Уроки литературного чтения
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Тема: Обобщение по литературным сказкам. Игра «Умники и умницы».
Цели : помочь ребятам вспомнить и закрепить знания о прочитанных литературных сказках, сказочных героях, писателях – сказочниках; развивать логическое мышление, память, наблюдательность; воспитывать интерес к чтению, любовь к книге.
Оборудование: знаки отличия для игры «шелковых умников»; иллюстрации к сказкам; парты выставить полукругом – это места для теоретиков; в центре класса начертить три дорожки – красную, желтую, зеленую; приготовить аудиозаписи песен по сказкам.
Тема: Читательская конференция «Книги: для чего они?»
Цели: ознакомить учащихся с понятием «конференция», правилами общения спора; учить формулировать и доказывать свою мысль; развивать коммуникативно-речевые навыки – умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определенную тему; воспитывать читательский интерес.
Оборудование: на доске – высказывания о книгах; столы расставлены полукругом, участникам конференции раздают программу выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_literaturnogo_chteniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс 2 б
Программа: «Школа России»
Учебник: «Родная речь. 2 класс. 1, 2 части».
Авторы: Л.Ф.Климанова.
Тема: Обобщение по литературным сказкам. Игра «Умники и умницы».
Цели : помочь ребятам вспомнить и закрепить знания о прочитанных литературных сказках, сказочных героях, писателях – сказочниках; развивать логическое мышление, память, наблюдательность; воспитывать интерес к чтению, любовь к книге.
Оборудование: знаки отличия для игры «шелковых умников»; иллюстрации к сказкам; парты выставить полукругом – это места для теоретиков; в центре класса начертить три дорожки – красную, желтую, зеленую; приготовить аудиозаписи песен по сказкам.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети рассаживаются по своим местам. Отводится специальное место для жюри. Звучит музыка В. Дашкевича «Приходи, сказка».
II. Постановка целей.
- Мы начинаем игру «Умники и умницы». Сегодня нам предстоит определить самого внимательного читателя, знатока литературных сказок.
III. Обобщение изученного.
Вся игра будет состоять из трех частей – трех агонов, поэтому участников игры мы будем называть агонистами. «Агон» в переводе с греческого означает «соревнование».
Если кто-то из агонистов не знает ответа на вопрос, тогда нам помогут зрители, которых мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого «теория» означает «наблюдение». За это зрители –теоретики будут получать орден «шелкового умника».
Судьи будут не только справедливо судить ответы агонистов, но и внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку.
- Итак, выбираем агонистов для первого агона.
Вопросы:
- На чем Незнайка и его друзья совершили путешествие в Зеленый город? (на воздушном шаре).
- Кто из сказочных героев побывал на Северном полюсе и нашел «ось Земли»? (Винни-Пух и его друзья).
- Какое волшебное средство было у феи Счастья? (калоши счастья).
- Приглашаем первых трех агонистов выбрать дорожки.
- Сначала послушайте, в чем заключается особенность каждой дорожки. Красная дорожка состоит из двух квадратов – она самая короткая. Агонист должен ответить всего на два вопроса, но ошибок допускать нельзя. На желтой дорожке, состоящей из трех квадратов, допускается одна ошибка. А на самой длинной – зеленой – можно ошибаться два раза.
Агон заканчивается, когда один из агонистов пересекает границы своей дорожки.
Агон I.
Первый этап. «Волшебники, маги, чародеи».
- О каком волшебнике говорится в следующих строчках?
«Одет он был чудесно. На нем шелковый пиджак, только нельзя сказать какого цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным… Под мышками у него по зонтику – один с картинками – его он раскрывает перед хорошими детьми, а другой совсем простой, гладкий…». (Оле-Лукойе).
«На нем был длинный халат из красивой темно-синей материи, на которой были вышиты золотые звезды и серебряные полумесяцы. На голове была черная шапка с такими же украшениями, на ногах – красивые туфли с загнутыми кверху носами». (Волшебник из книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе»).
«… Увидел какого-то старика с посохом. На старике была высокая островерхая шляпа; длинный серый плащ, серебристый шарф, громадные черные сапоги и еще у него была длинная, ниже пояса, белая борода». (Гэндальф из сказки «Хоббит»).
Второй этап. «Волшебное средство».
- Какое волшебное средство ты бы попросил у Оле-Лукойе? (зонтик)
- Какое волшебное средство было у Бильбо Бэггинса? (кольцо)
- За каким волшебным средством попросила ведьма спуститься солдата в колодец? (за огнивом)
Третий этап. «Волшебные путешествия».
- На чем совершили путешествия эти сказочные герои:
- За медом Вини-Пух? (на воздушном шаре.)
- На Луну Незнайка и Пончик? (на ракете)
- В теплые края Дюймовочка? (на ласточке)
Четвертый этап. «Великие сказочники».
- В честь какого сказочника присуждается медаль лучшему современному детскому писателю? (Международная золотая медаль Г.Х.Андерсена.)
- Сын какого сказочника стал главным героем сказочной повести? (Кристофер Робин – сын А.Милна)
- Какой сказочник служил при дворе короля – Солнце интендантом королевских построек? (Шарль Перро).
Отборочный тур для теоретиков на второй агон.
- Кто был обманут в Стране Дураков? (Буратино).
- На котором по счету балу Золушка потеряла свою туфельку? (на втором).
- Как звали необычного зверя с двумя головами из сказки «Доктор Айболит»? (Тянитолкай)
Агон II. Сказочная география.
Первый тур
- В каком городе находится памятник, который я опишу?
Первый персонаж – осел. На его спине – собака, на собаке – кот, на коте – петух.
(В городе Бремене)
- В какой стране жили герои сказки «Приключения Буратино»? (В Италии)
- В какой стране находится домик Карлсона? (В Швеции)
Второй тур
- В какой сказке есть цветные страны? (А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
- Какие сказочные человечки жили в Средиземье? (хоббиты, эльфы, гномы).
- Где находится Королевство кривых зеркал? (по ту сторону зеркала)
Третий тур
- Кто из сказочных героев побывал:
- В Стране дураков? (Буратино)
- В Зазеркалье? (Алиса)
- В Стране лжецов? (Джельсомино)
Четвертый тур
- Назовите правителей:
- Страны, в которой жил Чипполино. (Принц Лимон)
- Изумрудного города. (Гудвин)
- Королевства кривых зеркал (Йагупоп XIII)
Вопросы для отборочного тура теоретикам.
- Назовите фамилию Малыша, друга Карлсона. (Сватенсон)
- Как зовут существо, сшитое из соломы, мечтающее о мозгах. (Страшила)
- Кем работал в Солнечном городе Пилюлькин? (Доктором)
Агон III Сказочные предметы.
Первый тур.
- Что спрятано в черном ящике?
Этот предмет в сказках заменял телевидение? (наливное яблочко и серебряное блюдечко)
С помощью этого предмета можно стать невидимым? (шапка-невидимка или кольцо Бильбо)
Раскрыв этот предмет, можно увидеть цветные сны? (зонтик Оле-Лукойе)
Второй турю
- Выберите из нарисованных предметов тот, который есть в названиях сказок.
- Кухонные принадлежности (горшочек каши);
- Цветы (цветик-семицветик);
- Обувь (кот в сапогах)
Третий тур
- Какие сказочные предметы стали прототипами этих современных предметов?
- Самолет (ковер-самолет, ступа);
- Магнитофон (дудка-самогудка, волшебные гусли);
- Автомобиль (сапоги-скороходы)
+Агон IV
- Агонисты, вышедшие победителями каждого агона, соревнуются в последнем агоне – музыкальном. Сейчас прозвучат отрывки из песен, которые поют сказочные герои в музыкальных сказках. Угадайте, кто поет эту песню. (подбирает учитель)
IV. Подведение итогов.
Вручение призов:
Финалистам – сборники сказок.
Теоретикам – медальки.
Тема: Читательская конференция «Книги: для чего они?»
Цели: ознакомить учащихся с понятием «конференция», правилами общения спора; учить формулировать и доказывать свою мысль; развивать коммуникативно-речевые навыки – умение слушать, задавать вопросы, поддерживать беседу на определенную тему; воспитывать читательский интерес.
Оборудование: на доске – высказывания о книгах; столы расставлены полукругом, участникам конференции раздают программу выступлений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Участники занимают места в зале. К одежде прикрепляются бейджики, раздается программа выступлений.
II. Постановка целей.
- Прочитайте высказывания о книгах на доске.
«Книга-огромная сила». (А.В.Луначарский)
«Любите книгу – источник знаний» (М.Горький)
«Книга есть… кусочек горячей, дымящийся совести». (Б.Л.Пастернак)
- Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на конференции? (Для чего нужны книги, чему хорошему они учат, как книги помогают в жизни)
III. Читательская конференция
1. Знакомство с планом и правилами конференции.
- Прочитайте программу нашей конференции. Она пройдет в два этапа.
Первый этап. Правила общения на конференции.
- Давайте поговорим о правилах общения на конференции.
На конференции нужно:
- Быть вежливым и внимательным;
- Не стесняться высказывать свои мысли, говорить громко и понятно;
- Не отвергать чужую точку зрения, а формулировать и доказывать свою;
- Не перебивать говорящего, дожидаться конца его выступления;
- Если что-то непонятно или хочется задать вопрос, надо поднять руку, встать и назвать себя.
- Кроме того, к конференции приготовили свои вопросы оппоненты. Оппоненты – это люди, которые выступают с возражениями, то есть они оппонируют, возражают докладчику. Не бойтесь этих возражений, постарайтесь их опровергнуть, доказать свою точку зрения.
Второй этап. Выступления.
1. «Книги - это хранители мудрости».
Докладчики освещают в своем выступлении историю возникновения книги, то, как развивалось книгопечатание. Они доказывают, что благодаря книгам мы накопили знания, опыт многих поколений.
Оппоненты:
- Многие знания, которые были получены в прошлом, были ошибочны, как доказала наука. Для чего хранить эти знания?
- Если книга учит добру, то почему в мире становится все больше зла?
2. «Что читали наши родители – что читаем мы».
Никита докладывает о посещении районной библиотеки
Артем доклаывает о посещении школьной библиотеки
Докладчики сообщают, что есть книги, которые читали и их родители, и они. А есть книги, которые появились недавно, их читают только дети.
Оппоненты:
- Почему мы должны читать книги прошлых веков, ведь времена меняются, появляются новые книги.
- Книг становится все больше и больше, обо всем написано, всего не перечитаешь. Пора прекратить писать книги.
3. «Книга в будущем: есть ли ей место?»
Докладчики рассказывают о новых технологиях сохранения информации.
Оппоненты:
- Чтобы сделать бумагу для книги, нужно срубить дерево. Получается, что от книг только вред.
- Любую информацию можно найти сейчас в сети Интернет. Для чего вообще нужны книги?
Третий этап. «Какие книги я люблю читать и почему».
Выступают ребята, написавшие сочинения.
Четвертый этап. «Книги и писатели».
Ребята рассуждают о творчестве писателя, стиле и языке его произведений.
IV. Итог конференции.
1. Подведение итогов конференции.
- Чему вы научились сегодня?
- Какие мысли вас заставили задуматься, поразмышлять?
- Для чего же нужны книги человеку?
- Каково место книги в будущем?
- Захотелось ли вам стать писателем?
- О чем бы вы рассказали читателям?
- Чьи выступления вам понравились?
2. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....