Проект по творчеству А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
творческая работа учащихся по чтению (3 класс) по теме
Данный учебный проект вызвал огромный интерес у ребят. Каждая группа участников проекта работала над своей темой. В ходе работы над проектом ребята обогатили свои знания, получили богатый опыт поисково-исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_uchebnogo_proekta.doc | 66 КБ |
opisanie_proekta_po_pushkinu.doc | 61 КБ |
prezentaciya_po_proektu_o_pushkine.ppt | 827.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Авторы: учащиеся 3 класса «В»
Школа: ГОУ ЦО «Марьино» №491
Город: Москва, 2008/2009 учебный год
Содержание
- Введение
- Методический паспорт проекта
- Описание проекта
- Заключение
- Приложения
- Введение
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 210 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет. Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Темой для исследования мы избрали сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.
Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого. Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Нам показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с детства.
- Методический паспорт проекта
- Название проекта - «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Разработчик проекта – Белозерова Елена Владимировна
- Название образовательного учреждения – ГОУ ЦО «Марьино» № 491
- Год разработки учебного проекта – 2008/2009 учебный год
- Опыт использования – предполагается использовать в учебной деятельности, как в отдельном классе, так и в нескольких классах
- Проблемная ситуация – классно-урочная система и рамки учебного плана не позволяют наиболее качественно изучить и познать литературное наследие классика русской литературы - великого сказочника А.С. Пушкина.
- Проблема проекта – в основе проекта лежит желание учащихся
- углубить свои знания знакомого литературного материала путем решения исследовательских задач
- познакомиться с различными способами познания нового
- овладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности
- Цель – представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти результаты в учебной деятельности
- Задачи-этапы-способы решения –
- Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельности
- Изучить необходимый справочный материал
- Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихся
- Провести анализ набранного материала, систематизировать его
- Представить результаты работы в виде сообщения, докладов
- Презентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии
- Форма организации детей – групповая работа
- Ведущая деятельность – поисково – исследовательская
- Сфера применения результатов - дополнительное учебное пособие при изучении сказок А.С. Пушкина на уроках литературного чтения
- Используемые технологии – создание печатной и электронной версии работы
- Форма представления проектной деятельности – мультимедийная презентация, групповой отчет проектантов
- Способ объединения результатов на презентации – конкурс, отчет
- Виды презентации – компьютеро-демонстрирующий
- Класс и возраст детей – 3 класс (10 лет)
- Количество участников – 4 группы по 2 человека
- Предметная область – филология и история
- Состав участников – одноклассный
- Характер координации – явный
- Темы учебно-тематического плана –
- Устное народное творчество
- Литературные сказки
- Жизнь русского народа в VIII-XIX веках
- Лексика русского языка
- Время работы – среднесрочный (3 месяца)
- Цель обучения, развития, воспитания:
- Привитие навыков поисковой работы
- Привитие навыка работы с научно-популярной, справочной, энциклопедической литературой
- Получение новых знаний по особенностям литературных сказок
- Применение информационных технологий для презентации полученных результатов
- Развитие речи учащихся, наблюдательности
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в группах
- Воспитание любви к культуре русского народа
- Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений –
- Знание теоретического материала об особенностях фольклорных и литературных сказок
- Навык чтения и первичного анализа литературного произведения
- Приращение в ЗУН и специфических умений –
- Расширить кругозор учащихся
- Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, об источнике его вдохновения
- Развивать речь учащихся, интерес к чтению
- Развивать критическое мышление, творческое воображение
- Развивать умение работать в группах
- Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы
- Формировать высокие нравственные принципы: честность, порядочность, сострадание, трудолюбие.
- Расширить словарный запас учащихся
- Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.
- Режим работы – внеурочный
- Техническое оснащение –
- Компьютер для обработки материала
- Видеокамера, фотоаппарат для фиксации этапов работы
- Учебно-методическое оснащение –
- Сказки А.С. Пушкина
- Энциклопедии
- Словари
- Учебные и справочные пособия
- Информационное оснащение – печатные источники, Интернет
- Кадровое оснащение – классный руководитель, библиотекарь
- Описание проекта.
За основу проекта взяты 5 сказок А.С. Пушкина, изучаемые в начальной школе:
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабараша».
- Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан
истоками со сказкой «Жадная старуха» и
был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем
В. И. Далем.
- «Сказка о царе Салтане…» перекликается
с народной сказкой «О чудесных детях».
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце»
- «Легенда об арабском астрологе» В. Ирвинга подтолкнула А.С. Пушкина к созданию «Сказки о золотом петушке»
Работа над проектом строилась по следующему плану:
- Постановка проблемы
- Деление на группы
- Обозначение целей, задач для каждой группы
- Первичный сбор информации по темам групп
- Проведение родительского собрания по работе над проектом
- Обработка собранного материала, систематизация
- Отчет о проделанной работе каждой группы
- Проведение предзащиты проекта
- Оформление печатных работ, компьютерной презентации
- Защита проекта
Каждая группа ребят выбирала тему для своей группы, исходя из интересов, возможностей. Перед каждой группой ставилась цель, определялись исследовательские задачи.
1 группа – учащиеся 3 «В» класса Круглова Валерия и Огородникова Наталья
Тема работы: «Лексика сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках А.С. Пушкина, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
- Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
- Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем.
- Систематизировать отобранный материал.
- Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами).
- Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказках.
- Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
2 группа – учащиеся 3 «В» класса Сахарова Олеся и Ахромова Дарья
Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
- Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
- Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшения
- Систематизировать отобранный материал.
- Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения.
- Создать словарь старинной одежды
- Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
3 группа – учащиеся 3 класса Гурова Ксения, Ивлиева Наталия
Тема работы: «Строения, постройки, здания
XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
- Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
- Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройки
- Систематизировать отобранный материал.
- Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца)
- Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
4 группа – учащиеся 3 «В» класса Назина Анастасия и Абидова Нозанин
Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказок А.С. Пушкина»
Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы.
Задачи-этапы-способы решения:
- Прочитать пять сказок А.С. Пушкина, изучаемы в начальной школе
- Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказках
- Систематизировать отобранный материал.
- Посмотреть, какие обычаи дошли до наших дней
- Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал
- Заключение.
Деятельность учащихся в ходе работы над проектом:
- Прочитали сказки А.С.Пушкина, которые изучаются в начальной школе.
- Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказок Пушкина.
- Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний.
- Искали необходимую информацию с помощью Интернет.
- Научились работать в группах, сообща.
5. Приложения (печатные работы каждой группы)
Предварительный просмотр:
Проект
«Что за прелесть эти сказки! Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Участники проекта: учащиеся 3 класса:
1 группа: Круглова Валерия, Огородникова Наталья;
2 группа: Сахарова Олеся, Ахромова Дарья;
3 группа: Гурова Ксения, Ивлиева Наталия;
4 группа: Назина Анастасия, Абидова Нозанин.
Руководитель проекта: Белозерова Елена Владимировна
Школьная ступень: 1-4.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Цели проекта:
- Научить детей элементам ведения исследовательской деятельности на примере знакомого литературного материала
- Учить детей находить необходимый материал с использованием разнообразных источников (энциклопедий, справочников, Интернет-сайтов и т.п.)
- Расширить кругозор учащихся
- Совершенствовать навык чтения, обсуждения книг
- Учить связывать прочитанный материал с их социальным опытом и жизненными наблюдениями
- Обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, об источнике его вдохновения
- Развивать речь учащихся, интерес к чтению
- Развивать критическое мышление, творческое воображение
- Развивать умение работать в группах
- Учить понимать эмоциональное настроение героев произведений А.С. Пушкина
- Воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности
- Учить находить в текстах нужные отрывки, слова, выражения в зависимости от поставленной прогблемы
- Развивать умения точного ответа на поставленные вопросы
- Способствовать формированию высоких нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия.
- Расширить словарный запас учащихся
- Привить любовь и уважительное отношение к культурному наследию нашего народа.
Достигаемые компетенции и учебные результаты из государственной программы:
Литературное чтение:
- Владеет техникой чтения незнакомого текста вслух и про себя
- Характеризует героев на основе его поступков, взаимоотношений с другими персонажами
- Владеет культурой речевого поведения, пользуется формами речевого этикета
- Анализирует тексты, определяет тему текста, основную мысль
- Различает стили и типы речи
- Находит в тексте слова, характеризующие героя, его поступки, окружающую обстановку
- Выделяет события, устанавливает их последовательность, даёт собственную оценку
- Создаёт устные и письменные высказывания на репродуктивном и продуктивном уровне.
Труд:
- Правильно применять простейшие приёмы труда
- Планировать и осуществлять работу
- Самостоятельно работать по простым инструкциям
- Знать требования техники безопасности при применении различных приёмов труда
Рисование:
- Умеет использовать художественные различные техники для творческого самовыражения
- Умеет передавать характер героев, сюжет произведения посредством живописи
Информатика:
- Умеет использовать устройства ввода информации
- Знает возможности применения графического редактора
- Умеет копировать и вставить рисунок
- Умеет редактировать текст
Москвоведение:
- Анализирует тексты, определяет тему текста, основную мысль
- Находит в тексте слова, характеризующие героя, его поступки, окружающую обстановку
- Выделяет события, устанавливает их последовательность, даёт собственную оценку
- Создаёт устные и письменные высказывания на репродуктивном и продуктивном уровне.
Проблемное задание для учеников
1 группа – проанализировать язык сказок с точки зрения использования просторечий, славянизмов, язык старой лубочной литературы, язык русской литературы начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
2 группа – одежда начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
3 группа – строения начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
4 группа – обряды, традиции, праздники начала XIX века на примере сказок А.С.Пушкина.
Все участники проекта использовали 5 сказок А.С. Пушкина, которые изучают в начальной школе:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о попе и работнике его Балде»
«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о царе Салтане…»
Предварительные знания и умения, которые должны иметь ученики:
- Найти книгу нужного автора в библиотеке, найти необходимую справочную литературу, энциклопедии
- Бегло, осознанно и выразительно читать
- Анализировать прочитанный материал, систематизировать его
- Пользоваться Интернетом
( копировать графики Ms word, открывать документы, сохранять документы, находить необходимую информацию через Интернет, создание презентации в POWER POINT, сохранение и открытие презентации…)
- Проверять и исправлять собственные высказывания с помощью учителя и словаря
- Знания по литературе: элементарные представления о рассказе, научно- популярной статье, представление о построении произведения, его главной мысли, герое и событии
- Выделять события, устанавливает их последовательность, даёт собственную оценку
- Создавать устные и письменные высказывания на репродуктивном и продуктивном уровне
Описание проекта или деятельности в классе
Основной замысел проекта-
- углубить восприятие хорошо известных литературных произведений
- постижение искусства быть читателем и исследователем
- дать педагогу возможность, наблюдая за школьниками, сравнивая результат в художественной различной деятельности, делать заключения о характере их творческого потенциала
- развитие воссоздающего воображения на уроках
- совершенствовать умение работать в группе, паре
- развитие творческого воображения и способностей
Ученики должны использовать для этого разнообразные источники информации: книги, периодические издания, Интернет.
В этом проекте учащиеся работают в 4-х группах.
- Прочитать сказки А.С. Пушкина
Итогом работы станет печатный отчет каждой группы и общая презентация по проекту.
Оценка учебного проекта
Во время учебного проекта учащиеся получают достаточно много нужной дополнительной информации. В процессе проведения проекта оценивалось:
- Выполнение работы по плану.
- Точность выполнения задания и качество решения поставленной проблемы
- Систематизация собранного материала.
- Оформление материала
- Создание презентации
- Создание компьютерных слайдов, а также альбома рисунков-иллюстраций по сказкам Пушкина.
Необходимая технология и программное обеспечение
- Компьютер
- Мультимедиа
- магнитофон
- фотоаппарат
- Видеомагнитофон
- Доступ в Интернет и к материалам, которые связаны с детской литературой
- MS Word
- MS Power Point
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Что за прелесть эти сказки"
Материал включает в себя презентацию. Даный материал можно использовать на уроках литературного чтения и во внеклассной работе....
Проект: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Школа-гимназия №1 Судакского горсовета, 1-б классг. Судак , 2014-2015 учебный год...
Паспорт проекта "Что за прелесть эти сказки!"
Межпредметный проект, способствующий развитию творческих способностей учащихся...
Литературный проект "Что за прелесть эти сказки" А.С.Пушкин 1 класс
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. В нынешнем году исполняется 215 лет со дня рождения Пушкина, а ...
К проекту "Что за прелесть эти сказки"
Помощь к решению учебных и воспитательных целей .Проект "Что за прелесть эти сказки"...
презентация к проекту "Что за прелесть эти сказки"
Проект для детей 2 класса по сказкамСодержание.1.Цели и задачи исследования.2.План проведения исследования.3.Погружение в проект4.Как проводить исследования. 5.Выводы...
Паспорт проекта «Что за прелесть эти сказки»
Коллективный; групповой; долгосрочный (сентябрь декабрь 2016); творческий; межпредметный (все образовательные области)Цели:Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде костюмов героев с...