"Д. Мамин-Сибиряк. Медведко"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок литературного чтения. Образовательная система "Школа 2100". 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк. Медведко»
______________________________________________________
Финиковская В. Е., учитель начальных классов
Цель: развивать умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию,
иллюстрации и группе ключевых слов;
продолжить развивать умение анализировать прочитанное произведение, а также
умение ориентироваться в тексте;
прививать интерес к чтению произведений о животных;
воспитывать сострадание и милосердие.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.
- Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
- Работа со стихотворением.
- Послушайте отрывок из стихотворения Бориса Заходера и вспомните, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке.
(Подготовленный ученик читает наизусть отрывок)
Все-все Нельзя обойтись
Все на свете Без чудищ нелепых
На свете нужны. И даже без хищников –
И мошки Злых и свирепых.
Не меньше нужны. Плохие дела
Чем слоны. У кошки без мышки,
Нужны все на свете! У мышки без кошки
Нужны все подряд - Не лучше делишки.
Кто делает мёд А если нам кто-нибудь
И кто делает яд. Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Д.: Мы начали изучать раздел «Животные в нашем доме».
В сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть строчки – «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Они станут эпиграфом нового раздела.
- Фото - газета «Верные друзья»
- На нашей фото – газете видно, чио у вас есть или были домашние животные. Можно ли назвать домашних животных вашими друзьями? Почему?
3. Работа со стихотворением В. Берестова «Знакомый»
- Послушайте строчки из стихотворения Валентина Берестова «Знакомый»:
Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
И вот мы радости не прячем
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем
И он, и я, и он, и я!
- Догадались о каком знакомом идёт речь? (О собаке). Вспомните созвучные строчки о дружбе с животным в стихотворении «Прощание с другом»
(«Мы с ежом замечательно жили,
Уважали друг дружку, дружили,
Позволял он потрогать брюшко.
Он с ладони лизал молоко.»)
- Кто желает прочитать это стихотворение полностью?
4. Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Берестова «Прощание с другом» (3-4 уч.)
- Как вы думаете, ребята, почему это стихотворение открывает раздел «Животные в нашем доме»?
- Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу, заставить задуматься, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.
- Давайте вспомним, каких ещё авторов произведений о животных вы знаете.
5. Разгадывание кроссворда.
1. Автор рассказов о жизни леса «Беличья память» (Пришвин).
2. Автор рассказа «Томкины сны» (Чарушин).
3. Автор рассказов и сказок «Лесные тайнички» (Сладков).
4. Автор «Длиннохвостых разбойников» (Скребицкий).
5. Автор «Серой шейки» (Мамин-Сибиряк)
6. Выставка – презентация книг о животных.
III. Совместное открытие новых знаний.
- Работа над рассказом «Медведко» до чтения.
- Прочитайте, пожалуйста, имя и фамилию автора. О чём же пишет Дмитрий Мамин-Сибиряк?
- Прочитайте заглавие и ключевые слова:
Медвежонок, не больше рукавицы, забавный зверёк, забавлял публику, разодрался с собакой, стащил всю клеёнку, не дал спать, взял охотник.
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Попробуйте предположить, кто герой рассказа и о чём будем читать.
2. Чтение 1-й части. Беседа после чтения.
- Прочитаем первую часть цепочкой по абзацам с комментированием и узнаем, подтвердятся ли наши предположения.
Словарная работа.
Барин – помещик, дворянин-землевладелец;
хозяин; лицо, принадлежащее к обеспеченному и образованному слою городского населения;
Кучер – возница, работник, который правит запряжёнными в экипаж лошадьми.
После 1-го абзаца.
- Кто подарил соседям медвежонка?
- Сколько недель от роду было зверьку?
- Покажите, как это – переваливает?
После 2-го абзаца.
- Что мы узнали о рассказчике?
- Какое решение принял барин?
После 3-го абзаца.
- Докажите словами из текста, что медвежонок был маленький.
- Почему автор использует имя существительное – глазёнки, а не глаза.
После 4-го абзаца.
- Как зверёк исследовал комнаты?
После 5-го абзаца.
- Объясните, пожалуйста, значение слова гимназисты.
- Как к медвежонку относились гимназисты?
- Каким новым словом автор называет зверька? (Медведко)
Детские и юношеские годы Дмитрия Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.
После 6-го абзаца.
- Почему рассказчик решил оставить медвежонка у себя?
После 7-го абзаца.
- С кем сравнивается медвежонок?
- Подтвердились ли ваши предположения?
Давайте поищем слова, которыми автор называет, описывает медвежонка.
1 часть
Славный медвежонок, забавный зверь, не больше рукавицы, милые синие глазёнки, как котёнок мило мурлыкал, уснул, как маленький ребёнок.
- Физкультминутка.
- Продолжение работы над рассказом «Медведко».
- Чтение 2-й части про себя. Беседа по содержанию.
- Прочитайте внимательно про себя вторую часть. Проследите, изменится ли отношение автора к медвежонку.
После чтения 2-й части:
- Изменилось ли отношение автора к медвежонку?
Докажите словами из текста.
- какими словами, словосочетаниями называет медвежонка Мамин- Сибиряк во второй части? (Маленький увалень, упрямый зверь)
4. Выборочное чтение 2-й части.
- Найдите и прочитайте, что больше всего занимало зверя.
- Прочитайте, что нарушило сон рассказчика.
- Найдите и прочитайте, за что хозяин отнёс медвежонка в гостиную.
5. Чтение 3-ей части хорошо читающими учениками.
- Вслух читает катя до этих слов:
П Л К Ё Ы К Ы Й \/\/\/\
К О Е Р Н Т О Й /\/\/\/
(Покрытый клеёнкой)
- Сделайте предположение: что произошло в комнате гимназистов?
После предположений читает Юля до этих слов:
В А Д – 3, 1, 2.
О К У Л Ь Г А – 3, 6, 1, 4, 5, 2, 7.
(Два уголька)
- Оправдались ли ваши предположения?
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- Какое сравнение использовал автор в последнем предложении?
- прочитайте до слов: Н С Л Д Щ Н Ч Ь (на следующую ночь), передавая голосом настроение героев.
- Как, по – вашему поступит рассказчик?
- До конца части читает Владик.
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Какими новыми словами и выражениями называет Дмитрий Мамин-Сибиряк медвежонка? (Зверина, маленький квартирант, беспокойный гость, разбойник, поганый зверь)
6. Чтение 4-й части.
- Читаем в полголоса, готовясь к цифровому диктанту.
Если моё утверждение верное- ставите 1, если ложное – 0.
Цифровой диктант:
- Рассказчик был очень рад, когда знакомый забрал медвежонка (1)
- Знакомый возвратил медвежонка на тритий день (0)
- Медвежонок забрался в экипаж, заложенный старой лошадью (0)
- Лошадь бросилась стремглав и сломала экипаж (1)
- Что же мы будем с ним делать? –взмолился рассказчик, обращаясь к гимназистам (0)
- Нашёлся охотник, который взял его с удовольствием (1)
Прочитаем полученное число: 100 101
Замените синонимом глагол – накуралесил (натворил).
- Давайте прочитаем подряд слова, как меняется отношение автора к маленькому зверю.
(Чтение текста с доски)
7. Творческое задание
- Пофантазируйте и расскажите, как сложится жизнь медвежонка в дальнейшем.
8. Повторное обращение к иллюстрации и заглавию.
- Озвучьте иллюстрацию словами из текста.
(Через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы)
- Так почему же автор выбрал именно это заглавие, а не «Медведь», «Медвежонок»?
9. Тест
Обведите букву правильного ответа:
- Кучера звали:
а) Андрей б) Кирилл в) Василий
2. Медвежонок был не больше:
а) руки б) рукавицы в) ведра
3. Острые зубы медвежонка автор сравнивает с:
а) пилой б) гвоздиками в) иголками
4. В гостиной зверь разодрался с:
а) собакой б) кошкой в) мишкой
5. В комнате гимназистов медвежонок стащил вместе с клеёнкой:
а) три чернильницы б) одну чернильницу в) две чернильницы
6. На следующую ночь беспокойный гость был заперт в:
а) чулане б) кладовой в) столовой
7. В ларе хранилась:
а) соль б) крупа в) мука
V. Итог урока
- К какой мысли подводит автор своих читателей?
(Несовместимость жизни в доме человека и дикого зверя)
Дикие животные должны жить на воле. А если мы завели домашних питомцев, то должны нести за них полную ответственность. На планете 400 млн. только домашних кошек. Им люди дарят своё внимание, доброту, заботу. Так давайте будем добры и милосердны и к животным, и друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку внеклассного чтения: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Медведко"
Презентация к уроку внеклассного чтения....
Урок литературного чтения " У каждого своё место в природе. Мамин - Сибиряк "Медведко" 3 класс.
Урок литературного чтения в 3 классе построен в соответствии с ФГОС. Урок развивающий, используется технология правильной читательской деятельности....
Конспект урока по теме: У каждого - своё место в природе ( рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Медведко").
Конспект урока с презентацией....
Презентация к уроку литературного чтения по теме: У каждого-своё место в природе (Д. Мамин-Сибиряк "Медведко").
Презентация к рассказу Д. Мамина-Сибиряка "Медведко". 3 класс....
Урок литературного чтения по теме: Каждому- своё место в природе. По рассказу Д.Н.Мамина-Сибиряка"Медведко"..
Урок литературного чтения. Тема: Каждому - своё место в природе....
Д.Н.Мамин-Сибиряк "Медведко"
урок литературного чтения в 3 классе на тему "У каждого свое место в природе" по произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка "Медведко"...
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Медведко"
Разработка урока по чтению....