Урок литературного чтения "В моей Вообразилии"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Урок посвящён творчеству Бориса Заходера. К уроку прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения 2 класс.
Тема
«В моей Вообразилии». Творчество Бориса Заходера.
Цель: обогащение читательского опыта детей посредством чтения-общения с книгами Б. Заходера
Задачи:
- познакомить детей с творчеством и биографией Б. Заходера, показать многообразие таланта писателя;
- формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;
-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать интерес к художественной литературе;
- воспитывать у детей читательскую культуру;
- воспитывать взаимопонимание в коллективе, навыки учебного сотрудничества;
Оборудование:
- мультимедийная презентация;
- конверты ( у каждого ученика) с текстами Б. Заходера;
- игрушки крокодила, птички для инсценирования сказки;
- выставка книг Б. Заходера
- аудиозапись песенки Винни-Пуха
Педагогические технологии, используемые на уроке:
-технология формирования типа правильной читательской деятельности;
-игровые;
- информационно-коммуникационные;
-здоровьесберегающие.
Вид урока:
урок свободного учебного чтения (термин О.В. Джежелей)
(внеклассное чтение)
Учитель высшей категории
МОУ «Кингисеппская гимназия»
Писмарева Наталья Васильевна.
I | Организация класса | |
II | Введение в тему урока. -Книги… наши верные друзья. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть, протянуть руку, и книги расскажут нам удивительные истории… /Беру с выставки книгу Б Заходера и читаю фрагмент стихотворения/ В мечтах людей живёт она Расчудесная страна- Страна Вообразилия! Каждый там не раз бывал, Кто когда-нибудь мечтал Или фантазировал. Ура! Вообразилия! Моя Вообразилия! У всех, кому захочется, Там вырастают крылья. Там все мечты сбываются, А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения! -Мои юные читатели, я приглашаю вас в страну мечты и фантазии, страну Вообразилию! А придумал её для вас добрый волшебник и выдумщик Борис Владимирович Заходер. Мы познакомимся сегодня со стихами и сказками этого автора, и, я надеюсь, книги Б. Заходера станут вашими друзьями. | Тихо звучит музыка. Например, «Ария-сюита№3 ре-мажор» Баха. Слайд 1 Слайд 2 |
III IV 1 | Из биографии Б.В. Заходера. Первое знакомство с автором. Б.В. Заходер создавал книги для детей более 50 лет! Его, ребята, можно назвать вашим прапрадедушкой, ведь родился Б.В. Заходер 92 года назад, в 1918 году. В 23 года ушёл на фронт защищать Родину от фашистов. А уже после войны серьёзно стал заниматься литературой для детей. И, можете себе представить, даже написал вам письмо, которое так и назвал : «Товарищам детям». Загляните в конверт. Письмо из 1962 года там!
Обычно А если захочется вам
-Какое пожелание автора вам особенно запомнилось? -Какие слова письма вы считаете наиболее важными? Прочитайте. -Отчего же становится светлее на свете?
Значит, нам на уроке понадобится не только умение читать, но и ваша добрая улыбка, ваша дружба, ваша фантазия. Обзор творчества Б. Заходера. Знакомство с жителем Вообразилии Деревом вопросов. В стране Вообразилии живёт чудесное Дерево вопросов. Его волшебные листочки откроют нам много секретов и помогут составить необычную визитную карточку писателя. | Рассказ учителя. Дети следят по тексту. Он есть у каждого ученика. Слайд 3 |
2 3 4 5 | З А Х О Д Р Е 1 2 3 4 5 6 7
- Как называют автора стихотворных, поэтических произведений? (поэт) -Б.В. Заходер –замечательный детский поэт.
Определи жанр произведения «Товарищам детям» : рассказ, стихотворение, сказка. - Действительно, в книгах Б. Заходера вы найдёте стихи обо всём на свете. Работа со стихотворением «Загадочные стихи» («Где поставить запятую?») -Можете себе представить, что у автора есть даже загадочные стихи! Хотите с ними познакомиться? А) Чтение вслух. - На ваших лицах появились улыбки. Что необычного вы заметили? Что вызвало у вас улыбку? Б) Самостоятельная работа парами. - Подумайте, где поставить запятую, чтобы смысл прочитанного был понятен. В) Чтение вслух исправленного текста. Г) Итог. Читая стихи Б. Заходера, можно не только помечтать, но и весело поиграть. Вот и физминутку нам поможет провести стихотворение Б. Заходера «Мы работаем» Знакомство со сказкой «Ма-Тари-Кари».
-Как называют того, кто пишет литературные произведения? -Как называют рассказчика или автора сказок? - Б.В. Заходера называют писателем-сказочником, потому что он пишет сказки обо всём на свете: про зверей, птиц, растения. Как говорил сам автор, эти сказки рассказывают людям сами звери. Они хотят, чтобы люди были добрее. «Рассказывают-то звери не сказки, а чистую правду. Но в их жизни столько тайн и чудес, что многим людям эти правдивые истории могут показаться сказками», - писал Борис Владимирович. С одной из таких сказок мы сегодня и познакомимся. А) Прогнозирование по данному заголовку «Ма-Тари-Кари» и иллюстрациям содержания сказки. Б) Инсценирование сказки (в сокращении) (учитель за автора, дети за крокодила, мартышку, птичку) В)Беседа после слушания: -Ребята, поняли ли вы теперь, почему сказка так названа? Кто это, Ма-Тари-Кари? - Чему научила вас сказка? Г) Итог. Словами птички Тари с нами как бы говорит сам автор: когда рядом беда, откликнись, не оставайся равнодушным. Д) Представление детям энциклопедии «Мир живой природы», где рассказывается о «живой зубной щётке» крокодила – шпорцевом чибисе. Данный факт и положен в основу сказки. Знакомство с переводами Б. Заходера. Вопрос 5 Как называют специалиста по переводу с одного языка на другой? - Знаете ли вы, что Борис Заходер – талантливый переводчик. Он знает несколько иностранных языков. Многие литературные герои, родившиеся в Англии и Чехии, Польше, Германии, США, заговорили по-русски с его помощью. В великолепных пересказах Б. Заходера вышли знаменитые сказки братьев Гримм и книга о приключениях Алисы в Стране Чудес. А сколько радости доставило читателям знакомство с волшебной английской няней Мэри Поппинс, с Питером Пэном – мальчиком, который не хотел расти. С ними всеми нас впервые познакомил Борис Заходер. - А вот и следующий иностранный герой. Послушайте его песенку. Узнали? Конечно, это Винни-Пух. Придумал этого забавного героя английский писатель А. Милн. Но именно Б. Заходер привёз Винни-Пуха из его родной Англии, научил его говорить по-русски да ещё писать по-русски стихи! «С тех пор – вот уже сорок лет – мы с Пухом живём и работаем вместе. Ведь Пух, как и я, - сочинитель, поэт: он сочиняет самые настоящие Шумелки, Вопилки, Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Сказать по совести, я очень горжусь тем, что помогал Пуху их сочинять», - рассказывает автор. - Давайте представим себя в роли Винни-Пуха и расскажем вместе с ним утреннюю песенку «Кто ходит в гости по утрам…» | В течение урока дети отвечают на вопросы и постепенно заполняют визитную карточку писателя. (на доске) Слайд 4 Заполняем строку под №1 в визитной карточке (поэт) Слайд5 Заполняем строку под №2 в визитной карточке (стихи) Текст у каждого ученика. Физминутка. Слайд 6 Заполняем строки под №3 и №4 в визитной карточке (писатель) (сказочник) Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Заполняем строку под №5 в визитной карточке (переводчик) Слайд 10 Физминутка |
V 1 2 3 | Подведение итогов знакомства с творчеством Б. Заходера. Завершение заполнения визитной карточки писателя. -Знаете ли вы, что в театрах нашей страны идут пьесы Бориса Заходера – «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или по мотивам сказок писателя: «Кит и Кот», «Фантик», «Про всех на свете», «Считалия» и многие, многие другие . -Давайте завершим заполнение визитной карточки писателя словами пьеса и театр. Чтение визитной карточки для систематизации полученных знаний. З А Х О Д Р Е а к с о ч н и к с и п т е л ь и т с и п э т и п е ч р в о е п ь к т ы с т е а 1 2 3 4 5 6 7 Беседа об авторе. - Читая книги, мы как бы разговариваем с их автором. Каким вы представляете человека, придумавшего такие удивительные стихи и сказки? - Пользуясь словариком настроений, расскажите о своих впечатлениях. Продолжите фразу: «Книги Бориса Заходера…» Словарик настроений. Какие бывают книги? интересные шутливые сердитые скучные солнечные весёлые увлекательные мрачные смешные добрые печальные волшебные поучительные хмурые
| Слайд11 Заполняем строки под №6 и №7 в визитной карточке (пьесы, театр) Слайд 12 Слайд 13 |
VI | Творческое задание. Пришло время пофантазировать самим. Попробуйте рассказать , как вы представляете страну Вообразилию? Продолжите : «В моей Вообразилии…» | Слайд 14 |
VII | Итог урока. -Дорогие ребята, вы показали себя внимательными, заинтересованными читателями, добрыми фантазёрами. Дерево Вопросов ставит вам «5»! -Домашнее задание. Чтение книг Б. Заходера на выбор; Рисунок «В моей Вообразилии» (по желанию) | Слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.
Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»
Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..&raqu...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....