Урок по предмету литературное чтение. 3 класс
материал по чтению (3 класс) по теме

Максимова Виктория Викторовна

А. Барто "Разлука", "В театре".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_v_3_klasse.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению в 3 классе

по теме: «А. Барто. «Разлука», «В театре»

                                                                 Учитель начальных классов

                                                                   Буздина В.В.

Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями А. Барто; вспомнить о жизни и творчестве поэтессы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. портрет А.Л.Барто,
  2. выставка произведений,
  3. иллюстрации к стихам,
  4. игра “Карточки”

А.Л. Барто

“Она принесла много радости и пользы детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!”

А.А. Фадеев

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем.

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

II.        Проверка домашнего задания 

- Мы прочитали 2 стихотворения С.Я. Маршака, скажите, чем они похожи? (рассказывается о природе)

- А теперь некоторые ребята нам прочитают эти стихи наизусть.

        

  1. Ознакомление с новой темой и целями урока.
  2. Кроссворд.

1.Кто идет, качается, вздыхает на ходу?

2.Как звали девочку которая уронила мяч?

3. Кот кататься не привык – опрокинул…..

4.Дополните одним словом –

………построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

5.Из какого стихотворения эти строки ?

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,  

Я вам завтра помогу.

   Такие же разные, умные и умные стихи писала.

“Она принесла много радости и пользы детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!” А.А. Фадеев

IV. Речевая разминка

Не смейся надо мной,

Не пересмехотствуйся,

Я сам себя пересмехотствую

И высмехотствую.

  1. Прочитайте скороговорку про себя, тихо. Какие трудные слова
    обнаружили?
  2. Научитесь их отдельно произносить по слогам, затем целыми
    словами.

(Работаем все вместе.)

-        А сейчас начнем читать с медленного темпа и переходя посте
пенно к очень быстрому.

V.        Введение в тему

Выставка книг.

Посмотрите, все ли сборники вам знакомы?

Да, тема нашего урока – стихи Барто. Мы будем читать, открывать мир поэзии, знакомиться с героями стихов Барто. Давайте вернемся к тому возрасту, когда вы еще не умели ни читать, ни писать, а уже знали стихи Барто. Какие это стихи? Назовите их? В каком они сборнике? (Игрушки) Что можно сказать о героях, о действующих лицах этих стихотворений? (“Лошадка”, “Уронили мишку на пол”, да, дети, которые пользуются этими играми добрые, заботливые). А стихи простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.

1. Повторение.

-        Узнайте, чьи это стихи:

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе,

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

— У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись,— вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

(Если дети не догадаются, что это стихи А. Барто, тогда начать читать другие: «Наша Таня громко плачет...».)

2. Рассказ учителя о жизни и творчестве А. Барто.

-        Правильно, это стихи Агнии Львовны Барто.

Агния Львовна Барто (1906-1981 гг.)

Вопрос о школе, где учат писать стихи, задал однажды известной писа тельнице Агнии Барто мальчик-первоклассник. Она ответила:

«Сколько живу, а школы такой не встречала. Училась я в самой обык новенной московской школе. Там же и стихи писать начала. Еще в младших классах. Серьезные это были стихи - о влюбленных принцах! И лишь потом, когда стала постарше, написала для школьной стенгазеты веселые стихи о сво их подружках. Они читали и громко смеялись, словно я не о них, а о ком-то другом сочинила эти эпиграммы...»

Вообще-то Агния Барто собиралась стать балериной, даже училась в хо реографическом училище, но желание писать детские книги оказалось силь нее. Первая книжка молодого автора вышла в свет в 1925 г. Пожалуй, не было еще на свете бабушек и дедушек читателей этой книги, а стихи о том, как «уронили мишку на пол», «идет бычок, качается», уже были...

Знаменитая кинокомедия «Подкидыш» - история потерявшейся девоч ки - была снята по сценарию Агнии Барто и актрисы Рины Зеленой.

Несколько лет в передачах радиостанции «Маяк» звучал негромкий, спо койный женский голос - Агния Львовна вела передачу «Найти человека». Ей удалось соединить 927 семей, разметанных по белу свету войной. Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием. Это еще одна, очень важная, страница творчества Агнии Барто.

Но вернемся к стихам для детей. Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:

  1. Зачем вы про меня написали? Это все неправда!
  2. Почему ты решил, что это про тебя?
  3. Так в классе все говорят.
  4. А тебе сколько лет?
  5. Десять.
  6. А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не
    было...

Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но не случалось ли вам узнавать в ее героях себя?..

V. Игра «Собери стихотворение»

 

Дети работают группами, собирают строчки из стихотворений «Самолет». Идет коллективная проверка: читают группы, индивидуально, хором.

САМОЛЕТ

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

VI. Физкультминутка

VII. Новая тема. Работа над стихотворениями А. Барто

1.Стихотворение называется “Разлука”. Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.

  1. Прочитайте слово про себя. (ГАММЫ)
    - Прочитайте вслух.
    - Прочитайте с ударением.
    - Как вы понимаете значение этого слова? (музыкальный термин, обозначающий последовательность звуков)
  2. В толковом словаре слово гамма имеет значение: последовательный ряд звуков, повышающихся или понижающихся.

 А что такое Прилуки? (город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.
- А сейчас я задам вам вопрос, на который вы дадите ответ после чтения стихотворения.
- Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя?
- Прочитайте отрывки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям этого стихотворения?
- Чем занимается мальчик в отсутствие мамы?
- Как вы думаете, изменилось ли мнения мальчика, что он всё делает только для мамы, к концу стихотворения?
- А кто согласен с героем?
- А что произошло дальше?
- Как наслаждается мальчик свободой?
- Нравится ли мальчику бездельничать?
- Чем начинает заниматься мальчик?
- А как видно, что мальчик тоскует?
- Что он понял?
- Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете?
- По настроению, на сколько частей можно разделить текст?
(2)
- Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о чем будет говориться во 2 части?
- Прочитайте 1 часть, прочитайте 2 часть.
- А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта?
- Стихи А.Л. Барто проникнуты юмором, легко читаются, потому что речь идет как бы от имени детей.
         

  1. Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если
    вы представите себя на месте мальчика. (Чтение стихотворения
    учащимися.)


2.        Стихотворение «В театре». Выборочное и выразительное чтение.

  1. Послушайте другое стихотворение А. Барто. (Учитель читает
    стихотворение.)
  2. Найдите строки, в которых говорится о большом желании

де вочки попасть в театр.

  1. Прочитайте о том, что девочки увидели в театре.
  2. Что случилось с одной из девочек? Прочитайте об этом.
  3. Прочитайте, как они искали номерок.
  4. Как вы думаете, Барто осуждает девочек или с доброй улыбкой
    им что-то подсказывает?
  5. Это стихотворение веселое, насмешливое или грустное?

Объяс ните.

  1. Приготовьтесь читать выразительно.

3.        Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Итог урока

Учитель: Долго можно перечислять строчки стихов, живущих в памяти, постоянно переходящих из поколения в поколение. Они сближают взрослых и детей, помогают сделать общение приятным и продуктивным. Вот и подошёл к концу наш урок. Но стихи Агнии Львовны останутся с нами навсегда.

Чем близки нам стихи А.Л.Барто? (Они про нас)

Что осуждают? Чему учат?

Да, стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. А.Л. огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи Барто ведут нас с детства до взрослой жизни. Есть и для 12-14 летних, о дружбе, товариществе, о пионерских делах, об общественной работе. Она писала и рассказы на основе писем, которые получала после создания поэмы “Звенигород”. Она сделала счастливыми многих детей и взрослых, стала для них самым дорогим человеком. Молодцы ребята! Вы правильно понимаете стихи. Читайте, учитесь у них жить, воспитывать характер.

И закончить урок я хочу такими словами:        

Да, бесценно значение книги.
Ученик читает стихотворение:
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает.

Учиться, работать и жить!

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

Технологическая карта урока по предмету «Литературное чтение» во 2 классе на тему: «И.З. Суриков «Детство».

Знакомство учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство»...

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...