Д.Н. Мамин-Сибиряк "Медведко"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «У каждого – своё место». (Рассказ Д.Мамина - Сибиряка «Медведко»).
Тип урока: получение новых знаний, знакомство с биографией Д.Мамина – Сибиряка, знакомство с произведением.
Цели:
- Познакомить с биографией Д.Н.Мамина – Сибиряка
- Познакомить с произведением, провести художественно-образный анализ, совершенствовать навык чтения.
- Способствовать развитию активного словарного запаса, образного мышления, умения анализировать и обобщать.
- Воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, чувство юмора.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, толковый словарь, презентация «Д.Н.Мамин – Сибиряк», учебник Литературное чтение. «В одном счастливом детстве». 3 класс», рабочая тетрадь
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Самопределение к деятельности. Орг. момент. | |
-Весело звенит звонок. Начинается урок. За окошком ясный день, И работать нам не лень. Чтоб работа закипела, Дружно примемся за дело. - Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительное , сказочное , наполненное тайнами и загадками время года. Но об этом чуть позже. Проверка домашнего задания | Проверяют готовность к уроку. Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
2.Актуадизация знаний, мотивация. | |
Работа в парах. - У вас на парте лежит лист , на котором записано предложение. Прочитайте и выполните задание. 1 задание Вычитать из предложения всю информацию: фактуальную и подтекстовую. 2 задание: Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию. Учитель помогает и направляет. - Вся эта информация содержится в предложении. Мы ничего не добавили от себя. | Ребята работают в парах. -Фактуальная: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь порядок жизни хозяев. -Подтекстовая: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложняя всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме, или плохо воспитанный. - Рассказ ребят. |
3. Поиск решения. Работа с текстом до чтения. | |
- Сегодня мы прочитаем произведение о…. -Догадались ли вы о ком шла речь в предложении? - Отгадайте загадку и вы узнаете , о ком будем читать. Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. - В какое же удивительное время года происходят события, героем которых является медвежонок? Слайд № - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, фотографию на слайде и прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко? - Вот такой милый медвежонок будет героем нашего урока, возможно о таком медвежонке писал Д.Мамин-Сибиряк. - Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Презентация о жизни и творчестве писателя. - Какие предложения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято из произведения Мамина- Сибиряка «Медведко»? | - Ребята предлагают варианты -Медвежонок. Зима. -Везде изображён маленький медвежонок, может быть, это его кличка. Ребята высказывают свои предположения. |
Работа с текстом во время чтения. | |
Чтение 1 части (вслух, ведётся диалог с автором) -Вопросы после чтения. -Объясните значение слов и выражений? (работа с толковым словарём) - Чтение 2 части (ребята читают самостоятельно) - Почему в 1 абзаце трижды встречается слово забавно? - Как называет рассказчик зверька? - Что же происходит в столовой? - Изменилось ли отношение рассказчика к медвежонку? Как теперь называет зверя? - Как вы думаете, приживётся ли медвежонок в доме? Удастся ли рассказчику выспаться этой ночью? Физкультминутка. Медвежонок в улей влез, И вот – с лапы Каплет сладкий мёд! Я над ним смеяться начал: «Медвежонок насвинячил!» -Что за шутки!- тот ответил.- Я- медведь! Я- намедведил! (М.Яснов) Чтение 3 части. Работа с толковым словарём -Что случилось в гостиной - Где ночевал медвежонок? -Как меняется отношение рассказчика к зверю? - Подчеркните слова, которыми теперь называют медвежонка? (Работа с толковым словарём) Чтение 4 части (Читает учитель) Вопросы после чтения. -Объясните значение слов и выражений. Накуролесил, экипаж, бросилась стремглав, отказался наотрез, взмолился. | Барин- в дореволюционной России помещик, дворянин. Кучер- тот, кто правит лошадьми в экипаже. Таращил глазёнки – удивлённо смотрел. Гимназисты – ученики гимназии. Комичная важность – смешная, неуклюжая. - Медвежонок действительно целый день всех развлекал. - Упрямый зверь, маленький гость. -Думаю нет. Ребята повторяют действия учителя. Ребята читают вслух. Ларь- большой деревянный ящик. Зверина- большой зверь. Квартирант- временный житель. Беспокойный гость- неугомонный. Скандал- происшествие, ссора, нарушающие порядок. Разбойник- 1) шалуг,баловник;2) грабитель Поганый зверь- очень плохой, отвратительный. Накуролесил- натворил дел, нахулиганил. Экипаж- лёгкая, не грузовая рессорная повозка. Бросилась стремглав- побежала быстро. Отказался наотрез- категорично. Взмолился- просит о пощаде. |
| |
-Вам понравился Медведко? -В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме? - Каким человеком вам представляется рассказчик -Можно ли его назвать злым, жестоким по отношению к животным? -В чём он раскаивается? -Прочитайте формулировку темы нашего урока(Слайд № ) -Вы согласны с этим утверждением? - А Мамин-Сибиряк? - К какой мысли он приводит своих читателей? | Ответы учащихся. |
| |
-Озвучьте иллюстрацию в учебнике словами из текста - Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», а «Медведко»? - Прислушайтесь ещё раз к звучанию слова. -Что вы слышите в этом слове? - А как же в природе живут медвежата. Об этом нам расскажет Феоктистова Татьяна. Приложение. -Мы очень хорошо поработали с текстом. Спасибо за вашу любознательность, активность. Давайте закончим урок синквейном о главном герое. | -Детские и юношеские годы писателя прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко. -В нём – трогательность, мягкость, теплота и доброта. Составляют синквейн. 1.Медвежонок 2.Милый, любопытный 3.Осмотрел, обнюхал, уснул. 4. Медведко уснул на руках как ребёнок. 5. Житель леса. |
| |
-Подготовить пересказ текста от 3-го лица. 1 колонка- от лица кучера Андрея; 2 колонка – от лица кухарки; 3 колонка – от лица одного из гимназистов. |
Приложение.
«Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок».
Задание №1. Вычитать из этого предложения всю информацию: фактуальную, подтекстовую.
Задание №2: Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию.
Вариант рассказа.
У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.
Сообщение о жизни медведей на воле.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка , с боку на бок переворачивается. Над его берлогой тоже наросла белая крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок, словно от печки.
В конце зимы, в феврале, в самую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Родятся они слепыми. И весят всего 500 граммов- полкило! Вот такие маленькие – с рукавичку! Греются малыши возле матери, кутаясь в её косматой шерсти, и молоко посасывают. Да так и лежат до весны.