Литературная викторина "Сказки братьев Гримм"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм. Биография братьев Гримм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3klass._skazki_bratev_grimm.__.docx68.12 КБ

Предварительный просмотр:

               

Сказки братьев Гримм

Литературная викторина составлена

учителем начальных классов

НОУ гимназии «Школа бизнеса»

Демьяновой И.П.

гор. Сочи

 Краснодарского края

Якоб Гримм

(1785-1863)

Вильгельм  Гримм

(1785-1859)

  1. «Бременские  музыканты»
  2. «Горшок каши»
  3. «Кот в сапогах»
  4. «Красная шапочка»
  5. «Белоснежка»
  6. «Золушка»
  7. «Золотой гусь»
  8. «Волк и семеро козлят»

            Братья  Гримм родились в семье чиновника в городе  Ганау( Ханау).   Отец их был вначале  адвокатом,  а затем занимался юридическими вопросами у князя Ганауского.

         

           Старший брат, Якоб Гримм родился 4 февраля 1785г.  ( 04.01.1785-20.09.1863),   а младший-Вильгельм Гримм- 24 февраля 1786г.(24.02.1786-

16.12.1859).  Дети росли в благополучной семье, в атмосфере любви и добра.

            За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.

             Занимались изучением памятников, историей и собиранием традиционного народного фольклора.  

             Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских семейных сказок» (1812г.,1815г., 1822г.).  Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Кот в сапогах», «Красная шапочка»,  «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Волк и семеро козлят» - всего около 2000сказок.

               Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески пересказывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей.

                Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России они многократно переиздавались. Тонкая ирония, лукавство, юмор присуще сказкам. В них очень хорошо видны социальные отношения.

Пояснительная записка.

Для  проведения  игры класс разбивается на несколько команд. Команды выбирают себе название, капитана. Победитель  определяется по числу набранных очков. За верный ответ- 1 очко. Команда победитель получает сладкий приз.

1.Представление команд.

 ( Каждая команда  называет себя и говорит девиз)

2. Конкурс «Разминка».

( Команды по очереди называют сказки братьев Гримм, за каждый правильный ответ по 1 баллу).

Ответы : «Бременские музыканты»

              «Горшок каши»

              «Кот в сапогах»

              «Красная шапочка»

              «Белоснежка»

              «Золушка»

              «Золотой гусь»

              «Волк и семеро козлят».

«Храбрый портняжка»

«Госпожа метелица»

«Мальчик-с-пальчик»

«Король Дроздобород»

«Русалочка»

3. Конкурс «Угадай-ка». (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)

- Завершите фразу. Из какой сказки эта реплика?

  1. Вот  однажды  ушла  девочка  куда-то  из дому, а мать  поставила горшочек  перед  собой  и  говорит:  ...

                               (-Раз, два, три, горшочек вари!) (« Горшок каши»)

      2)  Как-то  раз  испекла мама пироги и сказала дочке:  …

                                         (-Сходи-ка ты, Красная шапочка, к  бабушке,  

                                          снеси ей  этот  пирог, горшочек  масла,  да  узнай,

                                          здорова ли она.)             («Красная шапочка»)

 

  1.  - А уда же ты уходишь, Мишенька?- спросила Белоснежка. А он ей отвечает: …

                               (-Я должен идти в лес - оберегать мои сокровища

                                 от   злых карликов.)                («Белоснежка»)    

     

     

  1. Однажды пришлось ей в лес идти за кормом, и вот она созвала своих козляток и сказала: …

                               (- Милые детки, надо мне в лесу побывать, так

                                 вы без  меня  берегитесь  волка!)

                                                                           («Волк и семеро козлят»)

  1. –Что ты там видишь, Серый?- спросил петух.

                              ( - Что вижу? Накрытый стол, а на нём и яства,

                               и питьё, и разбойники  за столом  сидят  и  

                                          угощаются)                     («Бременские музыканты»)

4. Конкурс «Сказочный»

-Из какой сказки эти персонажи? Соедини героев и название произведения.

Названия сказок

Герои произведений

  «Белоснежка»

волк

  «Бременские   музыканты»

дурень  

  «Красная  шапочка»

старушка

  «Золотой  гусь»

Розочка

  «Горшок  каши»

мыши

  «Волк  и  семеро  козлят»

осёл

  «Золушка»

маркиз де Карабас

«Кот  в  сапогах»

медведь

Ответы к конкурсу «Сказочный»:

1.  «Белоснежка»  - Розочка, медведь

2.  «Бременские  музыканты» - осёл

3.  «Красная  шапочка» - волк

4.  «Золотой  гусь» - дурень

5.  «Горшок  каши» - старушка

6.  «Волк  и  семеро  козлят» - волк

7.  «Золушка» - мыши

8.  «Кот  в  сапогах» - маркиз де Карабас

                                                                        Команда №____________

4. Конкурс «Сказочный»

-Из какой сказки эти персонажи? Соедини героев и название произведения.

Названия сказок

Герои произведений

  «Белоснежка»

волк

  «Бременские   музыканты»

дурень  

  «Красная  шапочка»

старушка

  «Золотой  гусь»

Розочка

  «Горшок  каши»

мыши

  «Волк  и  семеро  козлят»

осёл

  «Золушка»

маркиз де Карабас

«Кот  в  сапогах»

медведь

5.  Конкурс «Найди хозяина»   (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)

-Угадай, из какой сказки эти вещи?

  1. Сапоги, королевская карета       («Кот  в  сапогах»)
  2. Башмачки, тыква                         («Золушка»)
  3. Топор, очки                                  (у дровосека из «Красной  шапочки»)
  4. Розы, борода                                 («Белоснежка»  )
  5. Нож ,музыкальные инструменты   («Бременские  музыканты»)

6. Кроссворд.                                            

По сказке «Бременские  музыканты»

                                                               1

                                       

                                                         1

                                                 2

                                                         3

                          4

                          5

                                                         6

                          7

          8

                  9

                                                      10

По горизонтали:

  1.  Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант: индюк, козёл, петух?    
  2.  Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант: бык, кот, заяц?  
  3. Дерево, под которым  расположились  ночью  бременские  музыканты: ель, дуб, ива?
  4. Кто  жил  в доме, который  приглянулся  бременским  музыкантам: милиционер, разбойники, шахматисты?
  5. Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант: корова, лошадь, собака?
  6. Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант:  осёл, гусь, утка?
  7. Кто  хозяин  старого  осла: лесоруб, мельник, стрелец?
  8. Разбойник  сказал  товарищам, что  в  их  доме  поселились  страшные: богатыри, великаны, генералы?
  9. Кто хозяин старой собаки: лесоруб, охотник, портной?
  10. Что, по  словам  разбойника,  исцарапало  ему  лицо: копьё, спица, шишка?

По вертикали:

  1. Место, куда  поставил  передние  ноги  осёл, намереваясь  напугать разбойников. (Подоконник)

                                                         Команда №________________________

6. Кроссворд.                                            

По сказке «Бременские  музыканты»

                                                               1

                                       

                                                         1

                                                 2

                                                         3

                          4

                          5

                                                         6

                          7

          8

                  9

                                                      10

По горизонтали:

  1.  Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант: индюк, козёл, петух?    
  2.  Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант: бык, кот, заяц?  
  3. Дерево, под которым  расположились  ночью  бременские  музыканты: ель, дуб, ива?
  4. Кто  жил  в доме, который  приглянулся  бременским  музыкантам: милиционер, разбойники, шахматисты?
  5. Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант: корова, лошадь, собака?
  6. Кто  из  этих  животных   бременский  музыкант:  осёл, гусь, утка?
  7. Кто  хозяин  старого  осла: лесоруб, мельник, стрелец?
  8. Разбойник  сказал  товарищам, что  в  их  доме  поселились  страшные: богатыри, великаны, генералы?
  9. Кто хозяин старой собаки: лесоруб, охотник, портной?
  10. Что, по  словам  разбойника,  исцарапало  ему  лицо: копьё, спица, шишка?

По вертикали:

  1. Место, куда  поставил  передние  ноги  осёл, намереваясь  напугать разбойников.

7. Конкурс  капитанов. (Каждой команде по 1 вопросу. На последний вопрос отвечает тот, кто первый поднимет руку)

  1. За  что  старушка  подарила  девочке  горшочек? (За  доброту)
  2. Сколько  пробили  часы,  когда  Золушка  покинула  бал  в  первый  раз?   (Три  четверти  двенадцатого)
  3. Кем  оказался  медведь  в  сказке  «Белоснежка?» (  сын короля , заколдованный карликом )
  4. Сколько  человек  бежало  за  дурнеем  и  почему?  (7 человек,     )
  5. Что  приказывал  говорить  кот,  когда  бежал  впереди  кареты?   ( Это дом (мельница, сад) маркиза де  Карабаса)

8. Конкурс  «Шифровка».

По сказке «Золотой гусь»

- Какой указ объявил король?

1

2

3

4

5

6

1

т

к

а

ж

л

й

2

м

с

и

р

ь

о

3

я

н

ш

в

у

е

Шифр:

1-2

1-1

2-6

 

1-2

2-6

2-4

2-6

1-5

3-6

3-4

3-5

2-4

1-3

2-2

2-2

2-1

3-6

3-3

2-3

1-1

,

1-1

2-6

1-1

 

3-2

1-3

 

3-2

3-6

1-6

 

2-3

 

1-4

3-6

3-2

2-3

1-1

2-2

3-1

 

Ответ : «Кто королеву рассмешит, тот на ней и женится.»

                                                           Команда №________________________

 Конкурс  «Шифровка».

По сказке «Золотой гусь»

- Какой указ объявил король?

1

2

3

4

5

6

1

т

к

а

ж

л

й

2

м

с

и

р

ь

о

3

я

н

ш

в

у

е

Шифр:

1-2

1-1

2-6

 

1-2

2-6

2-4

2-6

1-5

3-6

3-4

3-5

2-4

1-3

2-2

2-2

2-1

3-6

3-3

2-3

1-1

,

1-1

2-6

1-1

 

3-2

1-3

 

3-2

3-6

1-6

 

2-3

 

1-4

3-6

3-2

2-3

1-1

2-2

3-1

 

9. Конкурс  «Знатоки сказок братьев Гримм».

(Каждой команде по 5 вопросов из определённой сказки. На  вопросы последней сказки   отвечает тот, кто первый поднимет руку)

1 команда:    сказка «Кот в сапогах»

  1. Что  оставил  сыновьям  мельник?  (Мельницу,  осла   и   кота)
  2. Какой   скромный   подарок  преподнёс  кот  королю?  (Рябчиков)
  3. Зачем  хозяин  кота  оказался  в реке?  (Чтобы  раздобыть  наряд)
  4. В  кого  превратился  великан?  (В  мышь)
  5. Кем  стал  кот  после  свадьбы  маркиза?  (Знатным  вельможей).

2 команда:    сказка «Золушка»

  1. За  что  прозвали  девушку  Золушкой?  (Бедная  девушка  садилась  возле  камина, у  ящика  с  золой)
  2. Кем  оказалась  старая  тётушка  Золушки?  (Доброй  волшебницей)
  3. Во  что  превратила  волшебница  тыкву?  (В  позолоченную  карету)
  4. Кем  стали  шесть  живых  мышей?  (Лошадьми  мышиного  цвета)
  5. Из  чего  был  сделан  потерянный  башмачок?  (Из  хрусталя)

3команда:    сказка «Красная  Шапочка»

  1. Кто  подарил  девочке  красную  шапочку?  (Бабушка)
  2. Что  крикнула  бабушка  притворщику-волку?  (Дёрни  за  верёвочку, дитя  моё, дверь  и  откроется)
  3. Что  предложил  волк  при  встрече  Красной  Шапочке?  (Я  тоже  хочу  проведать  твою  бабушку.  Я по той дороге  пойду,  а  ты  ступай  по той)
  4. Что  ответил  волк  на  вопрос: «Почему  у  вас  такие  большие  зубы?» (Чтоб  скорее  съесть  тебя)
  5. Кто  спас  бабушку  и  внучку?  (Дровосеки)

4 команда:    сказка «Белоснежка»

  1. Назовите  имя  сестры  Белоснежки.  (Розочка)
  2. Кто  лежал  на  полу  у  очага  рядом  с  сёстрами?  (Барашек)
  3. Кто  стал  частым  гостем  в  доме?  (Медведь)
  4. Где  была  запутана  борода  карлика?  (В  дереве,   спутало  удочкой  в  озере)
  5. В  чём  он  провинился?  (Заколдовал  царевича,  выкрал  сокровища)

все:    сказка «Золотой гусь»

  1. Что  сказал  дурень  повстречавшемуся  старику?  (-Если  моя  еда  тебе  по  вкусу,  давай  присядем  и  вместе  закусим)
  2. Почему  прилипли  к  гусю  дочери  хозяина  харчевни?  (Из-за  любопытства)
  3. Кто  шёл  вслед  за  дурнем  и  гусём?  ( Три  девушки,  пастор,  слуга  пастора,  крестьяне)
  4. Какой  корабль  приказал  построить  король?  (Чтобы  мог  по  воде  и  по  суше   плавать)
  5. Какую  награду  получил  дурень?  (Царскую  дочь).

10. Подведение итогов конкурса. Награждение .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"

Урок построен по технологии развития критического мышления...

Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....

Мы любим сказки братьев Гримм. Литературная викторина.

Каждый ребенок за период своего детства должен прочитать как можно больше сказок. Ведь именно сказки способствуют формированию в характере  человека добра, сочувствия, сопереживания. Сказки брать...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...

урок литературного чтения "Братья Гримм. Бременские музыканты"

урок по учебнику Л.А.Ефросининой с использованием электонной формы....