Урок литературного чтения "В моей Вообразилии"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Урок посвящён творчеству Бориса Заходера. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Урок литературного чтения 2 класс.

Тема  

«В моей  Вообразилии». Творчество Бориса Заходера.

Цель: обогащение читательского опыта  детей посредством чтения-общения с книгами Б. Заходера

Задачи:

- познакомить детей с творчеством и биографией Б. Заходера, показать многообразие таланта писателя;

- формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;

-развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать интерес к художественной литературе;

- воспитывать у детей читательскую культуру;

- воспитывать взаимопонимание в коллективе, навыки учебного сотрудничества;

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация;
  2. конверты ( у каждого ученика) с текстами Б. Заходера;
  3. игрушки крокодила, птички для инсценирования сказки;
  4. выставка книг Б. Заходера
  5. аудиозапись песенки Винни-Пуха

Педагогические технологии, используемые на уроке:

-технология формирования типа правильной читательской деятельности;

-игровые;

- информационно-коммуникационные;

-здоровьесберегающие.

Вид урока:

урок свободного учебного чтения (термин О.В. Джежелей)

 (внеклассное чтение)

Учитель высшей категории

 МОУ «Кингисеппская гимназия»

Писмарева Наталья Васильевна.

I

Организация класса

II

Введение в тему урока.

-Книги… наши верные друзья. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть, протянуть руку, и книги расскажут нам удивительные истории…

/Беру с выставки книгу Б Заходера и читаю фрагмент стихотворения/

В мечтах людей живёт она

Расчудесная страна-

Страна Вообразилия!

Каждый там не раз бывал,

Кто когда-нибудь мечтал

Или фантазировал.

              Ура! Вообразилия!

              Моя Вообразилия!

              У всех, кому захочется,

              Там вырастают крылья.

              Там все мечты сбываются,

              А наши огорчения

              Сейчас же превращаются

              В смешные приключения!

-Мои юные читатели, я приглашаю вас в страну мечты и фантазии, страну Вообразилию! А придумал её для вас добрый волшебник и выдумщик Борис Владимирович Заходер.

Мы познакомимся сегодня со стихами и сказками этого автора, и, я надеюсь, книги Б. Заходера станут вашими друзьями.

Тихо звучит музыка.

Например, «Ария-сюита№3 ре-мажор» Баха.

Слайд 1

Слайд 2

III

IV

1

Из биографии Б.В. Заходера. Первое знакомство с автором.

Б.В. Заходер создавал книги для детей более 50 лет! Его, ребята, можно назвать вашим прапрадедушкой, ведь родился Б.В. Заходер 92 года назад, в 1918 году. В 23 года ушёл на фронт защищать Родину от фашистов. А уже после войны серьёзно стал заниматься литературой для детей. И, можете себе представить, даже написал вам письмо, которое так и назвал : «Товарищам детям».

Загляните в конверт. Письмо из 1962 года там!

  1. Чтение стихотворения учителем.

Обычно                                                    А если захочется вам
От вас это держат                                    Посмеяться,
В секрете,                                                 То этого тоже
А я не скрываю,                                       Не надо бояться:
Товарищи дети:                                       Ведь если смеются
Хочу, чтобы вы,                                      Товарищи дети,
Дорогие читатели,                                  Становится сразу
Недаром                                                   Светлее на свете!
За чтением время потратили.                                               1962 год.
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать
Интересно.
- В предисловиях к своим книгам стихов и сказок писатель обычно подписывается так: Ваш старый товарищ, Борис Заходер. Борис Владимирович не шутит. Он и правда считает себя товарищем своих читателей-ребят.

  1. Беседа после чтения:

-Какое пожелание автора вам особенно запомнилось?

-Какие слова письма вы считаете наиболее важными? Прочитайте.

-Отчего же становится светлее на свете?

  1. Итог чтения- слушания.

Значит, нам на уроке понадобится не только умение читать, но и ваша добрая улыбка, ваша дружба, ваша фантазия.

Обзор  творчества Б. Заходера.

Знакомство с жителем Вообразилии  Деревом вопросов.

В стране Вообразилии живёт чудесное Дерево вопросов.

Его волшебные листочки откроют нам много секретов и помогут составить необычную визитную карточку писателя.

Рассказ учителя.

Дети следят по тексту. Он есть у каждого ученика.

Слайд 3

2

3

4

5

З

А

Х

О

Д

Р

Е

1

2

3

4

5

6

7

  1. Вопрос 1.

- Как называют автора стихотворных, поэтических произведений? (поэт)

-Б.В. Заходер –замечательный детский поэт.

  1. Вопрос 2.

Определи жанр произведения «Товарищам детям» :

рассказ, стихотворение, сказка.

- Действительно, в книгах Б. Заходера вы найдёте стихи обо всём на свете.

Работа со стихотворением «Загадочные стихи»

(«Где поставить запятую?»)

-Можете себе представить, что у автора есть даже загадочные стихи! Хотите с ними познакомиться?

А) Чтение вслух.

- На ваших лицах появились улыбки. Что необычного вы заметили? Что вызвало у вас улыбку?

Б) Самостоятельная работа парами.

- Подумайте, где поставить запятую, чтобы смысл прочитанного был понятен.

В) Чтение вслух исправленного текста.

Г) Итог.  

Читая стихи Б. Заходера, можно не только помечтать, но и весело поиграть.

Вот и физминутку нам поможет провести стихотворение Б. Заходера «Мы работаем»

Знакомство со сказкой «Ма-Тари-Кари».

  1. Вопросы  3,4

-Как называют того, кто пишет литературные произведения?

-Как называют рассказчика или автора сказок?

- Б.В. Заходера называют писателем-сказочником, потому что он пишет сказки обо всём на свете: про зверей, птиц, растения. Как говорил сам автор, эти сказки рассказывают людям сами звери. Они хотят, чтобы люди были добрее.  «Рассказывают-то звери не сказки, а чистую правду. Но в их жизни столько тайн и чудес, что многим людям эти правдивые истории могут показаться сказками», - писал Борис Владимирович.

 С одной из таких сказок мы сегодня и познакомимся.

А) Прогнозирование по данному заголовку «Ма-Тари-Кари» и иллюстрациям содержания сказки.

Б) Инсценирование сказки (в сокращении) (учитель за автора, дети за крокодила, мартышку, птичку)

В)Беседа после слушания:

-Ребята, поняли ли вы теперь, почему сказка так названа?

Кто это, Ма-Тари-Кари?

- Чему научила вас сказка?

Г) Итог.

Словами птички Тари с нами как бы говорит сам автор:

когда рядом беда, откликнись, не оставайся равнодушным.

Д) Представление детям энциклопедии «Мир живой природы», где рассказывается о «живой зубной щётке» крокодила – шпорцевом чибисе. Данный факт и положен в основу сказки.

Знакомство с переводами Б. Заходера.

Вопрос 5

Как называют специалиста по переводу с одного языка на другой?

- Знаете ли вы, что Борис Заходер – талантливый переводчик. Он знает несколько иностранных языков. Многие литературные герои, родившиеся в Англии и Чехии, Польше, Германии, США, заговорили по-русски с его помощью. В  великолепных пересказах Б. Заходера вышли знаменитые сказки братьев Гримм  и книга о приключениях Алисы в Стране Чудес. А сколько радости доставило читателям знакомство с волшебной английской няней Мэри Поппинс, с Питером Пэном – мальчиком, который не хотел расти. С ними всеми нас впервые познакомил Борис Заходер.

- А вот и следующий иностранный герой.  Послушайте его песенку. Узнали? Конечно, это Винни-Пух.  

Придумал этого забавного героя английский писатель А. Милн. Но именно Б. Заходер привёз  Винни-Пуха из его родной Англии, научил его говорить по-русски да ещё писать по-русски стихи!

«С тех пор – вот уже сорок лет – мы с Пухом живём и работаем вместе. Ведь Пух, как и я, - сочинитель, поэт: он сочиняет самые настоящие Шумелки, Вопилки, Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Сказать по совести, я очень горжусь тем, что помогал Пуху их сочинять», - рассказывает автор.

- Давайте представим себя в роли Винни-Пуха и расскажем вместе с ним утреннюю песенку «Кто ходит в гости по утрам…»

В течение урока дети отвечают на вопросы и

постепенно заполняют визитную карточку  

писателя.

(на доске)

Слайд 4

Заполняем строку под №1 в визитной карточке

(поэт)

Слайд5

Заполняем строку под №2 в визитной карточке

(стихи)

Текст у  каждого ученика.

Физминутка.

Слайд 6

Заполняем строки под №3 и №4 в визитной карточке

(писатель)

(сказочник)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Заполняем строку под №5 в визитной карточке

(переводчик)

Слайд 10

Физминутка

V

1

2

3

Подведение итогов знакомства с творчеством Б. Заходера.

Завершение заполнения визитной карточки писателя.

-Знаете ли вы, что в театрах нашей страны идут пьесы Бориса Заходера – «Ростик в дремучем лесу», «Русачок», «Очень умные игрушки», а по пьесе-сказке «Лопушок у Лукоморья» создана опера. Не один десяток фильмов снят по сценариям или по мотивам сказок писателя: «Кит и Кот», «Фантик», «Про всех на свете», «Считалия» и многие, многие другие .

-Давайте завершим заполнение визитной карточки писателя словами пьеса и театр.

Чтение визитной карточки для систематизации полученных знаний.

З

А

Х

О

Д

Р

Е

а

к

с

о

ч

н

и

к

с

и

п

т

е

л

ь

и

т

с

и

п

э

т

и

п

е

ч

р

в

о

е

п

ь

к

т

ы

с

т

е

а

1

2

3

4

5

6

7

Беседа об авторе.

- Читая книги, мы как бы разговариваем с их автором. Каким вы представляете человека, придумавшего такие удивительные стихи и сказки?

- Пользуясь словариком настроений, расскажите о своих впечатлениях. Продолжите фразу: «Книги Бориса Заходера…»

                       Словарик настроений.

                     Какие бывают книги?

интересные                 шутливые               сердитые  

скучные                      солнечные               весёлые

увлекательные           мрачные                  смешные    

добрые                        печальные               волшебные

поучительные            хмурые

         

Слайд11

Заполняем строки под №6 и №7 в визитной карточке

(пьесы, театр)

Слайд 12

Слайд 13

VI

Творческое задание.

Пришло время пофантазировать самим. Попробуйте рассказать , как вы представляете страну Вообразилию?

Продолжите : «В моей Вообразилии…»

Слайд 14

VII

Итог урока.

-Дорогие ребята, вы показали себя внимательными, заинтересованными читателями, добрыми фантазёрами. Дерево Вопросов ставит вам «5»!

-Домашнее задание.

Чтение книг Б. Заходера на выбор;

Рисунок «В моей Вообразилии» (по желанию)

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: «Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?»

Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!..&raqu...