А.С.Пушкин. "Зимний вечер".
презентация к уроку чтения (3 класс) на тему
дан конспект литераурног чтения .С.Пушкин "Зимний вечер" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №1» город Набережные Челны Республика Татарстан
Конспект урока литературного чтения.
Тема. А.С.Пушкин «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите.
Цели урока:
1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.
2. Развить навыки выразительного чтения, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественной структуре стихотворения.
3. Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, развивать образное мышление.
4. Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в паре, слушать товарищей).
Способствовать любви к чтению.
Оборудование:
1. Презентация к уроку.
2. Компьютер.
3. Мультимедиапроектор.
4. Учебник литературного чтения.
5. Карточки для работы в паре.
6. Художественные книги.
7. Квадратики красного, жёлтого, синего цветов.
Форма работы: фронтальная и групповая.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)
Мотивация.
- Мы начинаем урок литературного чтения. Ребята, а вы знаете, что улыбка – это самое удивительное явление в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе.
-У меня настроение вот такое: самое лучшее! (показ красного квадратика).
-А у вас?
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы и учебной задачи.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения, которого вам знакомы с раннего детства. Кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, сказок, вы догадаетесь, прослушав отрывки некоторых из них.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
-Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря,
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…
-А этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке)
-Догадались, о ком пойдёт речь на уроке?
3.Изучение нового материала.
А) Краткая биография поэта.(слайды)
-Почему-то кажется, что великие люди в детстве должны быть необыкновенными. Трудно себе представить, что Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил, только силой можно было его на улицу вытолкать!
(Читают дети о некоторых фактах жизни поэта.)
1. Мама, Надежда Осиповна, ахала. Папа, Сергей Львович. Головой качал: опасались, видимо, за умственные способности ребёнка.
2. Бабушка, Мария Алексеевна, сочувствовала мальчику – и прятала его в огромной корзине. Залезет Саша в корзину, глядит оттуда и думает: как тревожно живётся в этом мире! Похоже, он и потом не изменил своего мнения.
3. В семь лет с Сашей будто что-то случилось: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Вот тут-то Саше и захотелось стихи писать.
- Послушайте, в какой период и где было написано Пушкиным это стихотворение. В своих произведениях поэт Пушкин выступал за свободу и горячо верил в то, что свобода придёт, и за такие стихи царь приказал выслать поэта в далёкое глухое село Михайловское. Там Пушкину пришлось прожить 2 года. В Михайловском Пушкин много писал, создал более 100 произведений. И всё же ему было грустно одному. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один вдали от друзей. Рядом с ним была только одна бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вёл вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал её песни и сказки при свете луны. Пушкин писал одному из друзей: «…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно».
Б) Сообщение темы и целей урока.(слайд)
- Сейчас мы рассмотрим стихотворение, посвящённое Арине Родионовне, которое называется «Зимний вечер» и попробуем понять смысл стихотворения и настроение лирического героя.
В)Первичное выразительное чтение стихотворения учителем.
-Поделитесь своими мыслями, чувствами.
Г) Определение темы и идеи произведения.(слайд)
- А также наша задача: понять, почему данное стихотворение включено в главу «Мир нуждается в нашей защите».
Д) Анализ стихотворения.
- Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов. Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, тёмными красками. Только настроение третьей строфы, в которой звучит надежда – более светлыми.)
Е) Словарно-лексическая работа. (слайды)
-Прочитайте стихотворение для себя, выделяя непонятные слова карандашом, и представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
- Какие слова вам показались непонятными по лексическому значению?
Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом.
Кроет – покрывает.
Лачужка – небольшая старенькая избушка.
Обветшалая кровля – старая, разрушающая крыша.
- Какие образные картины можно нарисовать к этому стихотворению? (Образ бушующей вьюги, бури, маленькой заброшенной, затерянной избушки, комнаты, старушки.)
- Одно из домашних заданий: нарисовать иллюстрацию к стихотворению и подписать строчкой из стихотворения.
4. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре. (слайды)
- Перечитайте первую строфу и укажите в таблице художественные средства языка, с помощью которых показывает мутную темноту неприглядной ночи?
Название художественных средств языка. | Примеры художественных средств языка. |
сравнения | Буря сравнивается со зверем (чтобы было страшно), «ребёнком» как дитя (вызвать жалость), с путником (показать ожидание). |
олицетворения | Буря кроет, крутит, воет, шумит, стучит. |
эпитеты | Ветхая, бедная лачужка. (указывает на надёжность дома) |
- Перечитайте вторую строфу и найдите эпитеты.
- Пушкин проводил в занесённом снегом доме долгие зимние вечера с няней, Ариной Родионовной. Именно об этом доме – «ветхой лачужке» и говорит он в стихотворении «Зимний вечер».
-О чём Пушкин просит няню? (спеть народную песню)
-Как он относиться к своей няне? (с нежностью и любовью)
-Как вы можете объяснить тот факт, что стихотворение Александра Пушкина помещён в главу, которая называется «Мир нуждается в нашей защите»? (В нашей защите нуждается не только мир природы, но мир человека, то есть мир наших отношений и чувств.)
5. Раскрытие содержания литературного текста. Выделение микротекстов. (слайды)
- На сколько частей можно разделить это стихотворение? Озаглавьте каждую часть строками из стихотворения.
1. Буря.
2. Ветхая лачужка.
3.Спой мне песню.
4.Сердцу будет веселей.
6. Выразительное чтение стихотворения.
-В каком темпе следует его читать. (умеренном)
-Назовите знаки препинания, которые чаще всего использует поэт.
-Каков будет, по вашему мнению, тембр (сила) голоса? Везде ли он одинаков? Почему?
-Прочитайте стихотворение с соблюдением логических пауз и ударений. Попытайтесь проследить при чтении всю технику исполнения. (Дети читают стихотворение.)
7. Домашнее задание.
-Мне бы хотелось услышать на следующем уроке выразительное чтение наизусть.
8. Прослушивание романса.
-Прослушайте романс.
9. Итог урока. (слайды) Рефлексия. (слайд)
-Сегодня мы в очередной раз прикоснулись к творчеству А.С.Пушкина.
-Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
-Где можно применить новое знание?
-Что на уроке у вас получилось?
-Над чем ещё надо работать?
А.С.Пушкин был в Казани. Посещение А.С.Пушкиным Казани связано с его работой над историческим романом «История Пугачёва». Площадь города украшает памятник поэту.
Космонавт Титов наизусть знает произведение Пушкина «Евгений Онегин».
По произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы.
- Какое у вас настроение в конце урока? У меня вот такое: самое лучшее!
- Перед вами гора успеха. Кто из вас находится на вершине горы? На середине? У подножия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/22/picture-618996-1434976184.jpg)
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-495157-1414421927.jpg)
Урок-исследование по Пушкину. А.С. Пушкин "Зимний вечер"
Урок-исследование "Зимний вечер" А.С. Пушкин для 3 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/13/picture-206172-1728836952.png)
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/01/picture-270975-1372659477.jpg)
Урок литературного чтения. «А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Средства художественной выразительности. Приём контраста»
Урок разработан по программе "Школа России" для 3 класса....
А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Сравнительный анализ
в помощь учителю по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1453834-1675001677.jpg)
Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...