Литературное чтение "Произведения А.С.Пушкина", 1-4 классы
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
учить понимать образные выражения, использованные в произведении;
развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения;
прививать любовь к родному языку, своей Родине;
развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie-pushkin.zip | 7.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение: «Произведения А.С.Пушкина»
Цели: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина;
учить понимать образные выражения, использованные в произведении;
развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: чтения, слушания, говорения;
прививать любовь к родному языку, своей Родине;
развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, рисунки детей по произведениям поэта на тему «Моя любимая сказка», выставка работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой», иллюстрации художников к сказкам А.С.Пушкина, выставка книг (сказок) Пушкина, магнитофон, аудиозапись.
Ход урока.
I.Организационный момент. Введение в урок.
1 ученик-ведущий:
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
II.Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть отрывков из произведений А.С.Пушкина.
(Дети читают наизусть любимые отрывки из произведений поэта, проиллюстрировав героев сказки)
III.Введение в тему урока.
2 ученик-ведущий:
Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А.С.Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии».Прошло 170 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе и дороже. И мы можем добавить к словам современников Пушкина только одну фразу: «Пушкин- незаходящее солнце русской поэзии».
1 ученик-ведущий:
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.
2 ученик-ведущий:
Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Всё это очень интересно!
1 ученик-ведущий:
Сейчас мы вспомним любимые сказки А.С.Пушкина.
1.Конкурс на лучшего знатока.
(у некоторых учеников на парте лежат карточки с небольшими отрывками из произведений поэта, нужно угадать, из какого произведения эти строки)
а) … «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! Отдохни, родимый».
Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел…
( «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
б) …Не дождался, к старухе воротился-
Глядь: опять перед ним землянка…
(« Сказка о рыбаке и рыбке»)
в) … «Ты, конечно, спору нет;
А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее»…
(« Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
г) … «Государь! Проснись! Беда!»-
«Что такое, господа?-
Говорит Дадон зевая.-
А?..Кто там?..Беда какая?
( «Сказка о золотом петушке»)
2. Музыкальная пауза.
На фоне аудиозаписи симфонического оркестра дети слушают истории с маленьким мальчиком Пушкиным.
Учитель.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых»- называл её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
В длинные зимние вечера в ветхом доме в селе Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег. Пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки!»- говорил он.
3. Конкурс «Узнайте, кто они?»
На нашей выставке рисунков и лепки много героев из самых разных сказок Пушкина. Узнайте, кто они?
(с каждого ряда выходят по 1 представителю, за короткий период времени нужно назвать сказку и героев данной сказки)
1 ученик-ведущий:
А как называются сказки, нарисованные ребятами?
(дети называют сказки)
2 ученик-ведущий:
А сейчас мы поиграем. Ваша задача состоит в том, чтобы точнее ответить на данный вопрос (за правильный ответ получаете жетоны).
-Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?)
-Что кричал петушок, сидя на спице?
(Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!)
-Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)
-Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся, государыня рыбка!)
-Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)
-Назови слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о Золотом петушке».
(Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.)
4.Инсценирование по произведениям Пушкина.
В зал входит ученик в шапке почтальона и вручает ведущему несколько телеграмм. Нужно узнать, кто отправил эти телеграммы.
(Читаются отрывки из произведений, дети называют героев, и если правильный ответ, то выходит ученик в данном костюме (элемент костюма))
-Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла.
(Царь Дадон)
-Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить!
(Балда)
-Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
(Молодая царевна)
- Конкурс для девочек.
Перед вами зеркальце. Нужно достоверно похвалить себя словами из произведения Пушкина.
(выходят 3 девочки с каждого ряда, вспоминая слова царевны.
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее»?)
IV.Подведение итогов урока.
-Кто же такой А.С.Пушкин?
-Какие произведения вы сегодня слышали впервые?
-Кому захотелось прочитать Пушкина еще раз? Почему?
-Выставление оценок.
V. Рефлексия.
-Что на данном уроке вам запомнилось больше всего?
VI. Домашнее задание:
Прочитать незнакомые произведения А.С.Пушкина, проиллюстрировать их, проанализировать героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)
Этот урок первый в авторском блоке "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...
Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)
Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....
Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)
3 урока литературного чтения по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс ...
Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс
Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс ...
Урок литературного чтения А.С.Пушкин. Сказки. 3 класс
Цели и задачи урока, конспект урока,...
Литературная викторина по сказкам Пушкина для 2 класса
для уроков внеклассного чтения и во внеурочной работе...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"
laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...