№ п/п | № урок в теме | Дата | Тема урока |
| Решаемые проблемы |
|
| Понятия | Предметные умения |
| УУД |
Любите книгу (9 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | | Любите книгу. Рассказы о любимых книгах (стр. 4) | Почему говорят «Чтение-лучшее умение?» |
| Абзац, алгоритм, берёста, заставка, значимость, иллюстрация, концовка, летописец, макет книги, наставник, пергамент, переносное значение слова, презентация, репродукция, рукописная книга, свиток, скульптура, точка зрения, ценность книги, энциклопедия.
|
|
| Учиться выразительно читать текст; работать с художественным текстом: определять главную мысль, описывать героя, действия, события, соотносить пословицу с содержанием текста; составлять пословицу. | Познавательные умения: определять значение и смысл новых слов и понятий; осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение; определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение; составлять пословицу о книге и объяснять её смысл; использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения. Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять задание по плану; осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение; адекватно использовать речевые средства для представления результата работы. Личностные умения: Проявлять: — интерес и ценностное отношение к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу; — позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать; — творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении. |
|
| 2 |
| Любите книгу. Ю.Энтин «Слово про слово». (стр. 5) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| Любите книгу. В.Боков. «Книга – учитель…». Г.Ладонщиков «Лучший друг». (стр. 6-7) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| Книги из далекого прошлого (стр. 8-9)
| Что такое папирус, пергамент, берёста? |
|
|
|
| Учиться формулировать значение понятия; использовать в устной речи слова «берёста», «папирус», «пергамент», «свиток»; составлять рассказ о прочитанном произведении.
|
|
|
| 5 |
| Рукописные книги Древней Руси. Славянская письменность. (стр. 10-12) | Что такое рукописная книга? |
|
|
|
| Учиться работать с толковым словарём; — выразительно читать стихотворение; — составлять рассказ о герое картины, используя алгоритм. |
|
|
| 6 |
| Рукописные книги Древней Руси. Н. Кончаловская «В монастырской келье» (стр. 13-14) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| Мы идем в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература. (стр. 15-16) | Что такое энциклопедия? |
|
|
|
| Учиться группировать книги по разным основаниям; алгоритму работы с библиотечным каталогом; работать с книгой: находить необходимую информацию в книге; учиться презентовать книгу; способу подбора книг для выставки. |
|
|
| 8 |
| Мои любимые художники-иллюстраторы (стр. 17-19)
| Что такое иллюстрация? Зачем нужны иллюстрации в книге? |
|
|
|
| Учиться определять иллюстрации, выполненные детскими писателями В. Лебедевым, Е. Чарушиным, А. Пахомовым; выбирать и иллюстрировать отрывок из произведения; оформлять выставку книг на предложенную тему. |
|
|
| 9 |
| Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». (стр. 20-23). Диагностика качества освоения темы. |
|
|
|
|
| Учиться определять последовательность предложений и вносить изменения в деформированный текст.
|
|
|
Краски осени (13 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». (стр. 24-26) | Как великие русские писатели через слово сумели передать нам настроение осени? |
| Жанр, олицетворение, рассказ, рифма, сборник, сказка, сравнение, стихи, титульный лист, эпитет.
|
|
| Учиться выразительно читать текст; работать с художественным текстом по алгоритму; сравнивать художественные произведения и оформлять результаты наблюдения в таблицу; составлять рассказ-описание об осенней природе в произведениях литературы и живописи. | Познавательные умения: — определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение; — определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение; — определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение; — использовать разные источники информации для выполнения учебного задания; — анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику; — использовать приобретённые знания при составлении полезных советов «Как подготовиться к школьному празднику „Осенины“». Регулятивные умения: — выполнять учебное действие по плану; — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение и позицию; — строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. Личностные умения: Проявлять: — интерес к самостоятельному общению с книгой; — эмоционально-ценностное отношение к красоте осенней природы; — интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета. • Осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора. |
|
| 2 |
| Работа с репродукциями картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». (стр. 27) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| А.Майков «Кроет уж лист золотой…» (стр. 28) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| С.Есенин «Закружилась листва золотая» (стр. 29) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| Осень наступила. И.Токмакова. «Опустел скворечник» (стр. 30)
| Какие средства художественной выразительности используют великие русские писатели в своих произведениях об осени? |
|
|
|
| Учиться выразительно читать текст; работать с художественным текстом, используя алгоритм; выделять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; иллюстрировать произведение, отрывок из текста. |
|
|
| 6 |
| А. Плещеев «Осень наступила». (стр. 31) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| Осенние загадки (стр. 32-33) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| Мы идем в библиотеку. С. Маршак «Октябрь». (стр. 34-35) | Какие сборники произведений о природе, об осени есть в школьной библиотеке? Какие произведения туда вошли? |
|
|
|
| Учиться выделять основные элементы в структуре книги, использовать их при поиске информации; использовать сравнения, эпитеты, олицетворения в высказывании об осени; выразительно читать текст; иллюстрировать произведение. |
|
|
| 9 |
| Мы идем в библиотеку. Н. Сладков «Сентябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу» (стр. 36-39) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
| Наш театр. Н. Сладков «Осень» (стр. 40-42)
| Как правильно подготовиться к инсценировке произведения? |
|
|
|
| Учиться работать с художественным текстом, используя алгоритм; читать текст по ролям, используя соответствующую интонацию; инсценировать сказку Н. Сладкова «Осень». |
|
|
| 11 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы? (стр. 43-44) | Чем стихотворения отличаются от прозы? Какие главные признаки стихотворения вы знаете? |
|
|
|
| Учиться определять особенности образных выражений; формулировать значение слов «сравнение», «эпитет», «олицетворение»; составлять рассказ об осенней природе, используя образные выражения; определять автора поэтического выражения. |
|
|
| 12 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Н. Никитин «Встреча зимы» (стр. 44) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. И. Бунин. «Листопад». А. Майков «Летний дождь». (стр. 45) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мир народной сказки (17 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Русские народные сказки. Собиратели народных сказок. (стр. 46-49)
| Что такое сказка? Какие бывают сказки? |
| Быт, бытовая сказка, вымысел, гордость, гордыня, гримёр, композиция, обычай, персонаж, собиратель сказок, традиция.
|
|
| Учиться составлять текст сказки по иллюстрациям; подробно пересказывать текст сказки; читать сказку по ролям. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение; — определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану; — определять структуру сказки и обосновывать своё мнение; — формулировать вопрос и адекватно на него отвечать; — использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие по плану; — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: Проявлять: — интерес к народной сказке и её героям; — позитивное отношение к чтению народных сказок; — желание создать (написать) народную сказку. |
|
| 2 |
| Образ лисы в сказках разных народов. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (стр. 50-56) | Какой изображена лиса в различных сказках? |
|
|
|
| Учиться описывать характер героев; сравнивать героев разных сказок; подбирать пословицы по смыслу сказки; читать сказки по ролям; инсценировать сказки. |
|
|
| 3 |
| Образ лисы в сказках разных народов. Корякская народная сказка «хитрая лиса» (стр. 56-59) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| Образ лисы в сказках разных народов. Русская народная сказка «Зимовье» (стр. 60-63) | Какой изображена лиса в различных сказках? |
|
|
|
| Учиться описывать характер героев; сравнивать героев разных сказок; подбирать пословицы по смыслу сказки; читать сказки по ролям; инсценировать сказки. |
|
|
| 5 |
| Русская сказка «У страха глаза велики» (стр. 64-67) | Ко всем ли героям сказок подходит пословица «У страха глаза велики»? Когда так говорят? |
|
|
|
| Учиться работать с текстом народной сказки; выразительно читать, сказку по ролям; составлять план сказки; подробно (кратко) пересказывать сказку по плану; выделять особенности произведений и оформлять их в таблице. |
|
|
| 6 |
| Белорусская сказка «Пых» (стр. 68-69) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| «У страха глаза велики» |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| Мы идем в библиотеку. Хантыйская сказка «Идэ» (стр. 70-73) | Как отражены в сказке условия жизни и быта хантов? Чему учит сказка «Идэ»? |
|
|
|
| Учиться работать с тематическим каталогом; находить книги по различным основаниям; классифицировать книги по разным основаниям; самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. |
|
|
| 9 |
| Мы идем в библиотеку. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (стр.74-78) | Какие события из сказки могли случиться в реальной жизни, а что можно считать вымыслом и фантазией? |
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
| «Ближе матери друга нет». Нанайская сказка «Айога» (стр. 79-81) | Какая мысль объединяет эти сказки? |
|
|
|
| Учиться читать тексты сказок осознанно, выразительно и без ошибок; описывать героя, его действия, поступки; работать с толковым словарём.
|
|
|
| 11 |
| «Ближе матери друга нет». Нанайская сказка «Айога» (стр. 79-81) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
| «Ближе матери друга нет». Ненецкая сказка «Кукушка» (стр. 82-83) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
| «Ближе матери друга нет». Ненецкая сказка «Кукушка» (стр. 82-83) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
| «Ближе матери друга нет». |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
| Наш театр. Русская сказка «Лиса и журавль» (стр. 84-85) | Какая пословица выражает главную мысль сказки? |
|
|
|
| Учиться определять название сказки и её героев; составлять предложение об особенностях народной сказки; определять вид сказки и приводить примеры сказок разных видов. |
|
|
| 16 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками. (стр. 86-89) |
|
|
|
|
| Учиться ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием; представлять результат своей деятельности. |
|
|
| 17 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Лиса – сказочный герой и животное. (стр. 86-89) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Весёлый хоровод (10 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Произведения народного творчества — истоки родной культуры. Малые жанры устного народного творчества. (стр. 90-93) | Что такое фольклор? |
| Заклички, исток(и), культура, литературный перевод, небылицы, перевёртыши, пестушки, приговорки, прикладное искусство, потешки, сценарий, традиция, экспозиция, экспонаты музея.
|
|
| Учиться выразительно читать произведения устного народного творчества в соответствии с их особенностями; — использовать в речи термины (названия жанров устного народного творчества); — составлять предложение о значении народного творчества; — иллюстрировать произведение; — оформлять результаты в таблице. | Познавательные умения: — определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения фольклора разных жанров; — отвечать на поставленные вопросы; — создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию; — использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по плану; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать собственное мнение и позицию; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества; — интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества. |
|
| 2 |
| Малые жанры устного народного творчества. (стр. 90-93) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| «Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши, веселые стихи, которые создали авторы» (стр. 94-99) | О чем и зачем народом и авторами создаются произведения малых фольклорных жанров? |
|
|
|
| Учиться выразительно читать небылицы; выделять в тексте наиболее смешные выражения; выделять в тексте приём перевёртыша; читать по ролям сказку; определять героя по его реплике; иллюстрировать произведение. |
|
|
| 4 |
| «Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши, веселые стихи, которые создали авторы» (стр. 94-99) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| «Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши, веселые стихи, которые создали авторы» (стр. 94-99) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| «Небывальщина» (стр. 102-107) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. (стр.108-112) |
|
|
|
|
| Учиться работать с содержанием произведений устного народного творчества; проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества. |
|
|
| 8 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы» (стр.112-113) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
| «Праздник, праздник у ворот!» | Что означает выражение «Праздник, праздник у ворот!»? Как создать свой сценарий праздника? |
|
|
|
| Учиться подбирать тексты в соответствии с заданием; работать в группе; выразительно рассказывать произведения устного народного творчества; создавать инсценировки и сценарии. |
|
|
| 10 |
| «Праздник, праздник у ворот!» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы — друзья (10 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Мы-друзья (стр. 114-115) | Почему важно дорожить дружбой? |
| Басня, братство, доброжелательность, дружба, извещение, куманёк, мораль, объявление, сообщение, соседство, терпение, уважение.
|
|
| Учиться выразительно читать текст; работать с содержанием текста; составлять текст рассказа по иллюстрациям. | Познавательные умения: — определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение; — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; — подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор; — сопоставлять героев разных произведений; — использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений. Регулятивные умения: — планировать и выполнять задание в соответствии с целью; — работать с текстом произведения, используя алгоритм; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; — адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: — излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание читать произведения о дружбе; — интерес и творческое отношение к созданию правил дружеских отношений; — позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни. |
|
| 2 |
| Мы-друзья. М. Пляцковский «Настоящий друг» (стр. 116) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| Мы-друзья. В. Орлов «Я и мы» (стр. 117-118) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| «Без друга на сердце вьюга». Н. Носов «На горке» (стр. 119-122) | Как правильно работать с текстом рассказа? |
|
|
|
| Учиться читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; читать текст по ролям; составлять и записывать план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать текст от лица главного героя; формулировать правила дружеских отношений. |
|
|
| 5 |
| «Без друга на сердце вьюга». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»» (стр. 126-127) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| «Друзья познаются в беде». С. Михалков «Как друзья познаются» (стр. 124-125) | Что такое басня? |
|
|
|
| Учиться читать тексты осознанно, выразительно и без ошибок; читать текст басен по ролям; работать с содержанием басни; выделять особенности произведений и оформлять их в таблице; формулировать правила дружеских отношений. |
|
|
| 7 |
| «Друзья познаются в беде». И. Крылов «Стрекоза и муравей» (стр. 132-133) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| Семейное чтение. А. Гайдар «Чук и Гек» 9стр. 128-131) | Почему так говорят «Как ни хитри, а правды не перехитрить»? |
|
|
|
| Учиться определять главную мысль произведения; характеризовать героев произведения; соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами. |
|
|
| 9 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Басня. Мораль басни. |
|
|
|
|
| Учиться формулировать предложение о басне и её особенностях; определять по реплике героя и название произведения; записывать пословицы о дружбе. |
|
|
| 10 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Как пересказать произведение? |
|
|
|
|
|
|
|
|
Здравствуй, матушка зима! (11 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Готовимся к празднику (стр. 138-139) | Как правильно подготовиться к выразительному чтению стихотворных произведений? |
| Виртуоз, волхвы, знаки препинания, лирическое произведение, олицетворение, пастухи, пауза, ритм, рифма, Рождество Христово, Святки, синквейн, сравнение, сюрприз, эпитет.
|
|
| Учиться работать с различными источниками информации; находить средства художественной выразительности; читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение; — определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение; — сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение; — определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по плану; — осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — представлять собственное мнение и позицию; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы; — желание читать произведения о зиме и зимних праздниках; — интерес к созданию творческого новогоднего сюрприза. |
|
| 2 |
| Здравствуй, матушка Зима! (стр. 138-139)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| Поэтическая страничка. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..» (стр. 140) | Что такое лирическое произведение? Как великие русские писатели через слово сумели передать нам настроение зимы?
|
|
|
|
| Учиться выразительно читать текст поэтического произведения; составлять синквейн о зиме; оформлять результаты своих наблюдений в таблице; иллюстрировать лирическое произведение. |
|
|
| 4 |
| Поэтическая страничка. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» (стр. 141) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| Поэтическая страничка. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» Стихи С. Есенина (стр. 142-143) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| «Зимние праздники». Саша Чёрный «Рождественское», К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» (стр. 144-145) | Что такое Рождество Христово? |
|
|
|
| Учиться выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения; выразительно читать поэтические тексты; иллюстрировать произведение; работать с толковым словарём; создавать книгу стихов о зимних праздниках.
|
|
|
| 7 |
| «Зимние праздники». С. Маршак «Декабрь», К. Бальмонт «К зиме» (стр. 146-147) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| «Зимние праздники». А. Барто «Дело было в январе», С. Дрожжин «Улицей гуляет…» (стр. 148-149) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
| Загадки зимы. (стр. 150)
| Какие виды загадок существуют? |
|
|
|
| Учиться работать с текстом загадки; проводить наблюдения и узнавать способы создания загадок; составлять свою загадку по аналогии. |
|
|
| 10 |
| Праздник начинается, конкурс предлагается (стр. 151-152) | Как правильно подготовить новогодний праздник? |
|
|
|
| Учиться выбирать произведения по заданной теме; составлять план успешной подготовки к новогоднему празднику. |
|
|
| 11 |
| Праздник начинается, конкурс предлагается (стр. 151-152) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чудеса случаются (17 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| А. С .Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17) | В чём отличие народной сказки от литературной? |
| Литературная сказка, автор, сюжет. Присказка. Герой литературной сказки. Герой народной сказки. Композиция сказки.
|
|
| Учиться сравнивать героев по их поступкам, желаниям, речи; составлять словесный портрет литературного героя; иллюстрировать произведение; выразительно читать текст; выучить наизусть отрывок произведения и читать его с соответствующей интонацией. | Познавательные умения: — определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; — сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; — определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание иллюстраций к сказке; — использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: Проявлять: — интерес к изучению темы; — интерес к чтению литературных сказок авторов; — творческое отношение к сочинению своей сказочной истории; — желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины. |
|
| 2 |
| А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17) | Как правильно подготовиться к выразительному чтению сказки? |
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17) | В чём состоит основная мысль сказки? |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17) | Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи? |
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| А. С .Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 4-17) | Как правильно составить кроссворд по сказке А. С. Пушкина? |
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (стр. 18) | Чем похожи и чем отличаются герои прочитанных литературных сказок? Как правильно составить портрет героя литературной сказки? |
|
|
|
| Учиться составлять план сказки; подробно пересказывать сказку по плану; составлять устный рассказ о сказочном герое по опорным выражениям; выразительно читать сказку по ролям; рисовать портрет литературного героя. |
|
|
| 7 |
| Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (стр. 19-23) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» (стр. 24-27) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
| Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Внеклассное чтение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
| Мы идем в библиотеку. Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки» (стр. 28-29) | Что в произведениях могло быть правдой, а что — выдумкой? Как правильно создать свою сказку? |
|
|
|
| Учиться читать литературные сказки осознанно, выразительно и без ошибок; описывать героя, его действия, поступки; работать с текстом сказки; составлять словесный портрет литературного героя; сочинять сказочную историю о приключениях барона Мюнхгаузена. |
|
|
| 11 |
| Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х. Андерсена (стр. 30) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
| К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона» (стр. 31-34) | Зачем К. Чуковский придумал эти истории? Чем похожи и чем отличаются приключения Бибигона и барона Мюнхгаузена? |
|
|
|
| Учиться описывать героя, его характер, действия, поступки; работать с текстом сказки; выразительно читать сказку; инсценировать сказку. |
|
|
| 13 |
| К. Чуковский «Бибигон и пчела» (стр. 35-38) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14 |
| Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата» ( стр. 39-41) | Какова основная мысль произведения Л. Толстого? |
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
| Наш театр. Определение этапности подготовки к спектаклю. (стр. 42-47) | Как правильно подготовиться к инсценировке сказки? |
|
|
|
| Учиться осмысливать содержание произведения; определять характер героев, события, картины, представленные в произведении; выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли; создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. |
|
|
| 16 |
| Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце» (стр. 42-47) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». (стр. 48-49) | В чем специфические особенности литературной сказки? |
|
|
|
| Учиться находить специфические особенности литературной сказки; сравнивать народную и литературную сказку; пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности |
|
|
Весна, весна! И всё ей радо! (11 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Весна, весна! И всё ей радо! Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…» (стр. 50-51) | Как великие русские писатели через слово сумели передать нам настроение весны?
|
| Афиша, декорация, инсценировка, композиция, лирическое произведение, олицетворение, пейзаж, пьеса, ремарка, репродукция, симпатия, сравнение, элементы (части) книги, эпитет.
|
|
| Учиться выразительно читать текст лирического произведения; определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев, и оформлять их в таблицу; иллюстрировать лирическое произведение. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение; — определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; — определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции, иллюстрации; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: Проявлять: — интерес к чтению лирических произведений о весне; — желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне; — творческое отношение к созданию текста о весенней природе; — желание самостоятельно общаться с книгой; — понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
|
|
| 2 |
| И. Никитин «Весна». А. Плещеев «Весна». Т .Белозёров «Подснежники» (стр. 52-53) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| А. Чехов «Весной». А. Фет «Уж верба вся пушистая…». А. Барто «Апрель» (стр. 54-55) | Какие картины весны наблюдают поэты в своих стихотворениях? |
|
|
|
| Учиться выразительно читать текст лирического произведения; выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения; писать свой текст о весне. |
|
|
| 4 |
| Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне | Какие критерии выбрать для оценивания конкурса на лучшего чтеца? |
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| Мы идём в библиотеку. С. Маршак «Март». И. Левитан Ранняя весна» | О чем и как рассказывают писатели, поэты и художники в представленных произведениях? |
|
|
|
| Учиться читать выбранные произведения осознанно, выразительно и без ошибок; описывать героя, его действия, поступки; работать с текстом стихотворения; иллюстрировать произведение. |
|
|
| 6 |
| Мы идём в библиотеку И. Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи». |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| Мы идём в библиотеку Сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев» (стр. 61-65) | Что такое пьеса? В чём её особенности? |
|
|
|
| Знать особенности пьесы. Учиться читать текст по ролям, используя соответствующие интонации; инсценировать отрывок из пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». |
|
|
| 9 |
| Наш театр: инсценировка сказки «Двенадцать месяцев». |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии (стр. 66-67) | Что такое олицетворение?
Как правильно составить свой лирический текст о весенней природе? |
|
|
|
| Учиться создавать различные тексты под руководством учителя по заданному алгоритму; находить средства художественной выразительности (олицетворение).
Учиться выразительно читать наизусть стихотворение о весне; составлять свой лирический текст о весенней природе. |
|
|
| 11 |
| Создание текста о весне. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мои самые близкие и дорогие (8 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Мои самые близкие и дорогие. Роберт Рождественский «На земле хороших людей немало» (стр. 68-70) | Что такое семейные традиции? |
| Семья, родители, согласие, лад, ответственность. Народ, Родина. |
|
| Осознание значимости в жизни человека близких и дорогих людей — родителей. Учиться выразительно читать текст лирического произведения; составлять рассказ по фотографии; составлять лирический текст о маме, выражая свои чувства; иллюстрировать своё сочинение. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; — определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение; — описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье. |
|
| 2 |
| Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили» (стр. 70-72) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| Нет лучше дружка, чем родная матушка (стр. 72-73) | Почему эти два стихотворения включены в раздел «Мои самые близкие и дорогие»? |
|
|
|
| Учиться выразительно читать текст лирического произведения; определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев, и оформлять их в таблицу. | Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Личностные умения: Проявлять: — интерес к чтению произведений о близких и родных людях; — свои чувства при выразительном чтении лирических произведений о маме; — интерес и творческое отношение к составлению правил дружной семьи или текста о семье; — интерес к самостоятельному общению с книгой. |
|
| 4 |
| Лад и согласие – первое счастье (стр. 74) | Какова главная мысль рассказа? |
|
|
|
| Учиться определять главную мысль рассказа; читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок; работать с текстом рассказа; составлять текст о семье. |
|
|
| 5 |
| Если был бы девчонкой… Э. Успенский «Разгром» (стр. 76-77) | Какова главная мысль произведения? |
|
|
|
| Учиться осмыслению главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно; выразительно читать текст юмористического произведения; читать поэтический текст по ролям; оформлять обложки для прочитанных произведений. |
|
|
| 6 |
| Б. Заходер «Никто» (стр. 78) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» (стр. 81-83) | Каким надо быть, чтобы родители были счастливы и гордились тобой? |
|
|
|
| Учиться описывать героя, его характер, действия, поступки; работать с текстом рассказа; выразительно читать произведение; инсценировать рассказ. |
|
|
| 8 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии (стр. 84-85) | Как создать поздравительную открытку? |
|
|
|
| Учиться создавать поздравительную открытку для мамы и текст поздравительной открытки; работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг. |
|
|
Люблю всё живое (16 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Люблю всё живое. Саша Чёрный «Жеребёнок» (стр. 86-87) | Чему учат нас животные? |
| Заголовок, микротема, настроение, опорные слова, отзыв, питомец, рассказ, сопереживание, сочувствие, сострадание, стихотворение, чувства |
|
| Учиться выразительно читать текст художественного произведения; иллюстрировать стихотворение. | Познавательные умения: — определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение; — определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение; — определять особенности научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; — сравнивать содержание научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение; — анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации; — определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание по алгоритму; — осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывания, используя новые термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: Проявлять: — интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях человека с природой, животным миром; — толерантность к чувствам одноклассников; — желание принимать участие в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие»; — творческое отношение к созданию текста о любимом животном или питомце; — понимание собственных достижений при освоении учебной темы. |
|
| 2 |
| С. Михалков «Мой щенок» (стр. 88-91) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт. С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок» (стр. 92-93) | Как в произведениях писателей раскрываются взаимоотношения человека с природой? |
|
|
|
| Учиться работать с текстом рассказа; выразительно читать рассказ по ролям; составлять план рассказа; подробно пересказывать рассказ по плану; пересказывать текст произведения от первого лица (от лица героя). |
|
|
| 4 |
| М. Пришвин «Ребята и утята» (стр. 94-96) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| Е. Чарушин «Страшный рассказ» (стр. 97-99) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| Нелегко снимать зверей! Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц» (стр. 100-101) | В чём сходство и различия описания зайца в художественном и научно-познавательном текстах?
|
|
|
|
| Учиться читать произведение осознанно, выразительно и без ошибок; работать с текстами стихотворения и научно-познавательной статьи; оформлять результаты своих наблюдений в таблице; составлять научно-познавательный и художественный тексты; составлять рассказ о своём любимом животном; иллюстрировать выбранное произведение.
|
|
|
| 7 |
| Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Внеклассное чтение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
| Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных (стр. 104) | Как правильно составить отзыв о прочитанном произведении? |
|
|
|
| Учиться выразительно читать, используя соответствующие интонации; составлять предложения о творчестве любимых авторов по вопросам; составлять рассказ по серии картинок; составлять план произведения; пересказывать текст, используя план; составлять отзыв о прочитанном произведении. |
|
|
| 9 |
| Мои любимые писатели. В. В. Бианки (стр. 105) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
| В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка» (стр. 106-107) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11 |
| Н. Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». (стр. 108-109)
| Можно ли утверждать, что произведения Н. Сладкова относятся к научно-познавательной литературе?
|
|
|
|
| Знакомство с произведениями Н. Сладкова. Учиться находить в тексте слова, характеризующие героев. Учиться самостоятельно составлять |
|
|
| 12 |
| В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?» (стр. 110-113) |
|
|
|
|
| рассказ по рисункам. |
|
|
| 13 |
| Наш театр. Знакомство со сказкой В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» (стр. 114-117) | Как правильно подготовиться к инсценировке литературной сказки? |
|
|
|
| Учиться работать с текстом литературной сказки; работать с художественным текстом, используя алгоритм; инсценировать сказку В. Бианки «Лесной Колобок — Колючий Бок». |
|
|
| 14 |
| В. Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок» (стр. 114-117) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Как написать отзыв о прочитанном произведении? (стр. 118-121) | Как написать отзыв о прочитанном произведении? |
|
|
|
| Учиться составлять отзыв о прочитанном произведении; находить в тексте средства художественной выразительности; самостоятельно составлять рассказ. |
|
|
| 16 |
| А. Барто «Думают ли звери?». Внеклассное чтение |
|
|
|
|
|
|
|
|
Жизнь дана на добрые дела (14 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| Жизнь дана на добрые дела. С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» (стр. 122-123) | Что такое – добрые дела? |
| Взаимопомощь, главная мысль, деление текста на части, заголовок, мудрость, рассказ, трудолюбие, сочувствие, честность.
|
|
| Учиться выразительно читать текст художественного произведения; работать с содержанием художественного текста; составлять предложение о поступках героя произведения; иллюстрировать пословицу или поговорку. | Познавательные умения: — определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение; — определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; — сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение; — сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение; — определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; — соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять учебное задание, используя правило мудрости; — осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать высказывание, используя термины; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога. Личностные умения: Проявлять: — интерес к чтению произведений о делах и поступках сверстников; — свои чувства и отношение к герою при выразительном чтении художественных произведений; — интерес и творческое отношение к составлению совета для Вани и Домовёнка и рассказа о добром поступке. |
|
| 2 |
| Л. Яхнин «Пятое время года» (стр. 124-125) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| Кто добро творит, того жизнь благословит. В. Осеева «Просто старушка» (стр. 127) | Что такое совесть? |
|
|
|
| Учиться определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев, и записывать их в таблице; составлять вопросы по содержанию произведения; составлять план текста; подробно пересказывать содержание текста; выразительно читать текст художественного произведения по ролям. |
|
|
| 4 |
| Э. Шим «Не смей!» (стр. 128-129) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| А. Гайдар «Совесть» (стр. 130-131) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса…» (стр. 132-133) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| В. Осеева «Три товарища» (стр. 134) | Кого можно назвать товарищем? |
|
|
|
| Учиться работать с текстом рассказа; читать по ролям осознанно, выразительно и без ошибок; составлять предложение о том, кого мы считаем товарищем; писать текст на тему «Как я помогаю маме». |
|
|
| 8 |
| И. Пивоваров «Сочинение» (стр. 135-137) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
| Сочинение «Как я помогал маме» |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10 |
| Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н. Носов. (стр. 138-139) | Что такое юмористический рассказ? Что обозначают слова «фантазёр», «обманщик», «врун»?
|
|
|
|
| Учиться составлять план рассказа; подробно пересказывать рассказ по плану; составлять словесный портрет литературного героя; выделять особенности произведения и делать соответствующие записи в таблице; выразительно читать текст юмористического произведения по ролям; оформлять обложку для прочитанных произведений. |
|
|
| 11 |
| Н. Носов «Затейники» (стр. 140-142) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
| Н. Носов «Фантазёры» 9стр. 143-149) |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13 |
| Наш театр. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», С. Михалков «Не стоит благодарности» (стр. 150-151) | Что такое «взаимопомощь»? |
|
|
|
| Учиться рассказывать о герое, его характере и поступках; работать с текстом басни; выразительно читать произведение; инсценировать басню. |
|
|
| 14 |
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические произведения Н. Носова (стр. 152-153) | Над чем заставляют задуматься произведения раздела? |
|
|
|
| Учиться определять жанр произведения; составлять план рассказа. |
|
|