И.А.Крылов "Ворона и Лисица"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Данный конспект урока предполагает использование презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_cht.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: литературное чтение
Тема урока: И.А. Крылов – великий русский баснописец. Басня «Ворона и Лисица»
Цель урока: Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
Задачи:
- Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;
- Отработать навыки выразительного чтения;
- Воспитывать высокие моральные качества.
Оборудование: Презентация «Басни Крылова», толковый словарь, конверт с пословицами.
Ход урока
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё на месте? Всё в порядке?
Книжки ручки и тетрадки
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Все хотят получать
Только лишь оценку «5»
1. Проверка домашнего задания
-Мы сегодня продолжим знакомиться с произведениями из раздела»Поэтическая тетрадь»
- Послушайте внимательно я вам прочту строчки из знакомого вам произведения. Вы должны его вспомнить. (если дети не могут вспомнить, то показываю слайд 1)
2.Организационный момент
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело,
Только мука.
- Как выдумаете строки из какого произведения я прочитала? Как вы их понимаете?
-Я вам прочла строчки из басни Крылова «Лебедь, щука и рак»» ( показ иллюстрации»
- я желаю вам сегодня согласия и понимания.
2. Знакомство с произведениями Крылова (выставка иллюстраций к басням)
-Рассмотрите выставку.
-Кто автор этих произведений? (слайд 2)
-Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает.
6. Сообщение темы урока
-Отгадайте как называется басня Крылова?
-Тема урока Басня И.А.Крылова « Ворона и лисица» (слайд 3)
-Познакомится с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях.
Повторение изученных басен
- Мы во втором классе знакомились с его произведениями, давайте по строчкам басен вспомним их название (слайд 4,5,6)
- Мы говорим о баснях Крылова. А что мы знаем о нём?
3. Знакомство с биографией И. А.Крылова
(рассказывает подготовленный ученик)
Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков. ( слайд 7,8,9)
(Учитель дополняет информацию)
4. Работа с толковым словарём
( работа в группе)
Что же такое басня? (ответы детей)
(слайд 10)
Басня – это
Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.
Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?
С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл? (мораль)
-Прежде чем прослушать басню давайте выясним смысл новых слов
5. Работа над новыми словами
(слайд 11, 12)
Значения слов
-Лесть-
Гнусна-
Ангельский-
Зоб-
Плутовка-
Лесть – угодливое восхваление
*Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.
*Пленить- покорить чем – ибо, очаровать
Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.
*Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница
*Царь птица – лучшая из всех птиц
*Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.
*Все не впрок – не на пользу
6. Знакомство с новой басней
-Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»
-Какая история приключилась с Вороной?
(грамзапись)
7. Восприятие прочитанного текста
-Какая же история приключилась с Вороной?
8. Работа с текстом
- Кто главные герои басни?
(Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)
С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.
Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?)
-Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов для описания дейсвий вороны?
(На доске иллюстрация и подписи
Взгромоздилась
Собралась
Призадумалась
Держала
Вскружилась
Каркнула
-Какая предстаёт перед нами ворона? ( неуклюжая, глупая, задумчивая,доверчивая) (слайд 13)
- Действия, совершаемые лисицей
На цыпочках подходит
Вертит хвостом
Глаз не сводит
Говорит сладко, чуть дыша
-Какая лисица? ( хитрая, умная, лживая) (слайд 13)
Как называет её Крылов?
9. Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст. (слова на карточках у детей)
Хитрит, лукавит, заискивает- вертит хвостом
Смотрит пристально, не отрываясь – глаз не сводит
Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Каркнула очень громко - во все горло
Исчезла, скрылась - была такова
Трудно дышать – дыхание сперло
9. Подготовка к выразительному чтению. Выборочное чтение
- Почитайте, как Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе?
-Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите ее по внешнему виду. ( рисунки на доске)
-Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?
-Прочитайте еще раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к «ангельскому голоску»
-Как вы думаете, если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?
- Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?
Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?
- Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?
Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Сравните поведение Вороны и Лисицы.
Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу
10. Выразительное чтение басни.
Проведем конкурс чтецов.
(предлагается трем ученикам участие в конкурсе). (По впечатлениям учеников выбирается лучший чтец )
11 . Работа над моралью басни. (слайд 14)
- Найдите мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»
- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
- О чем он советует помнить постоянно?
-Какие пороки людей осуждаются?
- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды. Кого из персонажей басни они вам напомнят?
- Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)
12.Инсценирование басни
13.Конкурс- разминка Шуточные вопросы по басне Крылова «Ворона и лисица»
(слайд15,16)
14. Рефлексия
- Если вам было комфортно на уроке, вам урок понравился ,то возьмите весёлого смайлика
- Если вам было скучно,неинтересно, то возьмите недовольного муравьишку
15. Домашнее задание (дается по выбору)
- Выразительное чтение басни.
- Выучить наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект + презентация к уроку литературного чтения И. А. Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица"
План - конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века" И. А Крылов "Ворона и Лисица", Эзоп "Ворон и Лисица". На уроке используется презентация....
Открытый урок по литературному чтению «Басни. И. А. Крылов «Ворона и лисица». Эзоп «Ворон и лисица»»
Урок по литературному чтению на тему: "Басни. И. А. Крылов "Ворона и лисица". Эзоп "Ворон и лисица"". Тип урока - комбинированный с использованием мультимедийного проектора. Цель данного уро...
И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград"
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "И. А. Крылов "Лисица и Виноград", Эзоп "Лисица и виноград".УМК "Школа XXI века"...
«Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица»
Методическая разработка и презентация урока литературного чтения для 3 класса по теме «Нравственная идея произведений. Басни. Эзоп «Ворон и Лисица». И.Крылов «Ворона и Лисица». На этом уроке дет...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"
Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...
Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)
Тема: «Эзоп. Ворон и лисица. И. Крылов. Ворона и лисица» (урок литературного чтения, 3 класс)...