Урок литературного чтения Н. Сладков "Медведь и Солнце"
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

Федорова Ирина Алексеевна

На уроке ребята знакомятся с понятием "план текста", учатся работать в группах и читать по ролям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_konspekt.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Задачи урока:

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с произведением Н. Сладкова «Медведь и солнце»,
  2. познакомить с биографией писателя,
  3. познакомить с понятием «План»

Развивающие:

  1. развивать умение представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию,
  2. развивать умение выразительного чтения,
  3. развивать речь учащихся, учить выражать чувства, появившиеся в ходе наблюдения за весенней природой

Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к окружающему миру
  2. воспитывать умение работать в коллективе и в группе.

Оборудование:

Презентация по теме урока;

Аудиозапись для музыкального сопровождения (Э. Григ, журчание ручейка)

Буклеты с текстами для разминки и заключительного этапа урока

Карточки для проведения рефлексии.

Маски для инсценировки

Портрет Н. Сладкова.

ТСО: мультимедийный проектор, магнитофон, экран, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. (Слайды1,2)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Очень много бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей  поделиться

И ответную искру зажечь.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям, улыбнитесь и мне и пусть зажжётся в этом классе искра добра и радости.

- Догадайтесь, что сегодня может помешать хорошо работать на уроке.

- Это слово спряталось в слове «маленький»

- Давайте не будем лениться на этом уроке.

  1. Сообщение темы урока. (Слайд 3)

- Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно дружным хором.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб поплыли корабли –

Жить нельзя нам без …  (Воды)

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все… (Солнце)

Бел как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал.  (Снег)

Слова появляются на доске.

- Ребята, какое время года объединяет все эти слова?

- Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните.

СНЕГ      СОЛНЦЕ     ВОДА

- Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о весне, ведь она уже наступила. Познакомимся с новым произведением и узнаем,  что такое  план произведения.

- Давайте посмотрим, весенние иллюстрации под музыку Э. Грига «Приход весны». (Слайд 4)

- Какие признаки весны вы увидели на этих иллюстрациях?

- В полной мере увидеть приход весны я думаю нам помогла прекрасная музыка.

- Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег. (Шкала мнений) (Слайд  6)

- А сегодня на уроке мы узнаем хорошо это или плохо для героя произведения, с которым будем знакомиться.

  1. Подготовительная работа. (Слайд 7, 8)

- Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?

- Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Медведь и солнце». Предположите, о чём оно?

- Как вы думаете какое это произведение по жанру?

  1. Первичное восприятие текста. Читает учитель.
  2. Проверка первичного восприятия.

- Правильны ли были ваши предположения об этом  произведении?

- Назовите героев этой сказки.

- Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?

- Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?

- Что произошло в берлоге?

6.    Подготовка к чтению учащихся. (Слайд 9)

  1. Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.

ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ  -  ПРОСОЧИЛАСЬ

ПРО-МО-ЧИ-ЛА  -  ПРОМОЧИЛА

ПРО-ВОР-ЧАЛ  -  ПРОВОРЧАЛ

  1. Прочитайте быстро последовательность слов

СОХ – СОХЛА – ПЕРЕСОХЛА

РУГАЛ – РУГАЛСЯ – ЗАРУГАЛСЯ

РЁВ – РЕВЕЛ – ВЗРЕВЕЛ

ИСПУГ  - ИСПУГАЛА – ИСПУГАЛАСЬ

СКРИП – СКРИПЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ

  1. Артикуляционная разминка. Работа со скороговоркой.
                                     Медведь лежит в густой тени.

Его за лапу не тяни.

- Прочитайте скороговорку глазками, молча.

- Проговорим её с движением (движения ладошками по парте, отстукивание ритма разными способами)

                     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Самостоятельное чтение учащихся («жужжащее» чтение)
  2. Знакомство с понятием «план» Работа над выразительностью чтения (Слайд 10, 11)

- Восстановите последовательность событий сказки (картинный план)

- Сколько же частей в этой сказке?

- О чём говорится в 1 части?

- Прочитайте эту часть сказки.

- Придумайте название этой части.

-Какие слова помогают понять, каким голосом нужно читать слова Воды?

- Давайте послушаем как журчит вода.

- Попробуем прочитать слова Воды выразительно.

- О чём говорится во 2 части сказки?

- Прочитайте эту часть.

- Придумайте название.

- Как нужно читать слова Снега? Почему вы так думаете?

- Прочитайте их выразительно.

- О чём идёт речь в 3 части сказки?

- Прочитайте её.

- Придумайте название.

- Итак, ребята, мы только что смогли составить план этой сказки: картинный и словесный.

- План – это определённая последовательность частей в произведении.  План произведения вам поможет в подготовке пересказа.

- Как составить план любого произведения? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть)

- Прочитайте выделенные в тексте слова.

ЗАРУГАЛСЯ   ВЗРЕВЕЛ   РЯВКНУЛ

- Каким одним словом можно заменить любое из слов?

- А как лучше – везде слово «сказал» Медведь или как в сказке ? Почему?

- Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями. )

- Почему медведь повел себя именно таким образом? (Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился. )

- Что можете сказать о характере медведя? Ответить на этот вопрос вам помогут словарики, которые лежат у вас на партах.

- Поработайте вчетвером и обсудите какой Медведь в этой сказке.

- Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).

  - Каким голосом надо читать слова медведя? Найдите, прочитайте. Кто лучше?

  1. Работа в группах. (Слайд 12, 13)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, а сейчас мы поработаем группами. 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

- Каждой группе я даю задание. Работать надо четко и быстро.

1 группа – распределить роли и прочитать сказку по ролям;

2 группа – придумать и распределить между собой 3-5вопросов к сказке.

3 группа -  прочитать стихотворение, найти сходство и различие со сказкой.

После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.

- Скажите, ребята, почему Медведь ничего не сделал Солнцу? Почему покорился? (против законов природы ничего сделать нельзя)

- Правильно, Солнце – это самая большая и горячая звезда. Раскалённый шар. Без него не было бы ничего живого на Земле. А весной оно особенно пригревает, чтобы таял снег, бежали ручьи, зеленела первая весенняя травка и оживала природа.

  1.  Итог урока.

- С каким автором мы познакомились на уроке?

- Я подготовила выставку книг с произведениями Н. И. Сладкова. На перемене вы можете с ней познакомиться и если какая-то книга вас заинтересует, вы сможете взять её в библиотеке и прочитать.

- Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?

  1. Домашнее задание. (Слайд 14)

- Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам выбрать, какое  задание вы будете выполнять дома:

1. Прочитать сказку по ролям и попробовать её проинсценировать.

2. Пересказать сказку.

3. Придумать продолжение этой сказки.

  1.      Рефлексия. (Слайд 15)

- У вас на партах лежат картинки: солнышко, тучка и капелька. Поднимите вверх одну из них:

Солнышко – мне было интересно на уроке;

Тучка – мне было трудно;

Капелька – мне было грустно.

      10       Оценивание учащихся.

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения во 2 классе Джанни Родари «Солнце и туча»

урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний...

Урок литературного чтения"Наш театр. К.Чуковский «Краденое солнце» Инсценирование сказки"

Задача  данного урока:организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения,отработать выразительное чтение через решение различных исполнительских...

Урок литературного чтения во 2 классе. Д.Родари "Солнце и туча"

Новизной данного урок является то, что он был построен и проведён с использованием современной образовательной технологии. Технология развития критического мышления через чтение и письмо совсем недав...

Урок литературного чтения "Секрет счастья в сказке Д.Родари "Солнце и туча"

В начальной школе мы учим ребёнка читать не для взрослых, а для себя. Это значит - ребёнка необходимо научить понимать чужие мысли, скрытые в тексте, извлечь из текста тот смысл, который в него вложил...

Конспект урока литературного чтения Сказка Н. Сладкова Медведь и Солнце

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме:Сказка Н. Сладкова "Медведь и Солнце"...


 

Комментарии

Балабан Татьяна Викторовна

Ирина Алексеевна, отличный урок! Каждый вид работы на уроке направлен на достижение поставленных задач. Особенно интересна работа с понятием "план текста". Спасибо за работу!