Урок литературного чтения А.С.Пушкин. Сказки. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пардонова Надежда Владимировна

Цели и задачи урока, конспект урока, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_skazki_a.s.pushkina.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ Школа 998 г. Москвы

Великие русские писатели

Урок литературного чтения в 3 классе «И»

Тема: «А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Пардонова Надежда Владимировна

Октябрь - 2015

Цель  урока: создать условия для  развития интереса к творчеству писателя;  развивать речь; обогащать и расширять словарный запас детей; развивать у детей фантазию, образное мышление, творческие способности;

Планируемые результаты:

познавательные:  познакомить учащиеся с Пушкиным как сказочником;   учить анализировать, делать выводы, сравнивать;  учить рассуждать, добиваться связных высказываний

регулятивные:  развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности; формировать умение самоконтроля.

личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях, умение не создавать конфликты; воспитание уважения, любви к русской литературе, патриотизма

метапредметные: формировать мотивацию к чтению, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия,

 - активно использовать речевые средства,

 - овладение логическими действиями сравнения, анализа,

 - готовность слушать собеседника.

 

 

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство

с творчеством А.С.Пушкина.

(на фоне музыки учтелель читает эти строки)

По-русски говорим мы с детства,

Но волшебство знакомых слов

Мы обретаем, как наследство,

В сиянье пушкинских стихов.

Поэт не стал далёкой тенью,

Святыней, отданной в музей.

Живет доселе он в твореньях,

Любимый друг для взрослых и детей

- А сейчас  послушаем,  как вы подготовили д/задание. А.С.Пушкин «Зимний вечер».

2. Актуализация знаний.Проверка дом. задания

1) -  Каким  настроением  проникнуто всё стихотворение? Почему?

(настроение угнетённое, печаль, грусть…Поэт находился в ссылке)

- Чем был особенно угнетён Пушкин?

Дети (учеников 5-6) читают наизусть отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

- Будьте внимательны, удастся ребятам передать эти чувства, настроение.

(анализ детей)  

2) Какое время года описывает Пушкин в этом стихотворении? Обоснуйте ответ.

(дети зачитывают нужные строки)

- Подберите синонимы к слову:  БУРЯ (метель, вьюга, буран)

- Какие средства художественной выразительности  (приёмы) использует поэт по отношению к буре?  (сравнение)

Обоснуй свой ответ.

(Дети зачитывают строки из стихотворения)

3.  Целепологание. Самоопределение

к деятельности

1) - Откройте, пожалуйста, КИМы.  Нам надо закрепить свои знания.  

( Если дети затрудняются в выборе ответа, надо смело обратиться к источнику информации – учебник)

- На последний вопрос дети не могут дать ответ, не читали сказку.

Следовательно, чтобы ответить на вопрос, надо познакомиться со сказкой А.С.Пушкина.

(Дети сами могут сформулировать и тему и задачи урока)

 2) - Сегодня мы будем знакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

4. Работа по теме урока.

1) - Скажите, а вы любите сказки?

     Вот и А.С.Пушкин их очень любил.

-Кто привил любовь к сказкам?

      Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. У Пушкина, как нам уже известно, было много друзей, но самыми близкими друзьями были его бабушка и няня. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с “высокими” литературными жанрами: “Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!” - и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы “видеть свойства нашего русского языка”.  А.С.Пушкин первым из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. В своих сказках он жестоко наказывал глуповатых попов…

2) Давайте, посмотрим на доску и   вспомним сказки А.С. Пушкина.

5. Знакомство со сказкой 

1) словарная работа

- Итак, пришло время, послушать сказку.

Но, чтобы было вам проще, давайте обратим внимание на ряд, на мой взгляд, непонятных по значению слов.

Кабы, светлица, к исходу, сени, с первой ночи понесла, срок родин, аршин, грамота, указ.

2) Слушаем отрывок до слов «Так велел-де царь Салтан»

6. Первичное закрепление. Беседа по содержанию сказки

-Прочитайте названия произведения.

- Можем ли мы говорить о жанре произведения?

(Да. Пушкин сам назвал произведение сказкой)

- О чём ещё мы можем сказать по названию сказки?

(О героях сказки, назвать персонажей)

- Прочитаем отрывок (Если время не позволяет, может быть выборочное чтение на вопросы, устные ответы детей)

- Как царь выбирал себе жену?

- Что необычного вы заметили?

(царь подслушивал, без сопровождения, без охраны, свиты)

- Кто и почему хотел несчастий молодой царице?

- Где  находился в это время  царь?

- Какой приказ послал царь с гонцом?

- Почему же бояре не выполнили  волю царя?

7.Рефлексия

- Можно ли уже сейчас сказать кто добрый

в сказке, а кто злой (отрицательный и положительный персонаж)? Почему?

- Есть желание продолжить чтение?

8. Дом. задание

Прочитать с.96-100, выполнить рисунок к отрывку

Слайд1

Творчество А.С. Пушкина

(портрет, годы жизни)

Слайд2

Пейзаж и название стихотворения

Слайд3

БУРЯ (метель, вьюга, буран)

Слайд 4

( сравнения:строки из стихотворения)

Работа в КИМах с. 10 вариант 1

Дети могут работать по цепочке.

Слайд5

Сказки А.С.Пушкина.

Слайд6

Рассказ учителя о Пушкине-сказочнике. (Арина Родионовна рассказывает А.С.Пушкину сказки)

Слайд7

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина (появляются по очереди и останавливаемся на сказке о царе Салтане)

Слайд8-9

Словарная работа

Звучит аудио-запись

Дети  могут просто слушать, но лучше следить по учебнику.

Работа по учебнику с.92-96

Читают хорошо читающие дети.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)

3 урока литературного чтения по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс ...

УМК "Планета знаний" Урок литературного чтения: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс.

Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием сингапурских обучающих структур....

Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», умк «Перспектива», 2 класс.

Урок литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспектива»Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»....

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...

Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин- Сказка о мертвой царевне 1 класс

Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушинк- Сказки..." разработанны в рамках УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...