Конспект урока "Буквы Ш, ш" и презентация к уроку
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

 

Задача  урока состоит не только в том, чтобы ввести новую букву, но и в том, чтобы познакомить с особым правилом обозначения буквой ударного гласного в слоге [шы].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_sh_sh_konspekt_uroka.docx34.28 КБ
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx918.77 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 ОУ   Акбулакская СОШ №3      Класс   1а         Учитель        Ершова Н.И.             Кол-во уч-ся     23    Название УМК    Гармония    Предмет       Обучение грамоте 

Место и роль урока в изучаемой теме:  Буквы Ш, ш»__Тип урока  - открытие нового знания

Общая цель урока: знакомство с новой буквой и особенностью звука

Дидактические задачи:

образовательная:    познакомить учащихся с буквой согласного звука [ш], с особенностью звука, с орфограммой «ши», формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов;

развивающая: развивать фонематический слух, навык слогового плавного чтения,

 воспитывающая:  воспитывать культуру поведения на уроке,  желание учиться читать.            

Основные этапы урока

Деятельность Учителя

Деятельность Ученика

Универсальные учебные действия

Электрон-ное сопровож.

Орг. момент

(мотивация, создание  комфортной образовательной среды)

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся

Я вижу, что вы настроены на работу. Давайте не забывать правила  на уроке, чтобы все задачи успели решить.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

Личностные:

- умения слушать и слышать собеседника;

- настраиваться на учебную деятельность

Артикуляционная зарядка

1.АОУЫ    ИОЭ   УОИ

2.Шесть мышат в камыше шуршат.

Учащиеся проговаривают скороговорку

Постановка учебной задачи

Методы обучения: словесный,  частично-поисковый

Формы обучения: фронтальная

Приёмы обучения: речь учителя

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая.

Регулятивные: 

- формулировать учебную задачу   с помощью учителя;

- планировать совместно с учителем предстоящую работу.

Коммуникативные:

- осознавать познавательное значение умения читать;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Познавательные: 

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- Какой звук чаще других слышится?

- Какой звук?

_ Что особенного в этом звуке?

- Как шипит змея?

- Как шипит гусь?

- Чем же мы сегодня будем заниматься

- Интересно, а знаете ли вы тайну, связанную с этой буквой?

- Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

?    ?   ?

Активное включение в образовательный процесс

- Согласный твердый глухой.          

- Не имеет парного звука по твердости-мягкости

- Познакомимся, как звук обозначается знаком-буквой.

Будем читать слоги и слова с этой буквой.

СЛАЙД

Схема звука

Динамическая пауза

ФИЗМИНУТКА

Личностные: переключиться на другой вид деятельности

Открытие нового материала

Методы обучения: частично-поисковые, наглядные; практические;

Формы обучения: фронтальная; коллективная.

Приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность.

Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая; информационно-коммуникативная.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,

- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверног.

Коммуникативные:

- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,

Познавательные:

- понимать информацию, представленную в знаково-символической форме;

- осуществлять поиск необходимой информации;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о «работе» букв «е, ё, ю, я».

- делать выводы.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

Обратная связь- осуществлять совместную деятельность

Слайд

к с в о ш

Буква переме-щается в кресло.

Слайд №2

Буква переворачивается

Слоги

ша  шо   шу

слайд

картинка – камыши

Слайд ши

1.Знакомство с буквой

- Выберите букву-именниницу.

- Почему вы выбрали именно эту букву?

- Тогда она займет свое почетное место в кресле.

- Какое у нее имя?

- На что похожа буква?

- Ах, табуретка хороша!

Перевернул –

И буква Ша!                                                                          

- Кто напишет ее на доске?

- А сколько букв нам понадобится?  

2. Упражнения в слышании звука, который будет обозначаться буквой Ш

Шутка мышка норка сова совушка чашка шуба

2.  Упражнения в чтении слогов-слияний

- Скучно жить одной буковке. На день рождения она пригласила гостей.  Подружилась буковка с гласными, взялись они за ручки и запели свои песенки

- Кто будет командовать в паре?

ша   шо   шу

- это еще не все слоги

3. Знакомство с правилом написания ударного сочетания «ШИ»

- У реки ни души…                                         Только тихо шуршат камыши.

- Назовите последнее слово.

- Это слово записано на доске.

- Разделим это слово на слоги.

-Какое задание нужно выполнить?

- Произнесем слово и послушаем этот звук.

- Давайте поставим ударение

- Какой слышится звук?

- Ударение всегда нам помогает. Значит, здесь нет опасного места?

- Какой слышится последний звук?

- Какая буква в русском языке для этого есть? Ы

- Значит, я могу написать эту букву?

- Я это сделать не могу, в этом и заключается еще один секрет нашего языка. И даже ударение нам не помогло.

- Посмотрите на странице в букваре, есть буква Ы после Ш?

- Хотите знать, почему?

- По очереди на Дне рождения танцевали гласные буквы с именинницей. Подошла очередь буквы Ы, приготовилась она, но вдруг другая буква  - и опередила ее. Обиделась буква Ы на всю жизнь и теперь никогда не дружит с буквой Ш.

Приходится вместо звука Ы всегда вставать буква И.

Вот такая тайна есть в наше языке.

     

- А что об этом нам говорит ученый!

 Но может ли она смягчить согласный звук Ш?

Произносим согласный звук твердо

- Ш

- Мы ее еще не учили.

ША

Ответы детей.

Ш ш

Дети хлопают в ладоши

Буква гласного звука

Камыши

последний звук

Ы

Ы

посмотреть в учебнике

 (Читающие дети)

Под ударением ШИ

С буквой И пиши.

 Нет.  

 Ши  ши  ши  ши  ши                           

Применение нового материала

Методы обучения: словесные (беседа), частично-поисковые, практические, наглядные

Формы обучения: коллективная, фронтальная

Приёмы обучения: текст учебника; ИКТ.

Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические.

Предметные:

- характеризовать звуки;

- выделять указанные звуки, обозначать их буквами;

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй позиции «работы» букв «е, ё, ю, я»;

- читать слова с буквами Е Ё Ю Я в разных позициях;

- определять количество звуков в буквах Е Ё Ю Я;

- объяснять лексическое значение слов.

Регулятивные:

- слушать и слышать собеседника. 

- адекватно восприни-мать оценку  учителя, сверстника.

Коммуникативные: - - слушать и понимать речь других людей;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации.

- с опорой на модели строить связные высказывания.

- выразительно читать предложения,

Обратная связь(линии взаимодействия):

активное включение учащихся в работу с учителем и одноклассниками.

Слайд

Шипы – это ….?

 Шалаш

Рисунок с мышон-ком и преложе-ние.

1.Чтение слов с новой буквой

- Слоги слияния

ка  ша  Са ша Ма ша На та ша

- слова

2. Работа над лексическим значением слова

- Какое значение имеет слово шипы?

- А как об этом говорится в букваре?

- Шипы – это ….?

- У каких растений бывают шипы?

Будьте осторожны с шипами. Даже буковке Ш больше нравиться быть в ласковых словах.

Буква Ш обозначает ласковый звук, он никогда громко не кричит, не зря же этот звук есть в слове бабушка. А еще в каких?

Читаем слова

3.Наблюдение над многозначными словами                                                                       

- Как так бывает? Прочитаем.

- Эти слова имеют одинаковое или разное значение. Разное.

Вот так бывает в нашем языке

- А вот еще как бывает!

4.Соотнесение предложений и рисунков

 - Повторим скороговорку

- И только один мышонок не пошел к речке. Хотите знать почему?

Это сорока нам принесла свои новости.

- Как зовут мышонка?

- Где он шуршит?

- Какое время года? Докажите.

- Почему мышонок не отходит от норки?

- Давайте узнаем, какие еще новости принесла сорока.

5.Работа с учебником.

- Какое время суток?

- (Как шумит сорока.

- А какая главная новость будет у нас с вами, узнаем завтра.

Составляют слова из слогов

каша Маша Саша Наташа

шум                       шутка          

шапка                  мышка        

шашки                школа            

        шарик                  совушка      

машина шиповник тишина

шипы

 (читающие дети)

Колючки у растений называются шипами. Шипы есть у розы,   у репейника, у крыжовника.

 

   Вот шиповника цветы –

Просто чудо красоты!

Яркие, пахучие…

Ай-ай-ай! Колючие!

      

Шиповник шипы свои выставил колкие.

Шипы у шиповника словно иголки.

Но мы не шипы у него заберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

Солнце - солнышко

Трава- травушка

Крыло – крылышко

У Маши шишка.

У Миши шишка.

Дети объясняют значение слов.

Слово-перевертыш                  шалаш

 Шесть мышат в камыше шуршат.

Чтение предложения  Мышонок Пик шуршит у норки.

Он маленький, боится заблудиться.

Сова-совушка спит.

А сорока шумит.

Динамическая пауза

Физминутка для глаз с движениями

Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности

Электрон-ная физминут-ка

Обобщение усвоенного Рефлексия

Методы обучения: словесные

Формы обучения: фронтальная;

Использование педагогических технологий:  проблемно-диалогическая 

Регулятивные:

- Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

- учиться определять степень успешности своей работы

-Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Коммуникативные:- оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

- Делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

- оценивать свою деятельность

- Давайте еще раз посмотрим, какие проблемы мы сегодня решили на уроке.

-  Чему мы хотели научиться? 

- С буквой познакомились?  

- Научились читать с новыми и изученными буквами?

- А какой секрет узнали?

- Кто из вас запомнил букву Ш?

- А сочетание Ши?

- Можем мы убрать все три вопроса, которые ставили в начале урока?

- Довольны ли вы своей работой?

- Я тоже довольна вами.

- У кого возникали трудности?

Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать слова с сочетанием Ши, чтобы вы все справлялись с этим заданием.

Учащиеся совместно с учителем обобщают итоги работы, оценивают свою деятельность.

Оценивают свою деятельность с помощью цветных кружков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы Ш, ш Презентация к уроку обучения грамоте Выполнила Ершова Н.И., учитель Акбулакской средней школы №3 Акбулакского района Оренбургской области

Слайд 3

К С П Ш

Слайд 4

Ш

Слайд 5

Ш

Слайд 7

ШИ

Слайд 8

ШИ ШИ ШИ ШИ ШИ

Слайд 9

ШИ ПЫ

Слайд 10

Мышонок Пик шуршит у норки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики в 3классе по теме Единицы площади. Конспект урока

Данный материал содержит конспект урока математики  в 3 классе по теме "Единицы площади", УМК "Гармония" . К конспекту прилагается презентация....

конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"

Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи       воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...

конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе

Разработка содержит конспект урока математики по УМК "Перспективная начальная школа". Учащиеся 2 класса закрепляют изученное вместе с героями известной сказки. Различные формы и виды работы позволяют ...

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....