Синквейн как вид текста (на материале стихотворения С. Есенина "Лебёдушка")
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
УМК "Школа России"
Цели:
1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.
2. Познакомить с особенностями создания текста – синквейна как способа характеристики персонажа.
3. Формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 44.5 КБ |
prezentaciya.pptx | 226.53 КБ |
interaktivnye_igry.notebook | 590.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Жилина Ю.Ю., учитель высшей квалификационной категории
г. Бугульма, Республика Татарстан
Синквейн как вид текста (на материале стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»), урок литературного чтения, 4 класс.
Цели:
1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.
2. Познакомить с особенностями создания текста – синквейна как способа характеристики персонажа.
3. Формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения.
Для оптимальной реализации целей и задач урока в основу положены следующие виды, приёмы, методы обучения:
беседа как словесный метод даёт простор для самовыражения учащихся и способствует развитию образного и логического мышления, оперативной и долговременной памяти и творческого воображения;
аналитическая беседа способствует глубокому пониманию смысла изученного и обеспечивает многократное повторное обращение к теме урока, формируя практический уровень знаний;
обобщающая беседа помогает сформулировать основные выводы по изучаемой теме;
индивидуальная работа и элементы интерактивных игр обеспечивают формирование умений на практическом уровне.
Оборудование:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Нетбуки
4. Презентационная программа для мультимедийной демонстрации
Ход урока:
- Позитивный настрой на урок.
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.
1. Звучит отрывок из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина
2. Дети на карточках читают отрывок из стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…»
3. Слово учителя:
-Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас прозвучали? Посмотрите на портрет поэта (1 слайд: а) портрет; б) Сергей Есенин).
-Какие стихотворения С. Есенина учили, читали – знаем? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки»)
-Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам).
-Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.
4. Дети формулируют цель урока, учитель – тему: на материале стихотворения С. Есенина познакомимся с новым видом работы над созданием текста.
5. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Узнай название стихотворения» (1 слайд: «Лебёдушка»).
- Словарно-лексическая работа.
-Давайте подготовимся к чтению.
1. Читаем слова, деля их по слогам и правильно ставя ударение (2 слайд).
2. Знакомимся с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании (3 слайд).
- Чтение стихотворения учителем и учениками (индивидуально, хором, по цепочке).
-Впечатления от прочитанного? Какие чувства испытали?
-Работаем с нетбуками – интерактивные игры, направленные на углубление понимания прочитанного («Мозаика» - собираем слова, заменяем синонимичными, «Рассыпанное предложение» - восстанавливаем предложение, объясняем смысл).
- Аналитическая работа по содержанию текста.
-Что напомнило вам стихотворение? Какой жанр устного народного творчества? (Народную песню или сказку).
-Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.
-Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду?
-Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра - …? (Эпитеты и сравнения).
-Как поэт относится к лебёдушке? Доказываем выдержками из текста.
-Что необычного в изображении лебёдушки?
-Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью?
-Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения.
-Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности?
- Знакомство с новым видом работы над созданием текста.
1.
-Предлагаю новый вид работы над созданием текста – характеристики героя.
-Прочитайте, как он называется (работа с нетбуками//4 слайд: синквейн).
-Синквейн (с французского – 5 вдохновений, 5 удач) – это…? (4 слайд – краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам). Запомним эти особые правила.
-1 строка – одно существительное (тема) (5 слайд, по строчке).
-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.
-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.
-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.
-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).
-Рифма не нужна.
-По данному алгоритму составим синквейн.
1. Лебёдушка (6 слайд, по строчке).
2. Нежная. Заботливая. Красивая. Белоснежная.
3. Заботилась. Дозорила. Спасла.
4. Она любит детей до смерти. В опасности думает о детях.
5. Мать. Святая.
-Этот синквейн помогает нам представить характер героини.
-Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.
-Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).
-Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).
-Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.
1. Орёл.
2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).
3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.
4. Не знает жалости, сожаления.
5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).
2.
-Подводим итог. Как настроение? Почему такое?
-Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом?
3.
-Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: Лебёдушка вам никого не напомнила?
-Общее? (Тема самопожертвования).
- Домашнее задание.
-Перечитав стихотворение, разделите его на части, озаглавив каждую; составьте синквейн, опираясь на памятку, данную вам на флэш-картах Smart, о героях, которые вам запомнились своим самоотвержением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сергей Есенин «Лебёдушка»
/ шеп-та-ли-ся / ле-бе-жа-туш-ки / по-се-редь / шел-к о -ва-я / у по-б е -режь-я / ла-з о -ре-вы / под-жи-да-ю-чи / рас-плас-тан-ный / по-мерт-ве-лы-ми
златотканые- ватага – заводь – затон – лазоревый – сотканный из золотых нитей большая шумная группа часть реки около берега с замедленным течением то же, что и заводь светло-синий, цвета ясного неба, небесно-голубой
краткий текст из пяти строчек, написанных по особым правилам. Синквейн -
1 строка - 1 существительное (тема ) 2 строка - 2 прилагательных , определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём 3 строка - 3 глагола , называющих действия, которые производит существительное 4 строка - фраза или предложение из 4 слов , передающая ваше отношение к существительному 5 строка - синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)
1 строка – 1 существительное (тема ) 2 строка - 2 прилагательных , определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём 3 строка - 3 глагола , называющих действия, которые производит существительное 4 строка - фраза (или предложение) из 4 слов , передающая ваше отношение к существительному 5 строка - синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова) СИНКВЕЙН 1. Лебёдушка. 2. Нежная. Заботливая. 3. Ухаживала. Дозорила . Спасла. 4. Она любит детей до смерти. 5. Мать.
1. Лебёдушка. 2. Нежная. Заботливая. 3. Ухаживала. Дозорила . Спасла. 4. Она любит детей до смерти. 5. Мать. СИНКВЕЙН 1. Орёл. 2. Сильный. Хищный. 3. Высматривал. Кинулся. Растерзал. 4. Не знает жалости, сожаления. 5. Зло. Беда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в 4 классе "Краткий пересказ текста (на материале сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" )"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза»....
Конспект урока "Северные мотивы" (На материале стихотворения эскимосской поэтессы Ненлюмкиной З.Н. "Птицы Наукана") Проект " Игра со словом" (учимся писать стихи)
Конспект к уроку по литературному чтению (региональный компонент) для 3-4 классов...
Синквейн- французское стихотворение - "пятистишие"
В статье описывается метод составления синквейна в 1 классе...
Конспект урока по теме: «Работа с текстом и анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!»» (4 класс). УМК Школа России
Цели деятельности учителя:формирование представлений о лирике как роде литературы;создание образа Родины, авторское отношение к природе в стихотворениях;развитие навыка анализа поэтического текста.Пла...
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного...
План конспект урока литературного чтения по теме " Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
План конспект урока литературного чтения для 3 класса....
Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева
Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения...