Открытый урок чтения "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок с использованием технологии проблемного обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
А. С. Пушкин
Проблемный урок чтения
в 4 класс
МОУ Снежногорская СОШ
Учитель Александрикова Г.Г
Тема : А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
(продолжение).
Цель: Учить анализировать произведения.
Задачи: 1) Учить анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков;
2) Развивать память, речь, внимание;
3) Воспитывать на примере главных героев умение строить отношения, быть добрыми, заботливыми.
Ход урока:
1.Актуализация знаний
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор сказки?
- Чем начинается сказка?
- Как развиваются дальше события?
- Как заканчивается сказка ?
- Как вы думаете, кто в этой сказке главный герой? (царевна)
- Есть ли еще герои в сказке?
(королевич - Елисей, царица, Чернавка, Семь богатырей, царь)
( помещаю на доске слова- надписи).
Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, а почему я поместила главную героиню в центре?
( вокруг нее разворачиваются все события)
Дети высказывают свои предложения.
Проблемный вопрос!!!!
- А почему главной героиней А.С. Пушкин выбирает именно царевну?
( вопрос записан на доске, а дети высказывают свои предположения)
- Ну что ж, давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.
Проведем с вами исследование, попробуем понять замысел автора
2. Решение проблемы (пошаговое)
- У меня на доске записаны слова, попробуйте разделить их на 2 столбика
( записаны на доске, а у детей на партах карточки с этими словами, они раскладывают их на два столбика)
Добрая Злобная
Кроткая Завистливая
Ласковая Жадная
Нежная Равнодушная
Верный
Преданный
Любящий
- Как разделили эти слова? И почему именно так?
( ответ: это черты характера – положительные и отрицательные)
- Как вы думаете, зачем я взяла эти слова, именно на этом уроке?
( ответ: чтобы можно было охарактеризовать героев сказки)
- Характеристика героев
1)-Давайте попробуем дать характеристику героям.
У вас на парте лежит листок. С левой стороны названы герои, а с правой стороны указаны основные черты характера и портретные данные.
- Давайте прочтем слова слева………, справа.
- А теперь соедините стрелочками имена героев с их характеристиками
( проверяем)
РАЗМИНКА (физминутка)
2)-Докажите словами из текста, что вы правильно охарактеризовали героев
(выборочное чтение)
Царевна –
а) белолица, черноброва… (стр. 74)
б) речь (стр. 76)
в) любящая (стр. 80). Почему отказала?
г) как она разговаривала с нищей Черницей? (стр. 82)
д) как к ней относится автор?
е) а как вы относитесь к ней?
Царица –
а) докажите, что она действительно красивая, умная (стр. 73)
б) завистливая (стр. 76)
в) злобная (стр. 75)
г) как к ней относится автор? (ответ: она умирает от злобы и ненависти)
д) а как вы к ней относитесь?
- Мы с вами охарактеризовали двух главных героинь, а теперь давайте выясним, какие между ними были отношения, а также, как складывались отношения между главной героиней и другими персонажами сказки.
3.Работа со схемой
Семеро
Любит как братьев, уважает
Тоже Не перечит
Елисей Любит Царевна Царица
Любит уважает Завидует, ненавидит
Жалеет Чернавка
Вывод: Как ты поступаешь с людьми, так и с тобой поступают. За добро платят добром, а зло притягивает к себе зло.
- А царевна, что всем окружающим дарит? (ответ: добро)
- Так почему же главной героиней Пушкин выбирает именно царевну? (ответ)
-Она находится в самой гуще событий, все действия разворачиваются вокруг неё, кроме того она несёт окружающим только добро. Автор показывает на примере главной героини, как надо строить свои отношения с людьми. Каждый человек должен помнить, что зависть - один из главных пороков.
Итог урока:
- Какова же главная мысль этого произведения?
Старайся делать людям добро. Зависть и злоба сами себя наказывают.
Есть такая пословица: « Как аукнется, так и откликнется».
Д/з (индивидуально)
Лена – характеристика Чернавки;
Юля – характеристика Семерых богатырей;
Яна – характеристика Елисея;
Петя – найти волшебных героев сказки. Почему ты считаешь их
Дима – Найти в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказке? Найди в тексте и прочитай тот эпизод, который связан с волшебным предметом. Все: наизусть отрывок из сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Данный урок "Сказка о мёртвой царевне" направлен - Продолжить работу над произведением ; - Отрабатывать навыки беглого , выразительного , осознанного чтения ; - Учить анализировать поступки г...
Урок литературного чтения . А. С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Урок составлен в технологии РКМЧП . Программа "Планета Знаний" ....
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" Характеристика положительных и отрицательных героев.
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин. Характеристика положительных и отрицательных героев....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе .А.С.Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Данный урок соответствует требованиям ФГОС...
Урок по литературному чтению "Герои сказки А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях".
Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения....
Открытый урок по литературному чтению на тему: «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло.
Сценарий урока по литературному чтению на тему: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» в 3 классе позволяет рассмотреть проблему добра и зла на примере главных героинь сказки....