Д.Н. Мамин-Сибиряк "Медведко"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Калайчиди Ольга Владимировна

Разработка урока по чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «У каждого – своё место». (Рассказ Д.Мамина  - Сибиряка «Медведко»).

Тип урока: получение новых знаний, знакомство с биографией Д.Мамина – Сибиряка, знакомство с произведением.

Цели:

  1. Познакомить с биографией Д.Н.Мамина – Сибиряка
  2. Познакомить с произведением, провести художественно-образный анализ, совершенствовать навык чтения.
  3. Способствовать развитию активного словарного запаса, образного мышления, умения анализировать и обобщать.
  4. Воспитывать и прививать через анализ художественного текста эмоциональную отзывчивость, ответственность за свои поступки, чувство юмора.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, толковый словарь, презентация «Д.Н.Мамин – Сибиряк», учебник Литературное чтение. «В одном счастливом детстве». 3 класс», рабочая тетрадь

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самопределение к деятельности. Орг. момент.

-Весело звенит звонок.

Начинается урок.

За окошком ясный день,

И работать нам не лень.

Чтоб работа закипела,

Дружно примемся за дело.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительное , сказочное , наполненное тайнами и загадками время года. Но об этом чуть позже.

Проверка домашнего задания

Проверяют готовность к уроку.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

2.Актуадизация знаний, мотивация.

Работа в парах.

- У вас на парте лежит лист , на котором записано предложение. Прочитайте и выполните задание.

1 задание  Вычитать из предложения всю информацию: фактуальную и подтекстовую.

2 задание: Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию.

Учитель помогает и направляет.

- Вся эта информация содержится в предложении. Мы ничего не добавили от себя.

Ребята работают в парах.

-Фактуальная: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь порядок жизни хозяев.

-Подтекстовая: зверь сначала людям нравился, но теперь «милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложняя всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме, или плохо воспитанный.

- Рассказ ребят.

3. Поиск решения.

Работа с текстом до чтения.

- Сегодня мы прочитаем произведение о….

-Догадались ли вы  о ком шла речь в предложении?

- Отгадайте загадку и вы узнаете , о ком будем читать.

           Хозяин лесной

           Просыпается весной,

           А зимой под вьюжный вой

           Спит в избушке снеговой.

- В какое же удивительное время года происходят события, героем которых является медвежонок?

Слайд №

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, фотографию на слайде и прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого так зовут – Медведко?

- Вот такой милый медвежонок будет героем нашего урока, возможно о таком  медвежонке писал Д.Мамин-Сибиряк.

- Нам предстоит знакомство  с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Презентация о жизни и творчестве писателя.

- Какие предложения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято из произведения Мамина- Сибиряка «Медведко»?

- Ребята предлагают варианты

-Медвежонок.

Зима.

-Везде изображён маленький медвежонок, может быть, это его кличка.

Ребята высказывают свои предположения.

Работа с текстом во время чтения.

Чтение 1 части (вслух, ведётся диалог с автором)

-Вопросы после чтения.

-Объясните значение слов и выражений? (работа с толковым словарём)

- Чтение 2 части (ребята читают самостоятельно)

- Почему в 1 абзаце трижды встречается слово забавно?

- Как называет рассказчик зверька?

- Что же происходит в столовой?

- Изменилось ли отношение рассказчика к медвежонку? Как теперь называет зверя?

- Как вы думаете, приживётся ли медвежонок в доме? Удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?

Физкультминутка.

Медвежонок в улей влез,

И вот – с лапы

Каплет сладкий мёд!

Я над ним смеяться начал:

«Медвежонок насвинячил!»

-Что за шутки!- тот ответил.-

Я- медведь!

Я- намедведил!    (М.Яснов)

Чтение 3 части.

Работа с толковым словарём

-Что случилось в гостиной

- Где ночевал медвежонок?

-Как меняется отношение рассказчика к зверю?

- Подчеркните слова, которыми теперь называют медвежонка?

(Работа с толковым словарём)

Чтение 4 части  (Читает учитель)

Вопросы после чтения.

-Объясните значение слов и выражений.

 Накуролесил, экипаж, бросилась стремглав, отказался наотрез, взмолился.

Барин- в дореволюционной России помещик, дворянин.

Кучер- тот, кто правит лошадьми в экипаже.

Таращил глазёнки – удивлённо смотрел.

Гимназисты – ученики гимназии.

Комичная важность – смешная, неуклюжая.

- Медвежонок действительно целый день всех развлекал.

- Упрямый зверь, маленький гость.

-Думаю нет.

Ребята повторяют действия учителя.

Ребята читают вслух.

Ларь- большой деревянный ящик.

Зверина- большой зверь.

Квартирант- временный житель.

Беспокойный гость- неугомонный.

Скандал- происшествие, ссора, нарушающие порядок.

Разбойник- 1) шалуг,баловник;2) грабитель

Поганый зверь- очень плохой, отвратительный.

Накуролесил- натворил дел, нахулиганил.

Экипаж- лёгкая, не грузовая рессорная повозка.

Бросилась стремглав- побежала быстро.

Отказался наотрез- категорично.

Взмолился- просит о пощаде.

  1. Обобщение усвоенного.

-Вам понравился Медведко?

-В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?

- Каким человеком вам представляется рассказчик

-Можно ли его назвать злым, жестоким по отношению к животным?

-В чём он раскаивается?

-Прочитайте формулировку темы нашего урока(Слайд №      )

-Вы согласны с этим утверждением?

- А Мамин-Сибиряк?

- К какой мысли он приводит своих читателей?

Ответы учащихся.

  1. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Озвучьте иллюстрацию в учебнике словами из текста

- Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», а «Медведко»?

- Прислушайтесь ещё раз к звучанию слова.

-Что вы слышите в этом слове?

- А как же в природе живут медвежата. Об этом нам расскажет Феоктистова Татьяна.

Приложение.

-Мы очень хорошо поработали с текстом. Спасибо за вашу любознательность, активность. Давайте закончим урок синквейном о главном герое.

-Детские и юношеские годы писателя прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко.

-В нём – трогательность, мягкость, теплота и доброта.

Составляют синквейн.

1.Медвежонок

2.Милый, любопытный

3.Осмотрел, обнюхал, уснул.

4. Медведко уснул на руках как ребёнок.

5. Житель леса.

  1. Домашнее задание

-Подготовить пересказ текста от 3-го лица.

1 колонка- от лица кучера Андрея;

2 колонка – от лица кухарки;

3 колонка – от лица одного из гимназистов.

                                                                Приложение.

   «Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок».

Задание №1. Вычитать из этого предложения всю информацию: фактуальную, подтекстовую.

Задание №2: Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию.

Вариант рассказа.

              У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и жизнь снова наладилась.

Сообщение о жизни медведей на воле.

      Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.

     Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка , с боку на бок переворачивается. Над его берлогой тоже наросла белая крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок, словно от печки.

      В конце зимы, в феврале, в самую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Родятся они слепыми. И весят всего 500 граммов- полкило! Вот такие маленькие – с рукавичку! Греются малыши возле матери, кутаясь в её косматой шерсти, и молоко посасывают. Да так и лежат до весны.