкие и дорогие. Роберт Рождественский          «На земле хороших людей немало»  (стр. 68-70)

Что такое семейные традиции?

Семья, родители, согласие, лад, ответственность.

Народ, Родина.

Осознание значимости в жизни человека близких и дорогих людей — родителей. Учиться

выразительно читать текст лирического произведения;  составлять рассказ по фотографии;  составлять лирический текст о маме, выражая свои чувства;  иллюстрировать своё сочинение. 

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье.  

2

Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили» (стр. 70-72)

3

Нет лучше дружка, чем родная матушка (стр. 72-73)

Почему эти два стихотворения включены в раздел «Мои

самые близкие и дорогие»?

Учиться выразительно читать текст лирического произведения;  определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев, и оформлять их в таблицу.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к чтению произведений о близких и родных людях;

— свои чувства при выразительном чтении лирических произведений о маме;

интерес и творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье;

— интерес к самостоятельному общению с книгой.

4

Лад и согласие – первое счастье (стр. 74)

Какова главная мысль рассказа?

Учиться определять главную мысль рассказа;                    

читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок; работать с текстом рассказа;  составлять текст о семье. 

5

Если был бы девчонкой… Э. Успенский «Разгром» (стр. 76-77)

Какова главная мысль произведения?

Учиться осмыслению главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно;

выразительно читать текст юмористического произведения; читать поэтический текст по ролям; оформлять обложки для прочитанных произведений. 

6

Б. Заходер «Никто» (стр. 78)

7

Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» (стр. 81-83)

Каким надо быть, чтобы родители были счастливы и гордились тобой?

Учиться описывать героя, его характер, действия, поступки;  работать с текстом рассказа;  выразительно читать произведение;  инсценировать рассказ.

8

Маленькие и большие секреты страны Литературии (стр. 84-85)

Как создать поздравительную открытку?

Учиться создавать поздравительную открытку для мамы и текст поздравительной открытки;        работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг.

Люблю всё живое (16 часов)

1

Люблю всё живое.    Саша Чёрный «Жеребёнок» (стр. 86-87)

Чему учат нас животные?

Заголовок, микротема, настроение, опорные слова, отзыв, питомец, рассказ, сопереживание, сочувствие, сострадание, стихотворение, чувства

Учиться выразительно читать текст художественного произведения;  иллюстрировать стихотворение.

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

— определять особенности научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

— определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром;

— толерантность к чувствам одноклассников;

— желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»;

творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце;

— понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

2

С. Михалков «Мой щенок» (стр.  88-91)

3

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт. С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» (стр. 92-93)

Как в произведениях писателей раскрываются взаимоотношения человека с природой?

Учиться работать с текстом рассказа;  выразительно читать рассказ по ролям;  составлять план рассказа;  подробно пересказывать рассказ по плану;  пересказывать текст произведения от первого лица (от лица героя).

4

М. Пришвин «Ребята и утята» (стр. 94-96)

5

Е. Чарушин «Страшный рассказ» (стр. 97-99)

6

Нелегко снимать зверей! Н Рубцов «Про зайца».        Из энциклопедии «Заяц» (стр. 100-101)

В чём сходство и различия описания  зайца в художественном и научно-познавательном текстах?

Учиться читать произведение осознанно, выразительно и без ошибок;  работать с текстами стихотворения и научно-познавательной статьи;  оформлять результаты своих наблюдений в таблице;  составлять научно-познавательный и художественный тексты;  составлять рассказ о своём любимом животном;  иллюстрировать выбранное произведение.

7

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Внеклассное чтение.

8

Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных (стр. 104)

Как правильно составить отзыв о прочитанном произведении?

Учиться выразительно читать, используя соответствующие интонации;  составлять предложения о творчестве любимых авторов по вопросам;  составлять рассказ по серии картинок;  составлять план произведения;  пересказывать текст, используя план;  составлять отзыв о прочитанном произведении.

9

Мои любимые писатели.  В. В. Бианки (стр. 105)

10

В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» (стр. 106-107)

11

Н. Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». (стр. 108-109)

Можно ли утверждать, что произведения Н. Сладкова относятся к научно-познавательной литературе?

Знакомство с произведениями Н. Сладкова.   Учиться  находить в тексте слова, характеризующие героев.            Учиться самостоятельно составлять    

12

В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»  (стр. 110-113)

рассказ по рисункам.

13

Наш театр. Знакомство со сказкой В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» (стр. 114-117)

Как правильно подготовиться к инсценировке литературной сказки?

Учиться работать с текстом литературной сказки;  работать с художественным текстом, используя алгоритм;  инсценировать сказку В. Бианки «Лесной Колобок — Колючий Бок».

14

В. Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок» (стр. 114-117)

15

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Как написать отзыв о прочитанном произведении? (стр. 118-121)

Как написать отзыв о прочитанном произведении?

Учиться составлять отзыв о прочитанном произведении;            находить в тексте средства художественной выразительности;  самостоятельно составлять рассказ.

16

А. Барто «Думают ли звери?». Внеклассное чтение      

Жизнь дана на добрые дела (14 часов)

1

Жизнь дана на добрые дела. С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» (стр. 122-123)

Что такое – добрые дела?

Взаимопомощь, главная мысль, деление текста на части, заголовок, мудрость, рассказ,

трудолюбие, сочувствие, честность.

Учиться выразительно читать текст художественного произведения; работать с содержанием художественного текста;  составлять предложение о поступках героя произведения;  иллюстрировать пословицу или поговорку.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;

— определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание, используя правило мудрости;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога.

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников;

— свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений;

— интерес и творческое отношение к составлению совета для Вани и Домовёнка и рассказа о добром поступке. 

2

Л. Яхнин «Пятое время года» (стр. 124-125)

3

Кто добро творит, того жизнь благословит. В. Осеева «Просто старушка» (стр. 127)

Что такое совесть?

Учиться определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев, и записывать их в таблице;  составлять вопросы по содержанию произведения;  составлять план текста;  подробно пересказывать содержание текста;  выразительно читать текст художественного произведения по ролям.

4

Э. Шим    «Не смей!» (стр. 128-129)

5

А. Гайдар «Совесть» (стр. 130-131)

6

Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса…» (стр. 132-133)

7

В. Осеева «Три товарища» (стр. 134)

Кого можно назвать товарищем?

Учиться работать с текстом рассказа;  читать по ролям осознанно, выразительно и без ошибок;  составлять предложение о том, кого мы считаем товарищем;  писать текст на тему «Как я помогаю маме».

8

И. Пивоваров «Сочинение» (стр. 135-137)

9

Сочинение «Как я помогал маме»

10

Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н. Носов. (стр. 138-139)

Что такое юмористический рассказ? Что обозначают слова «фантазёр», «обманщик», «врун»?

Учиться составлять план рассказа; подробно пересказывать рассказ по плану; составлять словесный портрет литературного героя;

выделять особенности произведения и делать соответствующие записи в таблице; выразительно читать текст юмористического произведения по ролям;  оформлять обложку для прочитанных произведений.

11

Н. Носов «Затейники» (стр. 140-142)

12

Н. Носов  «Фантазёры» 9стр. 143-149)

13

Наш театр.                И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»,             С. Михалков «Не стоит благодарности» (стр. 150-151)

Что такое «взаимопомощь»?

Учиться рассказывать о герое, его характере и поступках; работать с текстом басни;  выразительно читать произведение;  инсценировать басню.

14

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические произведения               Н. Носова (стр. 152-153)

Над чем заставляют задуматься произведения раздела?

Учиться определять жанр произведения; составлять план рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа).

Календарно-тематическое планирование по литературноу чтению для 4 класса по программе "Школа России" для 4 класса (3 часа в неделю)....

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным око...