Обучение выразительному чтению произведений на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Одним из важнейших качеств чтения является выразительность. Выразительное чтение способствует точному пониманию замысла писателя. Все средства речевой выразительности взаимосвязаны и дополняют друг друга. Разнообразны виды работ по обучению выразительному чтению художественных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение выразительному чтению произведений

на уроках литературного чтения

К средствам выразительности звучащей речи относится:

Техника речи:

Постановка правильного речевого дыхания;

Дикция и артикуляция (отчетливое произнесение звуков и сочетаний звуков).

Интонация:

Логическое ударение (выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов);

Паузы (логические и психологические);

Темп и ритм;

Тембр (индивидуальная природная окраска голоса);

Тон речи (эмоциональная окраска);

Мелодика (движение голоса по звукам разной высоты);

Сила голоса (громкость).

Неязыковые средства:

Жесты;

Мимика;

Поза.

При работе над формированием навыка выразительного чтения использую следующие виды работ:

Дыхательная гимнастика;

Речевая разминка (чтение скороговорок и чистоговорок в игровой форме на каждом уроке!);

Составление партитур стихотворения;

Чтение по ролям;

Драматизация и инсценирование художественных произведений;

Создание диафильмов;

Продолжение сказки;

Создание сказки “наоборот”.

Включение данных видов работы делают урок эффективным, интересным, разнообразным, живым.

Цели:

Образовательная:

Закрепить навык выразительного чтения стихотворения С. Маршака “Декабрь”;

Познакомить учащихся с творчеством В. Драгунского на примере рассказа “Заколдованная буква”;

Способствовать формированию навыка выразительного чтения.

Воспитательная:

Воспитывать доброе отношение к людям.

Развивающая:

Развивать речь, память;

Развивать умение анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки для словарной работы, книги с произведениями В. Драгунского, портрет Драгунского, иллюстрации к рассказу “Заколдованная буква”

Ход урока

I. Организационный момент.

Вставайте дружно каждый раз,

 Когда учитель входит в класс.

- Ребята, наведите порядок на своих партах. Встаньте ровно, красиво. А теперь тихонько садитесь. Положите руки перед собой, чтобы я видела, что вы готовы меня слушать.

II. Речевая разминка.

Ребята, давайте повторим скороговорку, которую мы выучили на прошлых уроках чтения. Кто нам ее напомнит?

Шёл Егорка по пригорку

 И учил скороговорку.

 Он учил скороговорку

 Про Егорку и про горку.

Как вы догадались, мы сейчас подготовим наши речевые аппараты для выразительного чтения.

- Сегодня мы познакомимся с новой скороговоркой. Послушайте внимательно. (Читает учитель)

Шла Саша по шоссе

 И сосала сушку.

- Какие звуки повторяются в этой скороговорке? (“Ш”, “с”)

 - Давайте произнесем их вместе.

 - Кто попробует произнести скороговорку?

 - А теперь вместе, по моей руке. (Читают скороговорку)

 - Хорошо. А теперь прочитаем скороговорку так, как- будто мы чему-то удивились. (Учитель показывает, каким образом читать. Читают хором)

 - Давайте прочитаем скороговорку так, словно смеемся над кем-то. (Читаем по рядам)

 - А теперь повернитесь друг к другу лицом и прочитайте скороговорку так, как будто что-то друг другу объясняете. Не забывайте отчетливо произносить звук [с] и [ш].

 - Кто попробует пропеть эту скороговорку?

 - Ребята, проговорим скороговорку, меняя силу голоса? Начинаете тихо, а заканчиваете громко. Будьте внимательны. Следите за моими руками.

 - Мы немного размяли свои губки и язычки для того, чтобы на уроке у Вас было отчетливое, выразительное чтение.

III. Проверка домашнего задания.

- Мы подготовились для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение С. Маршака “Декабрь”, которое Вы готовили дома. Ребята, повторите стихотворение в парах. (Рассказывают стихотворение друг другу).

 - Кто лучше рассказал стихотворение в вашей паре? Давайте послушаем, как Сережа прочтет стихотворение Маршака. (Вызываются желающие рассказать это стихотворение наизусть у доски).

 - Ответьте, пожалуйста, какое настроение было у С. Маршака, когда он писал это стихотворение? (Радостное, праздничное).

 - С чем сравнивает поэт природу в декабре? Найдите это сравнение в тексте. (Поэт сравнивает природу со сказкой).

 - Как он изображает елку? Почему он ее так изображает? Как она меняется по ходу стихотворения? (Из грустной, поникшей елочки она превращается в нарядную новогоднюю красавицу).

 - Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, как наступает новый год?

 - О каких зимних забавах упоминается в этом стихотворении? Какие еще зимние развлечения Вы знаете?

IV. Знакомство с новым произведением.

а) Подготовка к первичному восприятию.

- Продолжая тему зимних забав, мы с Вами познакомимся с ребятами, которые так же, как и Вы любили зимой играть на улице.

 - Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. (Заколдованная буква).

 - Кто автор этого произведения? (В.Драгунский).

 - Наверно вы уже слышали имя этого писателя. Может кто – то из вас читал его рассказы? А может вам родители читали произведения этого писателя?

 - Я сегодня принесла вам книги Драгунского. (Показываю книги на выставке).

 - Ребята, а вот эту книгу мы сегодня будем читать с вами. (Заколдованная буква).

 - Ребята, как вы думаете, почему так назван рассказ? (Предположения детей).

 - Какая же буква может быть заколдованной? (Ответы ребят).

 - Вот это мы и узнаем из рассказа. Приготовьтесь к слушанию.

б) Первичное чтение.

(Выразительно читает учитель).

в) Проверка первичного восприятия.

- Судя по Вашей реакции, рассказ вам понравился.

 - Что вам понравилось в этом рассказе?

 - Ребята, где происходит действие в рассказе? (На улице).

 - Представьте, что вы вместе с героями рассказа стоите на улице. Встаньте, пожалуйста.

Звучит шум ветра (грамзапись).

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Дуй ты, ветер, тише, тише!

 Мы растем все выше, выше!

- Ребята, ветер нашалил. Посмотрите, какой беспорядок он навел у нас в классе.

 - Наведите порядок на своих рабочих местах. Проверьте, все ли у вас на месте на парте, под партой...

Ученики находят иллюстрации к рассказу у себя под партой.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Кому ветер – шалун принес картинки? Выходите к доске.

Выходят 5 учеников с иллюстрациями.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти картинки?

 - Все ли иллюстрации подходят к нашему рассказу?

 - Почему вы решили, что эта иллюстрация лишняя? Докажите.

Давайте наведем порядок. Расположите иллюстрации по порядку.

С чего начинается рассказ?

 Что произошло дальше?

 Как заканчивается произведение Драгунского?

- Молодцы, ребята. У нас получился диафильм “ Заколдованная буква”

 - Какая же буква оказалась заколдованной? (Буква “Ш”).

 - А какая буква была заколдована в нашей с вами скороговорке?

 - Скажите, как же звали главных героев? (Алёнка, Мишка и автор).

 - Что же с ними произошло? (Они заспорили, как правильно произносить слово “шишка”).

 - Почему возник этот спор? (Так как каждый из них произносил это слово по-своему из-за того, что у одного не было переднего зуба, а у второго не было целых трех).

Словарная работа.

- Хорошо. Обратите внимание на доску. На ней слова, которые могут вызвать затруднение при чтении. Давайте хором прочитаем их и объясним значение каждого из них.

- Как вы понимаете значение слова домоуправление? Что это такое?

Домоуправление – это организация, которая занимается вопросами, связанными с проживанием в домах: ремонт, оплата услуг. (Сейчас часто вместо них управляющие компании);

Становь на попа – поставить на основание;

Шпиц – верхушка;

Заактировать – смотри сноску в книге.

Значение последнего слова посмотрим в книге на странице 66. (Один ученик читает вслух)

г) чтение – анализ.

- Давайте выясним, почему у ребят в рассказе возник спор? (Читаем первую часть вслух по цепочке).

 - Ребята, про какое главное событие мы только что прочитали? (Как привезли елку).

 - А кто привозит елку? (Домоуправление).

 - Найдите в тексте описание того, как происходила выгрузка елки. Кто прочитает нам эти строчки? (Ученик читает).

 - Какие чувства испытали герои, когда увидели елку? Докажите это словами из текста (Восхищение, “стояли как дураки”).

 - Что же нарушило оцепенение? (Фраза Алёнки о шишках).

 - Найдите в тексте. Как она произнесла эту фразу? (С удивлением).

 - Давайте и мы прочитаем ее так. Кто попробует? (Дети читают с удивлением).

 - Что же потом произошло? (Ребята стали соревноваться, кто громче сможет засмеяться).

 - Давайте найдем отрывок в тексте и прочитаем его. (Читает учитель, потом 1-2 человека).

 - Что произошло с Мишкой? (“Упал в обморок” – стало плохо).

 - Давайте прочитаем, как ему стало плохо. (Ученики ищут и зачитывают из текста ответ).

 - Почему же Алёнка не могла правильно сказать слово шишки? (Зуб выпал).

 - Что же ей на это ответил Мишка? Давайте попробуем пропеть его песенку.

 - Что же было дальше? Давайте прочитаем спор Алёнки и Мишки.

 - Чем же закончился рассказ? Найдите и прочитайте фразу, которую произнес мальчик, рассказывающий эту историю.

 - Какой это смех? (Добрый).

 - Какой смех люди часто называют злым? Почему же автор смеется по-доброму над ребятами? (Он их любит, любуется ими).

 - Может кто-нибудь знает, из какого произведения взята эта история? (“Денискины рассказы”).

 - Теперь Вы можете сказать, как звали мальчика, который рассказал нам эту историю? (Денис).

 - Я надеюсь, что рассказ Вам понравился, и вы захотите познакомиться и с другими замечательными историями, которые нам рассказал герой В. Драгунского.

V. Домашнее задание.

- Ребята, дома вы еще раз прочитаете этот замечательный рассказ на стр. 65-68. Поучитесь выразительно читать. А завтра на уроке мы будем читать “Заколдованную букву” по ролям.

VI. Итог урока.

- С каким произведением Вы познакомились на уроке? (Рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”).

 - Что Вам понравилось?

Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежат 3 карточки (зеленого, желтого и красного цветов)

 - Если вы довольны своей работой на уроке и вам все было понятно, поднимите карточку зеленого цвета.

 - Если вы не совсем довольны своей работой и в чем – то сомневаетесь, поднимите желтую карточку.

 - Если вы не довольны своей работой на уроке и у вас остались вопросы по новому материалу, поднимите карточку красного цвета.

 - На этом урок закончен. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Работа над средствами выразительности устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чт...