Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Тема урока: Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

Цели:познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и жу­равль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и лю­бовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель­ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

Авторский  медиапродукт: презентация.

Цели: познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и жу равль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и лю бовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать вырази тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на во просы по содержанию произведения; называть героев сказки и оце нивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведе ниях; отгадывать загадки; подбирать пословицы.

Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; портреты и книги К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, карточки  с пословицами.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Мы сегодня с вами дружно

В путешествие пойдём,

И с хорошим настроеньем

В страну сказок попадём.

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

1.Вступительная беседа:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок.  Мы вспомним  много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.

- Ребята, скажите,  а где можно встретиться со сказкой?

 (В книгах, в мультфильмах, кино)

- Любите ли вы читать сказки? Почему?

 (Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…)

-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

(Потому, что сказка – это неправда,  в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая  учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.)

 2. Литературная викторина «Узнай сказку».

- Ребята, а много сказок знаете вы?

- Отгадайте, о какой сказке идёт речь?

Слайд 2

1.«Кто-то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела  крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут

Победит упрямицу дружный общий труд».

                                                                  («Репка»)

- На партах лежат карточки с пословицами, в которых тоже заключена народная мудрость.

Найдите и прочитайте пословицы, которые относятся  к данной сказке.

( Вместе любое дело спорится . Без труда не выловить и рубку из пруда.)

Слайд 3

2. «Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом» .

                                                         («Лиса и журавль»)

-Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»?

(Остался ни с чем, нечего не получил)

- Какая пословица соответствует сказке?

(Не почуй меня тем, что я не ем. Каков гость, таково и угощение.)

 -Из какой сказки этот отрывок?

Слайд 4

3.«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …»

                                                                       («Рукавичка»)

-Какую пословицу можно подобрать ?

( В тесноте, да не в обиде)

Слайд 5

4. Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.

                                                                          («Колобок»)

-О чем говорит народная мудрость?

( Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком)

Слайд 6

5. «Что за славный теремок?

Ах, какое чудо!

Кто тут в домике живет,

Дружно песенки поёт»?

                                                                   («Теремок»)

(В тесноте, да не в обиде)

-О каких сказках шла речь? Перечислите их.

(«Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»).

Слайд 7

3. Закрепление и обобщение знаний.

-Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил?

(Это русские народные сказки)

-Какие еще русские народные сказки вы знаете?

(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка»)

Слайд 8

-А как называется сказки, написанные писателями?

(Авторские или литературные)

-Каких писателей сказочников вы знаете?

(А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак,  Е.Чарушин.)

Сегодня мы с вами продолжим путешествие  по стране сказок.

- Давайте вспомним другие русские народные и авторские сказки.

Слайд  9

1 ученик

У ЦАРЕВИЧА печаль,

Он стрелу отправил вдаль.

И теперь его забота –

В жёны взять красу болота.

2 ученик

Жары СНЕГУРОЧКА боится,

Даже летом снег ей снится.

Слайд  10

3 ученик

Козлёнком ИВАНУШКА скачет,

Сестрица Алёнушка плачет.

Ведь братец напился водицы,

Застывшей в козлином копытце.

4 ученик

Доброй быть хоть иногда

Хочет бабушка ЯГА,

Но, как ни старается,

Никак не получается.

5 ученик

Нужно очень храбрым быть,

Чтоб ДРАКОНА победить.

Слайд  11

6 ученик

Повезло Емеле Крупно –

Щуку выловил он утром.

ЩУКА эта не проста,

Может делать чудеса.

7 ученик

На печи сидит ЕМЕЛЯ,

Веселится всю неделю

- Кто написал эти сказки?

Слайд  12

8 ученик

Убежали от грязнули

Чайник, ложки и кастрюли.

Что посуда любит мыло

Ты, ФЕДОРА, позабыла?

- Как называется эта сказка? (Федорино горе)

9 ученик

Если кто-то упадёт,

Айболит достанет ЙОД.

- Как называется сказка? (Айболит)

- Кто является автором этих сказок? (К. И. Чуковский)

Слайд  13

10 ученик

В путь стремится ГЕРДА смело

В царство Снежной Королевы.

11 ученик

Цветок раскрыл лишь лепестки.

Сидит ДЮЙМОВОЧКА внутри.

- Что это за сказки и кто их написал? (Снежная Королева и Дюймовочка.

Г. Х. Андерсен)

Слайд  14

12 ученик

Доставай скорее мёд

В гости ВИННИ-ПУХ идёт.

13 ученик

Кто всегда печален очень

Утром, днём и даже ночью?

Загрустила и трава

Рядом с ОСЛИКОМ Иа.

- Что это за сказка? (Винни-Пух)

- Кто автор? (Борис Заходер)

Слайд  15

14 ученик

Много лет на дне пруда

Ключ волшебный берегла,

А потом его ТОРТИЛЛА

Буратино подарила.

15 ученик

Только выйди из ворот –

Тут как тут лиса и кот.

Не пройдёт сегодня мимо

Деревянный БУРАТИНО.

- О какой сказке идёт речь? (Золотой ключик)

- Кто автор? (А. Н. Толстой)

Слайд  16

12 ученик

Фантазёр, чудак, задира,

Он из сказочного мира.

Хоть НЕЗНАЙКУ все мы любим –

Брать пример с него не будем!

- Что это за сказка? (Незнайка)

-Кто автор? (Николай Носов)

17 ученик

Ещё не встало солнышко –

Уж за работой ЗОЛУШКА!

- О какой сказке идет речь? (Золушка)

- Кто автор? (Шарль Перро)

- Мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.

III. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед. 
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.

IV. Работа по теме урока.

Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58.

- Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)

- Что вы знаете об этом писателе?

Слайд 17

ЧТЕНИЕ учителем.

- Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что –  нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо.  Не надо хвастаться.)

-  Какими словами гусь восхищался собой?

 

(«Какая я, право, удивительная птица! И  хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)

-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?

-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?

(Чтение детьми про себя и вслух)

Слайд  18

Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой.

 (ЧТЕНИЕ сказки учащимися)

- На что жаловались зайцы?

- Как они преодолели свой страх?

(ЧТЕНИЕ по цепочке)

-Чему научила вас эта сказка?

V. Итог урока.

 - О чем говорили на уроке?

 (О русских народных и авторских сказках)

-Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается.

Всем спасибо за старанье,

За задор, за прочность знаний

И за сказок всех познанье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...