Урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Урок литературного чтения по программе "Школа 2100" по теме "Глухая пора листопада"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse_po_programme.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 3 классе в рамках УМК «Школа 2100»
Тема: «Глухая пора листопада»
Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.
Задачи:
- ознакомить детей с жизнью и творчеством И.А.Бунина;
- учить чувствовать поэтический мир;
- пополнить словарный запас учащихся;
- развивать речь, память, мышление, воображение;
- учить сравнивать стихи разных поэтов, посвящённых одной теме;
- формировать коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Форма работы обучающихся на уроке – групповая.
Используемые педагогические технологии - проблемно-диалоговая.
Оборудование: учебник «В одном счастливом детстве», компьютер, телевизор, раздаточный материал
Сценарий урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный | Организация работы детей в 4 группах | «Взаимоприятие» в группе |
Актуализация темы; организация детского целеполагания. | На фоне музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года», «Октябрь. Осенняя песня» учитель читает отрывок из стихотворения «Иней» Б.Пастернака. Глухая пора листопада, Последних гусей косяки, Расстраиваться не надо: У страха глаза велики. Пусть ветер рябину занянчив, Пугает её перед сном. Порядок творенья обманчив. Как сказка с хорошим концом. | Слушают стихи и музыку |
Задание и вопросы: - Определите тему урока. - Что помогло определить тему нового урока? - Как вы думаете, какова цель нашего урока? | Высказывают предположения: - (Осень, глухая пора листопада) - (Музыка, стихи- указывают чьи и тематику). - Определяют цель урока. | |
- Я предлагаю озаглавить тему урока цитатой из стихотворения Б.Пастернака «Иней» ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА | Высказывают аргументированные согласие или несогласие | |
Задание и вопросы: - Что значит «глухая пора»? - На какую тему мы будем сегодня изучать произведения? - Назовите литературный род этих произведений. - Что помогло определить литературный род? | Высказывают аргументированные предположения, утверждения (Лирика), (Название раздела) | |
Погружение в тему | Обращение к детям: Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека. На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует свою осень. - Прочитайте их имена и фамилии. | Дети читают список: А.Пушкин К.Бальмонт Ф.Тютчев И.Бунин |
- Встречались ли мы с этими поэтами ранее? - Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем эти строки. | Утверждение детей: (Да, кроме И.Бунина) | |
Работа с текстом | - Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами. | Осмысленное чтение стихотворений про себя. .С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», |
После чтения про себя. - О чём эти стихи? - Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз, какое ближе? - Чем же похожи, по-вашему, эти три стихотворения? - Можно ли сказать, что эти поэты в стихах рисуют один период осени? | Аргументированные ответы детей (Нет) | |
- Давайте прочитаем эти стихи ВСЛУХ и ответим на вопрос: По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени, о ранней осени, о поздней? | Чтение стихотворений вслух | |
- Как бы вы стали читать эти стихи в хронологическом порядке? Почему? | Аргументированное утверждение детей: Бальмонт Тютчев Пушкин | |
- Определите мелодию стихов, одинаковый ли ритм, темп чтения? | Высказывают аргументированные предположения (в каждом стихотворении всё разное) | |
- Можно ли назвать эти стихи пейзажной лирикой? Почему? | Высказывают аргументированные предположения (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение…) | |
Закрепление пройденного ранее материала | - Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а читателю представить, вообразить какую-либо картину. | Ответы детей: (пройденный ранее материал)ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое, -ие. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно. МЕТАФОРА – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. |
Формулирование выводов | – Могут ли все три прочитанные стихотворения дать нам представление о цветовой гамме ОСЕНИ, ответить на вопрос: какая она – осень? | Высказывают аргументированные Предположения (нет) |
- Как вы думаете, какое стихотворение нам поможет в этом? | (И.Бунин «Листопад») | |
Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию на доске. Какие предположения вы можете сделать о содержании стихотворения? - Прочитайте медленно это стихотворение, представляя авторские картины. - Оправдались ли ваши предположения? - Что вы представили, читая это стихотворение? | Обсуждение в группах и ответы от групп | |
Физми нутка | Изобразите вашей группой смысл четверостишия (у каждой группы-своё) с помощью движений и мимики | Совещание и Физминутка |
Работа с текстом | Работа во время чтения. - Чтение по четверостишиям, словарно-лексическая работа. * ЗАВОРОЖЁННЫЙ – очарованный, околдованный. * Подберите синонимы к словам ЛИЛОВЫЙ – фиолетовый, сиреневый ЗОЛОТОЙ – жёлтый, изумительный БАГРЯНЫЙ – красный * Подберите антоним к слову ЗАМИРАЕТ – возрождается * Объясните слова поэта «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой» * Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы? (дал имя) * Чего он достигает необычным изображением осени? | Фронтальная работа |
Работа с текстом после чтения. - Прочитайте текст самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес Бунину? - Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? - А какие эпитеты использует для этого автор? - Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? - Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины? - Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? - Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»? Что хотел сказать автор своим читателям? - Какое настроение передадите при чтении? Почему? | Фронтальная работа | |
Отработка навыка выразительного чтения | Выразительное чтение всего стихотворения: начинает учитель 1-4 строки, затем хорошо читающие дети от каждой группы | Выбор чтеца от группы, Передача настроения поэтического произведения интонацией |
Знакомство с автором | Ребята, скажите, пожалуйста, каким вы представляете себе человека, написавшего о это стихотворение. | Высказывают аргументированные предположения |
Рассказ о поэте И.С. Бунине | (Подготовленный заранее ученик, использование ТСО: компьютер+телевизор) | |
Формулирование выводов | Мы сегодня читали четыре стихотворения разных авторов о разных этапах осени. - Назовите авторов в хронологическом порядке осени. | 1. Бальмонт 2. Тютчев 3. Бунин 4. Пушкин |
- Давайте прочитаем все четыре стихотворения и ответим на поставленный ранее вопрос: что роднит все эти стихи? | (Каждая группа готовит только одного автора)Чтение стихов под музыку П.И.Чайковского | |
- Что же роднит эти произведения? -Какие чувства выразили поэты в своих стихотворениях? | Высказывают аргументированные предположения (Это пейзажная лирика, описание осени) | |
Домашнее задание | Выучить наизусть понравившееся стихотворение | Запись домашнего задания |
Рефлексия | Продолжите предложение: «Главное, что сегодня я понял….............» - Подойдите к доске и возьмите листочек – подарок от Осени. Это ваши отметки. - Я тоже дарю вам отметки-листочки за урок. | Продолжают предложение своими словами. (На листочках написаны отметки 5 и 4, есть пустые листочки. Ребёнок оценивает себя сам). |
| Спасибо за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...