Д.Н.Мамин-Сибиряк "Медведко"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
урок литературного чтения в 3 классе на тему "У каждого свое место в природе" по произведению Д.Н.Мамина-Сибиряка "Медведко"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.23 КБ |
dmitriy_narkisovich_mamin.docx | 13.95 КБ |
Предварительный просмотр:
У каждого свое место в природе.
Д. Мамин – Сибиряк « Медведко»
1. Введение в тему урока.
- КАЖДОЙ ПТИЦЕ И КАЖДОМУ ЗВЕРЮ НУЖНА ДОБРОТА.
- Как вы понимаете эти слова?
- На какую тему мы будем читать произведения?
( взаимоотношения человека с окружающим миром)
- Прочитайте название раздела. ( Животные в нашем доме)
- Как вы думаете, о каких животных должны быть произведения, если раздел называется « Животные в нашем доме» (собаки, кошки) - слайд
- Как называют этих животных? (домашние)
- Можно ли назвать домашних животных нашими друзьями?
- Чем жизнь диких животных отличается от домашних?
- О ком мы будем читать сегодня мы узнаем вместе.
( работа в группах)
Какое слово получилось у 1 группы? ( медведь)
Какие однокоренные слова подобрали? ( медведица, медвежонок)
Когда рождаются медвежата? ( в феврале)
Какие сказки вспомнили про медведей?
Как люди называют медведей в сказках? ( Михайло Потапыч, Михаил Иванович)
Каким показан в сказках медведь?
Какое слово собрали из частей? ( медведко)
Кто автор истории про уточку, которая осталась зимовать в лесу? ( Мамин- Сибиряк)
Какой можно сделать вывод по теме урока? ( Мамин-Сибиряк Медведко)
- Какие произведения Мамина-Сибиряка вы вспомнили? («Серая Шейка», «Сказка про храброго зайца»)
Дмитрий Наркисович Мамин- Сибиряк - известный русский писатель, автор рассказов и сказок о животных.
Сообщение об этом писателе нам расскажет Шадрин Витя. - Кто же будет героем рассказа? ( медведь)
2. Посмотрите на картинку . Какие слова характеризуют медведя? Подберите имена прилагательные.( большой, сильный, злой)
- Как меняется лексическое значение слова – медвежонок? ( детеныш медведя)
- Какие прилагательные характеризуют медвежонка?
( маленький, беспомощный)
- А какого медвежонка можно назвать – медведко?
( шустрого, непоседливого, шаловливого, любознательного, забавного)
- на Урале медведя называли медведко.
- Что произошло с медвежонком в рассказе и почему это произведение оказалось в разделе « Животные в нашем доме» нам предстоит узнать, прочитав рассказ.
3. Словарная работа. ( работа в паре на листочках, со словарями)
Барин –
Кучер –
Уездный город –
Гимназисты –
Увалень –
Раскаиваться –
Экипаж –
4. Слушание 1 части. По ходу слушания смотрим в тексты
- Что мы узнали о рассказчике из 1 части?
- Значит, рассказчиком является барин. Откуда у него медвежонок?( принес кучер Андрей)
- Откуда принес кучер Андрей медвежонка?( от соседей)
- Подчеркните карандашом в тексте описание медвежонка.
( работают с текстом 1 части)
- А теперь я попрошу найти слова, указывающие на отношение рассказчика к медвежонку.
- Какое состояние у него было, когда он решил взять медвежонка? ( нежность, любование, умиление)
- Скажите, как вел себя зверь на новом месте?
( осматривает, обнюхивает)
Прогнозирование сюжета.
- Как вы считаете, что дальше произойдет с медвежонком?
- Сейчас мы прочитаем 2 часть текста про себя
- Что стал делать медвежонок дальше?( забавлял публику)
- Что больше всего забавляло медвежонка? ( двери)
- В чьей комнате оставили ночевать медвежонка? ( барина)
- Почему барин проснулся? ( медвежонок пытался открыть двери в столовую)
- Смог ли медвежонок попасть в столовую? ( да, на 3 раз)
- Как это его характеризует? ( вредный, упрямый)
- Чем занялся медведко в столовой? ( залез в буфет, стал греметь тарелками)
- Понравилось ли медвежонку, что ему мешали? ( нет, он начал сердиться и кусаться)
- Куда его перенесли из столовой? ( в гостиную)
- Найдите в тексте какими словами теперь говорит рассказчик о медвежонке. ( маленький увалень)
- Увалень – это кто такой?
- Что поражало рассказчика? ( необыкновенная подвижность и сила)
- В чем это проявлялось? ( он смог лапой открыть дверь, а если не получалось, он начинал ее грызть)
- Т.е. его состояние было какое? ( начинал сердиться)
Прогнозирование сюжета.
- Как вы думаете, приживется ли медвежонок в доме?
Читаем 3 часть по цепочке.
- Удалось ли выспаться рассказчику? ( нет, т.к. он устраивал везде шум)
- С кем подрался медвежонок в гостиной? ( собакой)
- Как назвал его кучер? ( зверина)
- Куда перенесли медвежонка потом? (к гимназистам)
- Чем занимался медведко?( стащил клеёнку со стола)
- Как назвали его теперь? (разбойник)
- Куда поместили медвежонка на 2 ночь? (чулан)
- Как назвала кухарка медвежонка? ( поганый зверь)
- Почему?
- Что чувствовал рассказчик? Радуется он медвежонку или негодует?
- Он возмущен поведением медвежонка.
Вызов.
- Как теперь, по - вашему поступит рассказчик с медвежонком?
Читаем 4 часть. По ходу чтения будем вести диалог с автором.
- Кому пытались отдать медвежонка? ( знакомому)
- Сколько времени он прожил на новом месте? ( 1 день)
- Почему?
- Кому в конце концов отдали медвежонка? (охотнику)
Осмысление.
- Как теперь называет рассказчик медвежонка? (милый)
- В каком значении он говорит « милый»? (переносном)
- Когда наконец-то удалось избавиться от медвежонка, что он почувствовал? ( облегчение)
Итог.
- Посмотрите на нашу работу. Что вы заметили?
( отношение меняется)
- Почему медвежонок не смог жить у барина и почему у охотника ему будет лучше?
- Как вы считаете к какому выводу приходит автор? ( лесные звери должны жить в лесу)
- В чем заключается смысл слов « Каждому зверю нужна людская доброта»?
Домашнее задание.
Написать отзыв о том, ка вы относитесь к поступку барина, т.е. вспомните, для чего барин взял медвежонка и к чему это привело. И пофантазируйте, что дальше произойдет с этим медвежонком.
Рефлексия по способу работы.
- Сегодня мы познакомились с рассказом « Медведко», используя « чтение с остановками». Чем вам помог этот вид работы?
- Мне понравилось как вы работали на уроке, внимательно вчитывались в текст, высказывали предположения, подтверждали мнения примерами из текста.
- Составьте слово. В нем 2 исторических корня : корень вед ( от слова «ведать», т.е. знать) и корень мед.
- Вставить в текст пропущенные слова:
Пока много растительной пищи, он питается ею. Но если её ( растительной пищи) не хватает ____________ вспоминает, что он ________________________ и нападает на лосей, глухарей, рябчиков, также любит рыбу.
Дополнительный вопрос:
К какой группе животных относится медведь: растительноядный, хищник, всеядный или насекомоядный?
______________________________________________
- группа
- Какие сказки про медведей вы знаете? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие имена для медведя придумывали люди в сказках?________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительный вопрос: какой в сказках медведь?______________________________________________________________________________________
3 группа.
- Подобрать однокоренные слова к слову
«медведь»______________________________________________________________________________________
- О ком идет речь?
Они рождаются в феврале и весят всего 500 граммов, питаются материнским молоком. _________________
- Кто автор трогательной истории об уточке, оставшейся зимовать в лесу? ________________________________
- Дополнительный вопрос: какие ещё сказки Мамина -Сибиряка вы знаете?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для всех:
Корень от слова «медведица»
Суффикс от слова «берёзка»
Окончание от слова «облако»
Какое слово получилось? __________________________
Предварительный просмотр:
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк родился 25 октября 1852 года в поселке Висим Пермской губернии в семье бедного священника. Настоящая фамилия Мамин.
Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.
В 1866 году был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. Потом он учился на ветеринара, затем на юридическом факультете Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден был его оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья
( начался туберкулез).
Летом 1877 года вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец и все заботы о семье легли на Мамина – Сибиряка. Они переезжают в Екатеринбург.
В 1890 году писатель переезжает в Петербург. Через год умирает его жена, оставив больную дочь у него на руках.
После смерти жены Мамин-Сибиряк начинает писать о детях и для детей.
Его сборники «Детские тени» , « Аленушкины сказки» имели большой успех
Другие сборники Мамина-Сибиряка…
Последние годы жизни писатель тяжело болел. 15 ноября 1912 года он скончался. Похоронен на кладбище в Санкт-Петербурге.