Урок обучения грамоте "Буква Х"
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Тема: Согласные звуки [х] и [х'], буквы Х и х
Цель: Знакомство с новыми согласными звуками [х] и [х'] и буквами Х и х;
Задачи: 1. Развитие навыка чтения и речи учащихся;
2. Воспитание уважения к труду хлеборобов.
Оборудование: рисунки букв, иллюстрации растений, трактора, косилки, комбайна, схемы.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Работа по «ленте букв»:
- прочитайте гласные, обозначающие мягкость согласных;
- прочитайте гласные, обозначающие твердость согласных;
- прочитайте сонорные (самые звучные) согласные;
- прочитайте парные глухие согласные;
- прочитайте парные звонкие согласные;
- прочитайте согласные, которые произносятся всегда твердо;
- прочитайте согласные, которые произносятся всегда мягко;
- назовите буквы, которые не обозначают звука.
2) Работа по учебнику.
- С. 160 Чтение слов на тему: «Транспорт»
- «Назовите лишний предмет»: носилки, сани, тачка.
- С какой стороны обходят автобус и троллейбус?
- С какой стороны обходят трамвай?
На доске: Дорожные знаки. – Что они обозначают?
3) На доске предложения:
Дети остановились.
Ребята готовятся идти.
Все пошли.
На столе карточки со словами: «Красный», «Желтый». «Зеленый». Нужно взять карточку и прикрепить к предложению, которому она соответствует.
4) Чтение текста «Спокойной ночи, малыши!» на с. 161 - цепочкой
- Составьте еще предложения с вежливыми словами:
«Доброе утро!»
«Добрый вечер!»
5) Речевая минутка. Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое
И зубной порошок,
И густой гребешок.
К. Чуковский
- Из какого стихотворения эти строки?
- Как вы можете объяснить смысл слова МОЙДОДЫР?
(МОЙ – ДО – ДЫР)
Читают с выражением, смотря на мордашки.
Ф и з м и н у т к а
III. Новый материал.
1) Отгадайте загадку. «Кто на себе свой дом носит?»
(черепаха)
- Составление схемы (учитель на доске – ученики в тетради)
- Как произносится новый звук?
- На какой вопрос отвечает слово – черепаха? (Кто?)
- Определите число этого существительного. (единственное)
- А теперь поставьте его во множественное число. (черепахи)
- Составление схемы (самостоятельно - ученики в тетради)
- Самопроверка
- Как произносится новый звук?
- Произнесите звуки [х] и [х']. Дайте характеристику звукам.
(звуки [х] и [х'] – согласные, глухие, бывают твердый и мягкий).
2) Знакомство с буквами Х и х.
- На что похожа буква Х?
(ответы)
- Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- Х - все ходит, ходит, ходит –
Место, что ли не находит?
- Не рогаты мы, не злы,
Козлы мы, а не козлы.
Держим мы в руках бревно,
Чтоб не выпало оно.
3) «Кто внимательный?»
- Запомните слова со звуки [х] и [х'], которые встретятся вам в сказке.
- Учитель рассказывает сказку «Хомяк-хвастун» (учитель движется по классу)
- Какие слова со звуки [х] и [х'] вы запомнили?
Ф и з м и н у т к а
(Игра «Футбол» - ловят те слова, где есть звуки [х] и [х'] и объясняют их место в слове)
4) Печатание слогов в тетрадь и у доски.
ХА ХИ ХЕ ХЫ ХО
АХ ИХ ЕХ ЫХ ОХ
5) Чтение слов про себя.
ХОР ХИМИК ХИЖИНА
СМЕХ ХАЛАТ ХЛОПОК
ХОЛМ ХОЛОД ХВОРОСТ
ХВОСТ ХИТРЕЦ ПАРОХОД
- чтение цепочкой
- чтение хором
- Прочитайте слова, где буква Х обозначает мягкий согласный звук.
- Прочитайте слова, где буква Х обозначает твердый согласный звук.
- Словарная работа со словом ХИЖИНА.
6) Чтение загадки: «Ходит дом ходуном на столбе золотом»
(пшеница) – гербарий
Отгадайте кроссворд:
х
у
т
е
п
в
о
к
л
а
к
а
с
о
б
а
к
л
б
е
- Что общего между пшеницей и хлебом?
7) Чтение пословиц в учебнике с. 162
- Печатание в тетради ХЛЕБ
ХЛЕБУШЕК
ХЛЕБОРОБ
ХЛЕБОЗАВОД
- Как называются эти слова?
- Какой корень мы выделим?
- Устно подберите еще родственные слова.
ХЛЕБЕЦ
ХЛЕБНИЦА
8) Чтение текста на с. 163.
-учителем
- про себя
- цепочкой
- Какие машины помогают хлеборобам?
- Что может комбайн?
- Какую работу выполняют хлеборобы весной? Летом? Осенью?
9) Прочитайте стихотворение.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь золотая?
И в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.
- О каком растении идет речь? (гербарий)
- Что делают из ржи?
- Почему автор назвал рожь золотой?
- А что он еще назвал золотыми? (руки)
- Почему?
- Как нужно относиться к хлебу?
10) Чтение на с. 166 - Стихотворение «Хлеб»
- учитель
- про себя
- вслух
11) Чтение стихотворения Г.Виеру «Радо солнцу небушко»
- учитель
- про себя
- вслух
12) Чтение пословиц – объясняют смысл.
13) Чтение скороговорок с. 166
14) Соберите пословицу.
того
у
хлеб
кто
и
уродилсяя
ленился
пахал
не
Кто пахал, не ленился, у того и хлеб уродился.
15) Разучивание детской заклички.
Дождик, дождик, пуще-
Дай хлеба гуще!
Дождичек, роси, роси,
Хлебушек расти, расти.
IV. Рефлексия.
- Кому понравилась работа на уроке, тот садит свой колосок на картинку с солнышком.
- Кому что- то не понравилось или не удалось посадит колосок на картинку с дождиком.
V. Итог урока. - С какой буквой познакомились на уроке?
- Какие звуки она обозначает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
"Методика обучения сочинениям различных видов. Содержание и структура урока обучения сочинению."
Сочинение — это составление своего текста....