урок развития речи "Зима в лесу"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект  и презентация к уроку-обобщения по развитию речи "Зима в лесу" для второго класса ОУ второго вида.Урок построен  с учетом возрастных особенностей детей: урок-игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zima_v_lesu.zip1.25 МБ

Предварительный просмотр:

КГУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих)»

Методическая   разработка

 «Зима в лесу»

Конспект урока развития речи

(второй класс)

Автор: Валиулина Сауле Токтасыновна,

учитель начальных классов,

первая   категория

                             

                                              Семей, 2012 год

Тема:   «Зима в лесу» обобщение.

Цели: развивать речь, учить осознанному чтению

Задачи:

Образовательные:   учить слитному выразительному чтению, умению  сопоставлять прочитанное с действиями, иллюстрациями, выборочному чтению;

 Развивающие:    развивать речь детей, остаточный слух, наглядно-образное мышление; обогащать словарный запас;

Воспитательные:   воспитывать внимание, интерес к чтению, чувство коллективизма.

Оборудование:     сюжетные картинки,  рисунки зверей (еж, медведь, заяц, лиса, еж); нарисованные  следы зверей. Таблички.

Словарь: необычный - интересный.

Аннотация

        Методическая разработка урока развития речи во 2 классе по теме «Зима в лесу» в рамках Программы обучения развитию речи и чтения  в начальных классах специальных коррекционных учреждений второго вида (глухие и  слабослышащие дети) и с учетом возрастных особенностей детей. В пособии представлены методические рекомендации по проведению урока. Автор раскрывает формы, средства и методы развития общеучебных умений и навыков на  развития речи  во 2  классе. Методическая разработка может быть полезна учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и ВУЗов.

Проблемная тема методического объединения учителей начальной школы:

«Создание условий для достижения каждым обучающимся результатов образования в виде сформированных ключевых компетентностей»

Цель: Деятельностный подход в формировании ключевых компетентностей младших неслышащих школьников.

Задачи: 

  1. Формирование основ межличностных отношений в детском коллективе: норм поведения, установление прочных дружеских контактов.
  2. Формирование основ знаний и умений по учебным предметам.
  3. Введение первоначальных знаний и умений о ЗОЖ.
  4. Ориентирование в работе на достижение коммуникативной компетентности обучающихся.
  5. Психологическое сопровождение учебной деятельности в целях диагностики и коррекции развития личности учащихся.

       

  Важнейшей  задачей  современной  системы  образования детей с нарушением слуха  является   формирование   ключевых компетентностей младших неслышащих школьников  через универсальные   учебные   действия, обеспечивающих  школьникам мотивацию обучения, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Качество  усвоения  знаний  определяется многообразием  и  характером   видов   методических форм в обучении.

Формирование   способности  и  готовности  учащихся   реализовывать   универсальные    учебные  действия  позволит  повысить   эффективность   образовательно-воспитательного   процесса  в  начальной  школе.А одним из приоритетов в ОУ второго вида  является развитие речи и осмысленное чтение , как важнейший  учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты.  Развитие речи и навыка чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. При обучении чтению эффективно применение трех методов. 

Это:

Репродуктивный метод, который подразумевает сплошное чтение. Чтение по цепочке. Беседа по содержанию. Объяснение словаря. Рассматривание иллюстраций, пересказ, просмотр фильмов.

Эвристический метод или частично-поисковый, что обозначает выборочное чтение, обобщающие беседы, составление планов, выборочный пересказ с лексическими заданиями, работа с аппликацией, макетами, словесное рисование, работа по вопросам, сравнение текста с картинками

Творческий метод, который говорит сам за себя - это творческая работа детей: продолжение текста по началу, домысливание сюжета, придумывание нового названия к рассказу, выбор нового названия из предложенных и обоснование сделанного выбора. Работа с загадками и пословицами, самостоятельное оценочное суждение.

            Разнообразие приемов позволяет добиться желаемого результата в развитии речи неслышащего  ученика , осмысленного чтения.

Но учитель должен четко знать, когда и как провести ту или иную работу, исходя из содержания изучаемого текста, возраста и возможностей ребят.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Поздоровайтесь. Сядьте. Наденьте наушники. Дежурный, узнай у меня план урока. (Сауле Токтасыновна, что будем делать на уроке?)

Слайд 2. Знакомятся с планом.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся на экскурсию в зимний лес. Вспомните, какой зимний лес? (Слайд 3)(пушистый, белый, холодный, красивый). Итак - в путь. Но  вспомните, как  надо себя вести в лесу?

II.Повторение. Ребята, какой рассказ мы читали на прошлом уроке?

-Как называется рассказ?

-Как вы думаете, кто главный герой рассказа?

Что сделала        зима?

Оглянитесь вокруг, что это? (слайд 4, снежинки). Выберите понравившуюся снежинку, но она необычная:  с заданием. Ответьте на вопрос.О ком говорится в рассказе?

Кому в лесу

 нужен пенек?

Как называется рассказ?

О чем говорится в рассказе?

III.Творческая работа.

1)-Ребята, посмотрите вокруг,  здесь кто-то  прячется? (слайд 5)

(на большом ватмане нарисованы характерные части тела зверей: уши зайца, хвост лисы, колючки ежа)

 Дети говорят, что  ежа нельзя встретить, так как он спит зимой.

2)-А чьи это следы? (слайд 7)

(птицы, зайца, медведя).

 Ребята должны сказать, что следы медведя тоже нельзя встретить, потому что он зимой спит.

IV Физминутка. (слайд 8)

 Все  встаньте, вот зимний лес, полный  загадок.

 Давйте, поищем в лесу белку?

 (тянутся,  чтобы увидеть высоко на  дереве), где спрятался заяц? (наклоняются),  птиц  (разбегаются в разные стороны по «лесу», подпрыгивают.

V.Творческая работа.

  (Зарисовки по тексту)

А сейчас будем рисовать  на «снегу». (Раздаю листы, А4)На листах уже нарисован зимний лес (черно-белый вариант).

Нарисуйте:

-Впереди всех стоит пенек в снежной шапке

-Зима засыпала снегом деревья и кусты.

-Зайчонок прячется за пеньком.

VI. Работа по тексту. (слайд 10)

 Сопоставление прочитанного рассказа  с картинками.

-Что можно из снега слепить? (снеговика)

-Мы тоже будем лепить снеговика. Но вот только каждый ком непростой, на них есть карточки с заданиями.

Олег «катит» большой ком (вырезала из пенопласта).

-Покажи:

-Стоят в лесу ели и сосны в тяжелых снежных шубах. (Показывают на картинке)

Артем «катит» средний ком.

-Вставить пропущенные слова и показать на картинке.

-А …(охотник)  устанет в лесу бродить, сядет на …(пенек) и …(отдохнет).

Шалкар – самый маленький ком.

-Встань и покажи:

-Сосны-богатыри стоят друг возле друга.

(имитируют движения, как он представляет могучие дубы, привлекает товарищей для составления «картинки»).

VII. РСВ (развитие слухового восприятия) слайд 11

Молодцы, ребята. А сейчас поиграем в «эхо». Что делает эхо? (повторяет слова). Послушайте и повторите.

-наступила морозная зима.

-укрыла землю снежным одеялом

-намела большие сугробы.

VIII. Итог. Рефлексия.

Молодцы, ребята. Вам понравилась экскурсия в зимний лес? Я на « снегу»  нарисовала смайлики. Выберите тот смайлик, который  расскажет о вашем настроении  на этом  уроке.

 Список использованных источников

  1. Зыкова Т.С., Зыкова М.А., «»Учимся  читать и думать» М.,1994г.
  2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. – 448 с.
  3. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Текст. Развитие речи: 1-4 класс. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. – (Методическая библиотека).
  4. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс. / Под редакцией Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа XXI  века»  -  М.: Вентана – Граф, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

урок развития речи "Зима в лесу"

Комбинированный урок развития речи в 4 классе...

Урок развития речи 4 класс Сочинение «Что я представил, когда слушал вальс И.Штрауса «Сказки Венского леса»

Основные виды работы на уроке:·        установление связи заголовка с темой и основной мыслью;·        коллективное составление пл...

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефекта На тему: «Прогулка по-зимнему лесу»

Конспект урока развития речи в 4б классе для детей со сложной структурой дефектаНа тему: «Прогулка по-зимнему лесу»...

Урок развития речи во 2 классе. УМК "Школа России". Изложение "Этажи в лесу."

Презентация поможет учителю поэтапно выстроить работу над текстом. Презентация содержит познавательный материал, который способствует расширению кругозора и воспитанию любви к природе....

Урок развития речи в 1 классе по теме: "В лесу".

Урок развития речи для слабослышащих обучающихся 1 класса....