Урок литературного чтения "Секреты загадок"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Полякова Светлана Анатольевна

Этот урок разработан по учебнику В.Свиридовой  "Литературное чтение. 1 класс" по системе Л.Занкова. Можно использовать на уроках по другим УМК и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  Полякова Светлана Анатольевна.

МОУ СОШ №1 г. Михайловки Волгоградской области

ул. Ленина, 66.

Учитель начальных классов.

Высшая квалификационная категория.

Урок по литературному чтению (система Л.В.Занкова)

«Литературное  чтение» 1 класс.  

      Тема урока: «Секреты загадки»

Цель: учить сочинять загадки;

  1. учить подбирать сравнения, для  составления загадок;
  2. учить работать группой;
  3. развивать умение ориентироваться в словаре и книгах;
  4. развивать речь;

  1. воспитывать ответственность, трудолюбие, взаимовыручку.

Оборудование: словари, книги с загадками,  предметные картинки, фрагмент видео фильма про лягушку.

Ход урока.

I. Орг. момент.

- Каким вы хотите, чтобы у нас был урок? Поднимите карточку с тем цветом, который у вас ассоциируется с нашим уроком. ( У детей карточки 4 цветов: красный (солнышко) – энергичный ,  зеленый (травка) - веселый, голубой (небо) – спокойствие, черный (земля) – беспокойность, неуверенность.

II. Работа по теме урока.

1.Речевая разминка.

Живой букварь.

  Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

 Птицы учат пению,

Паучок - терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

  И к тому же, в их труде

Все по справедливости;

Отражение в воде

Учить нас правдивости.        Учит снег нас чистоте. Солнце учит доброте,

   Каждый день, зимой и летом,

 Дарит нас теплом и светом.

 И взамен ни у кого

 Не попросит ничего!

   У природы круглый год

 Обучаться нужно.

 Нас деревья всех пород,

 Весь большой лесной народ

 Учат крепкой дружбе.

                               В. Орлов.

Класс разбит на 5 групп (произвольно). Текст  стихотворения разрезан на строчки. Каждая группа получает отрывок стихотворения. Дети по группам из строчек собирают свой отрывок и карандашом пишут № строчки. Когда группы выполнили задание, учитель просит прочитать свой отрывок. Получается целое стихотворение.  

 Учитель открывает на доске  исходный текст стихотворения.

  1. Прочитайте еще раз  стихотворение жужжащим чтением.
  2. А теперь выразительно хором.
    - Так чему нас учит природа?

2. Введение в тему. Кроссворд (работа в группах).

- Разгадав этот кроссворд, вы узнаете, чему будет посвящен сегодняшний урок.

1. Комочек пуха,      Длинное ухо,

 Прыгает ловко,

Любит морковку.

2.Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

3. Красногрудый, чернокрылый,

  Любит зернышки клевать,

   С первым снегом на рябине

   Он появится опять.

4. Мохнатенькая, усатенькая,     Молоко пьет,

   Песенки поет.

5.        Хозяин лесной
Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.

6.        Кто зимой холодной
ходит хмурый и голодный?

7.        То рыжая, то серая,
А названьем белая.

                  1.

 2.

 3.

 4.

     5.

  6.

 7.

 На доске учитель открывает слова – отгадки: заяц, лиса, снегирь, кошка, медведь, волк, белка.

-Посмотрите  внимательно на слова кроссворда. Что вы можете о них сказать?

( Обозначают одушевленные предметы;   являются именами существительными; отвечают на вопрос кто?; начинаются с согласной…)

  1. Чем  эти слова отличаются?
  2. На какие 2 группы можно разделить данные имена сущест вительные?

(Называют животных и птиц;_эти слова м. р. и ж. р.; есть слова с 2 слогами и 1 слогом; ударение падает на 1слог и на 2; слова заканчиваются на гласную и согласную…)

  На доске учитель вывешивает картинки этих животных и птиц.

-        А какой предмет лишний?

(Кошка. Все  эти животные и птицы живут в лесу, а кошка – домашнее животное; снегирь – птица, остальные животные).

-А какое слово получилось в выделенных клетках кроссворда?

Итак, тема нашего сегодняшнего урока - «Загадка».

Русская народная поговорка гласит: «Загадка - ума зарядка»

-        А почему так говорят?
3. Постановка цели.

А какую цель вы можете поставить для урока. (Научиться отгадывать загадки; находить в книге загадки…)

4.Работа со словарем.

-А что такое загадка?

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснение слову загадка.

5.Работа с книгами. (По группам)

Учитель. Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки

В кузовок берестяной.

Кузовок мой -

В этой книжке.

Загляните, ребятишки!

В. Фетисов

Учитель берет корзинку. В ней лежат разные книги с загадками. Учитель раздает каждой группе по книге.

-Вы хотите побывать на лесной полянке? Полянка наша непростая, мы сами ее создадим и поселим на ней тех насекомых и растения, которые будут отгадками на наши загадки.

1 и 2 группы находят загадки про насекомых - жителей полянки;

3 и 4гр. - про травы и цветы, которые могут расти на нашей по лянке.

Учитель дает время. Дети в книгах ищут загадки. Потом одна группа читает свои загадки, другие группы отгадывают.  К доске прикреплен  зеленый лист. Если загадку отгадали, то учитель прикрепляет  картинку – отгадку. Так заполняется полянка.

Физминутка.  

6. Наблюдение за характерными признаками загадки.

-        Отгадывать загадки вы умеете, а сейчас мы попробуем сочинить
загадку.         Но сначала давайте понаблюдаем, как она устроена.

- На зеленой тонкой ножке

  Вырос шарик у дорожки.

  Ветерочек прошуршал

   И растаял этот шар.

  1. Что же это за шар? (одуванчик)
  2. А он назван в загадке?
  3. Название какого предмета заменяет слово одуванчик?
  4. Почему вдруг такое сравнение? (похож на шар)
  5. Какие важные признаки этого предмета указываются?
  6. А рифма есть?

Итак, прочитайте характерные признаки загадки?

Ученики читают вначале  самостоятельно,  а потом хором.

 1. Предмет не назван. (Назван другой, похожий на него)        

2. Показаны важные признаки.
3. Рифма.

7. Продолжи сравнения.

А теперь попробуем сравнить предмет.

Луна-...;

лампочка -...;

паутина - ...;

бусина -....

Теперь не называй предмет, называй только то, на что он похож.

(Часть загадки записана на доске). Белка.

Рыжая, но не  ... .(лиса, гриб – лисичка…).

Прыгает, но не … (лягушка, зайчик…).

 Маленькая, но не ...(горошина, бабочка…)

 Живет в дупле, но не .... (сова, птица, …)

- Вот так и составляются загадки.

8. Сочинение загадки.

- А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем   сами сочинить загадку про лягушку.

Фрагмент видеофильма о лягушке.

-        Как называют лягушку ласково? (толстушка)

-        Что делает наша «толстушка»?
-Какого она  цвета?

-        Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

  1. Живот, а по - другому? (брюшко)
  2. А что делает лягушка? (квакает)
  3. А кого ест лягушка? (комаров, мошек)
  4. Вставьте слова  в загадку.

Сидит в пруду …,
…   брюшко,
Песни  …,
…  поедает.

-Прочитайте всю загадку.
Сидит в пруду толстушка,
Зеленое брюшко,
Песни распевает,
Комаров поедает.

-        Постарайтесь, прочитав эту загадку, запомнить ее.
III. Работа с пособием «Я читаю!»

А сейчас прочитайте загадки ваших ровесников стр. 15 . (Жужжащее чте ние)

Работа по группам. (Запишите отгадки на листочки) Проверка. Чтение вслух. От каждой группы 1 человек.

IV. Итог. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу.

  1. Покажите кружочки. Каким получился урок?
  2. Что вам особенно понравилось на уроке?
  3. Назовите признаки загадки.
  4. Кому все удалось на уроке?
  5. А у кого что - нибудь не получилось?

Источники информации:

1.В.В.Захарова, Н.Л.Круковская, М.В. Серова . Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой 1 класс – Москва: «Вако», 2007;

  1. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец, «Я читаю!»,  Самара: Корпорация Федоров, 2007
  2. В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 1 класс. Самара: Корпорация Федоров, 2007
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Турнир загадок"

Обобщающий урок по разделу "Сказка мудростью богата", программа "Школа 2100". Урок является результатом коллективной работы учащихся. Загадки для турнира готовят сами ученики, в команде выбирают самые...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Урок - игра "Полна загадок чудесница природа"

Игру проводит лесовичок Листик, который знает самые разные тайны жизни чудесницы природы. Игра проводится в форме чередующихся игр - конкурсов....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...