Календарно-тематическое планирование. 1 класс.Литературное чтение.
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Михайленкова Марина Владимировна

Календарно-тематическое планирование по системе "Школа России". 1 класс. Литературное чтение. Пояснительная записка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к завершенной предметной линии учебников

для 1 класса общеобразовательных учреждений

по системе «Школа России»

Литературное чтение

Авторы: Л.Ф. Климанова,В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Издательство «Просвещение»

Программа разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в об учении младших школьников. Он формирует общеучебный на вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе ственных произведений; формирование эстетического отноше ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих ся к чтению художественных произведений. Внимание начи нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения,

- осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту,

- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание,

- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях, общениях, соблюдая правила речевого этикета,

- работать со словом, пополняя словарный запас,

- читать осознанно и выразительно; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

- передавать содержание прочитанного в виде пересказа,

- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,

- ориентироваться в книге по названию, оглавлению,

- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом.

Раздел «Творческая деятельность»

   Выпускник научится:

- читать по ролям литературное произведение,

- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать последовательность событий, давать характеристику героя),

- создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 36 ч (4ч  в  неде лю).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. 

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению

Учебник: Л.Ф. Климанова,В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение»

Издательство «Просвещение»

Другие  учебные пособия:

1)М.Б.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение.Рабочая тетрадь

Издательство «Просвещение»

№ пп

Дата

(по плану)

Дата

(фактич.)

Тема урока

страницы в учебнике

Вводный урок - 1 ч.

Знакомство с учебником .Система условных обозначений. Содержание учебника. «Словарь».

4

Жили-были буквы - 6 ч.

  1. (1)

В. Данько «Загадочные буквы».

5-8

  1. (2)

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А».

9-10

  1. (3)

С. Чёрный «Живая азбука»,

Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

11-13

  1. (4)

Г. Сапгир «Про Медведя». Проект «Создаём «Город букв».

14-15

  1. (5)

М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,

И. Гамазкова «Кто как кричит?».

16-17

  1. (6)

Рассказы и стихи о буквах.

Завершение проекта «Создаём музей «Город букв». Обобщение и проверка знаний по теме «Жили-были буквы».

18-28

Сказки, загадки, небылицы -7 ч.

  1. (1)

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

 Е. Чарушин «Теремок».

30-37

  1. (2)

Русская народная сказка «Рукавичка».

38-41

  1. (3)

Загадки. Русские народные сказки. Русские народные песни. Потешки и небылицы.

42-46

  1. (4)

«Рифмы Матушки Гусыни». Английские песенки: «Не может быть», «Король Пипин», «Дом, который построил Джек».

47-51

  1. (5)

Пушкин. Отрывки из произведений. К. Ушинский «Гусь и журавль». Л. Толстой «Зайцы и лягушки».

52-53

  1. (6)

Сказка «Петух и собака».

54-57

  1. (7)

Обобщение и проверка знаний по теме «Сказки, загадки, небылицы».

58-62

Апрель, апрель. Звенит капель… - 4 ч.

  1. (1)

Стихотворения русских поэтов о природе. А.Плещеев «Сельская песенка», А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

64-67

  1. (2)

Стихотворения о весне И.Токмаковой, Е.Трутневой, Т.Белозёрова, С.Маршака.

68-72

  1. (3)

Стихотворения. В. Берестов «Воробушки», Р. Сеф «Чудо».  Проект «Составляем азбуку загадок».

73

  1. (4)

Обобщение и проверка знаний по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…». Завершение проекта «Составляем азбуку загадок».

74-78

И в шутку и всерьёз - 6 ч.

  1. (1)

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».

4-7

  1. (2)

Г. Кружков «РРРЫ!», Н. Артюхова «Саша-дразнилка».

8-11

  1. (3)

К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук», И Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

12-16

  1. (4)

К. Чуковский «Телефон».

М. Пляцковский «Помощник».

17-23

  1. (5)

К. Ушинский «Ворона и сорока», «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому».

24-27

  1. (6)

Обобщение и проверка знаний по теме «И в шутку и всерьёз».

28

Я и мои друзья – 6 ч.

  1. (1)

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». Проект «Наш класс – дружная семья».

30-33

  1. (2)

В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны

34-36,43

  1. (3)

Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик»,

37-40

  1. (4)

Я. Аким «Моя родня», », С.  Маршак «Хороший день».

41-47

  1. (5)

По М.Пляцковскому "Сердитый дог Буль"

Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».  

48-51

  1. (6)

Обобщение и проверка знаний по теме «Я и мои друзья».

52-54

О братьях наших меньших - 6 ч.

  1. (1)

С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак».

56-59

  1. (2)

В. Осеева «Собака яростно лаяла»,

В. Лунин «Никого не обижай».

60-61

  1. (3)

И. Токмакова «Купите собаку». С. Михалков «Важный совет».

71-72

  1. (4)

М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». Научно-познавательный текст о кошках.

65-67

  1. (5)

Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и ёж». В. Берестов «Лягушата».

Научно-познавательный текст о лягушках.

71,73

  1. (6)

Обобщение и проверка знаний по теме «О братьях наших меньших». Завершение проекта «Наш класс – дружная семья».

74-75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...