Урок литературного чтения Н. Сладков "Медведь и Солнце"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
На уроке ребята знакомятся с понятием "план текста", учатся работать в группах и читать по ролям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya_konspekt.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с произведением Н. Сладкова «Медведь и солнце»,
- познакомить с биографией писателя,
- познакомить с понятием «План»
Развивающие:
- развивать умение представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию,
- развивать умение выразительного чтения,
- развивать речь учащихся, учить выражать чувства, появившиеся в ходе наблюдения за весенней природой
Воспитательные:
- воспитывать любовь к окружающему миру
- воспитывать умение работать в коллективе и в группе.
Оборудование:
Презентация по теме урока;
Аудиозапись для музыкального сопровождения (Э. Григ, журчание ручейка)
Буклеты с текстами для разминки и заключительного этапа урока
Карточки для проведения рефлексии.
Маски для инсценировки
Портрет Н. Сладкова.
ТСО: мультимедийный проектор, магнитофон, экран, компьютер.
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой. (Слайды1,2)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости.
- Догадайтесь, что сегодня может помешать хорошо работать на уроке.
- Это слово спряталось в слове «маленький»
- Давайте не будем лениться на этом уроке.
- Сообщение темы урока. (Слайд 3)
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно дружным хором.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб поплыли корабли –
Жить нельзя нам без … (Воды)
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце)
Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Слова появляются на доске.
- Ребята, какое время года объединяет все эти слова?
- Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните.
СНЕГ СОЛНЦЕ ВОДА
- Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о весне, ведь она уже наступила. Познакомимся с новым произведением и узнаем, что такое план произведения.
- Давайте посмотрим, весенние иллюстрации под музыку Э. Грига «Приход весны». (Слайд 4)
- Какие признаки весны вы увидели на этих иллюстрациях?
- В полной мере увидеть приход весны я думаю нам помогла прекрасная музыка.
- Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег. (Шкала мнений) (Слайд 6)
- А сегодня на уроке мы узнаем хорошо это или плохо для героя произведения, с которым будем знакомиться.
- Подготовительная работа. (Слайд 7, 8)
- Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?
- Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.
- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Медведь и солнце». Предположите, о чём оно?
- Как вы думаете какое это произведение по жанру?
- Первичное восприятие текста. Читает учитель.
- Проверка первичного восприятия.
- Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?
- Назовите героев этой сказки.
- Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?
- Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?
- Что произошло в берлоге?
6. Подготовка к чтению учащихся. (Слайд 9)
- Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.
ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ
ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА
ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ
- Прочитайте быстро последовательность слов
СОХ – СОХЛА – ПЕРЕСОХЛА
РУГАЛ – РУГАЛСЯ – ЗАРУГАЛСЯ
РЁВ – РЕВЕЛ – ВЗРЕВЕЛ
ИСПУГ - ИСПУГАЛА – ИСПУГАЛАСЬ
СКРИП – СКРИПЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ
- Артикуляционная разминка. Работа со скороговоркой.
Медведь лежит в густой тени.
Его за лапу не тяни.
- Прочитайте скороговорку глазками, молча.
- Проговорим её с движением (движения ладошками по парте, отстукивание ритма разными способами)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Самостоятельное чтение учащихся («жужжащее» чтение)
- Знакомство с понятием «план» Работа над выразительностью чтения (Слайд 10, 11)
- Восстановите последовательность событий сказки (картинный план)
- Сколько же частей в этой сказке?
- О чём говорится в 1 части?
- Прочитайте эту часть сказки.
- Придумайте название этой части.
-Какие слова помогают понять, каким голосом нужно читать слова Воды?
- Давайте послушаем как журчит вода.
- Попробуем прочитать слова Воды выразительно.
- О чём говорится во 2 части сказки?
- Прочитайте эту часть.
- Придумайте название.
- Как нужно читать слова Снега? Почему вы так думаете?
- Прочитайте их выразительно.
- О чём идёт речь в 3 части сказки?
- Прочитайте её.
- Придумайте название.
- Итак, ребята, мы только что смогли составить план этой сказки: картинный и словесный.
- План – это определённая последовательность частей в произведении. План произведения вам поможет в подготовке пересказа.
- Как составить план любого произведения? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть)
- Прочитайте выделенные в тексте слова.
ЗАРУГАЛСЯ ВЗРЕВЕЛ РЯВКНУЛ
- Каким одним словом можно заменить любое из слов?
- А как лучше – везде слово «сказал» Медведь или как в сказке ? Почему?
- Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями. )
- Почему медведь повел себя именно таким образом? (Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился. )
- Что можете сказать о характере медведя? Ответить на этот вопрос вам помогут словарики, которые лежат у вас на партах.
- Поработайте вчетвером и обсудите какой Медведь в этой сказке.
- Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).
- Каким голосом надо читать слова медведя? Найдите, прочитайте. Кто лучше?
- Работа в группах. (Слайд 12, 13)
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, а сейчас мы поработаем группами. 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
- Каждой группе я даю задание. Работать надо четко и быстро.
1 группа – распределить роли и прочитать сказку по ролям;
2 группа – придумать и распределить между собой 3-5вопросов к сказке.
3 группа - прочитать стихотворение, найти сходство и различие со сказкой.
После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.
- Скажите, ребята, почему Медведь ничего не сделал Солнцу? Почему покорился? (против законов природы ничего сделать нельзя)
- Правильно, Солнце – это самая большая и горячая звезда. Раскалённый шар. Без него не было бы ничего живого на Земле. А весной оно особенно пригревает, чтобы таял снег, бежали ручьи, зеленела первая весенняя травка и оживала природа.
- Итог урока.
- С каким автором мы познакомились на уроке?
- Я подготовила выставку книг с произведениями Н. И. Сладкова. На перемене вы можете с ней познакомиться и если какая-то книга вас заинтересует, вы сможете взять её в библиотеке и прочитать.
- Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?
- Домашнее задание. (Слайд 14)
- Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое задание вы будете выполнять дома:
1. Прочитать сказку по ролям и попробовать её проинсценировать.
2. Пересказать сказку.
3. Придумать продолжение этой сказки.
- Рефлексия. (Слайд 15)
- У вас на партах лежат картинки: солнышко, тучка и капелька. Поднимите вверх одну из них:
Солнышко – мне было интересно на уроке;
Тучка – мне было трудно;
Капелька – мне было грустно.
10 Оценивание учащихся.
- Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 «в» классе "Обучение составлению плана и пересказу. Н.Сладков "Медведь и Солнце"
Урок литературного чтения разработан на основе ФГОС....
урок литературного чтения во 2 классе Джанни Родари «Солнце и туча»
урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний...
Урок литературного чтения"Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце» Инсценирование сказки"
Задача данного урока:организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения,отработать выразительное чтение через решение различных исполнительских...
Урок литературного чтения во 2 классе. Д.Родари "Солнце и туча"
Новизной данного урок является то, что он был построен и проведён с использованием современной образовательной технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо совсем недав...
урок литературного чтения. Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
Урок для 3 класса по системе Л.В.Занкова...
Урок литературного чтения "Секрет счастья в сказке Д.Родари "Солнце и туча"
В начальной школе мы учим ребёнка читать не для взрослых, а для себя. Это значит - ребёнка необходимо научить понимать чужие мысли, скрытые в тексте, извлечь из текста тот смысл, который в него вложил...
Конспект урока литературного чтения Сказка Н. Сладкова Медведь и Солнце
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме:Сказка Н. Сладкова "Медведь и Солнце"...
Комментарии
Ирина Алексеевна, отличный
Ирина Алексеевна, отличный урок! Каждый вид работы на уроке направлен на достижение поставленных задач. Особенно интересна работа с понятием "план текста". Спасибо за работу!