Урок чтения во 2 классе." С.А. Есенин и его произведения".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Умерова Виктория Султанбековна

Цели урока: ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина; активизировать внимание, мыслительную деятельность учащихся на уроках литературного чтения при изучении поэтического произведения.

Задачи: развивать интерес к чтению; формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения; приобщать детей к художественной литературе как к искусству слова; воспитывать положительные морально-этические качества у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.2_klass..doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «С. А. Есенин. Поёт зима – аукает…»

Цели урока: ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина; активизировать внимание, мыслительную деятельность учащихся на уроках литературного чтения при изучении поэтического произведения.

Задачи: развивать интерес к чтению; формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения; приобщать детей к художественной литературе как к искусству слова; воспитывать положительные морально-этические качества у детей.

Оборудование: портрет С.Есенина, выставка книг С.Есенина, репродукции картин с зимними пейзажами, аудиозапись пьесы А.Вивальди  «Зима» из цикла «Времена года».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

III. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию.

  1. Ребята, какое сейчас время года?
  2. Нравится ли вам зима, почему?
  3. Многие художники, композиторы, поэты обращались к созданию образа зимы.

Художники используют краски для создания зрительного образа (обращается внимание учащихся на репродукции картин). Композиторы – музыку для создания звукового образа (прослушивание отрывка из пьесы А.Вивальди «Зима»).

Поэзия – словесный вид искусства. У поэта для создания образов в распоряжении только одно средство – слово. Талант помогает поэту найти из тысячи хранимых в его памяти слов одно, единственно верное, наиболее ярко передающее мысли и чувства поэта.

К изображению зимы обращались многие русские поэты: Пушкин, Некрасов, Фет, Тютчев и другие. И у всех это образ разный.

Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму Сергей Есенин. Стихотворение, которое вы сейчас услышите, было написано в 1910 году, когда поэту было только 15 лет.

2. Первичное чтение.

Учитель читает наизусть стихотворение «Поёт зима – аукает…»

3. Проверка первичного восприятия.

  1. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
  2. Что вас особенно тронуло?
  3. На каких музыкальных инструментах вы бы сыграли, чтобы озвучить возникшие у вас образы?

4. Вторичное восприятие.

!) Чтение «цепочкой» по 3 строчки.

2) Объяснение непонятных учащимся слов.

IV. Физкультминутка.

V. Работа с текстом произведения.

  1. Постановка учебной задачи.
  1. Замечательный русский поэт Александр Блок, говоря о стихах Сергея Есенина, писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».
  2.  Вот и нам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово этого стихотворения. Чтобы каждое слово открыло сой «секрет», свой глубокий смысл.
  3. Перечитайте первые 5 строчек. Найдите слова, которые обозначают действия Зимы (поёт, аукает, баюкает). Эти слова помогают нам не только представить зиму как живое существо, но дают нам возможность и услышать её.
  4. А что сказано об облаках? Почему выбраны именно такие эпитеты: «с тоской глубокою», «седые облака»?
  5. Перечитайте следующие 6 строчек. Что говорится о метелице? Как вы себе представляете – «ковром шелковым стелется»? А почему сказано – «но больно холодна»?
  6. А что написано о воробышках? Чем отличаются слова – воробьи и воробышки? Почему именно так названы птички? С кем сравниваются воробышки? Почему?
  7. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, удалось ли художнику передать образы несчастных птичек?
  8. Перечитайте следующие 6 строчек. Какими вы здесь видите птичек? Почему они жмутся друг к другу? Почему автор дважды повторяет родственные слова: прижались и жмутся?
  9. А как описана вьюга? Почему именно этот эпитет выбран – «с рёвом бешеным»?
  10. Прочитайте последние 6 строчек. Какими мы здесь видим птичек? А почему они названы «нежные»? А что написано о весне? Как вы думаете, что именно снится воробышкам?

VI. Обобщение.

Работа над выразительным чтением.

  1. Нам надо так научиться читать это стихотворение, чтобы и вы, и слушатель ярко представили эту : Суровая зима. Мрачное небо, по которому плывут низкие седые облака. Злая вьюга хозяйничает на улице. И маленькие пушистые комочки – воробышки жмутся у ока. И их сон о прекрасной весне.
  2. Вам помогут различные выразительные средства нашего голоса: громкость, темп, интонация и тембр.

Учащиеся читают вполголоса стихотворение. Потом 2 ученика читают вслух для всех.

    VII. Итог урока. Выставление оценок.

  1. Понравились ли вам стихи Сергея Есенина?
  2. Что запомнилось больше всего?
  3. Возникло ли у вас желание прочитать другие стихи С. Есенина? (Обращается внимание учащихся на выставку книг.)

Оценивание работы учащихся на уроке.

VIII. Домашнее задание: учиться выразительно читать стихотворение, по желанию – выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

план-конспект к уроку чтения 3 класс С.Есенин "Поёт зама, аукает..."

Тема урока.         С.Есенин «Поёт зима, аукает…»Цели:     развивать воображение учащихся, умение работать с поэтическим текстом...

Урок литературного чтения. 4 класс. С. А.Есенин. Стихи

На уроке литературного чтения ученики знакомятся с творчеством С.А.Есенина, развивают навык слушания, учатся понимать образный язык поэтической речи....

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

Конспект урока литературного чтения. 4 класс.С.А.Есенин «Лебедушка».

Сергей Александровия Есенин "Лебедушка" 4 класс. УМК "Школа России"...

Урок чтения 3 класс Тема : С.Есенин стихотворение «Черёмуха»

1)Познакомить с творчеством С.Есенина, произведением «Черёмуха», помочь определить главную мысль произведения.2)Развивать речь, внимание, мышление, воображение, память учащихся, учить ребя...