конспект урока "Тимур и его команда"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа с.Балаши»
Конспект урока литературного чтения
ПО ТЕМЕ
«А.П.Гайдар Тимур и его команда»
Программа «Начальная школа XXI века»
3 класс
Учитель начальных классов
Аржаткина Антонина Георгиевна
2015
Цели:
- познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчества А. Гайдара, с текстом повести «Тимур и его команда»;
- учить работать с дополнительной литературой, выделяя основные моменты;
- учить высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам;
- познакомить учащихся с новыми словами;
- воспитывать у шестиклассников уважение к людям старшего поколения.
Оборудование: портрет А. Гайдара, , выставка книг писателя.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. слайд 1
К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами готовились заранее. Сначала прочитали повести А. Гайдара Затем каждая группа-команда, распределив обязанности, приступила к следующему этапу подготовки:
- биографы должны были познакомиться с биографией А. Гайдара и найти ответы на заранее предложенные вопросы,
- библиографы должны были узнать историю создания повести,
- вдумчивые читатели внимательно прочитать повесть, обратив внимание даже на мелкие детали.
Сегодня на уроке у нас будет работать три команды:
- «1 и его команда»;
- «2 и его команда»;
- «3 и его команда».
Самая дружная, самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большее количество красных звездочек за правильные ответы.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями от повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (по одному человеку от команды).Полина, Надя, Никита
3. Слово учителя.
Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению, забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня на уроке постараемся разобрать этой повесть. А личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки. Стихотворение читает Фатима
А что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни А. Гайдара?
Почему С. Михалков называет его бойцом?
4. Конкурс биографов.
Из каждой команды приглашается по одному участнику. Им предлагаются вопросы. За правильный ответ команда получает звездочку. Если биограф не знает ответа на вопрос, он может обратиться за помощью к команде. Слайды 2,3,4
Вопросы для биографов.
1. Когда родился А. Гайдар?
2. Каково настоящее имя А. Гайдара?
3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем ушел в Красную Армию?
4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком?
5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар?(стать военным, служить в армии)
6. Как и когда умер А. Гайдар?
7.Какие книги написал А. Гайдар?
5. Слово учителя.
Теперь вернемся к вопросу: почему А. Гайдара можно назвать бойцом.
( за лучший ответ команда получает звездочку)
Комментарий учителя.
Гайдар действительно был бойцом. Вначале он сражался в рядах Красной Армии.
Потом стал детским писателем и продолжал борьбу за души ребят, мальчишек и девчонок, хотел, чтобы они выросли настоящими людьми, патриотами, гражданами своей страны, людьми, которые способны окружить заботой и теплом нуждающихся в этом людей. Слайды 5,6
6.Конкурс команд
В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?
м | а | т | и | р | у | м | и | т |
к | о | ж | е | н | я | у | а | л |
в | с | л | а | л | е | ш | к | а |
а | и | к | о | з | а | ч | й | д |
к | м | к | н | ч | у | и | е | ы |
и | а | ц | ю | р | н | д | г | г |
н | к | а | р | у | г | и | ф | и |
ш | о | е | к | г | я | р | ц | н |
э | в | с | а | о | л | ь | г | а |
7. Конкурс библиографов. Вопросы для библиографов.
1.Когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 год ) слайд 6
2. Как она вначале называлась? ( «Дункан и его команда» )
3. Почему вначале повесть получила такое название? (По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Отсюда в повести А. Гайдара появляется штурвал на чердаке штаба.)
8. Словарная работа
. Учащимся предлагается в словаре найти обозначения слов «Ультиматум», «характер» слайд 7,8
Команда, которая дала самый правильный ответ, получает очередную красную звездочку.
9 Разгадывания кроссворда слайд 9
По горизонтали:
4. Имя главной героини повети.
6. Транспортное средство, на котором Тимур привез девочку в Москву.
8. Главный герой повести.
9. Растение, которым обожгла бабка Симу Симакова, когда он задержал её в огороде, пока команда складывала дрова.
По вертикали:
1. Музыкальный инструмент, на котором играла Ольга.
2. Место штаба тимуровцев.
3. Помощник Мишки Квакина, атаман шайки.
5. Письмо, которое написали тимуровцы Михаилу Квакину его шайке.
6. Старуха, которой тимуровцы помогали носить воду.
7. Знак, нарисованный тимуровцами на доме, который находится под их охраной.
Ответы (7). 4г – Женя; 6г – мотоцикл; 8г – Тимур; 9г – крапива; 1в – аккордеон;2в – чердак; 3в – Фигура; 5в – ультиматум; 6в – молочница; 7в – звезда.
10. Работа с учебником ответить на вопрос слайд10
Где находится штаб и как он выглядит?
Какие добрые дела выполняли тимуровцы?
11.работа в тетрадях слайд11
12. Подведение итогов. Беседа .слайды 12,15
? О чем заставила вас задуматься повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»?
? Как вы думаете, есть ли сейчас люди, которые нуждаются в помощи? А как можно им помочь?
Домашнее задание. Учащимся предлагается на выбор темы для небольшого сочинения: Если бы я был тимуровцем. Как я помогал людям слайд 16
Приложение
Тест по повести «Тимур и его команда» …
1. Назовите фамилию главного героя повести:
а) Гараев;
б) Ковалев;
в) Смирнов.
2. Кто не является членом команды Тимура:
а) Сима Симаков;
б) Коля Колокольчиков;
в) Мишка Квакин.
3 На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные звездочки:
а) где жили пожилые люди;
б) где кто-то уходил в Красную Армию;
в) где жил военный человек.
4. На каком музыкальном инструменте играла Ольга:
а) баян;
б) аккордеон;
в) гитара.
5. Какое воинское звание было у отца Жени:
а) подполковник;
б) полковник;
в) генерал
Конкурс библиографов. Технология проведения та же.
Вопросы для библиографов.
1.Когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 год )
2. Как она вначале называлась? ( «Дункан и его команда» )
3. Почему вначале повесть получила такое название? (По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Отсюда в повести А. Гайдара появляется штурвал на чердаке штаба.)
Конкурс библиографов. Технология проведения та же.
Вопросы для библиографов.
1.Когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 год )
2. Как она вначале называлась? ( «Дункан и его команда» )
3. Почему вначале повесть получила такое название? (По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Отсюда в повести А. Гайдара появляется штурвал на чердаке штаба.)
Конкурс библиографов
Вопросы для библиографов.
1.Когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 год )
2. Как она вначале называлась? ( «Дункан и его команда» )
3. Почему вначале повесть получила такое название? (По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Отсюда в повести А. Гайдара появляется штурвал на чердаке штаба.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"
Конспект урока по литературному чтению по программе 2100 в 4 классе...
"Весёлые старты"- команда детей против команды родителей
Сценарий мероприятия...
Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", УМК "Enjoy English -2"
Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", 2 класс, УМК Биболетовой М.З."Enjoy English -2 ", 4 урок....
Презентация "Мы самая спортивная команда ". Презентация к визитке команды для участия в интелектуальном марафоне.
В данной презентации рассказывается о спортивной жизни нашей школы. Как ученики закаляются, какие спортивные кружки работают в школе, какими видами спорта занимаются ребята.Презентация рассказывает о ...
Районный конкурс «Безопасное колесо – 2015». Представление команды «СТОП» в творческом конкурсе команд «Вместе – за безопасность дорожного движения!»
Тема выступления «Культура в дорожном поведении – залог безопасного движения!» раскрывает деятельность юных инспекторов движения в условиях современности....
Конспект классного часа на тему "Лидер и его команда"
Цели: формировать понятие «лидер»; развивать лидерские качества и навыки межличностного общения, организаторские умения; формировать умение устанавливать поддерживать личные контакты с товарищам...
Конспект занятия по программе РОСТ 2 класс. Тема: Развитие коммуникативных навыков в командой игре. Викторина «Школьный калейдоскоп».
Викторина для начальных классов является игровым способом проверки знаний учащихся и помогает обнаружить пробелы в образовании...Игра-викторина для младших школьников состоит из вопросов по конк...