Урок литературного чтения.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств, приемов по развитию критического мышления учащихся. Урок направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. Использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности с применением аудиозаписи сказки «Малыш и Карлсон…». Выставка рисунков позволяет эстетически переживать прочитанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_zhe_takoy_karlson_a._lindgren_malysh_i_karlson..._chast_3.rar | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения
2 класс
образовательная система
«Школа 2100»
Тема: «Кто же такой Карлсон?
( Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон,
который живет на крыше».
Часть 3)
Учитель Никитина С.В.
Тема урока: Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 3)
Цель:
1. Вспомнить особенности сказочной повести.
2. Пополнить словарный запас детей.
3. Отработать навыки правильного плавного чтения, умения находить ответы в тексте.
4. Помочь детям проанализировать свое отношение и отношение автора к героям сказочной повести.
Оборудование:
Диапроектор, компьютер, иллюстрации детей, аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…», презентация к уроку.
- Вступительная беседа.
˂Слайд 1˃
- С какой сказочной повестью мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор этой сказочной повести?
- Почему мы эту повесть называем сказочной?
- Есть приметы, присущие только сказке, есть приметы, присущие повести. Назовем их. (Выслушав ответы детей, можно выстроить таблицу)
˂Слайд 2˃
сказка | повесть |
зачин троекратный повтор смешение сказочного и реального борьба добра и зла концовка | охватывается большой промежуток времени описаны реальные события |
- А все ли приметы сказки присутствуют в произведении? (Нет троекратного повтора, зачина, концовки)
- Вот именно поэтому мы и не можем назвать наше произведение сказкой. Это сказочная повесть.
- Работа с текстом 3 части.
- Работа с текстом до чтения.
- На чем мы остановились на прошлом уроке? ( Сама Линдгрен рассказывает о своей «встрече» с Карлсоном.)
- Зря Линдгрен упомянула о таинственном адресе. В одной из газет тут же появилось объявление: «10 000 крон тому, кто найдет крышу Карлсона». Опасаясь того, что дети начнут лазать по стокгольмским верхотурам, Линдгрен тут же опубликовала точный адрес дома Малыша. «Карлсон живет совсем недалеко от моего дома, на другом краю парка, который у меня под окнами. Это улица Вулканус Гатан, 12. Там начиналась моя семейная жизнь. И когда я стала писать о нем, то думала только о крыше того дома. Над нами, этажом выше, был балкон – там я впервые его увидела. Он и сейчас залетает ко мне в любое время, когда ему вздумается, и мы болтаем о том, о сем».
(А. Линдгрен)
- Что же мы узнали о Карлсоне? (Он всегда приходит к тому, кому грустно и одиноко. Он умеет летать.)
- Как будут развиваться дальше события? (Предположения детей.)
- Работа с текстом во время чтения 3 части.
- Что называют паровой машиной? (Машина, работающая не на бензине, а на пару)
Показ слайда с изображением паровой машины.
˂Слайд 3˃
- Игрушки с паровыми котлами были небезопасны, и, чтобы не произошла неприятность, как, например, с Карлсоном, в железную дорогу играли под открытым небом. И поэтому паровую машину называли еще «садовой».
- Почему Карлсон торопился завести машину? (Ему было ужасно интересно. Он не мог допустить того, чтобы его остановили, помешали.)
- Как отреагировал Малыш при виде огня? (Ответы детей)
- Как вы понимаете выражение «Глаза заблестели»? (Ответы детей)
- Выражение глаз - это ключ к мыслям человека. Есть такие выражения, как: "Испепелить взглядом", "Глаза ребенка", "Глазки забегали", "У него недобрый глаз". Давайте попробуем разгадать значение этих выражений.
˂Слайд 4˃
(Предположения детей при помощи учителя)
- Обрадовался ли Малыш тому, что машина завелась? (Задорность Карлсона передалась и Малышу)
- Чем закончилась веселая история? Как отреагировали на нее Малыш? Карлсон? (Вместе с ответами детей можно составить схемы на сопоставление)
˂Слайд 5˃
испугался растерялся Малыш мог заплакать подумал о наказании и др. | был в восторге не унывал Карлсон ликовал не думал об ответственности и др. |
- Давайте послушаем отрывок аудиозаписи, где артисты точно передают настроение героев (аудиозапись).
- Чтобы работать также результативно, надо размяться. Под музыку повторяем за мной движения.
Физкультминутка.
( Во время проведения физкультминутки звучит фонограмма песни «Толстый Карлсон»)
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
- Работа с текстом после чтения.
- Кто герои сказки?
- Что нового о них узнали?
- Какие авторские сравнения делают текст сказки интересным?
- Где жил Малыш? («..в самом обыкновенном доме..»)
- А где жил Карлсон? (Ответы детей)
- Домашним заданием было - нарисовать Карлсона в домике таким, каким вы его представили. Давайте посмотрим ваши рисунки.
(Обсуждение рисунков детей. Учитель показывает слайд с домиком Карлсона в музее сказок Астрид Линдгрен "Юнибакен" в Стокгольме)
˂Слайд 6˃
- На ваших рисунках не определишь, Карлсон - ребенок или взрослый. Попробуйте отстоять свое мнение. (Дети делают самостоятельные выводы)
(Обобщение учителем)
˂Слайд 7˃
- Карлсон проказничает как непослушный ребенок, любит «пошалить», а это свойственно детям. Жить на крыше – это тоже шалость. Много фантазирует и выдает желаемое за действительность.
Он же говорит о себе как о «мужчине, в самом расцвете сил». Следовательно, Карлсона можно назвать взрослым ребенком.
- Итоговая беседа.
- «По вашим глазам» я увидела, что вам нравится Карлсон. Кто сможет объяснить почему?
- За что малыш полюбил Карлсона? (С Карлсоном Малыш не чувствует себя одиноким. Малыш нашел себе веселого друга, а с таким не заскучаешь.)
- Как автор относится к своему герою? Докажите примерами из текста.
- Домашнее задание.
˂Слайд 8˃
Задание по вариантам.
1 вариант:
- Собрать из текста материал о Малыше. Подготовить устный рассказ о нем.
2 вариант:
- Собрать из текста материал о Карлсоне. Подготовить устный рассказ о нем.
Источники информации:
- Книга для чтения во 2-м классе «Маленькая дверь в большой мир», часть1, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва, БАЛАСС, 2005.
- http://www.niceplaces.com/gallery/ukraine/kiev/343/2449.htm - фото паровой машины в «Киевском музее истории».
- audioskazka-malysh-i-karlson-kotoryj-zhivet-na.html- аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…».
- www.zloy-fizruk.narod.ru – физкультминутка.
- http://music-60-70.narod.ru/ot-po-git/poyuschie_gitary_-_tolsty_karlson.mp3 - фонограмма песни «Толстый Карлсон».
6. http://fotki.yandex.ru/users/n-myasoedova/view/35335/
http://just.bebop.ru/fin98.htm
http://war.deti.mail.ru/mail/ilza69/1926/2238.html
http://fotki.yandex.ru/users/n-myasoedova/view/35335/ - фото домика Карлсона в музее сказок Астрид Линдгрен "Юнибакен" в Стокгольме.
- http://rosfilm.ru/news4355.html - Кадр из фильма «Карлсон, который живет на
крыше…»
8. Справочное издание «Толковый словарь крылатых слов и выражений»/
Автор – составитель А.Кирсанова.-М: «мартин», 2007. – 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....