Урок литературного чтения.
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

 

Урок литературного чтения построен с использованием презентации, выполненной в программе MicrosoftOfficePowerPoint, приемов по развитию критического мышления учащихся. Урок направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. Использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности с применением аудиозаписи сказки «Малыш и Карлсон…». Используются такие виды работ как: фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальные выступления заранее подготовленных ребят. Выставка рисунков позволяет эстетически переживать прочитанное.

 

Предмет: Литературное чтение

 

Класс: 2 класс

 

Тема: «Знакомство с творчеством Астрид Линдгрен и ее новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Никитина Светлана Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» города Тарко-Сале Пуровского района

Аннотация к уроку:

   Урок литературного чтения построен с использованием презентации, выполненной в программе Microsoft Office Power Point, приемов по развитию критического мышления учащихся. Урок направлен на совершенствование умений чтения и понимания текста, на развитие читательской самостоятельности обучающихся. Использовалась технология формирования правильного типа читательской деятельности с применением аудиозаписи сказки «Малыш и Карлсон…». Используются такие виды работ как: фронтальная беседа, работа с учебником, индивидуальные выступления заранее подготовленных ребят. Выставка рисунков позволяет эстетически переживать прочитанное.

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тема: «Знакомство с творчеством Астрид Линдгрен и ее новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2.»

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с творчеством Астрид Линдгрен  и новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», (Части 1-2).

Задачи урока:

  1. помочь понять образ времени, о котором пойдет речь
  2. отработать навыки правильного плавного чтения, умения находить ответы в тексте
  3. воспитывать внимательность, любовь к сказке
  4. развивать воображение, фантазию
  5. способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе.

Учебно-методическое обеспечение: Образовательная система «Школа 2100»

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение. 2 класс. Маленькая дверь в большой мир.

Время реализации урока: 2 четверть

Необходимое оборудование и материалы для урока:

Диапроектор, компьютер, презентация урока, аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…» А.Линдгрен, костюм Карлсона и Малыша для учащихся класса, выставка книг А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…».

Авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная  в программе Microsoft Office Power Point.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1.

Беседа с введением в тему урока.

7 минут

2.

Работа с текстом 1 части. Прослушивание отрывка из повести-сказки.

15 минут

3.

Офтальмологическая гимнастика.

1 минута

4.

Работа с текстом 2 части.

10 минут

5.

Итог урока.

5 минут

6.

Домашнее задание.

3 минут

Ход урока:

  1. Беседа с введением в тему урока.

(Слайд 2) – заставка к уроку.

 - Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, а урок путешествие. Мы сегодня отправимся в город под именем Стокгольм. (Показ слайдов 3-6).

- Стокгольм - один из самых крупных скандинавских городов, раскинувшийся на островах у побережья Балтийского моря. Стокгольм называют "Красавцем на воде". Ведь он  расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Здесь везде  вода, и поэтому летом город утопает в зелени.

- В Стокгольме проживает около 1,6 млн. чел. Несмотря на это, улицы и парки города удивительно чистые, и прямо в центре можно купаться и ловить рыбу. В самом центре Стокгольма на острове Юргоден находится детский музей сказок. На большой поляне расположен «городок», в котором живут такие герои, как Пеппи длинный чулок, Карлсон, Рони, Эмили и другие.

- Кто знает, эти сказочные герои какого автора? (Астрид Линдгрен)

- А что вы можете рассказать про Астрид Линдгрен?  (Ответы детей)

(Слайд 7).

- Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю, в фермерской семье. В семье росло четверо детей — Астрид, Стина и Ингегерд, и брат Гуннар. Астрид была вторым ребёнком.

Сама писательница всегда называла своё детство счастливым, именно оно служит источником вдохновения для её творчества.                                                                        

В детстве Астрид Линдгрен была окружена фольклором, и многие шутки, сказки, истории, которые она слышала от отца или от друзей, легли потом в основу её собственных произведений. Писательский дар и страсть к сочинительству проявились у неё, стоило ей только выучиться грамоте.

После замужества Астрид Линдгрен решила стать домашней хозяйкой, чтобы полностью посвятить себя заботам о сыне Ларсе и дочери Карин.

(Слайд 8).

- По словам Астрид Линдгрен, первое ее произведение «Пеппи Длинный чулок» появилось на свет, прежде всего благодаря дочери Карин. Карин заболела воспалением лёгких, и каждый вечер Астрид рассказывала ей перед сном всякие истории. Однажды девочка заказала историю про Пеппи Длинный чулок — это имя она выдумала тут же, на ходу. Так Астрид Линдгрен начала сочинять историю о девочке, которая не подчиняется никаким условиям. После первой истории про Пеппи, полюбившейся Карин,  Астрид Линдгрен на протяжении следующих лет рассказывала всё новые вечерние сказки об этой рыжеволосой девочке.

В 1954 году Астрид Линдгрен сочинила первую из трёх своих сказочных повестей — «Мио, мой Мио!».

(Слайд 9).

Затем  Астрид Линдгрен пишет трилогию — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» и «Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять»,  где  снова действует фантазийный герой.

- А кто из сказочных героев произведений А. Линдгрен больше всего нравится вам? А хотите узнать с каким героем мы сегодня встретимся? Тогда отгадайте загадку:

Он всегда живёт всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой, весёлый … (Карлсон)

(Входит подготовленный ребенок в костюме Карлсона.)

- Здравствуйте, ребята! Мне мама всегда говорила, что надо быть вежливым. А вас мамы учили быть вежливыми? Тогда давайте дружно, громко поздороваемся. Здравствуйте, ребята! (Чихает)

- Что случилось? Ты простыл? (Спрашивает учитель)

- Что случилось, что случилось? У меня на крыше дождь случился. Карлсончик дорогой весь до ниточки промок. Теперь я заболею! Ты должен стать мне родной матерью и уговорить меня выпить лекарство. (Показывает на мальчика, подготовленного к роли Малыша).

- А какое лекарство?

-  Фу, какой ты глупый мальчишка! Конечно же, варенье, малиновое варенье!

-  Но ведь осталась одна банка!

-  Ты обещал, что будешь мне родной матерью. Друг погибает, а тебе варенья жалко.

-  Нет, мне не жалко (отдаёт банку варенья Карлсону).

- О, случилось чудо! Друг спас жизнь друга! Ну а теперь я хочу немного поразвлечься. Эй, мальчишки и девчонки, шалить будем? (Да!)

(Слайд 10).

Физкультминутка.

Поскачите, попляшите

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь!

(Костюмированные дети садятся за парты и работают вместе со всеми.)

II. Работа с текстом 1 части. Прослушивание отрывка из повести-сказки.

- Посмотрите на нашу выставку книг. Какие они разные, но все ужасно интересные. Они о приключениях всеми любимыми Малыша и Карлсона. На уроках литературного чтения мы прочитаем отрывки из книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

(Слайд 11).

- Откройте учебник на с. 158. Кого вы видите на иллюстрации?

- Чем необычно его место нахождения?

- Мы уже познакомились и с гномами, и с куклами, и с хоббитами, но ни один из сказочных героев не обладает тем талантом, который присуще  Карлсону. Каким? (Он умеет летать.)

- Мне кажется, что вам не терпится начать чтение сказочной повести. (Самостоятельное чтение 1 части)

- Каким представляет А. Линдгрен Карлсона? (Ответы детей с опорой на текст.)

- Карлсон обыкновенный персонаж? Почему? Давайте последим глазками, как он летает.

(Слайд 12).

- С какой целью писательница, рассказывая о Малыше,  несколько раз повторяет слово «обыкновенный»? (Вероятно, она хочет убедить читателей в том, что история, приключившаяся с Малышом, могла бы случиться с каждым.)

- А привычно ли имя мальчика? Как вы думаете, почему его так называют? (Ответы детей)

- Послушайте, как произошло знакомство Малыша и Карлсона. (Прослушивается аудиозапись.)

- Каким мы видим Малыша? (Очень одиноким.)

III. Работа с текстом 2 части.

  А теперь обратимся ко  2 части. Покажите, какие вы хорошие слушатели. 

Текст 2 части читает учитель.

Вопросы после чтения:

- Какое чувство возникло у вас с появлением Карлсона?

- А как отреагировал на появление «маленького толстого человечка»  Малыш? (Ответы детей с опорой на текст.)

IV. Итог урока.

- Каким вам показался Карлсон после прочитанного?

- В каждый ли дом влетает Карлсон? (Рассуждения детей.)

- Он влетает только к тому, кому очень грустно и одиноко, чтобы помочь забыть о неприятностях.

- А вы знаете, что Карлсон прилетал и в дом А. Линдгрен? Сама Линдгрен рассказывает о своей «встрече» с Карлсоном так:

(Слайд 13).

«Я увидела его, вернее, сперва услышала что-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что за окном что-то долго жужжало. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша… «Кто ты? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?». «Я – лучший в мире Карлсон, который живет на крыше, – ответил он, – а прилетел я потому, что ты написала книжку про Пеппи Длинный чулок». Тогда я дала ему адрес Малыша. Не назову этот адрес, потому что это тайна… Всё это было именно так, и я готова в этом присягнуть – на книге о Пеппи»…(Время для размышления.)

V. Домашнее задание.

(Слайд 14).

- Нарисуйте Карлсона в его домике таким, каким вы его представили после чтения 1 и 2 частей сказочной повести.

Рекомендации по костюму Карлсона:

Костюм Карлсона прост. Нам понадобятся широкие штаны, желательно клетчатые, рубашку свободного покроя и башмаки. Наденьте подтяжки, ну и, конечно, пропеллер. Можно соорудить пропеллер из картона и пришить к рубашке. Костюм для главного героя готов! Можно нанести румяна на щеки и нос, нарисовать веснушки и надеть парик, желательно с рыжими взлохмаченными волосами. Удачи!

Источники информации:

  1. Книга для чтения во 2-м классе «Маленькая дверь в большой мир», часть 1,  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Москва, БАЛАСС, 2010.

      2.   one.rushill.ru/…/122-audioskazka-malysh-i-karlson-kotoryj-zhivet-na.html -    аудиозапись сказки «Малыш и Карлсон…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2 класс Никитина Светлана Викторовна МБОУ «Школа №1» г . Тарко-Сале Тема: «Знакомство с творчеством Астрид Линдгрен и ее новой сказочной повестью «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2.»

Слайд 2

- Давай знакомиться! «Малыш и Карлсон , который живет на крыше»

Слайд 3

Стокгольм - один из самых крупных скандинавских городов, раскинувшийся на островах у побережья Балтийского моря. Стокгольм называют "Красавцем на воде".

Слайд 4

Ведь он расположен на 14 островах, связанных между собой мостами. Здесь везде вода и поэтому летом город утопает в зелени.

Слайд 5

В Стокгольме проживает около 1.6 млн чел. Несмотря на это, улицы и парки города удивительно чистые.

Слайд 6

В самом центре Стокгольма на острове Юргоден находится детский музей сказок. На большой поляне расположен «городок», в котором живут такие герои, как Пеппи длинный чулок, Карлсон, Рони, Эмили и другие.

Слайд 7

Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю, в фермерской семье. Она была вторым ребёнком. В семье росло трое сестёр — Астрид, Стина и Ингегерд, и брат Гуннар.

Слайд 8

«Пеппи Длинный чулок» «Мио, мой Мио!»

Слайд 10

Физкультминутка. Поскачите, попляшите Поскачите, попляшите, Сядьте тихо, полежите. Поднимитесь, распрямитесь, Потянитесь и согнитесь. Встаньте прямо, улыбайтесь, Быть хорошими старайтесь!

Слайд 11

А это вид домов сверху. Может, где-то здесь домик Карлсона?

Слайд 13

«… Всё это было именно так, и я готова в этом присягнуть – на книге о Пеппи»…

Слайд 14

Домашнее задание: Нарисуйте Карлсона в своем домике таким, каким вы его представили после чтения 1 и 2 частей сказочной повести.

Слайд 15

http://science.compulenta.ru/436328/ http://sjaguar.livejournal.com/61762.html http://www.bookland.ru/catalog1071783.htm shop.avanta.ru dina-snork.narod.ru http://euguide.ru/39.html planeta . rambler . ru http://mycityua.com/articles/interview/2011/01/09/213157.html http://www.bolero.ru/catalog/category/181709/6.html http://transport-kniga.ru/zarubezhnaya-literaturnaya-skazka?page=3 http://www.internationaltoys.com/?obj=65376 Информационные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...