Главные вкладки
Зайцева Варвара Ивановна
"Сайт учителя начальных классов"
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: создание презентаций
Увлечения: спорт
Регион: Московская область
Населенный пункт: Зарайский район деревня Ерново
Место работы: МБОУ "Лицей 5"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zayceva-varvara-ivanovnaЕсли учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он совершенный учитель.
В многообразном мире профессий «Учитель», на мой взгляд, занимает одно из самых первых мест, так как учитель всегда стоит у истоков формирования личности. «Родители создают тело, учителя создают души»,- утверждает монгольская пословица. Именно от учителя, от его личности, мастерства, таланта, если хотите, зависит, кем он, сегодняшний ученик, станет завтра, какие приоритеты для него будут главными. А значит, какой она будет, наша Земля! Сегодня учительству часто достаётся за приземлённость, педагогическую беспомощность, творческую бескрылость. Только ленивый не ругает школу и учителей. Но проблема образования – далёко не новая проблема, и учителя во все времена бывали разные! Быстро летят годы. Кажется, совсем недавно я, первоклашка, с букетом цветов переступила порог своего 1класса – и уже 30 лет педагогического стажа за плечами. Хорошо запомнился еще один день школьной жизни. Нарядные и торжественные, мы собрались в украшенном зале. Но почему сквозь улыбки пробивается грусть? В глазах мам и бабушек, пришедших на праздник, слезы: закончен третий класс, и мы расстаемся с первой учительницей — Ивановой Надеждой Николаевной. Она запомнилась мне своей красотой, добротой и внимательностью. Мы все любили ходить на уроки, девочки подражали ей во всем: в умении красиво одеваться, в манере разговаривать, мальчики просто заворожено слушали на уроках.О таких в народе говорят: «Учитель от Бога». Встреча с ней определила мое личное глубокое уважение к профессии Учителя. Через её руки, ум и сердце прошли сотни и сотни детей. Для многих из них она стала не только первой учительницей, но и второй мамой. Строгая, требовательная, но вместе с тем чуткая и душевная, она находила «ключик» к сердцу каждого ученика.Как становятся педагогами. Для меня этот вопрос начал решаться еще в раннем детстве. Мы с подругами очень любили играть в школу. Рассадив брата и своих подруг, я давала им задание. Оценки выставляла красным карандашом в расчерченную под журнал тетрадь. Научить читать, писать, считать - какой это огромный, напряжённый труд! Ведь важно не только сформировать у детей определённые знания, умения и навыки, но и раскрыть способности каждого, развить желание учиться, воспитать устойчивый интерес к познанию, ощущение радости открытия мира. В нашей семье всегда считали эту профессию одной из самых важных. Учитель — профессия массовая. Сотни тысяч учителей работают с детьми в нашей стране. Но вместе с тем, это одна из самых творческих профессий. Работа настоящего учителя не заканчивается со звонком с урока. То, что получают ученики в общении с ним, становится частью их личности.По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. Люди по - разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие…
- Я часто задумываюсь, кто - я - учитель? Каким должен быть настоящий учитель, которого бы любили и уважали дети... Для меня всегда слово - учитель - означало что-то очень высокое, очень важное, и в то же время, что-то близкое и родное. Такими были учителя в нашей школе, таким учителем стараюсь быть я....
«Чтобы быть хорошим преподавателем нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь»,- сказал Василий Ключевский. Ведь детская душа видит и чувствует порой больше и глубже, чем огромный мир взрослых. Видит всё: любовь и ненависть, искренность и подделку. Поэтому учитель в первую очередь должен быть Человеком. Человеком, способным не только передавать знания, но и преподносить их так эмоционально и чувственно, чтобы каждое слово стало значимым. Учитель – нравственно богатый человек. На него возложена великая миссия- воспитать всесторонне развитую личность. Вложить в неё основы морали, патриотизма, гуманности. Личность, способную любить и ненавидеть, умеющую отличать добро от зла, поступающую по чести и совести. Учитель как великий волшебник и артист может делать трудные вещи лёгкими. Он всегда молод душой и шагает в ногу со временем, постоянно совершенствуется сам и развивает способности ребёнка. Мне хочется быть учителем, помогающим принять мир и принять себя в этом мире. И я буду считать свою работу выполненной хорошо только тогда, когда у моих учеников, помимо знаний, останутся в душе те ощущения, которые соответствуют словам эпиграфа. Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.
О себе
Образование среднее специальное. Стаж работы 30 лет. Закончила Зарайское педагогическое училище в 1981 году. Очень люблю свою профессию. Обожаю детей.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Амонашвили. "Сердце отдаю детям".
Мой взгляд на мир
Время очень не спокойное. Мечтаю о спокойной, справедливой жизни.
Мои достижения
Участие в конкурсе классных руководителей. Грамота Министерства образования Московской области.
Моё портфолио
Обобщение опыта работы классного руководителя
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Я считаю, как бы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.
Ребёнка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество- это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребёнка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, я стараюсь создать условия, чтобы ребёнок проявил себя. Моя основная задача как классного руководителя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания, я считаю, заключается в следующем: ребёнок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.
Одной из важных для меня задач как классного руководителя является обращение внимания на малейшие особенности личности каждого ребёнка и уважительное отношение к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
Задачей воспитания, я уверена, должна быть выработка характера, внутреннего самоконтроля, а не подавления предполагаемых детских пороков и злых начал. Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по- разному: сотрудничать и соперничать, заботиться и быть безразличным. В моем классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Сельские семьи отличаются от городских. Сельским присуща боязнь одиночества, боязнь хотя бы на время перестать быть частью какого – либо общества. Редко сельского ребёнка увидишь одиноко бредущего. Они в группе. Кроме того, в сельской местности очень много физических тяжёлых работ. На девочек налагается часть женского труда, на мальчиков – мужского. У родителей нет времени для совместной с детьми досуговой деятельности. В связи с этим воспитательная работа в сельской школе отличается от работы в городской школе.
Воспитания без цели не бывает. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять этому пристальное внимание. Я ставлю перед собой цель – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника и задачи:
- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;
- воспитание уважительного и ответственного отношения к труду;
- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;
- сплочение классного коллектива.
Я взаимодействую как с учениками, так и с их родителями, искренне стремлюсь помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать их школьную жизнь.
В воспитательной работе использую индивидуальный подход к личности с учетом ее психофизиологических особенностей, стадии развития познавательного интереса, выбранной цели и мотивации. Кроме того, в учебно-воспитательном процессе повседневно использую методические приемы воздействия на эмоциональное состояние личности, в том числе:
1. Предоставление права быть лидером:
- право на анализ ошибок и консультацию отстающего;
- право на получение и выполнение престижного задания повышенной трудности;
- право на роль капитана команды на уроках закрепления учебного материала, проводимых в игровой форме.
2. Предоставление права на исправление ошибок при
совершении проступка.
3. Мотивация печали и радости.
4 Равенство психологических позиций при оценке события.
5. Оптимизация функциональных состояний.
6. Обучение (тренировка) факторами неожиданности самоорганизации в стрессовых ситуациях.
Все эти приемы не требуют пояснений, все дают хороший эффект, но на методический прием «мотивация печали и радости», как наиболее эффективный, обращаю особое внимание. Он основан на том, что успех всегда приносит радость, неудача вызывает печаль. Печаль становится невыносимой мукой и может быть вызвана, например, цепью плохих оценок. Так как в процессе обучения ученик имеет право на ошибку, право на выяснение любых сомнений, право на помощь учителя при восполнении любых пробелов и право на радость от успеха, то что, например, делать, если ученик из 10 заданий выполнил 4. Порицать за 6 невыполненных или похвалить за 4 выполненных задания? Я всегда отмечаю старание, оцениваю 4 выполненных задания и высказываю уверенность, что ученик способен справиться с заданием в полном объеме, что он восполнит пробел в знаниях и использует право на исправление оценки.
У класса есть общая цель - получать всестороннее образование и воспитание, а на данный учебный год - добиться хорошей успеваемости, активно участвовать в общественной жизни школы и района.
Планирование учебно-воспитательного процесса в классе ведется по следующим направлениям:
1. Гражданско-патриотическое.
2. Правовое и нравственное.
3. Художественно- эстетическое.
4. Диагностика психических параметров личности и их коррекция.
5. Экологическое.
6. Физкультурно-оздоровительное.
7. Работа с родителями.
По гражданско-патриотическому направлению в плане воспитательной работы предусмотрено:
1. Беседа по теме «Я гражданин и патриот своей Родины».
2. Классные часы по теме «Герои Великой Отечественной войны»
3.Встреча со знаменитыми людьми родного края.
4. Театрализованные постановки.
5. Поиск исторических материалов.
6 Посещение краеведческого музея.
По правовому и нравственному направлению предусмотрены мероприятия:
1. Беседа по теме «Закон и правонарушения» с представителями органов правопорядка.
2. Система классных часов по теме « Нравственные устои и этика общения».
По художественно – эстетическому направлению работу веду повседневно. Это обсуждение направлений и стилей моды, телевизионных передач, посвященных природе, культуре, музыке, театральных спектаклей. Кроме того, проводятся плановые мероприятия, в том числе:
1. Посещение Кремля
2. Посещение выставок
3.Посещение музеев.
4. Проведение классного часа по теме «Прекрасное рядом» с целью выработки мер по организации классной выставки рисунков, вышивок, изделий художественного вязания, коллекции творений природы.
5. Проведение Вечера поэзии.
По диагностике психических параметров личности и их коррекции предусмотрено:
1. Ведение индивидуальных карт исследования психофизиологических особенностей личности учащихся.
2.Экспертная шкала оценки силы нервной системы учащихся по Я. Стреляу.
3. Тестирование учащихся по методикам «Мой портрет в интерьере»,
«Десять моих Я», «Сочинение» и другим методикам с целью выявления типа темперамента, характера, типа памяти, способностей, склонностей, стремления к лидерству, выявления отношения к одноклассникам и прочих сведений, необходимых для выработки индивидуальных мер коррекции. Что касается мер коррекции, то необходимо всегда соблюдать особую осторожность и тактичность. Как правило, негативные параметры личности я обсуждаю после достижения атмосферы доверительности и откровенности и только в индивидуальной беседе. Важно, чтобы собеседник сам понял необходимость такой коррекции и что делать. Например, как избавиться от застенчивости. И никакого давления, никаких упреков по поводу их проявления после беседы.
Терпение и понимание - вот гарантия успеха.
По экологическому направлению запланированы и выполняются мероприятия:
1. Беседа на тему «Экология и здоровье человека».
2. Участие в работе по озеленению школьной территории и уборке.
3. Система тестов, выявляющих отношение к природе, беседы, экскурсии.
По физкультурно-оздоровительному направлению:
1. Турпоход.
2 Кросс, участие в соревнованиях по хоккею, футболу, пионерболу.
Родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. Реализация этого направления осуществляется через индивидуальные встречи и беседы, посещение ученика на дому, классные собрания и встречи родителей по темам:
1. « Текущая успеваемость» - 2 раза в учебной четверти;
2. « План мер по подготовке и ремонту учебного кабинета».
Подводя итоги воспитательной работы с классом, можно отметить, что применяемая концепция воспитания детям не навредила. Дети растут физически здоровыми, психически уравновешенными. Значительно расширился кругозор и уровень знаний по изучаемым предметам. Все они получают определенный уровень знаний в области культуры, этики. Каждый ученик имеет реальную цель в жизни и вполне приемлемый мотив движения к цели, получает некоторые навыки общения и поведения на основе норм этикета. Стали проявляться способности верно оценивать жизненные ситуации. Познавательные интересы от стадии любопытства и любознательности переходят в стадию теоретического интереса.
В классе не замечено ни одного случая проявления жестокости, отклонений от норм правового поведения, пристрастия к спиртным напиткам, наркотикам. Отношения доброжелательные, развита взаимопомощь. Это обаятельные, неугомонные патриоты своего края, целеустремленные, предприимчивые, озорные, честные ребята. В нашем классе много знать - престижно, помогать товарищу – нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без творчества и активности – скучно. Ни одно организуемое дело не проводится только ради мероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день» календаря.
Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты