Урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Урок литературного чтения по программе "Школа 2100" по теме "Глухая пора листопада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse_po_programme.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе в рамках УМК «Школа 2100»

Тема: «Глухая пора листопада»

Цели: Создать условия для развития любви и понимания поэзии через сравнение осенних пейзажей с пейзажами в поэтических и музыкальных произведениях.

Задачи:

- ознакомить детей с жизнью и творчеством И.А.Бунина;

- учить чувствовать поэтический мир;

- пополнить словарный запас учащихся;

- развивать речь, память, мышление, воображение;

- учить сравнивать стихи разных поэтов, посвящённых одной теме;

- формировать коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

 Форма работы обучающихся на уроке – групповая.

Используемые педагогические технологии -  проблемно-диалоговая.

Оборудование: учебник «В одном счастливом детстве», компьютер, телевизор, раздаточный материал

Сценарий  урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Организация работы детей в 4 группах

«Взаимоприятие» в группе

Актуализация темы;

организация детского целеполагания.

На фоне музыки П.И.Чайковского  из альбома «Времена года», «Октябрь. Осенняя песня» учитель читает отрывок из стихотворения «Иней» Б.Пастернака.

Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки,

Расстраиваться не надо:

У страха глаза велики.

Пусть ветер рябину занянчив,

Пугает её перед сном.

Порядок творенья обманчив.

Как сказка с хорошим концом.

Слушают стихи и музыку

Задание и вопросы:

- Определите тему урока.

- Что помогло определить тему нового урока?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Высказывают предположения:

- (Осень, глухая пора листопада)

- (Музыка, стихи- указывают чьи и тематику).

- Определяют цель урока.

- Я предлагаю озаглавить тему урока цитатой из стихотворения Б.Пастернака «Иней»                  ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА

Высказывают аргументированные согласие или несогласие

Задание и вопросы:

- Что значит «глухая пора»?

- На какую тему мы будем сегодня изучать произведения?

- Назовите литературный род этих произведений.    

- Что помогло  определить литературный род?

Высказывают аргументированные

предположения, утверждения (Лирика), (Название раздела)

Погружение в тему

Обращение к детям:

Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно  можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник  слова. Он способен рассказать о чувствах, о  настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

На уроке нас ждёт встреча сразу с несколькими поэтами, каждый из которых рисует свою

осень.

- Прочитайте их имена и фамилии.

Дети читают список:

А.Пушкин

К.Бальмонт

Ф.Тютчев

И.Бунин

- Встречались ли мы с этими поэтами ранее?                  

- Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю погоду по-своему, но что-то роднит эти строки. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем эти строки.

Утверждение детей: (Да, кроме И.Бунина)

Работа с текстом

- Попробуйте при чтении увидеть те картины, которые поэт создаёт словами.

 Осмысленное  чтение стихотворений про себя. .С.Пушкин «Осень», К.Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»,  

 После чтения про себя.

- О чём эти стихи?

- Какое из стихотворений хочется прочитать ещё раз, какое ближе?

- Чем же похожи, по-вашему, эти три стихотворения?

- Можно ли сказать, что эти поэты в стихах рисуют один период осени?  

Аргументированные ответы детей

(Нет)

- Давайте прочитаем эти стихи ВСЛУХ и ответим на вопрос:

По каким приметам в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени, о ранней осени, о поздней?

Чтение стихотворений вслух

- Как бы вы стали читать эти стихи в хронологическом порядке? Почему?    

Аргументированное утверждение детей:

Бальмонт

Тютчев

Пушкин

- Определите мелодию стихов, одинаковый ли ритм, темп чтения?

Высказывают аргументированные

предположения

(в каждом стихотворении всё разное)

- Можно ли назвать эти стихи пейзажной лирикой? Почему?

Высказывают аргументированные

предположения (Рисуют картины природы – пейзаж; в стихах выражаются чувства поэтов, их настроение…)

Закрепление пройденного ранее материала

- Вспомните, какие изобразительно-выразительные средства языка помогают автору нарисовать, а  читателю представить, вообразить какую-либо картину.

Ответы детей: (пройденный ранее материал)ЭПИТЕТЫ – художественные определения. Используются обычно, как цветопись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего-либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопросы какой?-ая,-ое,

-ие.

 СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, передающее уподобление одного предмета другому. Присоединяются союзами как, будто, словно.

МЕТАФОРА – перенос значения по сходству (употребление в переносном значении). Метафора есть скрытое сравнение.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Формулирование выводов

– Могут ли все три прочитанные стихотворения дать нам представление о цветовой гамме ОСЕНИ, ответить на вопрос: какая она – осень?

Высказывают аргументированные

Предположения (нет)

- Как вы думаете, какое стихотворение нам поможет в этом?

(И.Бунин «Листопад»)

Прочитайте фамилию автора, название стихотворения, рассмотрите иллюстрацию  на доске.  Какие предположения вы можете сделать о содержании стихотворения?

- Прочитайте медленно это стихотворение, представляя авторские картины.

- Оправдались ли ваши предположения?

- Что вы представили, читая это стихотворение?

Обсуждение в группах и ответы от групп

Физми

нутка

Изобразите вашей группой   смысл четверостишия (у каждой группы-своё) с помощью движений и мимики

 Совещание и Физминутка

Работа с текстом

 Работа во время чтения.

- Чтение по четверостишиям, словарно-лексическая работа.

* ЗАВОРОЖЁННЫЙ – очарованный, околдованный.

* Подберите синонимы к словам

ЛИЛОВЫЙ – фиолетовый, сиреневый

ЗОЛОТОЙ – жёлтый, изумительный

БАГРЯНЫЙ – красный

      * Подберите антоним к слову ЗАМИРАЕТ – возрождается

* Объясните слова поэта  «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»

* Почему слово «Осень» поэт пишет с большой буквы? (дал имя)

* Чего он достигает необычным изображением осени?

Фронтальная работа

Работа с текстом после чтения.

- Прочитайте текст самостоятельно и скажите, что напомнил осенний лес Бунину?

- Как подчёркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема?

- А какие эпитеты использует для этого автор?

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?

- Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающей тишины?

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово «сегодня»? Что хотел сказать автор своим читателям?

- Какое настроение передадите при чтении? Почему?

Фронтальная работа

Отработка навыка выразительного чтения

Выразительное чтение всего стихотворения: начинает учитель 1-4 строки, затем хорошо читающие дети от каждой группы  

Выбор чтеца от группы,

Передача настроения поэтического произведения интонацией

Знакомство с автором

Ребята, скажите, пожалуйста, каким вы представляете себе человека, написавшего о это стихотворение.

Высказывают аргументированные

предположения

Рассказ о поэте И.С. Бунине

(Подготовленный заранее ученик, использование ТСО: компьютер+телевизор)

Формулирование выводов

Мы сегодня читали четыре стихотворения разных авторов о разных этапах осени.

- Назовите авторов в хронологическом порядке осени.          

1. Бальмонт                                                                                                       2. Тютчев                                                                                                      3. Бунин

4. Пушкин

- Давайте прочитаем все четыре стихотворения и ответим на поставленный ранее вопрос: что роднит все эти стихи?

(Каждая группа готовит только одного автора)Чтение стихов под музыку П.И.Чайковского

 - Что же роднит эти произведения?

 -Какие чувства выразили поэты в своих стихотворениях?

Высказывают аргументированные

предположения (Это пейзажная лирика, описание осени)

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившееся стихотворение

Запись домашнего задания

Рефлексия

Продолжите предложение:

 «Главное, что сегодня я понял….............»

- Подойдите к доске и возьмите листочек – подарок от Осени. Это ваши отметки.

- Я тоже дарю вам отметки-листочки за урок.

Продолжают предложение своими словами.

(На листочках написаны отметки 5 и 4, есть пустые листочки. Ребёнок оценивает себя сам).

 

Спасибо за урок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...