Синквейн как вид текста (на материале стихотворения С. Есенина "Лебёдушка")
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Жилина Юлия Юрьевна

УМК "Школа России"

 

Цели:

1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.

2.  Познакомить с особенностями создания текста – синквейна как способа характеристики персонажа.

3. Формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc44.5 КБ
Файл prezentaciya.pptx226.53 КБ
Binary Data interaktivnye_igry.notebook590.71 КБ

Предварительный просмотр:

Жилина Ю.Ю., учитель высшей квалификационной категории

г. Бугульма, Республика Татарстан

Синквейн как вид текста (на материале стихотворения С.Есенина «Лебёдушка»), урок литературного чтения, 4 класс.

Цели:

1. Совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.

2.  Познакомить с особенностями создания текста – синквейна как способа характеристики персонажа.

3. Формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения.

Для оптимальной реализации целей и задач урока в основу положены следующие виды, приёмы, методы обучения:

беседа как словесный метод даёт простор для самовыражения учащихся и способствует развитию образного и логического мышления, оперативной  и долговременной памяти и творческого воображения;

аналитическая беседа способствует глубокому пониманию смысла изученного  и обеспечивает многократное повторное обращение к теме урока, формируя практический уровень знаний;

обобщающая беседа помогает сформулировать основные выводы по изучаемой теме;

индивидуальная работа и элементы интерактивных игр обеспечивают  формирование умений на практическом уровне.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Нетбуки

4. Презентационная программа для мультимедийной демонстрации

Ход урока:

  1. Позитивный настрой на урок.
  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели.

1. Звучит отрывок из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина

2. Дети на карточках читают отрывок из стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…»

3. Слово учителя:

-Узнали автора стихотворений, отрывки которых сейчас прозвучали? Посмотрите на портрет поэта (1 слайд: а) портрет; б) Сергей Есенин).

-Какие стихотворения С. Есенина учили, читали – знаем? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки»)

-Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам).

-Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа.

4. Дети формулируют цель урока, учитель – тему: на материале стихотворения С. Есенина познакомимся с новым видом работы над созданием текста.

5. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Узнай название стихотворения» (1 слайд: «Лебёдушка»).

  1. Словарно-лексическая работа.

-Давайте подготовимся к чтению.

1. Читаем слова, деля их по слогам и правильно ставя ударение (2 слайд).

2. Знакомимся с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании (3 слайд).

  1. Чтение стихотворения учителем и учениками (индивидуально, хором, по цепочке).

-Впечатления от прочитанного? Какие чувства испытали?

-Работаем с нетбуками интерактивные игры, направленные на углубление понимания прочитанного («Мозаика» - собираем слова, заменяем синонимичными, «Рассыпанное предложение» - восстанавливаем предложение, объясняем смысл).

  1. Аналитическая работа по содержанию текста.

-Что напомнило вам стихотворение? Какой жанр устного народного творчества? (Народную песню или сказку).

-Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях.

-Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду?

-Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра - …? (Эпитеты и сравнения).

-Как поэт относится к лебёдушке? Доказываем выдержками из текста.

-Что необычного в изображении лебёдушки?

-Как автору удаётся показать, что она была хорошей матерью?

-Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения.

-Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности?

  1. Знакомство с новым видом работы над созданием текста.

1.

-Предлагаю новый вид работы над созданием текста – характеристики героя.

-Прочитайте, как он называется (работа с нетбуками//4 слайд: синквейн).

-Синквейн (с французского – 5 вдохновений, 5 удач) – это…? (4 слайд – краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам). Запомним эти особые правила.

-1 строка – одно существительное (тема) (5 слайд, по строчке).

-2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём.

-3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное.

-4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.

-5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова).

-Рифма не нужна.

-По данному алгоритму составим синквейн.

1. Лебёдушка (6 слайд, по строчке).

2. Нежная. Заботливая.                                          Красивая. Белоснежная.

3. Заботилась. Дозорила. Спасла.                        

4. Она любит детей до смерти.                             В опасности думает о детях.

5. Мать.                                                                    Святая.

-Этот синквейн помогает нам представить характер героини.

-Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма.

-Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу).

-Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл).

-Составим синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.

1. Орёл.

2. Могучий, Чёрный. (Сильный. Хищный).

3. Высматривал. Кинулся. Растерзал.

4. Не знает жалости, сожаления.

5. Зло. Беда. (Угроза. Эгоизм).

       2. 

-Подводим итог. Как настроение? Почему такое?

-Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом?

       3. 

-Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: Лебёдушка вам никого не напомнила?

-Общее? (Тема самопожертвования).

  1. Домашнее задание.

-Перечитав стихотворение, разделите его на части, озаглавив каждую; составьте синквейн, опираясь на памятку, данную вам на флэш-картах Smart, о героях, которые вам запомнились своим самоотвержением.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сергей Есенин «Лебёдушка»

Слайд 3

/ шеп-та-ли-ся / ле-бе-жа-туш-ки / по-се-редь / шел-к о -ва-я / у по-б е -режь-я / ла-з о -ре-вы / под-жи-да-ю-чи / рас-плас-тан-ный / по-мерт-ве-лы-ми

Слайд 4

златотканые- ватага – заводь – затон – лазоревый – сотканный из золотых нитей большая шумная группа часть реки около берега с замедленным течением то же, что и заводь светло-синий, цвета ясного неба, небесно-голубой

Слайд 5

краткий текст из пяти строчек, написанных по особым правилам. Синквейн -

Слайд 6

1 строка - 1 существительное (тема ) 2 строка - 2 прилагательных , определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём 3 строка - 3 глагола , называющих действия, которые производит существительное 4 строка - фраза или предложение из 4 слов , передающая ваше отношение к существительному 5 строка - синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова)

Слайд 7

1 строка – 1 существительное (тема ) 2 строка - 2 прилагательных , определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём 3 строка - 3 глагола , называющих действия, которые производит существительное 4 строка - фраза (или предложение) из 4 слов , передающая ваше отношение к существительному 5 строка - синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова) СИНКВЕЙН 1. Лебёдушка. 2. Нежная. Заботливая. 3. Ухаживала. Дозорила . Спасла. 4. Она любит детей до смерти. 5. Мать.

Слайд 8

1. Лебёдушка. 2. Нежная. Заботливая. 3. Ухаживала. Дозорила . Спасла. 4. Она любит детей до смерти. 5. Мать. СИНКВЕЙН 1. Орёл. 2. Сильный. Хищный. 3. Высматривал. Кинулся. Растерзал. 4. Не знает жалости, сожаления. 5. Зло. Беда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в 4 классе "Краткий пересказ текста (на материале сказки В. Катаева "Цветик-семицветик" )"

Урок разработан  для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом «Задержка психического развития церебрально-органического генеза»....

Синквейн- французское стихотворение - "пятистишие"

В статье описывается метод составления синквейна в 1 классе...

Конспект урока по теме: «Работа с текстом и анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!»» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование представлений о лирике как роде литературы;создание образа Родины, авторское отношение к природе в стихотворениях;развитие навыка анализа поэтического текста.Пла...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

Конспект урока русского языка 4 класс Тема: Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева

Представлен материал по обучению учащихся 4 класса написанию сжатого изложения...