Тема: К. Ушинский «Спор деревьев»
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Комбинированный урок литературного чтения и изобразительного искусства во 2 классе.
Рисование по представлению сказочного образа.
Урок творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района
Республики Татарстан
Комбинированный урок
литературного чтения и изобразительного искусства
во 2 классе.
Тема: К. Ушинский «Спор деревьев»
Рисование по представлению сказочного образа.
Урок творчества.
Тимиряева Любовь Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Макуловская средняя
общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского района
Республики Татарстан
Макулово 2011
ЦЕЛЬ: Углубить знания о творчестве К.Д Ушинского;
Расширить представления о жизни растений;
Учить детей анализировать произведения, сравнивать, расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление, речь; совершенствовать технику чтения, продолжать работу над выразительностью речи; воспитывать добрые чувства.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране.
Картинки с изображением дуба, берёзы, сосны, яблони и леса.
Книги К.Д.Ушинского.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Доброе утро дети! Доброе утро гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
- Окиньте взглядом доску и найдите эпиграф урока:
«Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к родной стране»
/К.Д.Ушинский./
- Спешите делать добрые дела.
II. СООБЩЕНИЕ О БИОГРАФИИ К.Д.УШИНСКОГО.
Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.
(Выступление двух учащихся)
- ПРОВЕРКА Д/З.
-Что нового вы узнали о природе, а точнее о деревьях из наблюдений за ними и из справочников.
- ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ.
- Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.
Представили?
Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить:
IV Чтение рассказа « Спор деревьев».
- У кого возникла потребность высказаться?
- Кто узнал эти деревья?
-Как называется разговор, который проходил между деревьями?
«Спор деревьев» К.Д. Ушинского. ( из толкового словаря Ожегова)
Спор- словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение.
Что можете сказать о трех деревьях?
-Чтение по учебнику. Хвастаются?
-Словарная работа. Как вы поняли слова?
(Промежду себя, деревами, погодите, изба- устаревшие слова)
-Чтение по ролям. (показать при чтении свой характер)
Автор:
Дуб:
Яблоня:
Сосна:
V. Работа по содержанию произведения.
-К какому жанру относится?
- Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней?
Вы все добрые волшебники и мои полноправные помощники. Давайте совместными усилиями расколдуем целый сказочный мир.
Каждому из вас достанется человек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему ведь можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставим без помощи ни одного заколдованного человечка в нашем сказочном лесу. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей.
-Описание деревьев.
(описывают внешние признаки дерева)
Дуб ( в народе называют «Могучий, пожилой или молодой? Стройный или нет? Крепкий, с сильными руками, ногами, с добрым лицом, кудрявый)
Яблоня. (Вспомните яблоню весной, когда она расцветает, как невеста стоит, ( девушка м/б и женщина средних лет, полная, статная, гордая, знает себе цену.)
Сосна. Старушка, умудренная опытом, много прожила на свете, много повидала.
VI. Рисование по представлению
Сложите альбомный листок пополам . На одной половине нарисуйте дерево, которое вам больше всего понравилось, а на другой половине нарисуйте расколдованного человека
(Самостоятельная работа учащихся)
Описывая эти деревья, мы опирались на внешние признаки, но ведь у человека есть еще и внутренний мир- душа. А что характерно для произведений К.Д. Ушинского?
(Он наделяет неодушевленные предметы человеческими качествами и учит нас бороться с недостатками)
Сам К.Д. Ушинский очень много работал над собой. Главным своим пороком, как и всех людей, он считал эгоизм.
Эгоизм-себялюбие, предпочтение своих, личных интересов, интересам другим, пренебрежение ими.
-Что же вы можете теперь сказать о деревьях, которые изобразил нам Ушинский?
эгоисты.
Эгоизм и эгоист- слова родственники, т.к. человек отличающийся эгоизмом, называется эгоист.
Не хвали сам себя, жди когда люди тебя похвалят.
- будут тобой восхищаться!
VII. Минута восхищения!
( подойдите к окну, понаблюдайте, присмотритесь, чем вы можете восхищаться?!
-какая летом стоит береза?
Дети смотрят в окно и представляют.
-Учитель читает стихотворение «Березонька»
-Что можете сказать об этом стихотворение?
(народ любит березоньку, называет ласково, нежно)
-Повторное чтение уч-ся (2-3 уч-ся)
Где бы ни росла береза, всюду она приносит людям радость и свет.
Береза – символ России нашей Родины. И быть ей, да и всем деревьям, на наших
просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!
Берёзка-воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побелевшую хату, русскую печь, кряжистые символы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжёлую работу.
А молодые тоненькие, прямые березки похожие на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.
К.Д. Ушинский очень ценил народную мудрость. Песня «Березонька» была включена им в свой учебник «Детский мир». Своими произведениями он воспитывал в детях честность, трудолюбие и доброту. За что мы и благодарны ему.
VIII. Итог урока:
-Что бы вы сказали К.Д. Ушинскому?
Д/з.1 гр.- читать и придумать окончание рассказа.
2 гр.- читать и расколдовать деревья. Деревья соотнести с человеком (рисунок).
3 гр. – читать и написать сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 м классе «УМК»Гармония». Тема: Определение эмоционального тона для передачи характера персонажа. К. Ушинский “Спор деревьев”
Развивать познавательный интерес учащихся; способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения; совершенствовать навык осмысленного и выразительного чтения; ...
Урок по литературному чтению К.Д.Ушинский "Спор деревьев"
Урок по программе "Гармония" для 1 класса....
Занятие по внеурочной деятельности кружка "Слово на ладошке" по теме: "Когда значения спорят?"
Во время занятия вводится понятие слов с противоположным значением....
Фрагмент урока в 1 классе по теме К. Ушинский «Играющие собаки». Л. Толстой «Косточка».
В данном фрагменте урока отражены такие содержательные линии курса как:- Формирование восприятия произведения- Развитие навыков чтения- Развитие речевых умений Произведение К.Д. Ушинс...
презентация к уроку литературное чтение во 2 классе по теме К.Ушинский "Лиса -Патрикеевна", П.Комаров "Оленёнок"
презентация к уроку средствами ИКТ...
Методическая разработка (технологическая карта) урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе по теме: К. Ушинский "Наше Отечество"
Методическая разработка урока согласно ФГОС по литературному чтению во 2 классе...
Урок литературного чтения 2 б класс К. Д. Ушинский «Спор деревьев»
Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, группова...