Толстой Л.Н."Лев и собачка" урок по чтению 3 класс.
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Разработка урока по чтению Толстой Л.Н. "Лев и собачка".3 класс, программа "Школа России"по учебнику "Родная речь" Л.Ф. Климановой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolstoy_l.n._lev_i_sobachka.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3 класс.

Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цели урока:

  1. продолжить знакомство с творчеством Л.М. Толстого через произведение;
  2. учить обдумывающему восприятию рассказа-были;
  3. развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам;
  4. раскрыть трагедийный смысл рассказа;
  5. воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным.

Форма проведения: рабочий урок с музыкальной вставкой.

Оборудование: запись словаря на доске, иллюстрации к рассказу.

                                     Ход урока

  1. Орг. Момент:  

- Поздоровались с гостями. Сели.

- У всех хорошее настроение.

- Улыбнулись друг другу.

  1. а) Жужжащее чтение (по карточкам).

- Проверка.

- Отрывок, из какого рассказа прочитали?

- Назовите автора рассказа.

- Прочитает выразительно…

     б) Речевая разминка.

«Обезьяна всех забавляла».

 - Прочитайте «птичьим базаром».

 - Прочитает 1 ряд с вопросительной интонацией.

 - Прочитает 2 ряд с восклицательной интонацией.

 - 3 ряд прочитает безразлично.

 - По одному человеку: сердито, грозно, спокойно, выразительно.

                в) Проверка дом. задания.

- А теперь проверим, как вы подготовили дома пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (пересказ текста детьми сопровождаемый рисунками, составление книги по детским иллюстрациям, стихотворение собственного сочинения).

  1. Введение в тему:

- Ребята, а где мы с вами можем увидеть живую обезьянку?

- Кто из вас бывал в зоопарке?

- Каких зверей наблюдали?

- Кто знает, чем кормят в зоопарке львов?

  1. Сообщение темы и цели:

- Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка», будем выразительно читать, и учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам.

 - Это рассказ-быль.

- Что такое быль?

«История, о которой рассказывает Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе. Может быть об этой истории писателю рассказал кто-либо из моряков, который побывал в Лондонском порту и посещал зверинец».

  1. Новая тема:

а)  – Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на стр. 161.

          - Что вы видите?

          - А почему они так мирно сидят, вы узнаете, когда прочитаем рассказ.

б) Чтение текста учителем:

         - Я буду читать, а вы следите по учебнику.

 в) Беседа по впечатлениям:

- Понравился рассказ?

- Почему лев и собачка так мирно сидят?

- Какой это рассказ, грустный или веселый?

- Что вас растрогало в этом рассказе?

- Какие чувства он у вас вызвал? Было ли вам кого-нибудь жалко?

 Упражнение для глаз

- Грустно стало – улыбнитесь.

- Поморгайте быстро глазками.

- Закройте глаза и посидите тихо.

- Открыли глазки, посмотрели направо, налево, вверх, вниз.

- Посмотрели на доску.

г) Словарная работа:

        - Прочитайте правильно слова. Объясните их значение.

подле  около, близко, совсем рядом.

барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик).

зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.

ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

  1. Работа над текстом:
  1. Чтение рассказа «цепочкой».
  2. Беседа:

- Прочитайте, как начинается рассказ.

- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?

Что он хотел нам показать?

- Зачем же Л.Н. Толстой так начинает свой рассказ?

Обобщение: в рассказе люди – безжалостные, а лев и собачка – добрые.

Физминутка

  1. - Как собачка оказалась в клетке у льва? (пересказ 2го абзаца)
  2. Работа с иллюстрацией №1:

- К какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация?

- Найдем и прочитаем, как происходило знакомство льва и собачки.

- Как вы думаете, как лев посмотрел на собачку, когда впервые ее встретил?

- Что его удивило, так сильно, что он не растерзал собачку, а заинтересовался ею?

- Какой же была собачка по характеру?

- Так чем же она понравилась льву?

- Как встреча льва и собачки перешла в дружбу (пересказ).

         5. - Как лев относился к собачке?

             - Как жилось ей со львом? (пересказ 9го абзаца)

        

6. Самостоятельное чтение: 

    Найдите абзац и прочитайте о том, что случилось один раз в зверинце.

- Почему лев ощетинился и зарычал на хозяина, как вы думаете?

- Сколько лет они прожили вместе в одной клетке?

- От чего умерла собачка?

-Как повел себя лев?

- Какими словами писатель передал состояние льва после смерти друга? (Прочитайте об этом самостоятельно, подготовьтесь читать выразительно)

   

7. Выразительное чтение отрывка « Лев перестал…»

                 - Почему лев вел себя так?

                - Почему хозяин решил дать льву другую собачку?

                - Почему лев разорвал другую собачку?

                - Сколько дней он пролежал около мертвой собачки?

        

8. Работа с иллюстрацией №2, музыкой.

Посмотрите внимательно на картинку и послушайте музыку, постарайтесь ответить на такой вопрос:

        -Что чувствовал лев в это время? (за 5 дней)

Дети рассматривают иллюстрацию и слушают музыку.

        - Какие чувства испытывал лев за эти 5 дней?

- Похожи ли переживания льва на переживания людей?

Обобщение: Л.Н. Толстой в рассказе изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, потерю любимого друга. Значит животным присущи те же чувства, что и человеку.

Лев, как человек, переживал горе, утрату.()

        - Как вы думаете, почему лев умер?

  1. Постановка проблемного вопроса

- Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось вам расставаться со своими любимцами?

- Переживали ли вы?

Д/з творческое: дома можете написать об этом небольшой рассказ.

   

  1. Выразительное чтение рассказа.
  2. Итог урока:

- С каким рассказом ознакомились?

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего вам запомнилось? Почему?

- Какая главная мысль этого рассказа?

- Чему нас учит автор рассказа?

     

  1. Дом. задание:

– Подготовьте пересказ текста, нарисуйте иллюстрации  к нему.

Приложение:

 Иллюстрация №1

Иллюстрация №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство» (II вид школы, 5 класс 2 отделение)

Конспект урока  литературного чтения по теме: «Толстой Л. Н. Детство»....

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс УМК: «Школа России» Тема урока: «Мягкий и твёрдый согласные звуки [ф’], [ф ] буквы Ф, ф(эф)».

               Данный урок   разработан в ТДМ.     В начале урока была проведена подготовка обучающихся к работе, был озвуч...

Технологическая карта урока литературного чтения «Лев Николаевич Толстой. Быль «Лев и собачка» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»Задачи урока:Дидактические:1. Расширить биографические сведени...