Урок по литературному чтению К.Д.Ушинский "Спор деревьев"
план-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Палитра открытых уроков
УМК « Гармония»
Урок литературного чтения 1 класс
Тема урока: К. Д. Ушинский «Спор деревьев»
Х О Д У Р О К А
- Вступительная беседа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной историей, которую рассказал Константин Дмитриевич Ушинский. Чтобы узнать, где она происходила и кто являются ее героями, давайте отгадаем загадки:
Его весной мы видели одетым.
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в снега его одели. (дерево)
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной, Васю – хворостиной. (лес)
- Кто из вас бывал в лесу? А какие деревья вы там видели?
Можно ли сказать, что деревья разговаривают друг с другом? А каким образом деревья ведут свой разговор?
на доске разговор
- Подумайте, пофантазируйте, о чем могли бы говорить деревья.
- Инсценировка
- У нас на уроке актеры, дадим им слово. Они помогут услышать один разговор деревьев.
( ученики инсценируют фрагмент сказки)
- Мог бы произойти между деревьями такой разговор? Тогда определите, в каком литературном жанре рассказана эта история. Почему?
- Кто принимал участие в разговоре? На доске:
ДУБ СОСНА ЯБЛОНЯ
- А как можно назвать разговор, в котором каждый из участников отстаивает свое мнение?
СПОР
- Как мы можем изменить название, чтобы оно стало более емким, но коротким?
Меняем названия деревьев (дуб, сосна, яблоня) на деревьев
На доске СПОР ДЕРЕВЬЕВ
- Словарная работа, дискуссия учащихся
- Как вы думаете, а зачем нужны споры, приносят ли они какую-нибудь пользу?
-Есть выражение «В споре рождается истина» ( на доске истина)
-Слово истина всем понятно? Подберите к нему слово, близкое по смыслу.
-Давайте поразмышляем, а родилась ли истина в этом споре?
4. Работа с текстом сказки.
-Прочитайте, как происходил спор. Найдите слово, характеризующее речь яблони.
(промежду себя молвила)
А) Чтение сказки по ролям.
-Удалось ли чтецам передать характер каждой роли?
Б) Анализ текста.
-Давайте, по словам персонажей, попробуем представить характер каждого дерева. Для этого перечитаем сказку по отрывкам и выскажем свое мнение.
-Каким вы представили себе дуб? Чем он гордится? А яблоня? А сосенка?
На доске КРАСОТА ПОЛЬЗА
И рисунки веток каждого дерева
- Посмотрите, получается, что в споре деревья пытаются выяснить, что важнее красота или польза? А как думаете вы?
- А красота (например: вид красивой природы, красивая прическа, красивый портфель) может принести пользу? Какую?
-Так кто же из деревьев приносит большую пользу, можно определить? Почему?
- Так родилась ли истина в этом споре? А в чем она заключается, как вы думаете?
-Мог ли подобный спор произойти между людьми? В каком случае?
5. Итог урока – работа с пословицами.
(если есть время, еще раз прочитать текст)
На доске записаны пословицы:
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Красота всякому видна.
Не ищи красоты, а ищи пользы.
Каковы дела, такова и польза.
- Как вы думаете, какая пословица наиболее точно отражает главную мысль сказки. Обоснуйте свое мнение.
-Попробуйте дома сочинить свою пословицу или поговорку к этой сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Урок литературного чтения Ш. Сильверстайн "Щедрое дерево"
Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение Класс 3 класс Тип урока: комбинированный Тема: Идея произведения .Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево» Цель: осознание идеи произведения ...
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. Уроки добра Э. Э Мошковская «Дедушка Дерево»
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе в виде технологической карты...

Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу
Литературное чтение 1 класс Пришвин Деревья в лесу...

Конспект урока по литературному чтению "Михаил Пришвин "Разговор деревьев""
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением «Разговор деревьев»; формирование навыка осознанного и выразительного чте...
Конспект урока по литературному чтению Михаил Пришвин "Разговор деревьев"
Конспект урока по литературному чтению Тема: Михаил Пришвин «Разговор деревьев» Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством Михаила Пришвина, с произведением...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Приёмы понимания прочитанного. Михаил Пришвин "Разговор деревьев" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения М.Пришвина «Разговор деревьев»Зада...
Комментарии
урок