Тема урока: «Буква ф, звуки [ф - ф’].
план-конспект урока чтения (1 класс) на тему

Тарасенко Евгения Васильевна

Чтение-урок обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva__f_zvuki_f_-_f..doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя

                                       План – конспект

урока обучения грамоте в 1 классе.

Тема урока: «Буква  ф, звуки [ф - ф’].

                                                 Участницы II (городского) этапа

                             Всероссийского конкурса

                       « Учитель года – 2011»

                                          в номинации « Лучший учитель»

                                  учителя начальных классов

                                         Тарасенко Евгении Васильевны                                       

 

Цели урока:

познакомить детей с новой буквой русского алфавита и звуками, которые эта буква обозначает;

учить писать строчную букву ф, слоги и слова с буквой ф;

учить детей находить звуки [ф - ф’] в словах;

закреплять умение читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

Задачи урока:

развивать мелкую мускулатуру пальчиков;

способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;

воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, желание и интерес к занятиям чтением и письмом.

Оборудование:

«Моя любимая азбука» авторов Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, прописи, набор картинок с изображением букв и предметов, заготовки для индивидуальной творческой работы, эмблемы - настроение.

Ход рока:

1. Оргмомент.

2.  Введение в тему урока.

3.  Фонетическая разминка.

4.  Работа в прописи.

5.  Физкультминутка.

6.  Развитие речи.

7.  Чтение слогов и слов.

8.  Словарная работа.

9.  Закрепление нового материала.

10. Итог урока.

  1. Организационный момент.

- Человеческая улыбка  - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки можно знакомиться, здороваться и прощаться. Улыбка позволяет нам выражать свои чувства.

Попробуйте и вы передать своё настроение мне:

( на доске рисунки)

- радостное –    Я жду приятной встречи с уроком.

- спокойное –    У меня всё получится, всё будет хорошо.

- огорчённое –   Как же так? Снова придется писать и читать.

( Дети показывают своё настроение на урок  мимикой.)

- Вижу, настроение у вас радостное и деловое. Тогда давайте начинать урок.

  1. Введение в тему урока.

- Как обычно, на наших уроках обучения грамоте присутствуют азбучные кубики. Какие сегодня дежурные картинки?

( фиалка, фонарь)

- Произнесите первый звук в слове  фонарь.  [ ф ]

- Произнесите первый звук в слове  фиалка.  [ ф’]

Звуки [ф - ф’ ] на письме

  обозначаются буквой  ф –

это тема нашего урока.

- Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на уроке?

(Учиться читать и писать букву ф, находить букву ф в словах, правильно читать и произносить звуки.)

  1. Фонетическая разминка.

– Как приятно пахнет моя фиалка!

Упражнение «Приятный запах».

(дети показывают, как нюхают фиалку: втягивают воздух носом).

- Обрызгайте свежей водой цветы!

Упражнение «Пульверизатор».

(дети показывают, как работает пульверизатор: выдыхают ртом воздух).

- Когда брызгали, случайно попали на ежа. Он недовольно фыркает.

Упражнение «Ёжик».

(дети показывают, как громко фыркает ёжик).

- А теперь положите на ладошку пушинку и ласково на неё подуйте.

Упражнение «Пушинка».

(дети выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой).

- Молодцы! Потренировались в произношении новых звуков [ ф - ф’ ]. А теперь   давайте охарактеризуем их. Что услышали? Помогите нашему гостю!

  ф

Дети:- Во-первых, это согласный.

- Во-вторых, он глухой. (на голове цилиндр).

- В-третьих, в слове фонарь – твёрдый звук (синий башмачок),

                      в слове фиалка – мягкий звук (зелёный башмачок).

                           Учитель:

- Звуки [ф - ф’] на письме обозначаются  буквой  ф.

  На что похожа буква  ф  нам расскажут ребята:

  1. Всем известно, без подсказки,

   Буква  ф  как ключ из сказки

                                               Никогда его у нас

                                               Не отнимет Карабас.

                                                (показывает Золотой ключик)

                                          2.  Федя ходит  руки вбоки,

                                                Видно, выучил уроки.

(показывает походку Феди)

                                           3. Филин – два огромных глаза

Букву ф напомнит сразу.

Лупоглазый целит взгляд

                                                Словно фотоаппарат.

                                             (показывает картинку филина и фотоаппарат)

  1. Работа в прописи.

Подготовительная работа к введению письменной буквы ф.

- Посмотрите на табло в прописи. Из каких элементов состоит эта буква?

( Левый и правый овалы, длинная прямая линия)

- Начинаю писать букву чуть ниже верхней линии – как букву с,

дописываю её до буквы о,

веду линию вверх, как у буквы а,

веду вниз прямую, возвращаюсь по той же дорожке,

без отрыва пишу правый овал.

Показ этапов письма на доске.

Показ этапов в воздухе пальцем.

Прописывание этапов в воздухе ручкой.

- Работаем в прописи: пишем  на табло букву ф – до конца строки.

  Пишем короткую строку.

  Пишем третью строку.

- Ребята, а для чего мы учимся писать  прописную букву ф? Где нам она пригодится в жизни?

 (для записи в тетради, при написании писем, объявлений, заметок в газету и др).

  1. Физкультминутка.

(девочки  у доски показывают движения)

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо-влево наклонялись,

И обратно возвращались

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям ФИЗКУЛЬТПРИВЕТ!

  1. Работа со слогами.

- В прописи прочитайте слоги сначала шепотом, затем вполголоса, громко и выразительно. Охарактеризуйте  звуки: (работа красным, зелёным и синим цветными карандашами в прописи: красным - гласные, синим - твёрдые согласные, зелёным - мягкие согласные).

Фо   фе   фа   фи   фы   фу

- Посмотрите теперь на фотографию на странице в прописи. Она чёрно-белая. А вы должны добавить цвет предметам, в названии которых есть буква ф.

(Фонтан, флаги, фуражка, форма, офицер, фигура, флагшток – называя предметы, дети раскрашивают фотографию).

Чтение столбиков слов.

1 столбик – глазами, шёпотом, для соседа.

2 столбик – хором.

3 столбик – выборочно.

  1. Словарная работа:

Боров – дикий или домашний кабан.

Фант – предмет игрока, конфетная обёртка.

Франт – нарядно одетый человек.

- А теперь мальчики прочитают слова так, как говорим, а девочки – как пишем. Что заметили?

(  Происходит превращение  в/ф – это оглушение звонкого в).

Улов [ ф]              

Боров [ф]

Трав[ф]ка

Голов[ф]ка

 

Как вы думаете, кто это так крепко держит за руку  в?Это парные согласные в-ф.

Итог урока:

- А сейчас я хотела бы уточнить у вас, так какой же буквой обозначаются на письме звуки [ф - ф’] ?

- И эта буква  сейчас родится прямо у вас в руках.

 Для этого надо выщипать уже известную вам букву р,

затем развернуть заготовку. Что получилось?

- Заполните всю площадь этой буквы прописными буквами ф.

Подумайте, кому бы вам хотелось подарить эту букву?

                                                                     

Ф ф ф ф ф ф ф ффффф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф

Ф ф ф ф ф  ф

Ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф ф

- Наш урок закончен.-Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок?

Спасибо за сотрудничество!

Дети подходят к доске и прикрепляют смайлики

по своему настроению и впечатлению от урока.

                                         Самоанализ урока.

Урок давался в период обучения грамоте.

     Наиболее эффективной формой организации учебного процесса в этом классе, в этот период обучения, с учётом  физического, психологического и педагогического уровня подготовленности  детей к школе, является создание атмосферы взаимодействия, т.е. добывание знаний коллективом.

     Во-первых, на уроке создаётся определённый эмоциональный настрой, при  котором ребёнок не боится высказывать свои мысли о чём-то незнакомом, неизвестном.

     Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками.

     В-третьих, к детям приходит понимание собственной значимости.

     Особое внимание в работе на уроке я отвела формированию у детей умения ставить перед собой цель урока, определять, для чего необходимо выполнить то или иное действие. Необходимость  умения записать свои мысли на бумаге – основной мотив к достижению цели урока – научиться писать букву ф.

     Игровые технологии обучения помогли удержать внимание неусидчивых и  заинтересовать пассивных учеников.

     Неоднородный состав класса и возрастные особенности детей объясняют  частую смену их деятельности:

- характеристика звуков

- фонетическая разминка

- анализ графического изображения буквы

- работа пальцами в воздухе

- письмо ручкой и карандашом

- письмо под счёт

- чтение с различным усилием

- раскрашивание

- выщипывание.

     Урок достиг заявленных целей – дети все научились писать прописную строчную букву ф, читают слоги, слова и предложения с изученными буквами, отвечают на вопросы и выполняют задания , опираясь на свой жизненный опыт

     Считаю, что успешность урока зависит от эмоционального настроя детей и учителя на урок, поэтому уделяю пристальное внимание созданию комфортной ситуации на уроке для каждого ученика.

      Элемент открытия и успеха на этом уроке – рождение буквы прямо в руках учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока:Cогласные звуки [г], [ г ], согласные буквы Гг,

Цель урока:        1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с ...

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

КОНСПЕКТ УРОКА по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония» Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм. Дата: 22 октября 2013 года. Цель: Создание условий для развития личности. Задачи: 1. Научить учащихся выделять согласные звуки [л - л’], [...

Презентация к конспекту урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм.

Презентация содержит слайды, помогающие учителю при проведении урока по предмету: Чтение (обучение грамоте) УМК «Гармония». Тема урока: Согласные звуки [л] [л’], [м] [м’]. Буквы Лл, Мм....

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...