Урок литературного чтения.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения построен с использованием презентации, выполненной в программе MicrosoftOfficePowerPoint, приемов по развитию критического мышления учащихся. Урок направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. Использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности с применением аудиозаписи сказки «Малыш и Карлсон…». Используются такие виды работ как: фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальные выступления заранее подготовленных ребят. Выставка рисунков позволяет эстетически переживать прочитанное.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема: «Знакомство с творчеством Астрид Линдгрен и ее новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2.»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Никитина Светлана Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Тарко-Сале Пуровского района
Аннотация к уроку:
Урок литературного чтения построен с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Office Power Point, приемов по развитию критического мышления учащихся. Урок направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. Использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности с применением аудиозаписи сказки «Малыш и Карлсон…». Используются такие виды работ как: фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальные выступления заранее подготовленных ребят. Выставка рисунков позволяет эстетически переживать прочитанное.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Тема: «Знакомство с творчеством Астрид Линдгрен и ее новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2.»
Цель урока:
- познакомить учащихся с творчеством Астрид Линдгрен и новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», (Части 1-2).
Задачи урока:
- помочь понять образ времени, о котором пойдет речь
- отработать навыки правильного плавного чтения, умения находить ответы в тексте
- воспитывать внимательность, любовь к сказке
- развивать воображение, фантазию
- способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе.
Учебно-методическое обеспечение: Образовательная система «Школа 2100»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение. 2 класс. Маленькая дверь в большой мир.
Время реализации урока: 2 четверть
Необходимое оборудование и материалы для урока:
Диапроектор, компьютер, презентация урока, аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…» А.Линдгрен, костюм Карлсона и Малыша для учащихся класса, выставка книг А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…».
Авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point.
План проведения урока:
№ | Этапы урока | Временная реализация |
1. | Беседа с введением в тему урока. | 7 минут |
2. | Работа с текстом 1 части. Прослушивание отрывка из повести-сказки. | 15 минут |
3. | Офтальмологическая гимнастика. | 1 минута |
4. | Работа с текстом 2 части. | 10 минут |
5. | Итог урока. | 5 минут |
6. | Домашнее задание. | 3 минут |
Ход урока:
- Беседа с введением в тему урока.
(Слайд 2) – заставка к уроку.
- Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие. Мы сегодня отправимся в город под именем Стокгольм. (Показ слайдов 3-6).
- Стокгольм - один из самых крупных скандинавских городов, раскинувшийся на островах у побережья Балтийского моря. Стокгольм называют "Красавцем на воде". Ведь он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Здесь везде вода, и поэтому летом город утопает в зелени.
- В Стокгольме проживает около 1,6 млн. чел. Несмотря на это, улицы и парки города удивительно чистые, и прямо в центре можно купаться и ловить рыбу. В самом центре Стокгольма на острове Юргоден находится детский музей сказок. На большой поляне расположен «городок», в котором живут такие герои, как Пеппи длинный чулок, Карлсон, Рони, Эмили и другие.
- Кто знает, эти сказочные герои какого автора? (Астрид Линдгрен)
- А что вы можете рассказать про Астрид Линдгрен? (Ответы детей)
(Слайд 7).
- Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю, в фермерской семье. В семье росло четверо детей — Астрид, Стина и Ингегерд, и брат Гуннар. Астрид была вторым ребёнком.
Сама писательница всегда называла своё детство счастливым, именно оно служит источником вдохновения для её творчества.
В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Писательский дар и страсть к сочинительству проявились у неё, стоило ей только выучиться грамоте.
После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о сыне Ларсе и дочери Карин.
(Слайд 8).
- По словам Астрид Линдгрен, первое ее произведение «Пеппи Длинный чулок» появилось на свет, прежде всего благодаря дочери Карин. Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин, Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке.
В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей — «Мио, мой Мио!».
(Слайд 9).
Затем Астрид Линдгрен пишет трилогию — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять», где снова действует фантазийный герой.
- А кто из сказочных героев произведений А. Линдгрен больше всего нравится вам? А хотите узнать с каким героем мы сегодня встретимся? Тогда отгадайте загадку:
Он всегда живёт всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, весёлый … (Карлсон)
(Входит подготовленный ребенок в костюме Карлсона.)
- Здравствуйте, ребята! Мне мама всегда говорила, что надо быть вежливым. А вас мамы учили быть вежливыми? Тогда давайте дружно, громко поздороваемся. Здравствуйте, ребята! (Чихает)
- Что случилось? Ты простыл? (Спрашивает учитель)
- Что случилось, что случилось? У меня на крыше дождь случился. Карлсончик дорогой весь до ниточки промок. Теперь я заболею! Ты должен стать мне родной матерью и уговорить меня выпить лекарство. (Показывает на мальчика, подготовленного к роли Малыша).
- А какое лекарство?
- Фу, какой ты глупый мальчишка! Конечно же, варенье, малиновое варенье!
- Но ведь осталась одна банка!
- Ты обещал, что будешь мне родной матерью. Друг погибает, а тебе варенья жалко.
- Нет, мне не жалко (отдаёт банку варенья Карлсону).
- О, случилось чудо! Друг спас жизнь друга! Ну а теперь я хочу немного поразвлечься. Эй, мальчишки и девчонки, шалить будем? (Да!)
(Слайд 10).
Физкультминутка.
Поскачите, попляшите
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь!
(Костюмированные дети садятся за парты и работают вместе со всеми.)
II. Работа с текстом 1 части. Прослушивание отрывка из повести-сказки.
- Посмотрите на нашу выставку книг. Какие они разные, но все ужасно интересные. Они о приключениях всеми любимыми Малыша и Карлсона. На уроках литературного чтения мы прочитаем отрывки из книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
(Слайд 11).
- Откройте учебник на с. 158. Кого вы видите на иллюстрации?
- Чем необычно его место нахождения?
- Мы уже познакомились и с гномами, и с куклами, и с хоббитами, но ни один из сказочных героев не обладает тем талантом, который присуще Карлсону. Каким? (Он умеет летать.)
- Мне кажется, что вам не терпится начать чтение сказочной повести. (Самостоятельное чтение 1 части)
- Каким представляет А. Линдгрен Карлсона? (Ответы детей с опорой на текст.)
- Карлсон обыкновенный персонаж? Почему? Давайте последим глазками, как он летает.
(Слайд 12).
- С какой целью писательница, рассказывая о Малыше, несколько раз повторяет слово «обыкновенный»? (Вероятно, она хочет убедить читателей в том, что история, приключившаяся с Малышом, могла бы случиться с каждым.)
- А привычно ли имя мальчика? Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы детей)
- Послушайте, как произошло знакомство Малыша и Карлсона. (Прослушивается аудиозапись.)
- Каким мы видим Малыша? (Очень одиноким.)
III. Работа с текстом 2 части.
А теперь обратимся ко 2 части. Покажите, какие вы хорошие слушатели.
Текст 2 части читает учитель.
Вопросы после чтения:
- Какое чувство возникло у вас с появлением Карлсона?
- А как отреагировал на появление «маленького толстого человечка» Малыш? (Ответы детей с опорой на текст.)
IV. Итог урока.
- Каким вам показался Карлсон после прочитанного?
- В каждый ли дом влетает Карлсон? (Рассуждения детей.)
- Он влетает только к тому, кому очень грустно и одиноко, чтобы помочь забыть о неприятностях.
- А вы знаете, что Карлсон прилетал и в дом А. Линдгрен? Сама Линдгрен рассказывает о своей «встрече» с Карлсоном так:
(Слайд 13).
«Я увидела его, вернее, сперва услышала что-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что за окном что-то долго жужжало. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша… «Кто ты? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?». «Я – лучший в мире Карлсон, который живет на крыше, – ответил он, – а прилетел я потому, что ты написала книжку про Пеппи Длинный чулок». Тогда я дала ему адрес Малыша. Не назову этот адрес, потому что это тайна… Всё это было именно так, и я готова в этом присягнуть – на книге о Пеппи»…(Время для размышления.)
V. Домашнее задание.
(Слайд 14).
- Нарисуйте Карлсона в его домике таким, каким вы его представили после чтения 1 и 2 частей сказочной повести.
Рекомендации по костюму Карлсона:
Костюм Карлсона прост. Нам понадобятся широкие штаны, желательно клетчатые, рубашку свободного покроя и башмаки. Наденьте подтяжки, ну и, конечно, пропеллер. Можно соорудить пропеллер из картона и пришить к рубашке. Костюм для главного героя готов! Можно нанести румяна на щеки и нос, нарисовать веснушки и надеть парик, желательно с рыжими взлохмаченными волосами. Удачи!
Источники информации:
- Книга для чтения во 2-м классе «Маленькая дверь в большой мир», часть 1, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва, БАЛАСС, 2010.
2. one.rushill.ru/…/122-audioskazka-malysh-i-karlson-kotoryj-zhivet-na.html - аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Давай знакомиться! «Малыш и Карлсон , который живет на крыше»
Стокгольм - один из самых крупных скандинавских городов, раскинувшийся на островах у побережья Балтийского моря. Стокгольм называют "Красавцем на воде".
Ведь он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Здесь везде вода и поэтому летом город утопает в зелени.
В Стокгольме проживает около 1.6 млн чел. Несмотря на это, улицы и парки города удивительно чистые.
В самом центре Стокгольма на острове Юргоден находится детский музей сказок. На большой поляне расположен «городок», в котором живут такие герои, как Пеппи длинный чулок, Карлсон, Рони, Эмили и другие.
Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю, в фермерской семье. Она была вторым ребёнком. В семье росло трое сестёр — Астрид, Стина и Ингегерд, и брат Гуннар.
«Пеппи Длинный чулок» «Мио, мой Мио!»
Физкультминутка. Поскачите, попляшите Поскачите, попляшите, Сядьте тихо, полежите. Поднимитесь, распрямитесь, Потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбайтесь, Быть хорошими старайтесь!
А это вид домов сверху. Может, где-то здесь домик Карлсона?
«… Всё это было именно так, и я готова в этом присягнуть – на книге о Пеппи»…
Домашнее задание: Нарисуйте Карлсона в своем домике таким, каким вы его представили после чтения 1 и 2 частей сказочной повести.
http://science.compulenta.ru/436328/ http://sjaguar.livejournal.com/61762.html http://www.bookland.ru/catalog1071783.htm shop.avanta.ru dina-snork.narod.ru http://euguide.ru/39.html planeta . rambler . ru http://mycityua.com/articles/interview/2011/01/09/213157.html http://www.bolero.ru/catalog/category/181709/6.html http://transport-kniga.ru/zarubezhnaya-literaturnaya-skazka?page=3 http://www.internationaltoys.com/?obj=65376 Информационные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....