Технологическая карта урока Литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк присказка «Алѐнушкины сказки» , УМК "Перспектива", 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Хисамова Елена Рафиковна

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения присказки Д. Мамина-Сибиряка «Алѐнушкины сказки».

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. познакомить обучающихся с биографическими сведениями о писателе Д. Мамина-Сибиряка и его присказкой

«Алѐнушкины сказки»;

  1. дать представление о том, что такое «присказка».

 

Предметные: 

1) знать биографические сведения автора Д. МаминаСибиряка и содержание произведения «Алѐнушкины сказки»; 2) уметь выразительно читать присказку.

Развивающие: 

1) развивать умение анализировать ответы, делать выводы; 2) развивать навык выразительного чтения.

Личностные:

  1. осознавать необходимость новых знаний;
  2. проводить самооценку своих действий, поступков и других людей;
  3. формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

  1. воспитывать        самостоятельность       в определении

деятельности

  1. воспитывать умение работать в коллективе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

 

 

Дата: 27.01.2023         Студент: Хисамова Елена

Школа: Многопрофильный лицей №95         Группа: 33 

Класс: 2-5         Учитель: Карабут Мария Андреевна  

Урок: 5         Методист: Синтяева Галина Анатольевна 

Время:11:25-12:05     Кабинет: 318

 

Тема урока: «Д. Мамин-Сибиряк присказка «Алѐнушкины сказки»

 

 

Тип урока: «открытие» нового знания 

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения присказки Д. Мамина-Сибиряка «Алѐнушкины сказки». 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. познакомить обучающихся с биографическими сведениями о писателе Д. Мамина-Сибиряка и его присказкой

«Алѐнушкины сказки»;

  1. дать представление о том, что такое «присказка».

 

Предметные:  

1) знать биографические сведения автора Д. МаминаСибиряка и содержание произведения «Алѐнушкины сказки»; 2) уметь выразительно читать присказку.

Развивающие:  

1) развивать умение анализировать ответы, делать выводы; 2) развивать навык выразительного чтения.

Личностные:

  1. осознавать необходимость новых знаний;
  2. проводить самооценку своих действий, поступков и других людей;
  3. формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

  1. воспитывать         самостоятельность         в         определении

деятельности

  1. воспитывать умение работать в коллективе

 

УМК: УМК «Перспектива», учебник литературного чтения 2 кл.: Учебник в 2ч./ Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012. – Ч.2. презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями).  

ЭТАПЫ УРОКА

 

Образовательная

цель этапа урока 

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля 

 

Деятельность учителя, его речь 

 

Деятельность обучающегося 

 

Планируемые метапредметные результаты 

 

Дидактические средства и

интерактивное оборудование 

Самооп ределен ие к деятель ности  

(1-2

мин)

Включени

е в

учебную деятельно сть на личностн

о

значимом уровне 

Фронтальна я

Группа словесных  методов: слово учителя Группа наглядных методов:

показ презентации  

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Хисамова Елена. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь, пожалуйста .

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку - Скажите, вы ведь готовы сегодня работать, выполнять задания, получать новые знания?  - Замечательно. Тогда положите руки на парту и ровно сядьте.
  2. Психологически настраивает учащихся класса на урок.  

- А сейчас закройте глаза, и повторяйте за мной: «Я внимателен, я сообразителен и уверен в своих силах, я желаю себе успеха!» Открывайте глаза, и мы начинаем наш урок.

1.Приветсвуют учителя.  

 

 

 

2. Проверяют свою

готовность к уроку

- Да

 

 

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.  

 

УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению.

 

 

 

 

1 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуал изация знаний

и  

мотива

ции  (3 мин)

Готовност

ь

мышлени

я и осознание потребнос ти к построен ию нового способа действий 

Фронтальна я  

Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов:

показ презентации  Внешний контроль

1. Организует речевую разминку  - Скажите, с чего мы начнѐм наш урок?

  • Верно. У вас на партах лежат карточки.

Прочитайте текст про себя, но не забудьте о том, что листочек крутить нельзя.  

 

 

  • О чем был текст?
  • Как звали ребят?
  • С кем ребята ходили в рощу?
  • А вы любите гулять по лесу?
  • Теперь давайте прочитаем этот текст по

1. Отвечают на вопросы учителя

  • С речевой разминки.

 

 

 

 

 

 

  • Про рощу  и ребят
  • Оля Яшина, Юра Чудин
  • С собакой Рыжик
  • Да/нет

Читают текст по цепочке

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; сравнивать.

 

 

Раздаточны й метериал:

карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цепочке, начиная с первого ряда.

  • Молодцы! Не забудьте вклеить этот текст в вашу творческую тетрадь.
  • Ребята, посмотрите на слайд, и скажите что объединяет все эти произведения?
  • А что такое «сказка»?

 

  • Верно, на какие две группы их можно поделить?

 

  • Хорошо, в чем их различие?

 

 

 

  • Все верно. Но у литературных сказок немало общего с народными. Например, в них так же есть волшебные предметы или фантастические персонажи.
  • Ребята, на сладе представлены авторские сказки, скажите, а на какие две группы их можно разделить?
  • Верно, а может быть, кто-то знает автора остальных сказок?
  • Автором этих сказок является писатель Д. Мамин-Сибиряк. И этот писатель первый элемент нашей сегодняшней темы.
  • А чтобы узнать второй элемент, назовите, из каких частей состоит сказка?
  • Как по-другому называется зачин?
  • Отлично, вы нашли второй элемент.

 

 

 

 

  • Это все сказки.
  • Произведение, в котором есть волшебное и необычное. - Литературные сказки и народные сказки.  - Народные сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора.

Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неѐ есть автор.  

 

  • Сказки А.С. Пушкина и не его сказки  

 

  • Да/нет

 

 

 

 

  • Зачин, сюжет, концовка

 

  • Присказка

 

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

 

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

Постан овка учебно й

задачи

(4-5

мин)

Выявлени

е места и причины затруднен

ия,

постановк а цели урока 

Фронтальна я

Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов:

1. Создаѐт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

  • Тогда, как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
  • Верно. Какую цель мы поставим сегодня перед собой?
  • Отлично. Осталось составить план урока.

 

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

  • Д.Мамин-Сибиряк присказка

 

  • Познакомиться с биографией Д. Мамина-Сибиряка и его присказкой

 

УУПД:

Формулировать цель.

УУКД: Корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение.

УУРД: Выстраивать последовательность выбранных

 

 

 

5 слайд

 

 

показ презентации  Внешний контроль

  • Ребята, посмотрите, пункты плана

перемещались, давайте восстановим правильную последовательность.  Прочитать присказку

Научиться выразительно читать присказку

Познакомиться с биографией Д. Мамина-

Сибиряка

Проанализировать присказку  

Узнать что такое присказка

  • Молодцы! Теперь можно начинать работу. 
  1. Познакомиться с биографией Д. Мамина-

Сибиряка

  1. Узнать что такое присказка
  2. Прочитать присказку 4. Проанализировать присказку

5. Научиться выразительно читать присказку

действий.

  1. слайд

 

 

 

 

  1. слайд

«Откр ытие детьми нового

знания

»

(5 мин)

Построен ие детьми нового способа действий и

формиров ание способнос ти к его

выполнен ию 

Фронтальна я  

Группа словесных методов: учебный

диалог

 

Группа наглядных методов: Примеры, показ презентации Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.  

  • Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – наш Уральский писатель. Родился 6 ноября 1852 г,  в небольшом посѐлке Пермской губернии (теперь Свердловская область), его отец был священником и учителем в школе, мама также работала учителем. Дмитрий Наркисович считал, что самая строгая публика – это дети, поэтому он написал более 130 детских сказок и рассказов. Среди них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке – «Серая шейка».

Поднимите руку, кто читал эту сказку?

  • Особое место в творчестве Мамина-Сибиряка занимает цикл «Алѐнушкиных сказок». Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них отдельная история. В центре «Алѐнушкиных сказок» – животные, а вот люди в них редко встречаются. Животные, птицы и насекомые говорят, рассуждают, ведут себя как люди.  -Давайте познакомимся с названиями сказок, которые входят в сборник «Аленушкины сказки».

(Имя), прочитай, пожалуйста.

  • Это лишь малая часть сказок, входящих в сборник. Поэтому, если вы хотите познакомиться со всеми сказками, то можете взять этот сборник в школьной библиотеке.
  • Скажите, пожалуйста, какой пункт плана мы с вами выполнили?

 

1. Слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают руки

 

 

 

  1. «Сказка про Храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».  
  2. «Ванькины именины».

3.«Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и Веселого трубочиста Яшу».

4.«Умнее всех».  

5. «Сказочка про Козявочку». 6. «Сказка о том, как жилабыла последняя муха» и др. - 1. Познакомились с биографией Д. МаминаСибиряка.

УУПД: Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами  УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи

 

 

 

 

  1. слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

  • Цикл «Аленушкиных сказок» начинаются с присказки. Кто знает, что это такое?
  • Верно! Присказка – значит ПРИ СКАЗКЕ – разновидность русской прибаутки, которая служит вступлением к сказке, например: «Это присказка, а сказка еще впереди»; «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»...  
  • Где вы встречались с присказкой?
  • Какие из них помните?

 

 

 

  • Отлично. Ребята, какой пункт плана мы выполнили?
  • Молодцы! Теперь ваши откройте учебник на странице 18. Сейчас я буду читать присказку. А вы внимательно слушайте и следите за моей интонацией.
  • Понравилась ли вам присказка автора?
  • Кто заметил, с какой интонацией я читала?
  • В какой момент происходят события?
  • Что вам напоминает эта присказка? - Верно, она напоминает колыбельную. Ведь обычно сказки читают перед сном, чтобы лучше уснуть.
  • Как вы думаете, почему сборник называется «Аленушкины сказки»?  
  • Хорошо, сейчас давайте с Вами немного отдохнем, перед тем, как проверить ваши предположения. Пожалуйста, встаньте.

 

  • Вступление, короткий рассказ перед началом сказки.  

 

 

 

 

  • В «Сказке о рыбаке и рыбке», в народных сказках и других.
  • «В некотором царстве...», «Жили-были...». - 2. Узнали что такое

«присказка».

 

 

 

 

  • Да\нет
  • Таинственно, усыпляя. - Перед сном
  • Колыбельную.

 

 

 

  • Сказки читали девочке

Алене

  1. слайд

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

 

Учебник

 

 

 

12 слайд

Динами ческая пауза

Снижение эмоциона льного и физическ ого

напряжен

ия

Практическ ий:

выполнение динамическ ой паузы

1.Организует динамическую паузу.  

  • Сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и повторяйте движения за мной.

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать

  • Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.  

 

Повторяют движения за учителем

 

 

 

 

13 слайд

 

 

Первич

ное закрепл

ение  

(10 мин)

 

 

Усвоение нового способа

действий 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов:

показ

презентации

,

раздаточны й материал Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление. - Все верно, «Алѐнушкины сказки» были написаны Маминым-Сибиряком для своей больной дочери, которая плохо засыпала. Как вы думаете, как звали дочь писателя? - Верно. На слайде одна из совместных фотографий Дмитрия Наркисовича с дочкой Аленушкой.  

  • Теперь давайте прочитаем присказку по цепочке по одному предложению. Следите друг за другом внимательно пальцем, последовательность я буду выбирать сама. - Найдите в тексте предложения, в которых есть обращение к дочке писателя.  

 

 

  • О ком идет речь в предложении «Все тут, все в сборе, все жду Аленушкиной сказки»?
  • Скажите мне, какие животные собрались вместе с Аленушкой слушать сказку?

 

 

  • В чем особенность присказки писателя на ваш взгляд?  

 

-Молодцы! Какие два пункта плана мы с вами сейчас выполнили?

  • Сейчас еще раз в полголоса прочитайте присказку, я буду ходить по рядам и слушать вас.  

1. Читают произведение

 

 

 

  • Алена

 

 

 

 

 

  • «Один глазок у Алѐнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алѐнушки спит, другое – слушает. Спи, Алѐнушка, спи красавица, а папа будет рассказывать сказки.  
  • О животных
  • Кот, пес, Мышка, Сверчок, Скворец, Петух, заяц, волк, медведь, Воробей.
  • Особенность в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам, потому что в ней собираются герои этих сказок.
  • 3 и 4. Прочитали и проанализировали присказку

УУПД:        

Объединять объекты по определѐнному

признаку             УУКД:                  

выражать свои мысли с достаточной

полнотой и

точностью              

УУРД:

планирование своих действий в соответствии с задачей

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

 

 

 

 

 

Учебник

 

 

 

 

 

  1. слайд

 

 

 

 

 

 

 

  1. слайд

Самост оятельн ая работа

с

самопр

оверко

й  

(5 мин)

Интериор изация нового способа действий, индивиду альная рефлекси

я

достижен ия цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальна я

Индивидуал

ьная Группа словесных методов: слово учителя Группа практически х методов:  Взаимоконт роль

1.Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой.  

- Ребята, сейчас проверим, насколько Вы были внимательны при чтении присказки. Сейчас Вы будете работать индивидуально. На партах у Вас лежат карточки, в них пропущены слова, Ваша задача вставить пропущенные слова. Учебниками пользоваться нельзя. На выполнение у вас есть 3 минуты.

1, 3 номер  

Спи, __, спи, красавица, а __ будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский ___ Васька, и лохматый деревенский ____ Постойко, и серая Мышка- _____, и Сверчок за печкой, и пѐстрый Скворец в_____, и забияка_____.  

 

2, 4 номер  

Спи, _____, сейчас____ начинается. Вон уже в ______ смотрит ______ месяц; вон косой ______ приковылял на своих валенках; волчьи глаза ______ желтоватыми огоньками; медведь _______ сосѐт свою лапу.  

 

- Теперь обменяйтесь карточками с соседом напротив и проверьте по образцу на слайде. - Закрасьте звездочку зеленым цветом – если все правильно, жетлым – если есть ошибки.

1.Выполняют самостоятельную работу.

 

 

 

 

Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойко, и серая Мышка-Норушка, и Сверчок за печкой, и пѐстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.  

 

Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается. Вон уже в окошко смотрит высокий месяц; вон косой заяц приковылял на своих валенках; волчьи глаза засветились желтоватыми огоньками; медведь Мишка сосѐт свою лапу.  

 

2. Выполняют взаимопроверку.

УУПД:            

Определять существенный признак для классификации

звуков

УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников 

 

 

 

 

Раздаточны й материал:

карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 слайд

 

Включе

ние в систему знаний, повторе

ние  

(2 мин)

Включени

е

открытия в систему знаний, повторен ие и закреплен

Фронтальна я

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных

  • Ребята, посмотрите, пожалуйста на план и скажите, какой пункт у нас остался? - Давайте вспомним, что значит читать выразительно?
  • Какую интонацию мы выберем для присказки?

 

  • На слайде представлены критерии, по которым мы будем оценивать чтение ваших одноклассников.
  • Научиться выразительно читать присказку
  • С интонацией, соблюдать паузы, громко, четко 
  • Таинственную, усыпляющую

 

 

УУРД:          

корректировать свои учебные

действия              

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

  1. слайд

 

 

 

  1. слайд

ие  ранее

изученног

о

методов:

показ презентации

Внешний контроль

  1. Темп медленный, плавный.  
  2. Интонация нежная, убаюкивающая. - Сейчас я выберу 2 человека, которые будут читать. Первый читает до слов «… и забияка Петух», второй со слов «Спи, Аленушка, сейчас сказка начинается…» и до конца. А остальные внимательно слушают и готовятся оценивать.

- Молодцы! Мы выполнили все пункты плана.

 

 

 

 

 

 

20 слайд

Рефлек сия деятель ности  

(по

продук

ту) ( 2-3

мин)

Самооцен

ка результат ов своей деятельно сти осознание метода

построен

ия  

Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов:

показ

презентации

,

раздаточны й материал  Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.  

 

  • Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока?  

 

  • Какую цель мы ставили перед собой?  

 

 

  • Удалось достигнуть цели?  

 

-С творчеством какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя.  

  • Что вы запомнили об авторе?

 

 

 -Хорошо, а кто повторит, что такое присказка?  - Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы, они представлены на слайде: Сегодня я узнал… Было интересно… У меня получилось… 

  • Молодцы. Дома Вам нужно будет составить и записать в творческую тетрадь 3 вопроса по этой присказке.
  • На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!

1.Анализируют свою работу на уроке.

  • Тема урока: «Д.МаминСибиряк присказка».

 

  • Познакомиться с биографией Д. Мамина-Сибиряка и его присказкой
  • Да

 

 

  • Дмитрий Наркисович

Мамин-Сибиряк 

  • Он начал писать сказки для больной дочери
  • Короткий рассказ перед началом сказки
  • Сегодня я узнал о новом писателе и др.

УУРД:

Оценивать свою работу

 

 

5 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. слайд  

 

 

  1. слайд

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н. Носов " Федина задача" 3 класс.

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России". Урок открытия новых знаний....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк присказка «Алёнушкины сказки» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения присказки Д. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки».Задачи урокаДидак...