Урок литературного чтения в 1 классе по теме Александр Сергеевич Пушкин
план-конспект урока чтения (1 класс) на тему
На уроке дети познакомятся с биографией и произведениями А. Пушкина. Научатся выразительно читать, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 20.57 КБ |
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
- Познакомить детей с историей матрёшки.
- Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
- Развивать интерес детей к народному творчеству.
- Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.
Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение лепки; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Материал: сундук, готовые плоскостные силуэты матрёшек, пластилин, дощечки, стеки, горох, зёрна кофе, игрушки матрёшки.
Ход занятия:
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.
Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?
В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.
- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!
- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Загадка про матрёшку
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка.
Хозяйка: Ребятки она не одна, а со своими подружками. (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?
Хозяйка: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Рассказы детей)
Хозяйка: А хотите поиграть?
Игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой!
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).
Эх, матрёшечка, матрёшка!
Аленький платочек-
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Хозяйка: Молодцы, ребятки!
(Показ презентации).
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка») Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.
Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
(Слайд 3,4 презентации «Русская матрёшка») В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...
Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.
Хозяйка: Правильно вы заметили.
(Слайд 5,6 презентации «Русская матрёшка»)
Хозяюшка: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове...
Дети: Платок.
Хозяйка: А поверх сарафана...
Дети: Фартук.
Хозяйка: Платок матрёшек украшает роспись.
(Слайд 7,8 презентации «Русская матрёшка»)
Хозяйка: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.
(Слайд 9 презентации «Русская матрёшка»)
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.
(Слайд 10 презентации «Русская матрёшка»)
Хозяйка: Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? (Показ алгоритма свойств дерева)
Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:
“Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна”.
А хотите и вы, поиграть с матрёшкой?
Проводится игра «Собери матрёшку»
Хозяйка: А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие.
(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными, а изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. Приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.
Хозяюшка: Вот и матрёшки наши готовы. (Дети рассказывают о своих матрёшках).
Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
в 1 классе
тема: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Зайцева В.И.
МБОУ Ерновской ООШ
2012год.
Тема: Александр Сергеевич Пушкин.
Цели: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.
Оборудование: портрет и книги А. Пушкина, текст для речевой разминки, кроссворд.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите на выставку книг, портрет. Книги, какого автора присутствуют на выставке? Чем же мы будем заниматься на уроке? Определите тему и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
Воспроизведение изученного материала. (Чтение наизусть любого из произведений, изученных на прошлом уроке.)
- Кто сумел сочинить небылицу?
3. Речевая разминка.
- Прочитайте текст.
Раз зубок, два зубок –
Скоро Дашеньке годок!
Хнычет доченька опять,
Будем Дашу утешать:
Уж вы, зубки, вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте доче спать!
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!
- Определите, что это за произведение. (Потешка.)
- Как вы догадались?
- Для чего создаются потешки?
- Прочитайте потешку медленно, с ускорением.
- Прочитайте потешку выразительно.
4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Помните ли вы такие строки?
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»)
- Кот учёный задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы:
**ч12и №№т88а**т»»ь**д!!у**м%%а!!т**ь (Читать, думать)
- Вспомните пословицу с этими словами. ( Мало уметь читать, надо уметь думать.)
-Что же мы будем делать на уроке? Сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.
5. Работа по теме урока.
- Откройте учебник и прочитайте, с произведениями какого автора мы познакомимся сегодня на уроке. (А.С.Пушкина).
- Что вы знаете об этом писателе?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.Пушкина. см Школьный словарик с.65.)
-Рассмотрите обложки книг на с.52 учебника. Прочитайте названия и фамилию автора.
6. Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
7. Продолжение работы по теме урока.
- Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. Узнаёте ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»)
8. Конкурс чтецов.
Выразительное чтение отрывков из сказок А. Пушкина.
9. Работа в группах.
Задания:
1 уровень – составляет характеристику главных героев.
2 уровень – составьте план к данному произведению.
3 уровень – найдите в тексте литературные приёмы: метафоры, сравнения, олицетворения, сравнения.
10. Игра кроссворд «Доскажи словечко»
Вспомните, и каких сказок А.Пушкина эти строки.
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 |
- «А сама – то Величава,
Выступает, будто …. (пава)
(«Сказка о царе Салтане…»)
- « Ой, вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно, ль за морем иль худо?
И какое в свете …. (чудо)?
(«Сказка о царе Салтане…»)
- «Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят … (мешок)».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
- « А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе… (поклон)».
(«Сказка о царе Салтане…»).
- « Коли красная девица,
Будь нам милая … (сестрица)».
( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
- «Нужен мне работник:
Повар, …(конюх) и плотник».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
11. Рефлексия.
- Что вам удалось на уроке легко?
- В чём были затруднения?
- Всё ли было понятно?
12. Подведение итогов урока.
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Пушкин)
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие сказки он написал?
13. Домашнее задание.
1 уровень – прочитайте выразительно сказку.
2 уровень – подготовьте пересказ сказки.
3 уровень – составить план к сказке , нарисовать словесные портреты главных героев.
Литература:
- С.В. Кутявина. В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по литературному чтению1 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Сказки А. Пушкина".
В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....
Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме А.С.Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер.
программа Школа России, 2 четверть...
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по теме "Зимний вечер" А.С. Пушкина
Презентация к уроку А.С. Пушкин "Зимний вечер" 3 класс...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....