Урок литературного чтения в 1 классе по теме Александр Сергеевич Пушкин
план-конспект урока чтения (1 класс) на тему

Зайцева Варвара Ивановна

На уроке дети познакомятся с  биографией  и произведениями А. Пушкина. Научатся выразительно читать, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.57 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей матрёшки.
  2. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.
  3.  Развивать интерес детей к народному творчеству.
  4. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  5.  Воспитывать любовь к народному искусству.

 Интеграция: «Познание»,  «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация»,  «Физическая культура».

Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте.

Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.

Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение лепки;   воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.

Коммуникация: расширять словарный запас.

Музыкапродолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.

Физическая  культура:  дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.

Материал: сундук, готовые плоскостные  силуэты матрёшек, пластилин, дощечки, стеки, горох, зёрна кофе, игрушки матрёшки.  

Ход занятия:

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу. Их встречает хозяйка русской горницы.  

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие!  Милости прошу! Рада видеть всех вас у себя в русской горнице. Садитесь поудобнее, начнём разговор.  Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро?

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

- Да, дети, это самое бесценное добро. Вот видите, у меня  в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу!

- Как вы думаете, детки, что в нём? (Предположение детей) А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. 

Загадка про матрёшку

Алый шёлковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко.

Это русская...

Дети: Матрёшка.

Хозяйка: Ребятки она не одна, а со своими подружками.  (Раскрывает матрёшку). А где же её подружки?

Хозяйка: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? (Рассказы детей)

Хозяйка: А хотите поиграть?        

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой!

 (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).

 Эх, матрёшечка, матрёшка!

Аленький платочек-

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

 Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

 Выбирай, кого захочешь.

Хозяйка: Молодцы, ребятки!

(Показ презентации).

А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1 презентации «Русская матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

(Слайд 2 презентации «Русская матрёшка») Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей.

Наиболее известны три вида матрёшек: Семёновская матрёшка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.

(Слайд 3,4  презентации «Русская матрёшка») В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - ...

 Дети: Жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый.

Хозяйка: Правильно вы заметили.

(Слайд 5,6  презентации «Русская матрёшка»)

Хозяюшка: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове...

Дети: Платок.

 Хозяйка: А поверх сарафана...

Дети: Фартук.

Хозяйка: Платок матрёшек украшает роспись.

(Слайд 7,8  презентации «Русская матрёшка»)

Хозяйка: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами,  сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. По форме эти матрешки близки к загорским и семеновским, но у них более плавный контур и как бы вытянутые пропорции.

(Слайд 9  презентации «Русская матрёшка»)
Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты. Появились матрешки запорожцы, витязи, мухоморы. Но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка. 

(Слайд 10  презентации «Русская матрёшка»)

Хозяйка: Из каких материалов делали и делают эти игрушки? Почему? Какими свойствами обладает дерево? (Показ алгоритма свойств дерева)

Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:

“Я с таинственной игрушкой

заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

то их восемь, то одна”.

А хотите и вы,  поиграть с матрёшкой?

Проводится игра «Собери матрёшку»

Хозяйка: А сейчас, дорогие ребята,

                  На минутку закройте глаза.

                  Позабудьте заботы, усталость,

                  Ведь начнутся сейчас чудеса!

  И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. 

(Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для изготовления плоскостной матрёшки). Наши матрёшки будут плоскостными, а изготавливать мы их будем с помощью пластилина, гороха, кофейных зёрен. Приступаем к работе. Звучат русские народные мелодии в записи, дети изготавливают плоскостных матрёшек.

Хозяюшка: Вот и матрёшки наши готовы.  (Дети рассказывают о своих матрёшках). 

Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Литературное чтение

в  1 классе

тема: Александр Сергеевич Пушкин.

                                               

                                               Учитель: Зайцева В.И.

                                              МБОУ Ерновской ООШ

                                                   2012год.

Тема: Александр Сергеевич Пушкин.

Цели: познакомить с  биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.

Оборудование: портрет и книги А. Пушкина,  текст  для  речевой разминки, кроссворд.

Ход урока.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

Посмотрите на выставку книг, портрет.  Книги,  какого автора присутствуют на выставке?  Чем же мы будем заниматься на уроке? Определите тему и цели урока.

  1.  Проверка домашнего задания.

Воспроизведение изученного материала. (Чтение наизусть любого из произведений, изученных на прошлом уроке.)

- Кто сумел сочинить небылицу?

     3. Речевая  разминка.

- Прочитайте текст.

  Раз зубок, два зубок –

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы, зубки, вырастайте

Потихонечку, полегонечку –

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать!

- Определите, что это за произведение. (Потешка.)

- Как вы догадались?

- Для чего создаются потешки?

- Прочитайте потешку медленно, с ускорением.

- Прочитайте потешку выразительно.

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-  Помните ли вы такие строки?

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это  отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»)

- Кот учёный задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы:

**ч12и №№т88а**т»»ь**д!!у**м%%а!!т**ь (Читать, думать)

- Вспомните пословицу с этими словами. ( Мало уметь читать, надо уметь думать.)

-Что же мы будем делать на уроке? Сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.

5. Работа по теме урока.

- Откройте учебник и прочитайте, с произведениями какого автора мы познакомимся сегодня на уроке. (А.С.Пушкина).

- Что вы знаете об этом писателе?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.Пушкина. см Школьный словарик с.65.)

-Рассмотрите обложки книг на с.52 учебника. Прочитайте названия и фамилию автора.

6. Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Помогайте, помогайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

7.  Продолжение работы по теме урока.

- Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. Узнаёте ли вы это произведение?  («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»)

8.  Конкурс чтецов.

Выразительное чтение отрывков из сказок А. Пушкина.

9. Работа в группах.

Задания:

1 уровень – составляет характеристику главных героев.

2 уровень – составьте план к данному произведению.

3 уровень – найдите в тексте литературные приёмы: метафоры, сравнения, олицетворения, сравнения.

10. Игра  кроссворд «Доскажи словечко»

Вспомните, и каких сказок А.Пушкина эти строки.

1

2

3

4

5

6

  1. «А сама – то  Величава,

Выступает, будто …. (пава)

(«Сказка о царе Салтане…»)

  1. « Ой, вы, гости – господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно, ль за морем иль худо?

И какое в свете …. (чудо)?

(«Сказка о царе Салтане…»)

  1. «Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят … (мешок)».

( Сказка о попе и работнике его Балде»).

  1. « А сидит в нём князь Гвидон,

  Он прислал тебе… (поклон)».

(«Сказка о царе Салтане…»).

  1. « Коли красная девица,

Будь нам милая … (сестрица)».

( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

  1. «Нужен мне работник:

Повар, …(конюх) и плотник».

( Сказка о попе и работнике его Балде»).

11. Рефлексия.

- Что вам удалось на уроке легко?

- В чём были затруднения?

- Всё ли было понятно?

12. Подведение итогов урока.

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Пушкин)

- Что вы знаете об  этом писателе?

- Какие сказки он написал?

13. Домашнее задание.

1 уровень – прочитайте выразительно сказку.

2 уровень – подготовьте пересказ сказки.

3 уровень – составить план к сказке , нарисовать словесные портреты главных героев.

Литература:

  1. С.В. Кутявина.  В помощь школьному учителю. Поурочные разработки по литературному чтению1 класс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению (1 класс) по теме "Сказки А. Пушкина".

В материале представлена технологическая карта урока по литературному чтению для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....