Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Тема урока: Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
Цели:познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству; упражнять в выразительном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_1_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»
Авторский медиапродукт: презентация.
Цели: познакомить со сказками К. Ушинского «Гусь и жу равль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»; прививать интерес и лю бовь к устному народному творчеству; упражнять в выразитель ном чтении; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать вырази тельно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на во просы по содержанию произведения; называть героев сказки и оце нивать их поступки; ориентироваться в прочитанных произведе ниях; отгадывать загадки; подбирать пословицы.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; экран; портреты и книги К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, карточки с пословицами.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Мы сегодня с вами дружно
В путешествие пойдём,
И с хорошим настроеньем
В страну сказок попадём.
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
1.Вступительная беседа:
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы вспомним много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.
- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой?
(В книгах, в мультфильмах, кино)
- Любите ли вы читать сказки? Почему?
(Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать…)
-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
(Потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми.)
2. Литературная викторина «Узнай сказку».
- Ребята, а много сказок знаете вы?
- Отгадайте, о какой сказке идёт речь?
Слайд 2
1.«Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд».
(«Репка»)
- На партах лежат карточки с пословицами, в которых тоже заключена народная мудрость.
Найдите и прочитайте пословицы, которые относятся к данной сказке.
( Вместе любое дело спорится . Без труда не выловить и рубку из пруда.)
Слайд 3
2. «Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом» .
(«Лиса и журавль»)
-Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»?
(Остался ни с чем, нечего не получил)
- Какая пословица соответствует сказке?
(Не почуй меня тем, что я не ем. Каков гость, таково и угощение.)
-Из какой сказки этот отрывок?
Слайд 4
3.«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка . Шел дед , шел да и обронил …»
(«Рукавичка»)
-Какую пословицу можно подобрать ?
( В тесноте, да не в обиде)
Слайд 5
4. Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
(«Колобок»)
-О чем говорит народная мудрость?
( Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком)
Слайд 6
5. «Что за славный теремок?
Ах, какое чудо!
Кто тут в домике живет,
Дружно песенки поёт»?
(«Теремок»)
(В тесноте, да не в обиде)
-О каких сказках шла речь? Перечислите их.
(«Репка», «Лиса и журавль», «Рукавичка», «Колобок», «Теремок»).
Слайд 7
3. Закрепление и обобщение знаний.
-Что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил?
(Это русские народные сказки)
-Какие еще русские народные сказки вы знаете?
(«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди», «Снегурочка»)
Слайд 8
-А как называется сказки, написанные писателями?
(Авторские или литературные)
-Каких писателей сказочников вы знаете?
(А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак, Е.Чарушин.)
Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране сказок.
- Давайте вспомним другие русские народные и авторские сказки.
Слайд 9
1 ученик
У ЦАРЕВИЧА печаль,
Он стрелу отправил вдаль.
И теперь его забота –
В жёны взять красу болота.
2 ученик
Жары СНЕГУРОЧКА боится,
Даже летом снег ей снится.
Слайд 10
3 ученик
Козлёнком ИВАНУШКА скачет,
Сестрица Алёнушка плачет.
Ведь братец напился водицы,
Застывшей в козлином копытце.
4 ученик
Доброй быть хоть иногда
Хочет бабушка ЯГА,
Но, как ни старается,
Никак не получается.
5 ученик
Нужно очень храбрым быть,
Чтоб ДРАКОНА победить.
Слайд 11
6 ученик
Повезло Емеле Крупно –
Щуку выловил он утром.
ЩУКА эта не проста,
Может делать чудеса.
7 ученик
На печи сидит ЕМЕЛЯ,
Веселится всю неделю
- Кто написал эти сказки?
Слайд 12
8 ученик
Убежали от грязнули
Чайник, ложки и кастрюли.
Что посуда любит мыло
Ты, ФЕДОРА, позабыла?
- Как называется эта сказка? (Федорино горе)
9 ученик
Если кто-то упадёт,
Айболит достанет ЙОД.
- Как называется сказка? (Айболит)
- Кто является автором этих сказок? (К. И. Чуковский)
Слайд 13
10 ученик
В путь стремится ГЕРДА смело
В царство Снежной Королевы.
11 ученик
Цветок раскрыл лишь лепестки.
Сидит ДЮЙМОВОЧКА внутри.
- Что это за сказки и кто их написал? (Снежная Королева и Дюймовочка.
Г. Х. Андерсен)
Слайд 14
12 ученик
Доставай скорее мёд
В гости ВИННИ-ПУХ идёт.
13 ученик
Кто всегда печален очень
Утром, днём и даже ночью?
Загрустила и трава
Рядом с ОСЛИКОМ Иа.
- Что это за сказка? (Винни-Пух)
- Кто автор? (Борис Заходер)
Слайд 15
14 ученик
Много лет на дне пруда
Ключ волшебный берегла,
А потом его ТОРТИЛЛА
Буратино подарила.
15 ученик
Только выйди из ворот –
Тут как тут лиса и кот.
Не пройдёт сегодня мимо
Деревянный БУРАТИНО.
- О какой сказке идёт речь? (Золотой ключик)
- Кто автор? (А. Н. Толстой)
Слайд 16
12 ученик
Фантазёр, чудак, задира,
Он из сказочного мира.
Хоть НЕЗНАЙКУ все мы любим –
Брать пример с него не будем!
- Что это за сказка? (Незнайка)
-Кто автор? (Николай Носов)
17 ученик
Ещё не встало солнышко –
Уж за работой ЗОЛУШКА!
- О какой сказке идет речь? (Золушка)
- Кто автор? (Шарль Перро)
- Мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.
III. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.
IV. Работа по теме урока.
Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58.
- Кто автор первой сказки? (Константин Дмитриевич Ушинский)
- Что вы знаете об этом писателе?
Слайд 17
ЧТЕНИЕ учителем.
- Какую важную мысль автор сообщает читателям? (Лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо. Не надо хвастаться.)
- Какими словами гусь восхищался собой?
(«Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»)
-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?
-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?
(Чтение детьми про себя и вслух)
Слайд 18
Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой.
(ЧТЕНИЕ сказки учащимися)
- На что жаловались зайцы?
- Как они преодолели свой страх?
(ЧТЕНИЕ по цепочке)
-Чему научила вас эта сказка?
V. Итог урока.
- О чем говорили на уроке?
(О русских народных и авторских сказках)
-Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается.
Всем спасибо за старанье,
За задор, за прочность знаний
И за сказок всех познанье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....