Литературное чтение 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению по ОС "Школа 2100" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chtenie_3_klass.rar | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании МО Протокол №___ от «____» _______200____г.
руководитель МО _________ (Кривицкая В.Н.)
| Утверждена Приказ по школе № _____ от «___» _________200___г. Директор ________(Рогалёва А.В.) | |
Согласована «___» __________________200___ г. Замдиректора по УВР__________ (Старицына Т.И.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литературное чтение
Класс: 3«б»
Вид программы : базовая
УМК: «Школа 2100»
Автор программы: Р.Н. Бунеев
Обеспеченность УМК: 100%
Автор-составитель: Номоконова И.Г..,
учитель первой квалификационной
категории МОУ НСОШ
Стаж: 28 лет
2011 / 2012 уч. год
Пояснительная записка
Курс обучения чтению и начальному литературному образованию осуществляется в 3-м классе по учебникам «В одном счастливом детстве» в двух частях, являющимися составной частью комплекта учебников образовательной программы «Школа 2100», рекомендованы Департаментом общего среднего образования РФ, входят в Федеральный комплект.
Обучение производится по технологии Е.В. Бунеевой. Цель уроков чтения: научить детей читать художественную литературу подготовить учащихся к систематическому её изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой – открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения деткой и доступной «взрослой» литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включенные в книгу для чтения «В одном счастливом детстве» позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии; здесь и классика русской и зарубежной литературы, произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения из литературы «взрослой», современная детская литература.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Принцип идейно-художественной значимости реализуется через связь литературы (РНК) с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями, знаниями о родном крае, культуре, обычаями и традициями. Так же эта цель достигается с помощью сквозных персонажей и структурным построением учебных книг, а значит и системы урока чтения в форме эвристической беседы.
В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает книгу для чтения «В одном счастливом детстве», размышляет, задаёт вопросы, рассуждает. И вместе с Настей читают и думают ученики. Тексты подобраны по принципу актуализации тематики чтения. Они связаны с природным и тематическим календарём.
Программа чтения и начального литературного образования в 3-м классе предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, где дети работают с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают в рамках» в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел и т.д.
Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом книги «В одном счастливом детстве».
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие отрывки прозы описательного характера по выбору учителя.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся к концу 3 класса
- Техника чтения
I полугодие: Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами, Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух 60 – 70 слов и выше
II полугодие: Правильное, сознательное чтение, достаточно беглое и выразительное целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух 75 – 80 слов и выше
- Формирование приёмов понимания прочитанного:
- Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого смысла, соотнесение заглавия с содержанием и главной мыслью текста);
- Выделять ключевые слова в тексте или частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- Самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;
- Самостоятельно составлять простой план (план из вопросов, план из предложений);
- Сопоставлять структуру текста с планом;
- Самостоятельно составлять план рассказа о герое;
- Отвечать на предварительные вопросы к тексту, прогнозировать содержание;
- Использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
- Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного
- Уметь самостоятельно находить в текстах слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики;
- Уметь понимать образные выражения, представить картину, нарисованную автором;
- Высказывать своё отношение к написанному автором.
- Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
ЗНАТЬ: Рассказ. Структура, основные признаки. Соотношение понятий «герой-персонаж» - «рассказчик» - «автор»;
Повесть. Её отличие от рассказа.
Пьеса. Признаки драматического произведения.
Сравнения, олицетворение, эпитеты в художественном тексте.
- Развитие устной и письменной речи
УМЕТЬ: подробно и кратко пересказывать текс по плану;
- Выборочно пересказывать текст;
- Словесно рисовать картины к художественным текстам;
- Составлять устные рассказы о героях произведений с использованием соответствующей интонации тона, темпа, громкости речи и самостоятельно составленного плана;
- Составлять устный рассказ от имени одного из героев;
- Составлять устные и письменные описания-миниатюры;
- Заучивать наизусть, выразительно читать стихотворения, отрывки прозы с использованием соответствующей интонации и логического ударения;
- Выполнять письменные и творческие работы по окончании каждого раздела;
- Уметь писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание, обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
- Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.
Распределение учебного материала по литературному чтению
по четвертям учебного года
№ | Название раздела, изучаемых тем урока | Кол-во часов |
I четверть(36 часов) | ||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г.Сапгир «Нарисованное солнышко», Ю.Ким «Светлый день» | |
Раздел I «ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ» | ||
2 | В. Драгунский «Англичанин Павля» | 1ч |
3 | Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» | 2ч |
4 | К. Бальмонт «Капля». Сочинение-миниатюра. | 1ч |
5 | Б. Заходер «Что красивей всего» | 1ч |
6 | Урок внеклассного чтения «Что я читал летом» | 1ч |
Раздел II «ЛЕТНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ» | ||
7 | Введение в новый раздел. Ю.Ким «Отважный охотник» | 1ч |
8 | С. Голицын «Сорок изыскателей» | 4ч |
9 | И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы» | 3ч |
10 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» | 4ч |
11 | Б. Емельянов «Игра» | 1ч |
12 | К.Г. Паустовский «Кот-ворюга», работа с понятиями «образ – персонаж», «рассказчик», «автор». | 2ч |
13 | К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома» | 3ч |
14 | Обобщение по разделу. Сочинение | 1ч |
15 | Проверочная работа | 1ч |
16 | Урок внеклассного чтения «Где, что, как и почему?» | 1ч |
Раздел III «ПРИРОДА ЛЕТОМ» | ||
17 | Введение в новый раздел. С.Есенин «С добрым утром!» | 1ч |
18 | А.П. Чехов «Степь» (фрагмент из рассказа) | 1ч |
19 | А.Н. Толстой «Детство Никиты» | 2ч |
20 | И.С. Тургенев «Голуби» | |
21 | И.А. Бунин «Розы» | 1ч |
22 | В.В. Бианки «Неслышимка» | 2ч |
II четверть(28 часов) | ||
23 | М.М. Пришвин «Золотой луг» | 1ч |
24 | Б.Л. Пастернак «За поворотом» | 1ч |
25 | Обобщение по разделу. | 1ч |
26 | Урок внеклассного чтения «В путь, друзья!» | 1ч |
Раздел IV «УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ» | ||
27 | Э. Успенский «Школа клоунов» | 5ч |
28 | Б. Заходер «Перемена» | 1ч |
29 | Г. Куликов «Как я влиял на Севку» | 5ч |
30 | Б. Заходер «Вредный кот», Л. Гераськина «В стране невыученных уроков» | 5ч |
31 | Обобщение по разделу | 1ч |
32 | Урок внеклассного чтения «Разноцветное лето» | 1ч |
Раздел V «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА» | ||
33 | А.С.Пушкин «Осень», К. Бальмонт «Осень», Ф.Тютчев «есть в осени ...» | 1ч |
34 | К.Г. Паустовский «Мой дом» | 1ч |
35 | Г. Сапгир «Четыре конверта» | 1ч |
36 | Д.Самойлов «Прощание с летом» | 1ч |
37 | К.Г. Паустовский «Прощание с летом» | 2ч |
III четверть(40 часов) | ||
38 | К.Г. Паустовский «Прощание с летом». Обобщение по разделу. | 1ч |
39 | Сочинение | 1ч |
40 | Урок внеклассного чтения «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться» | 1ч |
Раздел VI «И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ...» | ||
41 | Введение в новый раздел «Что такое сказка?» Ю.Ким «Летучий ковёр» | 1ч |
42 | Г.Сапгир «Леса-чудеса», русская народная сказка «Кот и лиса», В. Берестов «Сказка» | 2ч |
43 | Русские народные сказки: Никита-Кожемяка», «Как мужик гусей делил» | 1ч |
44 | Обобщающий урок. «Русские народные сказки» Б. Гребенщиков «Под небом голубым» | 1ч |
45 | Арабские сказки «Тысячи и одной ночи», «Симбад-мореход» | 2ч |
46 | Авторские сказки. Ш.Перро «Ослиная шкура» | 2ч |
47 | Г-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 2ч |
48 | А.Волков «Волшебник изумрудного города» | 2ч |
49 | Пьеса – драматическое произведение. С.Маршак «Сказка про козла» | 1ч |
50 | В. Высотский «Песня про Кэрролла» | 1ч |
51 | Обобщение по разделу. Сочинение сказки. | 1ч |
52 | Урок внеклассного чтения «Знакомство с детской периодической печатью» | 1ч |
Раздел VII. «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ...» | ||
53 | Введение в новый раздел. С.Есенин «Поёт зима, аукает...», «Пороша» | 1ч |
54 | К. Бальмонт «Снежинка», И.Бродский «Вечером» | 1ч |
55 | Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза» | 1ч |
56 | В. Драгунский «Кот в сапогах» | 1ч |
57 | Б.Л. Пастернак «Снег идёт», А. Башлычёв «Рождественская», Д. Самойлов «Город зимний» | 1ч |
58 | В. Бианки «По следам». Проверочная работа. | 2ч |
59 | Обобщающий урок по разделу. Сочинение. | 1ч |
60 | Урок внеклассного чтения «Сказки-путешествия» | 1ч |
Раздел VIII. «ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ» | ||
61 | Введение в новый раздел. В. Берестов «Прощание с другом» | 1ч |
62 | Д. Мамин-Сибиряк «Медведко», | 1ч |
63 | Ю. Коринец «Ханг и Чанг» | 2ч |
64 | В. Драгунский «Дымка и Антон» | 1ч |
65 | Ю. Коваль «капитан Клюквин» | 3ч |
66 | Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». | 1ч |
67 | Обобщающий урок. «Добро в твоём сердце» | 1ч |
68 | Урок внеклассного чтения «Сказка-пьеса «Двенадцать месяцев» | 1ч |
Раздел IX. «МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ» | ||
69 | Введение в раздел. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой...», «Всё в порядке». | 1ч |
70 | В. Драгунский «... Бы» | 1ч |
71 | Ю. Коринец «Подарки под подушкой», А. Барто «Разговор с дочкой» | 1ч |
72 | И. Дик «Красные яблоки», А. Барто «Перед сном» | 1ч |
73 | Проверочная работа | 1ч |
IV четверть(32 часа) | ||
74 | В. Драгунский «Девочка на шаре» | 2ч |
75 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 1ч |
76 | С.Маршак «Хороший день». Обобщение по разделу. | 1ч |
77 | Сочинение о своей семье | 1ч |
78 | Урок внеклассного чтения Урок-отчёт «От чистого сердца» | 1ч |
Раздел X. «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА...» | ||
79 | Введение в раздел. О. Мандельштам «Рояль» | 1ч |
80 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 3ч |
81 | Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое вступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О танцующем снеге», «О Весне и серебряной шпаге принца» | 2ч |
82 | И. Тургенев «Певцы» (отрывок) | 1ч |
83 | В. Драгунский «Независимый горбушка» | 2ч |
84 | Сочинение «Что я представляю, когда слушаю музыку» | 1ч |
85 | Урок внеклассного чтения «Город твоих друзей» | 1ч |
Раздел XI. «ДЕНЬ СМЕХА» | ||
86 | Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеянцы» | 1ч |
87 | Г. Сапгир «Людоед и принцесса» | 1ч |
88 | В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора» | 1ч |
89 | Ю. Мориц «Малиновая кошка». Обобщение по разделу. | 1ч |
90 | Урок внеклассного чтения «Моя Хохотания» | 1ч |
Раздел XII. «О, ВЕСНА, БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ...» | ||
91 | Введение в раздел. Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича. | 1ч |
92 | Стихи о весне В. Маяковского, О. Мандельштальма, С. Чёрного, Б.Окуджавы. | 1ч |
93 | А.Толстой «Детство Никиты» (гл. Весна) | 1ч |
94 | Сочинение о весне | 1ч |
Раздел XIII. «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» | ||
95 | Введение в раздел. А Ахматова «Памяти друга» | 1ч |
96 | В. Драгунский «Арбузный переулок» | 1ч |
97 | Стихи о войне В. Высотского, Б Окуджавы, А Твардовского. | 1ч |
98 | Урок внеклассного чтения «Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет» | 1ч |
Раздел XIV. «РОДНАЯ ЗЕМЛЯ» | ||
99 | Введение в раздел. К.Г. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахревский, Г. Цыферов «Дубёнка» | 1ч |
100 | Б. Окуджава «Песенка об Арбате», С.Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце» | 1ч |
101 | Заключительный урок «Любимые книги, любимые писатели». | 1ч |
102 | Проверка техники чтения | 1ч |
103 | Урок внеклассного чтения «Необычный календарь» | 1ч |
ИТОГО: | 136 час |
Технологическая карта программы
Тема, раздел программы |
Требования
Содержание | Базовые | Повышенные | Контроль знаний | |||||||
Иметь представление | понимать | Приводить примеры | уметь | Находить в тексте | Находить и исправлять ошибки | Самостоятельно выполнять учебные задачи | придумывать | Базовые | Повышенные | ||
1. Прогнозирование содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов 2. План текста 3. Вопросы к тексту Выборочное чтение | Заглавие произведения | + | + | + | + | + | |||||
Осмысление прямого и скрытого смысла заглавия | + | + | |||||||||
Соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью | + | + | + | + | |||||||
Нахождение авторского заглавия в ряду данных | + | + | + | + | |||||||
Выделение ключевых слов в тексте | + | + | + | + | |||||||
Связь ключевых слов и главной мысли | + | + | + | + | |||||||
Деление текста на части | + | + | + | + | |||||||
Озаглавливание частей | + | + | + | + | |||||||
Определение главной мысли отдельных частей и всего текста | + | + | + | ||||||||
Варианты простого плана | + | + | |||||||||
План из вопросов | + | + | + | + | |||||||
План из повествовательных предложений | + | + | + | + | |||||||
План о герое | + | + | + | + | |||||||
Вопросы к тексту | + | + | + | + | |||||||
Вопросы по содержанию | + | + | + | + | |||||||
Выборочное чтение для подтверждения мысли | + | + | + | + | + | ||||||
Выборочное чтение по конкретному заданию | + | + | + | + | + |
Тема, раздел программы |
Требования
Содержание | Базовые | Повышенные | Контроль знаний | |||||||
Иметь представление | понимать | Приводить примеры | уметь | Находить в тексте | Находить и исправлять ошибки | Самостоятельно выполнять учебные задачи | придумывать | Базовые | Повышенные | ||
1. Работа над образом литературного героя 2. Художественный язык произведения | Слова и выражения, используемые автором для описания или характеристики героя | + | + | + | + | + | + | + | |||
Портрет героя | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Детали биографии | + | + | + | ||||||||
Черты личности | + | + | + | ||||||||
Свойства личности, проявляющиеся в поступках, мыслях, словах | + | + | + | + | |||||||
Речь героя, как средство его характеристики | + | + | + | + | |||||||
Отношение автора к герою, его обоснование | + | + | + | + | |||||||
Образные выражения | + | + | + | + | + | + | |||||
Картины, нарисованные автором | + | + | + | ||||||||
III. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями | Рассказ, его отличительные признаки | + | + | + | |||||||
Соотношение понятий «герой-персонаж» - «рассказчик» - «автор» | + | + | + | ||||||||
Повесть. Её отличие от рассказа. | + | + | + | + | |||||||
Пьеса. Признаки драматического произведения | + | + | + | + | |||||||
Сравнения в художественном тексте | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Олицетворение в художественном тексте | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Эпитеты в художественном тексте | + | + | + | + | + | + |
Тема, раздел программы |
Требования
Содержание | Базовые | Повышенные | Контроль знаний | |||||||
Иметь представление | Понимать | Приводить примеры | Уметь | Кратко характеризовать | Находить и исправлять ошибки | Самостоятельно выполнять учебные задачи | Придумывать | Базовые | Повышенные | ||
V. Развитие устной и письменной речи | Подробный пересказ по плану | + | + | + | + | + | + | ||||
Краткий пересказ по плану | + | + | + | + | + | + | |||||
Выборочный пересказ | + | + | + | + | + | + | |||||
Словесное рисование | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Картинный рассказ к художественному тексту | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Устный рассказ о героях рассказа | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Устный рассказ от имени одного из героев | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Устные и письменные миниатюры по прочитанному | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Творческие работы (сочинения на заданную тему) | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Сочинение сказок | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Сочинение рассказов | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Сочинение стихотворений | + | + | + | + | + | + | + | + |
Литература для учащихся:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «В одном счастливом детстве» в двух частях – М:. «БАЛАСС», 2005г.
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Рабочая тетрадь к учебнику «В одном счастливом детстве» в двух частях – М:. «БАЛАСС», 2005г.
Литература для учителя:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева» Программа по литературному чтению для четырёхлетней начальной школы», М:. «Просвещение», 1998г.
- Е.В. Бунеева, О.В. Смирнова, М.А. Яковлева «Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс. Методические рекомендации для учителя, – М:. «БАЛАСС», 2003г.
- Вербицкая М.В., Волошина О.И. «Связная речь. Тесты» - М:. «Дрофа» - 2000г.
- Вербицкая М.В., Волошина О.И «Русский язык. Чтение. Тесты» - М:. «Дрофа» - 2000г.
- Баталова В.К., Каткова Е.Г., Литвинова Е.А.»Сборник тестовых заданий» - М:. «Интеллект – центр», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....