План конспект урока литературного чтения по теме " Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
План конспект урока литературного чтения для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
УМК: «Перспективная Начальная школа» 3 класс
(Чуракова Н.А. 3 класс 1 часть. с.34-37)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 21.09.2021
Время: 10:40-11:20
Место: Гимназия №2
Класс: 3 А
Целевой компонент урока:
Тема урока: Создание поэтами художественных образов, использование приёмов: олицетворение, сравнение, контраст, звукопись. На материале стихотворения И. Бунина "Листопад".
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста лирического стихотворения, для умения давать характеристику, определять жанровые особенности лирического стихотворения, понимание приемов олицетворения, сравнения, контраста и звукописи в литературе.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения анализировать текст лирического стихотворения, понимать смысл, определять тему, идейное содержание, давать характеристику лирического героя, определять причинно-следственные связи поступков героев, определять жанровые особенности лирического стихотворения и определять художественные приемы: олицетворение, сравнение, контраст и звукопись.
Развивающие: способствовать развитию психических процессов: произвольного внимания, произвольной памяти, воображения, наглядно-образного мышления, речи; совершенствованию навыка чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развитию связной речи, умению анализировать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы, умению выделять жанровые особенности лирического стихотворения, расширению кругозора, развитию любознательности, развитию читательской самостоятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, добру, родине; воспитание читательского интереса к произведениям русских поэтов и писателей, воспитание вдумчивого чтеца.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование интереса к книгам и потребности в чтении, формирование умения воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу; пользуются словарями и справочниками, осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, осуществляют анализ произведения; устанавливают причинно-следственные связи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой и точностью высказывают свою точку зрения и обосновывают ее; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: правильно, сознательно, выразительно читают, анализируют текст лирического стихотворения: отвечают на вопросы и составляют вопросы по содержанию прочитанного, понимают смысл, характеризуют лирических героев, выявляют причинно-следственные связи, определяют основную мысль и идейное содержание произведения, выделяют и определяют приемы олицетворения, сравнения, контраста и звукописи в литературе.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, колонки, раздаточный материал.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте! Меня зовут Лилия Александровна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Лежит ли у вас учебник, тетрадь, дневник?
- Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
У.: Ребята, как вы думаете, для чего нужно учиться старательно и внимательно слушать учителя на уроке?
О.: Для того, чтобы получать знания.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.
У.: Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?
О.: Мы изучали сказку «Как оттенить тишину».
У.: Хорошо. С творчеством какого писателя вы познакомились на прошлом уроке?
О.: Сергеем Козловым.
У.: Вашим домашним заданием было чтение по ролям сказки С. Козлова «Как оттенить тишину». Сейчас мы проверим как вы подготовились, но сначала подготовимся к чтению.
Фонетическая разминка
Для этого прочитаем скороговорку. Читаем все вместе вслух. (Слайд со скороговоркой. Произносим с похлопыванием.)
Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
Деятельность обучающихся: чтение по ролям, со сменой обучающихся.
У.: Ребята, у вас на парте лежат карточки с таблицей анализа чтения. Чье чтение было лучшим? Почему?
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
Оценка «5» - своевременно начинает читать свои слова, подбирает правильно интонацию, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, читает безошибочно и выразительно: без искажения слов, громко, четко, внятно.
Оценка «4» - своевременно начинает читать свои слова, подбирает правильно интонацию, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, читает безошибочно, но при чтении искажает некоторые слова, читает негромко, нечетко, невнятно.
Оценка «3» - своевременно начинает читать свои слова, выбранный темп чтения соответствует данному жанру произведения, но допускает ошибки в словах, читает невыразительно, искажает слова, негромко, нечетко, невнятно.
Оценка «2» - читает свои слова не своевременно, не следит за чтением текста, подбирает неправильную интонацию, читает с ошибками и невыразительно.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Беседа
У.: Ребята, какое сейчас время года?
О.: Осень
У.: Что характерно для осени? Как вы можете ее описать?
О.: Пасмурно. Листья Опадают с деревьев. Дожди…
У.: Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк. А чтобы узнать о творчестве какого писателя мы поговорим сегодня, выполним задание.
На доске вы видите буквы. Ваша задача расставить буквы в правильном порядке так, чтобы получилась фамилия писателя.
О.: 1 обучающийся встает с места и расставляет буквы в правильном порядке, составляя слово.
У.: Какое слово у нас получилось?
О.: Бунин.
У.: Правильно, Иван Андреевич Бунин, вы уже с ним знакомы. Что вы о нем знаете? На уроке мы продолжим знакомство с биографией Ивана Алексеевича Бунина, а также с его лирическим стихотворением. Для того, чтобы узнать, как называется стихотворение, которое мы будем сегодня анализировать, нам поможет загадка.
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).
У.: На примере стихотворения мы и рассмотрим использование поэтом таких приемов, как олицетворение, сравнение, контраст и звукопись.
Попробуйте с помощью «слов-помощников» определить задачи урока
-вспомним о...(художественных приемах)
-узнаем …. (новые факты из биографии И.А.Бунине)
- познакомимся с особенностями…(лирического стихотворения)
- будем учиться… (понимать использование художественных приемов)
(Читают сами и отвечают)
IV. Открытие новых умений, знаний. (Беседа и показ нового материала)
У.: Сейчас мы с вами познакомимся с краткими биографическими сведениями И. А. Бунина.
1) Краткие биографические сведения об авторе.
Иван Алексеевич Бунин - знаменитый русский писатель и поэт. Он родился в 1870 году в небогатой семье в Воронеже. Детство писателя прошло в нужде. Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
В детские годы Бунин был впечатлительным ребенком.
С ранних лет Иван Алексеевич Бунин начал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался. В 1888 году стихи Бунина впервые были опубликованы.
Вскоре творчество Ивана Алексеевича завоевало известность, вышли сборники "Творчество", "Под открытым небом" и "Листопад".
В 1909 году писатель стал академиком Санкт-Петербургской Академии наук. Во время революции Бунин покинул Россию, но продолжал заниматься творчеством. Роман "Жизнь Арсеньева" принес Бунину Нобелевскую премию по литературе.
Интересные факты о писателе:
В раннем детстве Иван отравился ядовитой беленой. Спасла его няня, отпоив будущего писателя молоком.
И. А. Бунин увлекался коллекционированием. Главным увлечением были фармацевтические флакончики и коробочки. Свои сокровища он ревностно оберегал.
Иван Алексеевич был достаточно мнительным и суеверным человеком. Он не садился за стол, если был 13 по счету, и испытывал необъяснимую неприязнь к букве «Ф».
2 ) Словарная работа.
У.: Перед знакомством со стихотворением «Листопад», разберем особенности лирического стихотворения. Кто помнит особенности этого жанра?
О.: Называют особенности лирического стихотворения.
У.: Включает на слайде жанровые особенности лирического стихотворения.
Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Контраст – резко человеческого характера выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного, предмета, явления другому.
Звукопись –применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки.
В тексте нам также встретятся незнакомые слова
Те́рем – в Древней Руси - жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни.
Багря́ный – ярко-красный, пурпурный.
Вдова́ – женщина, перенесшая утрату мужа.
Заворожённый – очарованный, околдованный.
Подсе́д –выводок птенцов.
V. Физкультминутка.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Первичное чтение лирического стихотворения «Весна». Анализ первичного восприятия.
У.: Сейчас мы с вами прослушаем чтение стихотворения «Листопад» И.А. Бунина в исполнении актера и чтеца – Вячеслава Герасимова. Слушаем внимательно. Можете закрыть глаза и представить все, что описывает поэт.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
У.: Ребята, что вы представили, слушая стихотворение?
О.: Ответы обучающихся.
VII. Вторичное чтение лирического стихотворения «Листопад» Анализ содержания стихотворения. (Беседа и практическая работа).
У.: А сейчас открываем учебники на странице 34, мы будем читать и работать над содержанием текста стихотворение «Листопад».
Часть 1.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
У.: Кто главный герой этого стихотворения?
О.: Леc
У.: Почему лес расписной? Кто его расписывал?
О.: Его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными.
У.: С чем поэт сравнивает лес?
О.: С теремом.
У.: Какой прием автор здесь использует?
О.: Сравнение
У.: Старается ли автор создать впечатление особого – лесного - терема?
О.: Да
У.: С помощью каких слов он это делает?
О.: «как вышки елочки темнеют» и «просветы в небо, что оконца.
У.: Какой прием снова использует автор?
У.: Какое новое яркое впечатление к картине осени добавляет писатель в последнем четверостишии 1 части? Оно связано со звуками или запахами?
О.:
У.: Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?
О.: Да.
У.: Почему в последних 2 строчках 1 части Иван Алексеевич пишет слово «Осень» с большой буквы называет ее «тихой вдовой»? Как вы понимаете фразу «тихая вдова».
У.: «Тихая вдова» это человек, который молча, тихо переносит свою потерю.
У.: Какой прием использовал автор?
О.: Олицетворение.
2 часть
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
У.: Какие у вас впечатления и ощущения от прочитанного фрагмента: красиво? тепло? светло? тихо?
А можно ли осенью быть уверенным в том, что назавтра сохранится эта необыкновенная красота? Почему?
О.: Нет….
У.: Именно поэтому автор так настойчиво повторяет слово «сегодня». то, что сегодня так прекрасно, уже завтра может потерять всю свою прелесть из-за похолодания, ветра или дождя.
У.: Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?
О.: Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.
У.: А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
О.: Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине".
У.: А еще, чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".
У.: А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" - ч
"вышине" - ш
"можно" - ж
"тишине" - ш
"расслышать" - ш
"шуршанье" – ш
У.: Какой звук повторяется в этом отрывке?
О.: С, Ш
У.: Для чего?
О.: Чтобы передать шорох листьев.
У.: Этот приём называется звукопись. Для чего Бунин описал звуки и запахи леса?
О.: Чтобы легче было представить картину осеннего леса.
3 часть:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
У.: Как вы думаете, как последняя часть текста связана с первой. Перечитай про себя первые четыре строчки первой и первые 4 последней? Что описывается в первом четверостишии? Какой новый оттенок появился в описании терема?
О.: Завороженный тишиной.
У.: Почему автор заканчивает отрывок из стихотворения яркими звуковыми впечатлениями? Что именно они ОТТЕНЯЮТ?
О.: Яркие звуковые впечатления оттеняют глубокую, мертвую тишину сказочно красивого осеннего леса.
Практическая работа.
У.: Мы с вами проанализировали каждую часть отрывка из стихотворения листопад. А сейчас я предлагаю выполнить очень интересное упражнение.
Дидактическая задача: организация деятельности обучающихся развития находчивости, воображения, расширения словарного запаса, позволяет создавать ассоциативные связи.
Игровая задача: к данным словам подобрать синонимы и антонимы.
Правила игры: перед обучающимися на слайде список слов. Обучающиеся 1 варианта придумывают к ним синонимы, а обучающиеся 2 варианта, придумывают к ним антонимы и записывают в тетради.
Итог. Проверка выполненной работы, обучающиеся называют, какие синонимы и антонимы у них получились.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока
- вспомнили о….
- узнали …
- познакомились с особенностями…
-будем учиться…
Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.
Рефлексия. Самооценка деятельности на уроке. Прием «Дерево успеха»
У обучающихся на партах лежат круги 3 цветов:
красный круг – урок очень интересный, я активно работал на уроке, мне все понравилось.
желтый круг – урок мне понравился, но я не очень активно работал на уроке, не все было понятно.
зеленый круг – урок мне не понравился, было неинтересно.
У.:Сейчас каждый по цепочке, начиная с первой парты подходит к доске и вешает круг того, цвета, который соответствует вашей работе на уроке.
О.: Подходят к доске и вешают круги на «дерево успеха».
У.: Ребята, смотрите какое красочное, осеннее дерево у нас получилось. Вы все хорошо поработали. На этом наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения по теме «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжетная линия сказки»
Цели урока:Формировать умение характеризовать поступки героя, формулировать мораль сказки.Обнаружить в сказке А. С. Пушкина сюжетную конструкцию, характерную для многих народных сказок.Развивать...
План-конспект урока литературного чтения "Образ няни в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»"
Приводится урок литературного чтения в 3 классе...

План конспект урока литературного чтения по теме "З. Александрова «Одуванчик». О.Высотская «Одуванчик». Сравнение образов одуванчиков"
Урок разработан по УМК "Перспектива". Цель урока: Познакомить детей с произведениямиЗ. Александровой, О. Высотской; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление....

Конспект урока литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»" 1 класс, ПНШ.
Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.Планируемые результаты:Предмет...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цели урока:Обучающие: повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования, обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения.Развивающие:...