Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного урока положены элементы современных, познавательных технологий:
информационно-коммуникативной, технология продуктивного чтения, проблемного обучения, проектного обучения, системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sergeeva_n.v.docx | 28.34 КБ |
proekt_sergeeva_n.v.docx | 28.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
по теме:
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы
Выполнил: слушатель группы ЧГ1 -20
Сергеева Н.В.
Проверил: к.ф.н, доцент А. В. Лексина
Коломна, 2020
Конспект урока литературного чтения
3 класс
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста
(по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
Пояснительная записка
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Цель учителя на данном уроке:
- развитие у детей литературного вкуса, видение красоты слова, формирование у обучающихся умений выражать свои чувства;
- формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
- развитие у детей философского видения мира;
- воспитание гуманного отношения ко всему живому.
Планируемые результаты:
- учащиеся закрепят умение определять жанр произведения - рассказ;
- рассуждать и делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе;
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать себя и товарищей.
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик, ученик – ученик, исследовательская беседа;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определять тему, цели урока;
-самостоятельно определять проблему и решать её;
-работать со справочной литературой;
-отвечают на вопросы;
-оценивать себя и друг друга;
-рефлектировать.
Оборудование: презентация, аудио-записи кваканья лягушек, карточка со словом - жизнь
Ход урока
1. Постановка целей и задач урока.
-Урок начнем с улыбки. Подарите друг другу улыбки. Итак, урок литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.
-Отгадайте загадку:
Этим дорожат, невзирая на опасность,
Берегут, невзирая на трудности. (Жизнь)
- О чём мы с вами будем рассуждать сегодня на уроке?
Да, главную проблему урока я сформулировала словом «жизнь».
С каким произведением мы начали знакомиться? «Ука»
- Кто его автор? Снегирев Г.Я. Презентация 4. 5 слайд.
2. Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание?
(Прочитать произведение)
- Давайте проверим?
Виды чтения.
- Птичий базар (жужжащее чтение)
- Чтение «разведка» (учитель начинает читать новые абзацы в тексте, дети находят и поднимают руку, по указанию учителя читают)
- (ГРУППА хорошо читающих детей ) Ребята подготовили чтение по ролям (разговор деда и внука)
3. Решение целей и задач урока.
А) Выборочная работа с текстом (нахождение информации):
1. Какие слова, встречающиеся в рассказе, вам незнакомы? Слайд 6
2. Объясните значение выражений.
Притаился — ...
Солнце уже зашло —
3. Где происходит действие рассказа? Докажите цитатами из текста.
Игра «Философский стол» (В группах по 4 человека)
Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.
Вопрос
Какое художественное средство использовал автор при описании неба над лесом и облика лягушечки?
Почему это средство повторяется автором дважды, как Вы это объясните?
В) Работа над композицией произведения:
1. Почему произведение называется «Ука»?
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения.
4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.
- Поход за клюквой
- Незнакомый крик
- Не цапля, а Ука с красным животиком (счастливый конец)
А теперь попробуем разделить рассказ на части по другому принципу. Я называю литературные понятия, а вы приводите пример из текста. Слайд 7
- Экспозиция (Это введение в рассказ. Где и когда происходят события)
- Завязка - (Начало развития действия в рассказе. Обычно начинается со слова «однажды»)
- Кульминация - (Самое напряженное действие, заставляющее переживать, волноваться)
- Развязка - (Завершение всех действий в рассказе)
Молодцы!
- Сформулируйте главную мысль текста. (Сколько мы живем столько узнаем нового. Природа-это таинство, которое мы все время отгадываем)
6.Что вы знаете о лягушках в природе? (болотные ,озерные, прудовые)
4. Творческие задания. Мини-проекты. Презентация .
Послушайте сообщение, которое ребята приготовили об «Уке».
«Ука» - она же «жерлянка».
Сверху серая или чёрная снизу оранжевая, в чёрных пятнах.
Самец - жерлянки лежит, распластан на поверхности пруда .
Он кричит «Унк» и тело его вибрирует. По воде мелкой дрожью разбегаются круги.
Рывком вперед двинулся опять «Унк», и круги по воде .
Привстанете, чтобы лучше рассмотреть - он тут же нырнет. Но и со дна только глуше, услышите его почти неумолкаемое «Унк».
При теплой погоде, таких «Унк» раздается 18-20 раз в минуту.
Кожа жерлянок - ядовита. Предупреждает о своей несъедобности жерлянка так:
переворачивается чёрно-красным брюхом вверх! Когда напугана, словно пеной, покрывается ядовитыми выделениями. Берегите глаза, чтобы не попал в них жерлянкин кожный секрет. Зимуют жерлянки в норах мышей ,полевок, в погребах, в рыхлых береговых наносах, кое-где зимуют в воде.
5.Физминутка.
Раз мы говорили о природе и о месте человека в ней, исполним озерную симфонию. Можно попрыгать, как лягушки. Слайд 8
- Жаба – тррр (тонкая трель)
- Желтобрюхая жерлянка – хуу, хуу…..(глухо)
- Краснобрюхая – унк, унк….
- Чесночница -тук, тук…..
- Самые крупные озерные –уорр, уорр, круу…
- Ярко-зеленая прудовая - коэкс, коэкс…..
- Травяная лягушка - роор, роор…
6. Рефлексия.
- От чьего имени ведется повествование?
- Как поступил рассказчик?
- Объяснил ли дед внуку, что это была за лягушка?
- Какие чувства возникли у вас при чтении?
- Как вы думаете, зачем писателю нужно было описывать это событие?
6. Подведение итогов. Слайд 9
Вспомните, с какого слова мы начали сегодня урок? (ЖИЗНЬ.) Продолжите мою мысль-
У каждого живого существа …….самое дорогое-жизнь.
ДА, У большого - большая жизнь, у маленького - маленькая. У каждого жизнь единственная, поэтому мы должны беречь и ценить.
7. Домашнее задание. Слайд10.
Задания по (дифференцированное) группам.
1-я группа занимается законотворчеством: придумывает законы, по которым человек должен жить в природе.
2-я группа «Журналисты».
Пишут заметку по поводу находки Г.Снегирева.
3-я группа готовит пересказ по плану
4-я группа «Иллюстраторы» - рисуют иллюстрацию к произведению.
Урок окончен. Всем спасибо!
Вывод по работе
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного урока положены элементы современных, познавательных технологий:
информационно-коммуникативной, технология продуктивного чтения, проблемного обучения, проектного обучения, системно-деятельностного подхода.
Источники:
https://zvukipro.com/jivotnie/20-zvuki-izdavaemye-lyagushkami-i-zhabami.html
Предварительный просмотр:
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
по теме:
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы
Выполнил: слушатель группы ЧГ1 -20
Сергеева Н.В.
Проверил: к.ф.н, доцент А. В. Лексина
Коломна, 2020
Конспект урока литературного чтения
3 класс
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста
(по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)
Пояснительная записка
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Цель учителя на данном уроке:
- развитие у детей литературного вкуса, видение красоты слова, формирование у обучающихся умений выражать свои чувства;
- формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
- развитие у детей философского видения мира;
- воспитание гуманного отношения ко всему живому.
Планируемые результаты:
- учащиеся закрепят умение определять жанр произведения - рассказ;
- рассуждать и делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе;
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать себя и товарищей.
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик, ученик – ученик, исследовательская беседа;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определять тему, цели урока;
-самостоятельно определять проблему и решать её;
-работать со справочной литературой;
-отвечают на вопросы;
-оценивать себя и друг друга;
-рефлектировать.
Оборудование: презентация, аудио-записи кваканья лягушек, карточка со словом - жизнь
Ход урока
1. Постановка целей и задач урока.
-Урок начнем с улыбки. Подарите друг другу улыбки. Итак, урок литературного творчества. Сегодня мы с вами будем думать, слушать, рассуждать и доказывать свою точку зрения.
-Отгадайте загадку:
Этим дорожат, невзирая на опасность,
Берегут, невзирая на трудности. (Жизнь)
- О чём мы с вами будем рассуждать сегодня на уроке?
Да, главную проблему урока я сформулировала словом «жизнь».
С каким произведением мы начали знакомиться? «Ука»
- Кто его автор? Снегирев Г.Я. Презентация 4. 5 слайд.
2. Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание?
(Прочитать произведение)
- Давайте проверим?
Виды чтения.
- Птичий базар (жужжащее чтение)
- Чтение «разведка» (учитель начинает читать новые абзацы в тексте, дети находят и поднимают руку, по указанию учителя читают)
- (ГРУППА хорошо читающих детей ) Ребята подготовили чтение по ролям (разговор деда и внука)
3. Решение целей и задач урока.
А) Выборочная работа с текстом (нахождение информации):
1. Какие слова, встречающиеся в рассказе, вам незнакомы? Слайд 6
2. Объясните значение выражений.
Притаился — ...
Солнце уже зашло —
3. Где происходит действие рассказа? Докажите цитатами из текста.
Игра «Философский стол» (В группах по 4 человека)
Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.
Вопрос
Какое художественное средство использовал автор при описании неба над лесом и облика лягушечки?
Почему это средство повторяется автором дважды, как Вы это объясните?
В) Работа над композицией произведения:
1. Почему произведение называется «Ука»?
2. Как бы вы озаглавили текст?
3. Определите жанр этого произведения.
4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.
- Поход за клюквой
- Незнакомый крик
- Не цапля, а Ука с красным животиком (счастливый конец)
А теперь попробуем разделить рассказ на части по другому принципу. Я называю литературные понятия, а вы приводите пример из текста. Слайд 7
- Экспозиция (Это введение в рассказ. Где и когда происходят события)
- Завязка - (Начало развития действия в рассказе. Обычно начинается со слова «однажды»)
- Кульминация - (Самое напряженное действие, заставляющее переживать, волноваться)
- Развязка - (Завершение всех действий в рассказе)
Молодцы!
- Сформулируйте главную мысль текста. (Сколько мы живем столько узнаем нового. Природа-это таинство, которое мы все время отгадываем)
6.Что вы знаете о лягушках в природе? (болотные ,озерные, прудовые)
4. Творческие задания. Мини-проекты. Презентация .
Послушайте сообщение, которое ребята приготовили об «Уке».
«Ука» - она же «жерлянка».
Сверху серая или чёрная снизу оранжевая, в чёрных пятнах.
Самец - жерлянки лежит, распластан на поверхности пруда .
Он кричит «Унк» и тело его вибрирует. По воде мелкой дрожью разбегаются круги.
Рывком вперед двинулся опять «Унк», и круги по воде .
Привстанете, чтобы лучше рассмотреть - он тут же нырнет. Но и со дна только глуше, услышите его почти неумолкаемое «Унк».
При теплой погоде, таких «Унк» раздается 18-20 раз в минуту.
Кожа жерлянок - ядовита. Предупреждает о своей несъедобности жерлянка так:
переворачивается чёрно-красным брюхом вверх! Когда напугана, словно пеной, покрывается ядовитыми выделениями. Берегите глаза, чтобы не попал в них жерлянкин кожный секрет. Зимуют жерлянки в норах мышей ,полевок, в погребах, в рыхлых береговых наносах, кое-где зимуют в воде.
5.Физминутка.
Раз мы говорили о природе и о месте человека в ней, исполним озерную симфонию. Можно попрыгать, как лягушки. Слайд 8
- Жаба – тррр (тонкая трель)
- Желтобрюхая жерлянка – хуу, хуу…..(глухо)
- Краснобрюхая – унк, унк….
- Чесночница -тук, тук…..
- Самые крупные озерные –уорр, уорр, круу…
- Ярко-зеленая прудовая - коэкс, коэкс…..
- Травяная лягушка - роор, роор…
6. Рефлексия.
- От чьего имени ведется повествование?
- Как поступил рассказчик?
- Объяснил ли дед внуку, что это была за лягушка?
- Какие чувства возникли у вас при чтении?
- Как вы думаете, зачем писателю нужно было описывать это событие?
6. Подведение итогов. Слайд 9
Вспомните, с какого слова мы начали сегодня урок? (ЖИЗНЬ.) Продолжите мою мысль-
У каждого живого существа …….самое дорогое-жизнь.
ДА, У большого - большая жизнь, у маленького - маленькая. У каждого жизнь единственная, поэтому мы должны беречь и ценить.
7. Домашнее задание. Слайд10.
Задания по (дифференцированное) группам.
1-я группа занимается законотворчеством: придумывает законы, по которым человек должен жить в природе.
2-я группа «Журналисты».
Пишут заметку по поводу находки Г.Снегирева.
3-я группа готовит пересказ по плану
4-я группа «Иллюстраторы» - рисуют иллюстрацию к произведению.
Урок окончен. Всем спасибо!
Вывод по работе
Уроки литературного чтения особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу данного урока положены элементы современных, познавательных технологий:
информационно-коммуникативной, технология продуктивного чтения, проблемного обучения, проектного обучения, системно-деятельностного подхода.
Источники:
https://zvukipro.com/jivotnie/20-zvuki-izdavaemye-lyagushkami-i-zhabami.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления, как средства формирования читательской компетентности обучающихся начальной школы.
Отчет по теме самообразования...
Статья на тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».
Статьяна тему : «Формирование читательской грамотности учащихся начальной школы».«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается пере...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»
laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы.
Материал может быть использован на МО учителей начальных классов....
Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы
Основной задачей обучения в начальной школе является развитие читательской компетентности ребенка. Читательская компетентность - это способность человека понимать, использовать и анализировать письмен...
«Приемы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся начальной школы».
У многих детей недостаточно сформирована читательская грамитность. с этой статье рассмотрим некоторые приемы для для ее формирования и оценки у обучающихся начальной школы....