Д.Н.Мамин-Сибиряк "Медведко"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лисовская Елена Юрьевна

урок литературного чтения в 3 классе на тему "У каждого свое место в природе" по произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка "Медведко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.23 КБ
Файл dmitriy_narkisovich_mamin.docx13.95 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого свое место в природе.

Д. Мамин – Сибиряк « Медведко»

1. Введение в тему урока.

- КАЖДОЙ ПТИЦЕ И КАЖДОМУ ЗВЕРЮ НУЖНА ДОБРОТА.

- Как вы понимаете эти слова?

- На какую тему мы будем читать произведения?

 ( взаимоотношения человека с окружающим миром)

- Прочитайте  название  раздела. ( Животные в нашем доме)

- Как вы думаете, о каких животных должны быть  произведения, если раздел называется « Животные в нашем доме» (собаки, кошки) - слайд

- Как называют этих  животных? (домашние)

- Можно ли назвать домашних животных нашими друзьями?

- Чем жизнь диких животных отличается от домашних?

- О ком мы будем читать  сегодня  мы узнаем вместе.

( работа в группах)

Какое слово получилось у 1 группы? ( медведь)

Какие однокоренные слова подобрали? ( медведица, медвежонок)

Когда рождаются медвежата? ( в феврале)

Какие сказки вспомнили про медведей?

Как люди называют медведей в сказках? ( Михайло Потапыч, Михаил Иванович)

Каким показан в сказках медведь?

Какое слово собрали из частей? ( медведко)

Кто автор истории про уточку, которая осталась зимовать в лесу? ( Мамин- Сибиряк)

Какой можно сделать вывод по теме урока? ( Мамин-Сибиряк Медведко)

- Какие произведения Мамина-Сибиряка вы вспомнили? («Серая Шейка», «Сказка про храброго зайца»)

Дмитрий Наркисович  Мамин- Сибиряк -  известный русский писатель, автор рассказов и сказок о животных.

Сообщение об этом писателе нам расскажет  Шадрин Витя. - Кто же будет героем рассказа? ( медведь)

2. Посмотрите на картинку .  Какие слова характеризуют медведя?  Подберите имена прилагательные.( большой, сильный, злой)

- Как меняется лексическое значение слова – медвежонок? ( детеныш медведя)

- Какие прилагательные характеризуют медвежонка?

( маленький, беспомощный)

- А какого медвежонка можно назвать – медведко?

( шустрого, непоседливого, шаловливого, любознательного, забавного)

- на Урале медведя называли медведко.

- Что произошло с медвежонком в рассказе и почему это произведение оказалось в разделе « Животные в нашем доме» нам предстоит узнать, прочитав рассказ.

3. Словарная работа. ( работа в паре на листочках, со словарями)

Барин –

Кучер –

Уездный город –

Гимназисты –

Увалень –

Раскаиваться –

Экипаж –

4.   Слушание 1 части. По ходу слушания смотрим в тексты

- Что мы узнали о рассказчике из 1 части?

- Значит, рассказчиком является барин. Откуда у него медвежонок?( принес кучер Андрей)

- Откуда принес кучер Андрей медвежонка?( от  соседей)

- Подчеркните карандашом в тексте описание медвежонка.

( работают с текстом 1 части)

- А теперь я попрошу найти слова, указывающие на отношение рассказчика к медвежонку.

- Какое состояние у него было, когда он решил взять медвежонка? ( нежность, любование, умиление)

- Скажите, как вел себя зверь на новом месте?

( осматривает, обнюхивает)

Прогнозирование сюжета.

- Как вы считаете, что дальше произойдет с медвежонком?

- Сейчас мы прочитаем 2 часть текста про себя

- Что стал делать медвежонок дальше?( забавлял публику)

- Что больше всего забавляло медвежонка? ( двери)

- В чьей комнате оставили ночевать медвежонка? ( барина)

- Почему барин проснулся? ( медвежонок пытался открыть двери в столовую)

- Смог ли медвежонок попасть в столовую? ( да, на 3 раз)

- Как это его характеризует? ( вредный, упрямый)

- Чем занялся медведко в столовой? ( залез в буфет, стал греметь тарелками)

- Понравилось ли медвежонку, что ему мешали? ( нет, он начал сердиться и кусаться)

 - Куда его перенесли из столовой? ( в гостиную)

- Найдите в тексте какими словами теперь говорит рассказчик о медвежонке. ( маленький увалень)

- Увалень – это кто такой?

- Что поражало рассказчика? ( необыкновенная подвижность и сила)

- В чем это проявлялось? ( он смог лапой открыть дверь, а если не получалось, он начинал ее грызть)

- Т.е. его состояние было какое? ( начинал сердиться)

Прогнозирование сюжета.

- Как вы думаете, приживется ли медвежонок в доме?

Читаем 3 часть по цепочке.

- Удалось ли выспаться рассказчику?  ( нет, т.к. он устраивал везде шум)

- С кем подрался медвежонок в гостиной? ( собакой)

- Как назвал его кучер? ( зверина)

- Куда перенесли медвежонка потом? (к гимназистам)

- Чем занимался медведко?( стащил клеёнку со стола)

- Как назвали его теперь? (разбойник)

- Куда поместили медвежонка на 2 ночь? (чулан)

- Как назвала кухарка медвежонка? ( поганый зверь)

- Почему?

- Что чувствовал рассказчик? Радуется он медвежонку или негодует?

- Он возмущен поведением медвежонка.

Вызов.

- Как теперь, по - вашему поступит рассказчик с медвежонком?

Читаем 4 часть. По ходу чтения будем вести диалог с автором.

- Кому пытались отдать медвежонка? ( знакомому)

- Сколько времени он прожил на новом месте? ( 1 день)

- Почему?

- Кому в конце концов отдали медвежонка? (охотнику)

Осмысление.

- Как теперь называет рассказчик  медвежонка? (милый)

- В каком значении он говорит « милый»? (переносном)

- Когда наконец-то удалось избавиться от медвежонка, что он почувствовал? ( облегчение)

Итог.

- Посмотрите на нашу работу. Что вы заметили?

( отношение меняется)  

- Почему медвежонок не смог жить у барина и почему у охотника ему будет лучше?

- Как вы считаете к какому выводу приходит автор? ( лесные звери должны жить в лесу)

- В чем заключается смысл слов « Каждому зверю нужна людская доброта»?

Домашнее задание.

Написать отзыв о том, ка вы относитесь к поступку барина, т.е. вспомните, для чего барин взял медвежонка и к чему это привело. И пофантазируйте, что дальше произойдет с этим медвежонком.

Рефлексия по способу работы.

- Сегодня мы познакомились с рассказом « Медведко», используя « чтение с остановками». Чем вам помог этот вид работы?

- Мне понравилось как вы работали на уроке, внимательно вчитывались в текст, высказывали предположения, подтверждали мнения примерами из текста.

1 группа

  1. Составьте слово.  В нем 2 исторических корня : корень вед ( от слова «ведать», т.е. знать) и корень мед.


  1. Вставить в текст пропущенные слова:

Пока много растительной пищи, он питается ею. Но если её ( растительной пищи) не хватает ____________ вспоминает, что он ________________________ и нападает на лосей, глухарей, рябчиков, также любит рыбу.

Дополнительный вопрос:

К какой группе животных относится медведь: растительноядный, хищник, всеядный или насекомоядный?

______________________________________________

  1. группа

- Какие сказки про медведей вы знаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие имена для медведя придумывали люди в сказках?________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительный вопрос: какой в сказках медведь?______________________________________________________________________________________

 

3 группа.

  1. Подобрать однокоренные слова к слову

«медведь»______________________________________________________________________________________

  1. О ком идет речь?

Они рождаются в феврале и весят всего 500 граммов, питаются материнским молоком. _________________

  1. Кто автор трогательной истории об уточке, оставшейся зимовать в лесу? ________________________________
  2. Дополнительный вопрос: какие ещё сказки Мамина -Сибиряка вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Задание для всех:

Корень от слова «медведица»

Суффикс от слова «берёзка»

Окончание от слова «облако»

Какое слово получилось? __________________________



Предварительный просмотр:

  Дмитрий  Наркисович  Мамин – Сибиряк родился 25 октября  1852 года в поселке  Висим Пермской губернии в семье бедного священника.  Настоящая фамилия Мамин.

  Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.

  В 1866 году был определён в Екатеринбургское  духовное училище. Затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. Потом он учился на ветеринара, затем на юридическом факультете Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден был его оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья

 ( начался туберкулез).

  Летом 1877 года вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец и все заботы о семье легли на Мамина – Сибиряка. Они переезжают в Екатеринбург.

  В 1890 году писатель переезжает в Петербург. Через год умирает его жена, оставив больную дочь у него на руках.

  После смерти жены Мамин-Сибиряк начинает писать о детях и для детей.

Его сборники «Детские тени» , « Аленушкины сказки» имели большой успех

Другие сборники Мамина-Сибиряка…

Последние годы жизни писатель тяжело болел. 15 ноября 1912 года он скончался. Похоронен на кладбище в Санкт-Петербурге.