Урок по литературному чтению 4 класс "Ю.Олеша "Три Толстяка""
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Данный материал содержит конспект урока по литературному чтению 4 кл. по теме "Ю.Олеша "Три ТОлстяка"" (программа "2100" Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС - 2, способствует формированию УУД, развитию творческих способностей, отвечает принципам деятельностного метода. В конспекте подробно отражены все этапы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olesha_tri_tolstyaka.doc | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение 4 класс по учебнику «В океане света» часть 2, авторов – Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., образовательная программа «Школа 2100».
Учитель начальных классов Харченко Елена Александровна
Тема: урок по произведению Юрия Олеша. «Три Толстяка»
Цель урока:
- Развитие понятийного аппарата (герой, автор…)
- Работа с выразительными средствами языка (метафора, эпитет)
- Развитие творческих способностей младших школьников
- Более близкое знакомство с личностью и творчеством писателя
Тип урока: обобщающий
Оборудование: роман-сказка «Три Толстяка», проектор, компьютерная презентация.
Ход урока.
I.Орг.момент. Психологический настрой детей на успешную работу.
Сказка в гости к нам пришла,
В мир фантазий позвала.
Всё про сказку мы расскажем,
Свои знания покажем.
II. Актуализация знаний.
– Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.
- Ребята, вы согласны с этим высказыванием?
- А где живут волшебники? (в сказке)
- По разному приходят к вам сказки, ребята. То они тихонько прокрадываются в комнату и навевают вам, словно добрые волшебники, чудесные сны, то сказки писателей-сказочников приплывают вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки. Вас навсегда пленит любовь мужественной и нежной Русалочки, любовь, которая делает ее бессмертной. Но чаще всего сказки смело и весело врываются в мир нашего детства, учат вас разбираться в людях, помогают понять, что такое Справедливость, Правда, Красота и Любовь.
- Я вам предлагаю отправиться в путешествие. А чтобы в дороге нам не было скучно, предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
Как лететь с земли до звезд,
Как поймать лису за хвост,
Как из камня сделать пар,
Знает доктор наш (Гаспар)
Попал Просперо в меткий
Смирительный ошейник –
Сидит в железной клетке
Ретивый (оружейник)
Как три пшеничные мешка
Три развалились (Толстяка!)
У них важнее нет забот,
Как только вырастить (живот!)
Эй, берегитесь, Толстяки:
Пришли последние (деньки!)
- Молодцы ребята! Вы наверно уже догадались о чем и о ком мы будем говорить на уроке?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Мы отправляемся путешествовать по сказке Юрия Олеши «Три Толстяка». Целью нашего урока будет более близкое знакомство с личностью и творчеством писателя.
- Ребята, перед вами лежат книги. Посмотрите, все они разные, хотя и называются одинаково. У них разные обложки, были они напечатаны в разные годы. Как вы думаете, почему произведение, написанное в 1924 году, которому уже 88 лет интересно нам и сейчас?
- Давайте в этом и разберемся. Нам с вами предстоит в нашем путешествии найти клад, поэтому работать будем группами. (3 группы)
IV. Работа группами. (На столах бумага и фломастеры. Дети записывают свои предположения и вывешивают на доску)
- Итак, мы нашли сундучок. Открыв его, мы видим, что для нас подготовлены различные задания.
1. Определить главных и второстепенных героев. Доказать, почему так думаете.
(«Три Толстяка» – одно из таких произведений, в которых не может быть единственно правильного решения, кто главный герой. Тот, для кого главное в сюжете – история разлучённых и встретившихся вновь брата и сестры, скажет, что главные герои – Суок и Тутти. Тот, кто считает самым важным борьбу “рабочего люда” с Толстяками, назовёт Тибула, Просперо и Суок. Кто-то просто посчитает Суок единственной главной героиней, потому что она больше всех действует.)
2. Определить положительных и отрицательных героев. Доказать, почему так думаете.
- Ребята, какая разница между событием, которое наблюдаешь сам, и событием, про которое тебе кто-то рассказывает. Случалось ли вам быть свидетелями того, как в изображении рассказчика реальная ситуация совершенно преображалась? Мы не видим собственными глазами героев книги, про них нам рассказывает автор, поэтому положительные и отрицательные герои – это не просто плохие и хорошие люди, а люди, которых автор считает плохими или хорошими. А что делает автор «Трёх Толстяков», чтобы мы поняли, какой перед нами герой – положительный или отрицательный? Конечно, он описывает их совершенно по-разному.
Каждой группе дается несколько глав (по 4 главы на группу)
(Про положительных героев он говорит нам, что они “самые-самые хорошие” (впрочем, так часто бывает в сказках): доктор Гаспар – самый мудрый (“никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери”), Тибул – “лучший гимнаст в стране”, Просперо – самый сильный (“Он сильнее всех. Он сильнее льва”), Суок – “самая лучшая актриса в мире”. Он изображает их смелые и благородные поступки, рассказывает, как их любит весь народ, делает их внешне привлекательными.
А что же отрицательные герои? Оказывается, Олеша делает так, что мы всё время над ними смеёмся, начиная с их наименования. Они смешно выглядят, оказываются в смешных ситуациях, даже сравнения, посвящённые им, смешны. Например: “Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать следующее: варится какой-то пёстрый и, должно быть, невкусный суп. То кавалер, то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты или ещё на что-нибудь непонятное, цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа. А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более что он был очень длинный, тонкий и изогнутый”.)
Пусть ребята найдут как можно больше таких примеров.
- А зачем автору изображать отрицательных персонажей смешными? (Когда смешно – уже не страшно. Пусть Толстяки жестоки и им принадлежит власть – мы не воспринимаем их всерьёз и не боимся их.)
Особое место среди героев занимает Тутти. Сначала мы слышим о нём как о наследнике и воспитаннике Трёх Толстяков, “волчонке” с железным сердцем. Но постепенно, наблюдая, как Тутти горюет о своей израненной кукле, как он общается с Суок, мы понимаем, что он обыкновенный мальчик, совсем не злой, и начинаем сочувствовать ему. Не случайно и то, что появление Тутти спасает жизнь продавцу воздушных шаров и что именно слёзы Тутти заставляют Толстяков разрушить плахи и отменить казнь.
V. Физкультминутка (дети встают)
На нашем пути нам встречаются разные герои. Если герой положительный, помашите ему руками, а если отрицательный, то спрячьтесь от него.
VI. Знакомство с новыми понятиями.
- Ребята, Юрий Карлович говорил «Я твердо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному. Иногда удается лучше, иногда хуже. Зачем этот дар — не знаю. Почему-то он нужен людям… Мне кажется, что я только называтель вещей. Даже не художник, а просто какой-то аптекарь, завертыватель порошков, скатыватель пилюль.»
- Кто знает, как называется слово или выражение, употребляемое в переносном значении? (Метафора)
- Юрия Олешу можно по праву назвать «королем метафор». А вам их предстоит найти и прочитать.
Каждой группе раздать карточки с номерами глав.
«Доктор Гаспар увидел на зеленом пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издали люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.
Доктор Гаспар подумал, что все это похоже на картинку волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты; пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком» (глава 1).
«Пары вертелись. Их было так много и они так потели, что можно было подумать: варится какой-то пестрый и, должно быть, невкусный суп.
То кавалер, то дама, завертевшись в общей сутолоке, становились похожими либо на хвостатую репу, либо на лист капусты или еще на что-нибудь непонятное, цветное и причудливое, что можно найти в тарелке супа.
А Раздватрис исполнял в этом супе должность ложки. Тем более, что он был очень длинный, тонкий и изогнутый» (глава 12).
«Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились, с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком» (глава 4, продавец воздушных шаров попадает в кондитерскую).
«Продавец мог показаться чем угодно, но сходство с самим собой он потерял, как потерял свой соломенный башмак.
Поэт мог принять его за лебедя в белоснежном оперении, садовник — за мраморную статую, прачка — за гору мыльной пены, а шалун — за снежную бабу» (глава 4 — о продавце, сидящем в торте).
«Казалось, опасность миновала. Но вдруг раздалось ехидное шипение.
Силач Лапитуп высунул голову из-за барьера, и шипел:
— Погоди… погоди, дружок!» и т. д. (глава 5).
« — Граждане, позвольте вас поздравить со следующим радостным событием: сегодня палачи наших милых, розовых Трех Толстяков отрубят головы подлым мятежникам…» (глава 5).
« — Уходи вон! — крикнул негр.
Силач пришел в себя. Его лицо налилось кровью. Он сжал кулаки.
— Ты не имеешь права мне приказывать! — с трудом проговорил он. — Я тебя не знаю. Ты дьявол!
— Уходи вон! Я просчитаю до трех. Раз!
Толпа замерла. Негр был на голову ниже Лапитупа и втрое тоньше его. Однако никто не сомневался, что в случае драки победит негр — такой решительный, строгий и уверенный был у него вид.
— Два!
Силач втянул голову.
— Черт! — прошипел он.
— Три!
Силач исчез. Многие зажмурили глаза, ожидая страшного удара, и когда раскрыли их, силача уже не было. Он мгновенно исчез за перегородкой.
— Вот так прогонит народ Трех Толстяков! — весело сказал негр, поднимая руки» (глава 5).
Доктор схватился за сердце, которое прыгало, как яйцо в кипятке (глава 3).
Сердце его прыгало, как копейка в копилке (глава 4, о продавце воздушных шаров).
Сердце его забилось снизу вверх, как будто он не выучил урока (глава 9, о Тутти).
Сердце ее сильно билось (глава 10, о Суок).
VII. Рефлексия.
- А сейчас каждой группе предстоит справиться с последним заданием из нашего сундучка, которое я проверю и оценю. (Ребятам раздаются вопросы, тест, кроссворд)
VIII. Итог урока.
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили вначале урока.
- Послушайте финальный отрывок из книги Олеши «Ни дня без строчки», который начинается со слов: «Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личик, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот.. Что же и в самом деле самое прекрасное из того, что я видел на земле?»
(отрывок поможет ребятам лучше понять автора. В нём Олеша говорит и о том, как часто люди невнимательны к тому, что их окружает.)
- Ребята, а что вы можете рассказать об авторе после того, как выполнили все задания? Каким перед вами предстаёт Юрий Олеша? Охарактеризуйте его как личность.
(Этот человек одарён удивительным зрением – он умеет каждый раз смотреть на мир так, как будто видит его первый раз, он может увидеть необычное в самом обыкновенном предмете.)
IX. Д/З
Написать сочинение в книжку-малышку на тему «Понравившийся герой произведения «Три Толстяка» Ю.Олеши»
"Три Толстяка": письменная викторина.
I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:
В какое время года начинаются события книги:
летом;
весной;
осенью.
Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:
Гаспар Арнери;
Туб;
Лапитуп.
Сколько наук изучил доктор Арнери:
все;
100;
50.
Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:
деньги;
воздушные шары;
торт.
II. Печать Трёх Толстяков.
Выбери печать, которая была у Трёх Толстяков, отметь ее галочкой:
Кроссворд "Герои сказки".
В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии. (Бонавентура)
Гимнаст-канатоходец. (Тибул)
Та, чьё имя значит: "вся жизнь". (Суок)
Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу. (Ганимед)
Имя доктора. (Гаспар)
Учитель танцев. (Раздватрис)
Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку. (Просперо)
Лошадь, на которой ездила Суок. (Анра)
Наследник Трёх Толстяков. (Тутти)
Силач из балаганчика "Троянский конь". (Лапитуп)
Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок. (Бризак)
Кличка лучшего попугая из зверинца. (Лаура)
Вопросики, трудные и не очень:
Почему Площадь Звезды так назвали?
- Над ней висел чудесный фонарь-звезда.
Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?
- Учитель танцев Раздватрис.
Куда попал Тибул, спасаясь от гвардейцев Трёх Толстяков?
- В камин доктора Гаспара.
Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?
- Спектакль"Глупый король", роль Золотой Кочерыжки.
На какой улице жил доктор Арнери?
- На улице Тени.
Кем приходился Суок наследник Тутти?
- Родным братом.
Сколько лет было Тутти?
- 12 лет.
Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?
- В одной из кастрюль в дворцовой кухне.
Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?
- Они начинали жиреть.
У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ
- Нет. Учёный Туб отказался заменить мальчику живое сердце на железное. Но Три Толстяка всё время внушали Тутти, что сердце у него железное и поэтому он должен быть жестоким и злым.
"Три толстяка": письменная викторина.
I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:
В какое время года начинаются события книги:
летом;
весной;
осенью.
Имя учёного - создателя куклы наследника Тутти:
Гаспар Арнери;
Туб;
Лапитуп.
Сколько наук изучил доктор Арнери:
все;
100;
50.
Что получили поварята после того, как спасли продавца воздушных шаров:
деньги;
воздушные шары;
торт.
II. Печать Трёх Толстяков.
Нарисуй печать, которая была у Трёх Толстяков.
Кроссворд "Герои сказки".
В выделенных клеточках должно получиться имя одного из персонажей сказки – капитана дворцовой гвардии.
Гимнаст-канатоходец.
Та, чьё имя значит: "вся жизнь".
Экономка доктора, который должен был починить сломанную куклу.
Имя доктора.
Учитель танцев.
Оружейник, которого Три Толстяка заковали в цепи и посадили в клетку.
Лошадь, на которой ездила Суок.
Наследник Трёх Толстяков.
Силач из балаганчика "Троянский конь".
Владелец балаганчика, в котором выступали Тибул и Суок.
Кличка лучшего попугая из зверинца.
Вопросики, трудные и не очень:
Почему Площадь Звезды так назвали?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто нашёл потерянную доктором Гаспаром куклу наследника Тутти?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Куда попал Тибул, спасаясь от гвардейцев Трёх Толстяков?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как назывался спектакль, в котором Суок играла главную роль? Как называлась эта роль?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какой улице жил доктор Арнери?
_____________________________________________________________________________
Кем приходился Суок наследник Тутти?
_____________________________________________________________________________
Сколько лет было Тутти?
_____________________________________________________________________________
Где находилось начало подземного хода, через который удалось бежать Просперо?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что происходило с Тремя Толстяками от тревоги?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У наследника Тутти на самом деле было железное сердце? Поясни свой ответ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...