Тема урока: «Буква ф, звуки [ф - ф’].
план-конспект урока чтения (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя
План – конспект
урока обучения грамоте в 1 классе.
Тема урока: «Буква ф, звуки [ф - ф’].
Участницы II (городского) этапа
Всероссийского конкурса
« Учитель года – 2011»
в номинации « Лучший учитель»
учителя начальных классов
Тарасенко Евгении Васильевны
Цели урока:
познакомить детей с новой буквой русского алфавита и звуками, которые эта буква обозначает;
учить писать строчную букву ф, слоги и слова с буквой ф;
учить детей находить звуки [ф - ф’] в словах;
закреплять умение читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.
Задачи урока:
развивать мелкую мускулатуру пальчиков;
способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;
воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, желание и интерес к занятиям чтением и письмом.
Оборудование:
«Моя любимая азбука» авторов Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, прописи, набор картинок с изображением букв и предметов, заготовки для индивидуальной творческой работы, эмблемы - настроение.
Ход рока:
1. Оргмомент.
2. Введение в тему урока.
3. Фонетическая разминка.
4. Работа в прописи.
5. Физкультминутка.
6. Развитие речи.
7. Чтение слогов и слов.
8. Словарная работа.
9. Закрепление нового материала.
10. Итог урока.
- Организационный момент.
- Человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки можно знакомиться, здороваться и прощаться. Улыбка позволяет нам выражать свои чувства.
Попробуйте и вы передать своё настроение мне:
( на доске рисунки)
- радостное – Я жду приятной встречи с уроком.
- спокойное – У меня всё получится, всё будет хорошо.
- огорчённое – Как же так? Снова придется писать и читать.
( Дети показывают своё настроение на урок мимикой.)
- Вижу, настроение у вас радостное и деловое. Тогда давайте начинать урок.
- Введение в тему урока.
- Как обычно, на наших уроках обучения грамоте присутствуют азбучные кубики. Какие сегодня дежурные картинки?
( фиалка, фонарь)
- Произнесите первый звук в слове фонарь. [ ф ]
- Произнесите первый звук в слове фиалка. [ ф’]
Звуки [ф - ф’ ] на письме
обозначаются буквой ф –
это тема нашего урока.
- Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на уроке?
(Учиться читать и писать букву ф, находить букву ф в словах, правильно читать и произносить звуки.)
- Фонетическая разминка.
– Как приятно пахнет моя фиалка!
Упражнение «Приятный запах».
(дети показывают, как нюхают фиалку: втягивают воздух носом).
- Обрызгайте свежей водой цветы!
Упражнение «Пульверизатор».
(дети показывают, как работает пульверизатор: выдыхают ртом воздух).
- Когда брызгали, случайно попали на ежа. Он недовольно фыркает.
Упражнение «Ёжик».
(дети показывают, как громко фыркает ёжик).
- А теперь положите на ладошку пушинку и ласково на неё подуйте.
Упражнение «Пушинка».
(дети выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой).
- Молодцы! Потренировались в произношении новых звуков [ ф - ф’ ]. А теперь давайте охарактеризуем их. Что услышали? Помогите нашему гостю!
ф
Дети:- Во-первых, это согласный.
- Во-вторых, он глухой. (на голове цилиндр).
- В-третьих, в слове фонарь – твёрдый звук (синий башмачок),
в слове фиалка – мягкий звук (зелёный башмачок).
Учитель:
- Звуки [ф - ф’] на письме обозначаются буквой ф.
На что похожа буква ф нам расскажут ребята:
- Всем известно, без подсказки,
Буква ф как ключ из сказки
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
(показывает Золотой ключик)
2. Федя ходит руки вбоки,
Видно, выучил уроки.
(показывает походку Феди)
3. Филин – два огромных глаза
Букву ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд
Словно фотоаппарат.
(показывает картинку филина и фотоаппарат)
- Работа в прописи.
Подготовительная работа к введению письменной буквы ф.
- Посмотрите на табло в прописи. Из каких элементов состоит эта буква?
( Левый и правый овалы, длинная прямая линия)
- Начинаю писать букву чуть ниже верхней линии – как букву с,
дописываю её до буквы о,
веду линию вверх, как у буквы а,
веду вниз прямую, возвращаюсь по той же дорожке,
без отрыва пишу правый овал.
Показ этапов письма на доске.
Показ этапов в воздухе пальцем.
Прописывание этапов в воздухе ручкой.
- Работаем в прописи: пишем на табло букву ф – до конца строки.
Пишем короткую строку.
Пишем третью строку.
- Ребята, а для чего мы учимся писать прописную букву ф? Где нам она пригодится в жизни?
(для записи в тетради, при написании писем, объявлений, заметок в газету и др).
- Физкультминутка.
(девочки у доски показывают движения)
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо-влево наклонялись,
И обратно возвращались
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ!
- Работа со слогами.
- В прописи прочитайте слоги сначала шепотом, затем вполголоса, громко и выразительно. Охарактеризуйте звуки: (работа красным, зелёным и синим цветными карандашами в прописи: красным - гласные, синим - твёрдые согласные, зелёным - мягкие согласные).
Фо фе фа фи фы фу
- Посмотрите теперь на фотографию на странице в прописи. Она чёрно-белая. А вы должны добавить цвет предметам, в названии которых есть буква ф.
(Фонтан, флаги, фуражка, форма, офицер, фигура, флагшток – называя предметы, дети раскрашивают фотографию).
Чтение столбиков слов.
1 столбик – глазами, шёпотом, для соседа.
2 столбик – хором.
3 столбик – выборочно.
- Словарная работа:
Боров – дикий или домашний кабан.
Фант – предмет игрока, конфетная обёртка.
Франт – нарядно одетый человек.
- А теперь мальчики прочитают слова так, как говорим, а девочки – как пишем. Что заметили?
( Происходит превращение в/ф – это оглушение звонкого в).
Улов [ ф]
Боров [ф]
Трав[ф]ка
Голов[ф]ка
Как вы думаете, кто это так крепко держит за руку в?Это парные согласные в-ф.
Итог урока:
- А сейчас я хотела бы уточнить у вас, так какой же буквой обозначаются на письме звуки [ф - ф’] ?
- И эта буква сейчас родится прямо у вас в руках.
Для этого надо выщипать уже известную вам букву р,
затем развернуть заготовку. Что получилось?
- Заполните всю площадь этой буквы прописными буквами ф.
Подумайте, кому бы вам хотелось подарить эту букву?
Ф ф ф ф ф ф ф ффффф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф
Ф ф ф ф ф ф
Ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф
- Наш урок закончен.-Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок?
Спасибо за сотрудничество!
Дети подходят к доске и прикрепляют смайлики
по своему настроению и впечатлению от урока.
Самоанализ урока.
Урок давался в период обучения грамоте.
Наиболее эффективной формой организации учебного процесса в этом классе, в этот период обучения, с учётом физического, психологического и педагогического уровня подготовленности детей к школе, является создание атмосферы взаимодействия, т.е. добывание знаний коллективом.
Во-первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном.
Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками.
В-третьих, к детям приходит понимание собственной значимости.
Особое внимание в работе на уроке я отвела формированию у детей умения ставить перед собой цель урока, определять, для чего необходимо выполнить то или иное действие. Необходимость умения записать свои мысли на бумаге – основной мотив к достижению цели урока – научиться писать букву ф.
Игровые технологии обучения помогли удержать внимание неусидчивых и заинтересовать пассивных учеников.
Неоднородный состав класса и возрастные особенности детей объясняют частую смену их деятельности:
- характеристика звуков
- фонетическая разминка
- анализ графического изображения буквы
- работа пальцами в воздухе
- письмо ручкой и карандашом
- письмо под счёт
- чтение с различным усилием
- раскрашивание
- выщипывание.
Урок достиг заявленных целей – дети все научились писать прописную строчную букву ф, читают слоги, слова и предложения с изученными буквами, отвечают на вопросы и выполняют задания , опираясь на свой жизненный опыт
Считаю, что успешность урока зависит от эмоционального настроя детей и учителя на урок, поэтому уделяю пристальное внимание созданию комфортной ситуации на уроке для каждого ученика.
Элемент открытия и успеха на этом уроке – рождение буквы прямо в руках учеников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока:Cогласные звуки [г], [ г ], согласные буквы Гг,
Цель урока: 1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с ...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.
Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [...
Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.
Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм....
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...