« Духовые музыкальные инструменты, звуки и мифы. Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик» Интегрированный урок в 3 классе
план-конспект занятия по музыке (3 класс) по теме

 

Интегрированный  урок  музыки и литературного чтения  по рассказу Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» в 3-м классе одна из нестандартных форм организации обучения младших школьников. Такой урок позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, способствует развитию познавательной и творческой активности обучающихся, усиливает мотивацию обучения, учит музыкальному восприятию, воспитывает интерес к музыке, дает новые знания  о свойствах и особенностях музыкальных инструментов; учить различать их тембровую окраску; формировать способность находить общее и различное у духовых инструментов. Использование мультимедийных средств обучения дает учителю огромные возможности для повышения эффективности урока.  В ходе урока используется элементы театрализации. Тема урока детям понятна, доступна и, как оказалось, очень интересна. Воспитываются нравственные качества ребенка, формируется познавательный интерес. Дети на примерах учатся анализировать свои и чужие поступки.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Подписи к слайдам:

Валентин Катаев«Дудочка и кувшинчик»
Духовые музыкальные инструменты – звуки и мифы.
Валентин Петрович Катаев(1897 – 1986)
1
2
3
4
5
6
7
л
е
с
о
в
и
к
2
3
4
5
6
7

л
е
с
о
в
и
к
к
у
в
ш
и
н
ч
и
к
3
4
5
6
7

л
е
с
о
в
и
к
к
у
в
ш
и
н
ч
и
к
л
и
с
т
и
к
и
4
5
6
7

л
е
с
о
в
и
к
к
у
в
ш
и
н
ч
и
к
л
и
с
т
и
к
и

п
о
и
г
р
а
т
ь
5
6
7

л
е
с
о
в
и
к
к
у
в
ш
и
н
ч
и
к
л
и
с
т
и
к
и

п
о
и
г
р
а
т
ь
в
о
с
х
и
щ
е
н
и
е
6
7

л
е
с
о
в
и
к
к
у
в
ш
и
н
ч
и
к
л
и
с
т
и
к
и

п
о
и
г
р
а
т
ь
в
о
с
х
и
щ
е
н
и
е

л
е
н
ь
7

л
е
с
о
в
и
к
к
у
в
ш
и
н
ч
и
к
л
и
с
т
и
к
и

п
о
и
г
р
а
т
ь
в
о
с
х
и
щ
е
н
и
е

л
е
н
ь

п
е
н
ь
Свирель
Пан – Бог лесов и пастбищ
Прекрасная Сиринкс
Флейта Пана
Флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название произошло от слова «флатус» - дуновение.
И. С. Бах «Шутка»
Где смелость , там и победа.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
Как аукнется,так и откликнется.
Д
О
М
О
Л
Ц
Ы


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок

Музыки и литературного чтения

учитель музыки Пономарева Светлана Борисовна.

Тип урока:                 Интегрированный

Тема урока:                « Духовые музыкальные инструменты, звуки и мифы. Валентин Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Цель урока:                Образовательная – Познакомить со звучанием духовых инструментов; тембром флейты; с музыкальным произведением И.С. Баха «Шутка», познакомить с биографией В. Катаева; формировать у детей читательские умения, проведение литературоведческой пропедевтики; формировать умения логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи; обогащать словарный запас слов.                        

Развивающая -  Расширять музыкальный «багаж» звуков и интонаций. Развивать устную речь; формировать читательскую самостоятельность; развивать артикуляционный аппарат; дикцию. Расширять кругозор детей; развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять.                        

Воспитательная – воспитание нравственности, через анализ содержания художественного произведения; воспитать интерес к миру  художественной литературы, музыкальному миру и жизни талантливых писателей и композиторов. Воспитания умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование:                Учебник «Родная речь» М.В. Голованова, В.Г. Горецкий книга 2, часть 2., аудио кассеты, костюмы и декорации, презентация Pawer Point.

Т.С.О.        экран, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, фортепиано.

Ход урока:

1)         Организационный момент.

2)         Сообщение темы урока. Постановка цели.

        - Сегодня мы завершаем работу над произведением В. П. Катаева «Дудочка и кувшинчик». Мы должны ответить на вопрос: « Чему учит эта сказка?». Кроме того, мы познакомимся на уроке с некоторыми духовыми инструментами, послушаем, как они звучат.  (СЛАЙД 1)

3)        Подготовительная работа.

  • сообщение о жизни и творчестве Катаева. (СЛАЙД 2)

- Кто может объяснить, почему это произведение является сказкой?

- Кто является созидателем этой сказки?

  • Давайте послушаем биографию этого талантливого писателя.

(Рассказ детей о В. П. Катаеве.)

        В. П. Катаев родился 16 января 1897 года в Одессе, семье учителя. Учился в Одесской гимназии с 9 лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в Одесских газетах. В 1922 году переезжает жить в Москву. Публикует свои фельетоны  в газетах «Гудок», «Труд», «Крокодил».

Много произведений пишет для детей: «Цветик - семицветик», «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Сын полка». По повести «Сын полка» и «Белеет парус одинокий» поставлены одноименные фильмы. За повесть «Сын полка» Катаев получил Сталинскую премию. (СЛАЙД 3)

  • Беседа об услышанном.

Что запомнили из услышанного?  (ответы детей)

4)        Работа над произведением.

         «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» - говорил

А. С. Пушкин.

- Давайте мы с вами проанализируем сказку и рассмотрим, чему же она нас учит?

  • Вы будите отвечать на мои вопросы и одновременно разгадывать кроссворд, который для вас составил одни из героев этой сказки.

КРОССВОРД (СЛАЙДЫ  с 4 по 11)

1) Кому принадлежала волшебная дудочка (лесовику)?

2) На что хотел лесовик обменять свою волшебную дудочку (на кувшинчик)?

3) Какой волшебной силой обладала дудочка? Уточним, откуда появлялись люди (из-под листиков)?

4) Что стала делать Женя с дудочкой, когда поменяла ее на кувшинчик? (просила поиграть)?

  • Я вас просила дома выучить отрывок, в котором дается описание, как жители леса реагировали на игру дудочки. Поднимите руку, кто пойдет ко мне и перескажет этот отрывок?

5) Какое чувство испытывали жители леса, когда играла волшебная дудочка (восхищение)?

  • А вы хотите послушать, как играет дудочка?   (звучит аудио запись)

  • Какие картины вы себе представили, когда слушали игру дудочки?

(ответы детей)

Физкультминутка

6) Удалось Жене при помощи одной дудочки собрать люди? А почему она сразу не захотела собирать ягоду в кувшинчик. Какая черта характера помешала ей сделать это? (или какая черта характера помешала Жене сразу собирать ягоду в кувшинчик?)

7) Как повел себя старик-боровик, коренной лесовик, когда понял, что Женя просто ленится собирать ягоды (провалился под пень)?

Найдите диалог Жени с лесовиком и зачитайте?  Итак, куда провалился старик-лесовик?

Мы с вами разгадали весь кроссворд. Какое в нем еще спряталось слово?

( СВИРЕЛЬ) (СЛАЙД 12)

5)         История происхождения духовых музыкальных инструментов.

  •  история происхождения флейты

Флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» - дуновение.

        О происхождении флейты сложены легенды и мифы. Вот один из них. (СЛАЙДЫ  с 13 по 16)

        Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти её, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть  флейтой Пана.  ( СЛАЙД 17)

Послушайте, как звучит флейта Пана сделанная из бамбука и тростника. ( СЛАЙД 18)

- Скажите, ребята, чем отличается тембр флейты, сделанной из бамбука, от флейты, сделанной из тростника?

  • слушанье произведения И.С. Баха «Шутка». (СЛАЙД 19)

6)         Работа с пословицами.

-Изменилось Женя в конце сказки?

-Кто все же научил Женю собирать ягоды?

-Кто ее вразумил?

-Посмотрите на экран. (СЛАЙД 20)

Какую из этих пословиц подошла бы к сказке?

-Как вы ее понимаете?

7)          Итог урока

-Мы многое с вами обсудили и впитали для себя что-то важное. Чему же учит эта сказка?

-Вы очень хорошо поработали сегодня. Спасибо вам за старание, усердие, прилежание. Компьютер внес свое мнение о вашей работе на уроке. Ой, ребята, что-то с компьютером случилось, все буквы перепутались.

 (СЛАЙД 21)

Давайте догадаемся, что же он хотел вам сказать? Вы, ребята, молодцы! Спасибо вам за урок. А в качестве подарка для вас и наших гостей  пусть будет отрывок из пьесы по произведению В. П. Катаева «Дудочка и кувшинчик».

        Инсценированный показ сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик». ( СЛАЙДЫ с 22 по 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (4 класс) Тема: Сказки Пушкина. Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.Формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок .Развивать артистические способности.Воспитывать чувство дружбы, люб...

Разработка интегрированного урока 4 класс о космосе

Конспект интегрированного урока, посвящённого Дню Космонавтики, для учащихся 4 класса...

Закрепление написания строчных букв з, г, д, к, а. Здоровая пища (интегрированный урок, 1 класс)

Конспект интегрированного урока письма и окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века") по темам:письмо «Закрепление написания строчных букв з, г, д, к, а; их соединений...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС В. П. КАТАЕВ. «ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК»

Знакомство учащихся с произведением В. П. Катаева;развитие кругозора; воспитания трудолюбия и любви к природе....

Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.

Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...

Интегрированный урок 3 класс. Тема урока. Текст.

Тема: Текст.Интегрируемые предметы: литературное чтение, русский язык, математика и информатикаОбщее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста, совершенствовать умения наход...