Литературная викторина "Сказки братьев Гримм"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Литературная викторина по сказкам братьев Гримм. Биография братьев Гримм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3klass._skazki_bratev_grimm.__.docx | 68.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки братьев Гримм
Литературная викторина составлена
учителем начальных классов
НОУ гимназии «Школа бизнеса»
Демьяновой И.П.
гор. Сочи
Краснодарского края
Якоб Гримм
(1785-1863)
Вильгельм Гримм
(1785-1859)
- «Бременские музыканты»
- «Горшок каши»
- «Кот в сапогах»
- «Красная шапочка»
- «Белоснежка»
- «Золушка»
- «Золотой гусь»
- «Волк и семеро козлят»
Братья Гримм родились в семье чиновника в городе Ганау( Ханау). Отец их был вначале адвокатом, а затем занимался юридическими вопросами у князя Ганауского.
Старший брат, Якоб Гримм родился 4 февраля 1785г. ( 04.01.1785-20.09.1863), а младший-Вильгельм Гримм- 24 февраля 1786г.(24.02.1786-
16.12.1859). Дети росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра.
За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.
Занимались изучением памятников, историей и собиранием традиционного народного фольклора.
Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских семейных сказок» (1812г.,1815г., 1822г.). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Волк и семеро козлят» - всего около 2000сказок.
Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей.
Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России они многократно переиздавались. Тонкая ирония, лукавство, юмор присуще сказкам. В них очень хорошо видны социальные отношения.
Пояснительная записка.
Для проведения игры класс разбивается на несколько команд. Команды выбирают себе название, капитана. Победитель определяется по числу набранных очков. За верный ответ- 1 очко. Команда победитель получает сладкий приз.
1.Представление команд.
( Каждая команда называет себя и говорит девиз)
2. Конкурс «Разминка».
( Команды по очереди называют сказки братьев Гримм, за каждый правильный ответ по 1 баллу).
Ответы : «Бременские музыканты»
«Горшок каши»
«Кот в сапогах»
«Красная шапочка»
«Белоснежка»
«Золушка»
«Золотой гусь»
«Волк и семеро козлят».
«Храбрый портняжка»
«Госпожа метелица»
«Мальчик-с-пальчик»
«Король Дроздобород»
«Русалочка»
3. Конкурс «Угадай-ка». (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)
- Завершите фразу. Из какой сказки эта реплика?
- Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит: ...
(-Раз, два, три, горшочек вари!) (« Горшок каши»)
2) Как-то раз испекла мама пироги и сказала дочке: …
(-Сходи-ка ты, Красная шапочка, к бабушке,
снеси ей этот пирог, горшочек масла, да узнай,
здорова ли она.) («Красная шапочка»)
- - А уда же ты уходишь, Мишенька?- спросила Белоснежка. А он ей отвечает: …
(-Я должен идти в лес - оберегать мои сокровища
от злых карликов.) («Белоснежка»)
- Однажды пришлось ей в лес идти за кормом, и вот она созвала своих козляток и сказала: …
(- Милые детки, надо мне в лесу побывать, так
вы без меня берегитесь волка!)
(«Волк и семеро козлят»)
- –Что ты там видишь, Серый?- спросил петух.
( - Что вижу? Накрытый стол, а на нём и яства,
и питьё, и разбойники за столом сидят и
угощаются) («Бременские музыканты»)
4. Конкурс «Сказочный»
-Из какой сказки эти персонажи? Соедини героев и название произведения.
Названия сказок | Герои произведений |
«Белоснежка» | волк |
«Бременские музыканты» | дурень |
«Красная шапочка» | старушка |
«Золотой гусь» | Розочка |
«Горшок каши» | мыши |
«Волк и семеро козлят» | осёл |
«Золушка» | маркиз де Карабас |
«Кот в сапогах» | медведь |
Ответы к конкурсу «Сказочный»:
1. «Белоснежка» - Розочка, медведь
2. «Бременские музыканты» - осёл
3. «Красная шапочка» - волк
4. «Золотой гусь» - дурень
5. «Горшок каши» - старушка
6. «Волк и семеро козлят» - волк
7. «Золушка» - мыши
8. «Кот в сапогах» - маркиз де Карабас
Команда №____________
4. Конкурс «Сказочный»
-Из какой сказки эти персонажи? Соедини героев и название произведения.
Названия сказок | Герои произведений |
«Белоснежка» | волк |
«Бременские музыканты» | дурень |
«Красная шапочка» | старушка |
«Золотой гусь» | Розочка |
«Горшок каши» | мыши |
«Волк и семеро козлят» | осёл |
«Золушка» | маркиз де Карабас |
«Кот в сапогах» | медведь |
5. Конкурс «Найди хозяина» (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)
-Угадай, из какой сказки эти вещи?
- Сапоги, королевская карета («Кот в сапогах»)
- Башмачки, тыква («Золушка»)
- Топор, очки (у дровосека из «Красной шапочки»)
- Розы, борода («Белоснежка» )
- Нож ,музыкальные инструменты («Бременские музыканты»)
6. Кроссворд.
По сказке «Бременские музыканты»
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
По горизонтали:
- Кто из этих животных бременский музыкант: индюк, козёл, петух?
- Кто из этих животных бременский музыкант: бык, кот, заяц?
- Дерево, под которым расположились ночью бременские музыканты: ель, дуб, ива?
- Кто жил в доме, который приглянулся бременским музыкантам: милиционер, разбойники, шахматисты?
- Кто из этих животных бременский музыкант: корова, лошадь, собака?
- Кто из этих животных бременский музыкант: осёл, гусь, утка?
- Кто хозяин старого осла: лесоруб, мельник, стрелец?
- Разбойник сказал товарищам, что в их доме поселились страшные: богатыри, великаны, генералы?
- Кто хозяин старой собаки: лесоруб, охотник, портной?
- Что, по словам разбойника, исцарапало ему лицо: копьё, спица, шишка?
По вертикали:
- Место, куда поставил передние ноги осёл, намереваясь напугать разбойников. (Подоконник)
Команда №________________________
6. Кроссворд.
По сказке «Бременские музыканты»
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
По горизонтали:
- Кто из этих животных бременский музыкант: индюк, козёл, петух?
- Кто из этих животных бременский музыкант: бык, кот, заяц?
- Дерево, под которым расположились ночью бременские музыканты: ель, дуб, ива?
- Кто жил в доме, который приглянулся бременским музыкантам: милиционер, разбойники, шахматисты?
- Кто из этих животных бременский музыкант: корова, лошадь, собака?
- Кто из этих животных бременский музыкант: осёл, гусь, утка?
- Кто хозяин старого осла: лесоруб, мельник, стрелец?
- Разбойник сказал товарищам, что в их доме поселились страшные: богатыри, великаны, генералы?
- Кто хозяин старой собаки: лесоруб, охотник, портной?
- Что, по словам разбойника, исцарапало ему лицо: копьё, спица, шишка?
По вертикали:
- Место, куда поставил передние ноги осёл, намереваясь напугать разбойников.
7. Конкурс капитанов. (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)
- За что старушка подарила девочке горшочек? (За доброту)
- Сколько пробили часы, когда Золушка покинула бал в первый раз? (Три четверти двенадцатого)
- Кем оказался медведь в сказке «Белоснежка?» ( сын короля , заколдованный карликом )
- Сколько человек бежало за дурнеем и почему? (7 человек, )
- Что приказывал говорить кот, когда бежал впереди кареты? ( Это дом (мельница, сад) маркиза де Карабаса)
8. Конкурс «Шифровка».
По сказке «Золотой гусь»
- Какой указ объявил король?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | т | к | а | ж | л | й |
2 | м | с | и | р | ь | о |
3 | я | н | ш | в | у | е |
Шифр:
1-2 | 1-1 | 2-6 |
|
1-2 | 2-6 | 2-4 | 2-6 | 1-5 | 3-6 | 3-4 | 3-5 |
2-4 | 1-3 | 2-2 | 2-2 | 2-1 | 3-6 | 3-3 | 2-3 | 1-1 | , |
1-1 | 2-6 | 1-1 |
|
3-2 | 1-3 |
|
3-2 | 3-6 | 1-6 |
|
2-3 |
|
1-4 | 3-6 | 3-2 | 2-3 | 1-1 | 2-2 | 3-1 |
|
Ответ : «Кто королеву рассмешит, тот на ней и женится.»
Команда №________________________
Конкурс «Шифровка».
По сказке «Золотой гусь»
- Какой указ объявил король?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | т | к | а | ж | л | й |
2 | м | с | и | р | ь | о |
3 | я | н | ш | в | у | е |
Шифр:
1-2 | 1-1 | 2-6 |
|
1-2 | 2-6 | 2-4 | 2-6 | 1-5 | 3-6 | 3-4 | 3-5 |
2-4 | 1-3 | 2-2 | 2-2 | 2-1 | 3-6 | 3-3 | 2-3 | 1-1 | , |
1-1 | 2-6 | 1-1 |
|
3-2 | 1-3 |
|
3-2 | 3-6 | 1-6 |
|
2-3 |
|
1-4 | 3-6 | 3-2 | 2-3 | 1-1 | 2-2 | 3-1 |
|
9. Конкурс «Знатоки сказок братьев Гримм».
(Каждой команде по 5 вопросов из определённой сказки. На вопросы последней сказки отвечает тот, кто первый поднимет руку)
1 команда: сказка «Кот в сапогах»
- Что оставил сыновьям мельник? (Мельницу, осла и кота)
- Какой скромный подарок преподнёс кот королю? (Рябчиков)
- Зачем хозяин кота оказался в реке? (Чтобы раздобыть наряд)
- В кого превратился великан? (В мышь)
- Кем стал кот после свадьбы маркиза? (Знатным вельможей).
2 команда: сказка «Золушка»
- За что прозвали девушку Золушкой? (Бедная девушка садилась возле камина, у ящика с золой)
- Кем оказалась старая тётушка Золушки? (Доброй волшебницей)
- Во что превратила волшебница тыкву? (В позолоченную карету)
- Кем стали шесть живых мышей? (Лошадьми мышиного цвета)
- Из чего был сделан потерянный башмачок? (Из хрусталя)
3команда: сказка «Красная Шапочка»
- Кто подарил девочке красную шапочку? (Бабушка)
- Что крикнула бабушка притворщику-волку? (Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется)
- Что предложил волк при встрече Красной Шапочке? (Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по той дороге пойду, а ты ступай по той)
- Что ответил волк на вопрос: «Почему у вас такие большие зубы?» (Чтоб скорее съесть тебя)
- Кто спас бабушку и внучку? (Дровосеки)
4 команда: сказка «Белоснежка»
- Назовите имя сестры Белоснежки. (Розочка)
- Кто лежал на полу у очага рядом с сёстрами? (Барашек)
- Кто стал частым гостем в доме? (Медведь)
- Где была запутана борода карлика? (В дереве, спутало удочкой в озере)
- В чём он провинился? (Заколдовал царевича, выкрал сокровища)
все: сказка «Золотой гусь»
- Что сказал дурень повстречавшемуся старику? (-Если моя еда тебе по вкусу, давай присядем и вместе закусим)
- Почему прилипли к гусю дочери хозяина харчевни? (Из-за любопытства)
- Кто шёл вслед за дурнем и гусём? ( Три девушки, пастор, слуга пастора, крестьяне)
- Какой корабль приказал построить король? (Чтобы мог по воде и по суше плавать)
- Какую награду получил дурень? (Царскую дочь).
10. Подведение итогов конкурса. Награждение .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"
Урок построен по технологии развития критического мышления...
Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)
Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....
Мы любим сказки братьев Гримм. Литературная викторина.
Каждый ребенок за период своего детства должен прочитать как можно больше сказок. Ведь именно сказки способствуют формированию в характере человека добра, сочувствия, сопереживания. Сказки брать...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"
Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Технологическая карта урока литературного чтения «Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»»
Конспект урока...
урок литературного чтения "Братья Гримм. Бременские музыканты"
урок по учебнику Л.А.Ефросининой с использованием электонной формы....