Проект урока литературного чтения
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Проект урока литературного чтения
Тема: «Произведения Л.Н.Толстого. Темы и жанры»
Рассказ Л.Н.Толстого «Акула»
Класс: 4 (Программа 1-4)
Место темы в структуре учебного курса:
(УМК «Живой родник» 4-й урок в разделе «Человек и его качества»)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Цель курса: становление младшего школьника, как полноценного читателя, способного вступать в диалог с автором через художественное
произведение, углубить литературное образование детей и приобщить их с ранних лет к общечеловеческим, культурным ценностям,
к национальной культуре, к классической, современной, зарубежной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_kalachev_e.yu_..doc | 281.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 2003 году 1 сентября в первый класс были зачислены 25 учащихся:
13 мальчиков, 12 девочек 1996 и 1997 г. г. рождения.
Дети физически здоровы: с 1 группой здоровья – 6 человек, 2 группа здоровья – 17 человек, 3 группа здоровья – 2 человека. Есть дети с нарушением зрения – 2 человека и искривлением позвоночника – 3 человека. На уроке я уделяю внимание формированию правильной осанки и слежу за освещенностью кабинета. Идет работа по дальнейшему развитию всех физических качеств ребенка, связанных с работоспособностью – качеством, необходимым для достижения успеха в овладении учебной программой.
Дети воспитываются в различных по статусу семьях: 19 человек (76%) в полных семьях, 4 человека (16%) в неполных семьях (воспитанием занимаются мамы), 1 мать одиночка (4%). Неблагополучных семей и трудных в классе нет. Средний возраст родителей 34 года, большинство имеют высшее образование и хотят, чтобы их дети хорошо учились. 11 семей имеют по 2 ребенка, поэтому в классе ребята рассказывают о взаимоотношениях с младшими и старшими братьями и сестрами.
Познавательный уровень и общее развитие класса среднее. Ребята любознательны, активны, задания выполняют с интересом. Но есть учащиеся – 5 человек (20%), которые при выполнении задания требуют внешнего стимулирования, круг интересующих вопросов довольно узок.
Выбор наиболее эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса зависит от уровня развития детей. Совместно с психологом школы была проведена диагностика уровня развития учеников класса. У большинства детей нет нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении, речь правильная и отчетливая, лишь у 4 учащихся (16%) есть незначительные нарушения. С мышлением неразрывно связана речь. Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому – связно, систематически, продуманно строить и свою речь. Для определения уровня речевого развития была использована методика «Последовательность событий» (8-е задание теста Векслера).
Задание: определите, в каком порядке должны следовать картинки, чтобы получился рассказ. По результатам этой диагностики выяснилось:
Высокий уровень – имеют 12 человек (48%) – речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; средний уровень – 10 человек (40%) – эти ребята затрудняются в поисках слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она достаточно выразительна; низкий уровень – 3 человека – (12%) – у этих ребят слова приходится «вытягивать», ответ чаще всего односложен, в речи очень много ошибок (нарушение согласований, неправильный порядок слов, незаконченность предложений). Для развития речи мы разучиваем стихи, учимся пересказывать рассказы, для речевой разминки использую скороговорки, помогающие развивать память и внимание.
К моменту поступления ребенка в школу должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является базисом для развития наглядно-образного, оно составляет основу успешного обучения в начальной школе. Для определения уровня наглядно-образного мышления у учащихся был проведен тест «Комбинаторика». Высокий уровень – 15 человек – 60%, средний уровень 10 человек – (40%), низкий - нет.
Важнейшим компонентом учебной деятельности является мотив, то есть ради чего деятельность выполняется. Для изучения уровня школьной мотивации и преобладающих видов мотива была проведена диагностика по методике М. Гинзбурга.
1 уровень – высокий мотив – 11 человек – 44% - преобладают учебно-познавательные мотивы, присутствуют социальные, позитивные; 2 уровень – средний – 12 человек – 48% - преобладают социальные мотивы, присутствуют учебные и позитивные; 3 уровень – 2 человека – 8% -преобладают позитивные моменты, присутствуют социальные и оценочные.
Деятельность со слабым мотивом или без него не осуществляется вообще или оказывается крайне неустойчивой, поэтому мне важно сохранить и развивать интерес к учебной деятельности. Особое внимание уделяю развитию мотивационного компонента учебной деятельности.
Исследование объема слуховой (произвольной) памяти учащихся было проведено с помощью методики А. Лурия «10 слов». По результатам этой диагностики выяснилось: высокий уровень – имеют 10 человек (40%) – эти дети стараются использовать приемы осмысленного запоминания; средний уровень – 12 человек (48%) – используют механическое запоминание, запоминают небольшой объем словесной информации, но с увеличением количества повторов материала объем запоминания увеличивается; низкий уровень – 3 человека – (12%) – объем запоминания небольшой, запоминают с трудом. Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания, для этого учебный материал стараюсь предъявлять, эмоционально окрашено, интересно.
Изучение способности распределения внимания включает в себя методика «Корректурная проба».
Для полной характеристики учащихся, кроме интеллектуальной, была изучена и эмоционально-волевая сфера. Она является составляющей личностного развития в целом, на фоне которой возможно эффективное развитие и протекание учебной деятельности. Уровень произвольного внимания определялся по методике Мюнстерберга (модификация). Высокий уровень – 8 человек – 32%; средний уровень – 12 человек - 48%; низкий уровень – 5 человек – 20%. Так как развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. А ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом, поэтому в уроки стараюсь включать больше занимательного материала; больше поддерживать, одобрять ребят; периодически менять виды деятельности, чтобы не наступило утомление.
Саморегуляция включает в себя способность удерживать цель выполняемой деятельности, умение работать по плану, умение проверять и исправлять свои ошибки. Методика У. Уленковой «Палочки-черточки» Высокий уровень – 8 человек (32%); средний – 12 человек (48%); низкий – 5 человек (20%).
Для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения необходимо организовать работу внутри класса соответственно по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями. Критерием для деления класса на группы я выделил обучаемость, то есть восприимчивость школьника к обучению. Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. Для выявления уровней обучаемости учащихся я использовал адаптированный вариант методики Ивановой. Анализ результатов данной диагностики позволил выделить в классе три группы учащихся на основе их уровня обучаемости.
Первая группа – 4 человека (16%). Дети с низким уровнем обучаемости. Ситуативный учебный интерес и положительное отношение к учебе сменяются эмоциональными мотивами и преобладанием мотивов избежание неудач. У детей этой группы плохо развита произвольность познавательных процессов. Они живо реагируют на эмоциональные раздражители, но быстро отвлекаются, если деятельность однотипна, они хорошо запоминают то, на что эмоционально откликаются и струдом воспроизводят неинтересный им материал. Они не контролируют свои действия, опираются лишь на оценку учителя. При выполнении заданий им требуется направляющая и стимулирующая помощь учителя. Эти дети способны выполнять самостоятельно только репродуктивные задания. Важно развивать у них познавательный интерес, учебную мотивацию и мыслительные операции.
Вторая группа – 11 человек (44%). Дети со средним уровнем обучаемости. Познавательная мотивация возникает ситуативно, преобладают социальные мотивы. Уровень развития познавательных процессов средний. Для овладения оперативным компонентом учебной деятельности им требуется многократное повторение. Существуют трудности с произвольностью, с осуществлением самоконтроля. Дети этой группы хорошо моделируют способы к тщательному анализу с помощью учителя, но допускают ошибки при планировании будущей деятельности. К учебе относятся положительно, однако часто не уверены в своих действиях, ориентируясь на оценку учителя. Способы выполнять продуктивные (творческие) задания под руководством учителя.
Третья группа – 10 человек (40%) с высоким уровнем обучаемости. У них присутствует познавательная мотивация, есть иерархия мотивов. Эти дети владеют высоким уровнем развития познавательных процессов. Они легко овладевают учебной деятельностью, положительно относятся к учебе, умеют ставить конечные цели, ориентируясь на самооценку и на то, чтобы сам процесс учебной деятельности приносил удовольствие. У них хорошо развита мотивация достижения. Дети этой группы умеют планировать свою будущую деятельность, адекватно подбирая операции, необходимые для реализации целей. Они владеют приемами частично-поисковой деятельности, могут осуществлять ее самостоятельно или с эмоциональной помощью учителя. Основные психические процессы развиты хорошо, иногда встречаются трудности с построением речевых высказываний, в обобщении умственных действий. В процессе работы над продуктивными заданиями эти ученики приобретают опыт творческой деятельности.
При использовании дифференциации очень важна оперативная обратная связь. На основе контроля я провожу тщательный учет выполнения работы учащимися (фиксирую ошибки, затруднения) и определяю динамику их развития. Поэтому состав групп может изменяться.
Уровень обученности детей я определил на основе анализа самостоятельных и контрольных работ, устных ответов у доски, работ в тетрадях. Критерием индивидуального подхода к учащимся я ставлю уровень обученности. Так для ликвидации пробелов в знаниях я использую индивидуальные карточки на различных этапах урока.
Школьный психолог методом социометрии продиагностировал детей на определение социального статуса каждого ребенка. Данные изучения показали:
- дети в группе поддержки взаимодружеских отношений – 16 чел. (55,1%)
- в классе имеются дети по статусу занимающие разряд:
а) лидеров – 5 чел. (17,3%)
б) предпочитаемых – 24 чел. (82,7 %)
Принебрегаемых и отвергаемых нет. В классе ребята дружные. Умеют общаться, но бывают ссоры между лидерами. Если ссора произошла, то ведется разъяснительная беседа с использованием критики и самокритики. Конфликты разрешают ребята или учитель. Для сплочения коллектива на уроках использую групповые формы работы, меняя состав групп.
Анализируя результаты проведенной диагностики ставим цели:
Обратить внимание на учащихся со сниженным уровнем мотивации, развивая и формируя познавательный интерес.
Помочь учащимся с низким уровнем распределения внимания, включая игры и упражнения на внимание.
Строить содержание учебного материала, способствующее развитию словесно-логического мышления учащихся, творческого мышления, мыслительных операций. Использовать на уроках различные виды продуктивных (творческих) заданий.
Осуществлять индивидуально-дифференцированный подход (по результатам диагностики обученности и обучаемости), ориентируясь на индивидуально-психологические особенности учеников, повышая успешность обучения.
Проект урока
Литературное чтение
Тема: «Произведения Л.Н.Толстого. Темы и жанры»
Рассказ Л.Н.Толстого «Акула»
Класс: 4 «Г» (Программа 1-4)
Дата проведения: 12.10.2006
Место темы в структуре учебного курса:
(УМК «Живой родник» 4-й урок в разделе «Человек и его качества»)
Основными критериями отбора текстов являются их общечеловеческая значимость и художественно-эстетическая ценность, соответствие психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Все тексты, предлагаемые для изучения, обращены к личности ребенка, к его мироощущению, ориентированы на выработку у него высоких нравственных начал, эстетического вкуса, чувства юмора, доброго отношения ко всему живому в природе. В программе представлены различные жанры и стили литературных произведений.
Многообразие текстовых материалов дает возможность глубже проникнуть в мир человеческих взаимоотношений, познакомить учеников с поведением человека в различных, жизненных ситуациях, полнее и осмысленнее воспринять окружающий мир и осознать себя в нем. Усилено внимание к литературному образованию, приобщению детей к чтению лучших произведений. Эта тема дает возможность исследовать творчество Л.Н. Толстого, проанализировать к каким жанрам литературы обращался писатель. На основе произведения Л.Н. Толстого «Акула» рассмотреть поступки главных героев в нравственном аспекте, сформулировав идею данного произведения.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Цель курса: становление младшего школьника, как полноценного
читателя, способного вступать в диалог с автором через художественное
произведение, углубить литературное образование детей и приобщить
их с ранних лет к общечеловеческим, культурным ценностям,
к национальной культуре, к классической, современной, зарубежной
литературе.
Задачи:
Познавательный аспект
- Учащиеся должны знать темы и жанры произведений Л.Н. Толстого
и уметь в них ориентироваться;
- Формировать осознанный навык чтения на основе воссоздающего
воображения и критического мышления;
Совершенствовать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Учить детей чувствовать и понимать образный язык
художественного произведения, выразительные средства, создавать
художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
Исследовать поступки героев в нравственном аспекте и подвести
к осознанию идеи произведения в ходе дискуссии.
Развивающий аспект
Совершенствовать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление;
Совершенствовать вопросно-ответную форму диалога;
Развивать умение ребенка общаться, находить общее решение, доказывать собственное мнение;
Формировать познавательную мотивацию на основе творчества
Л.Н.Толстого.
Воспитательный (мировоззренческий) аспект
Учащиеся должны убедиться, что в основе нравственного начала человека лежит чувство ответственности за свои поступки.
- Формировать у младших школьников нравственные понятия,
убеждения;
- Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире, природе.
Основная идея урока
Литература – богатейшая кладезь душевных, духовных знаний,
переживаний, чувств человека. Литература дает нам возможность
пережить с героями произведения события и стать духовно богаче,
мудрее.
Тезаурус урока
Биография, музей, жанры литературных произведений (рассказ, басня,
былина, сказка и др.), кластер, слово-магнит, автор-рассказчик, автор-
повествователь, эмоции, синквейн, части речи, синонимы, антонимы,
однокоренные слова.
Способы реализации поставленных задач
Методы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности,
методы исследования:
«ИНСЕРТ» (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления)
«слово-магнит»
«ассоциация»
прогнозирование текста
прием сопоставления, доказательства, обобщения
кластер
Методы и приемы организации самостоятельной деятельности:
работа с первоисточником (толковый словарь, художественное произведение)
написание синквейна по алгоритму (самостоятельная работа на рабочем листке)
«кресло автора» (воспроизведение написанного текста)
«комплимент» (оценка деятельности одноклассников)
«маски настроения»
Дидактические средства и материалы:
Рассказ Л.Н.Толстого «Акула»
Толковый словарь, научная статья
Портрет Л.Н.Толстого
Выставка в школе. Л.Н.Толстой. «Детская литература», 1988
Фотография акулы
Рабочий лист учащегося (Путеводитель по музею)
Алгоритм написания синквейна (на каждого)
Раздаточный дидактический материал (на группу)
Урок разработан по технологии критического мышления (РКМЧП)
План урока
№ п/п | Этапы урока | Хронометраж |
1. | Стадия вызова | 6 мин |
2. | Стадия осмысления (Реализация замысла) | 25 мин |
3. | Размышление (Рефлексия) | 6 мин |
4. | Домашнее задание | 1 мин |
5. | Итог урока | 2 мин |
40 мин |
Ход урока:
Этапы урока Действия учителя | Действия учащихся | Теоретическое обоснование |
Стадия вызова Познание мира происходит через открытия, которые мы делаем сами или мы используем опыт, накопленный человечеством. Открытия мы совершаем в результате исследований. Сейчас я попрошу вас исследовать происхождение слова, которое вам знакомо, а ваша задача попытаться назвать его. Это слово известно с 20-х годов XVIII века. Пришло из западно-европейских языков, возможно из французского. Это слово «музеум» - светилище, храм. В латинском слово «мюзёум» место ученых занятий. Что это за слово? - Ребята, а вы знаете, что в мире есть много разных музеев? Каких? -А сегодня мы попадем в особый музей – Литературный. Это поможет нам стать вдумчивыми читателями, научиться вступать в диалог с автором с помощью его произведений. Нам необходимо распределить роли: кто будет экскурсоводом, а кто экскурсантами. Для этого подумайте какими качествами они должны обладать. Работать будем в группах и сами открывать тайны литературного музея. Как вы думаете, а что является главным экспонатом литературного музея? Именно литературные произведения помогут нам узнать, в музей какого писателя мы сегодня попали. В музей проходят с помощью билетов. Они на ваших столах. Составьте в группах с помощью билетов отрывки из литературных произведений и пройдем в зал музея (Знак групповой готовности). (Дети читают вслух отрывки и называют произведения) «Прыжок» «Ореховая ветка» «Лебеди» «Стрекоза и муравьи» Кто же автор всех этих литературных произведений? Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Назовите жанры произведений, в которых пишет Л.Н Толстой. На доске карточки: рассказ, быль, басня, былина, легенда, сказка, пьеса, рассказ, повесть, роман. -Мы оказались в музее, проходим в первый зал и видим первый экспонат – фотографию акулы. Давайте её внимательно рассмотрим Что нам известно об этом животном? Составим кластер. Учитель вывешивает признаки на доску. - Каков внешний вид акулы? - Какой характер у акулы? -Какие у неё повадки? Что нам говорит словарь об этом животном? Как мог данный экспонат оказаться в литературном музее? (Название литературного произведения) О каком событии он может рассказывать? Что испытывает человек при встрече с акулой? Какие чувства? (Страх) Стадия осмысления (реализация смысла) СЛОВО-МАГНИТ «СТРАХ» - Составим магнит к слову страх. В группах подберите к этому слову синонимы, антонимы, родственные слова, прилагательные, глаголы, пословицы. Для групп учитель раздает карточки-помощницы: 1. Выбери подходящие синонимы к слову страх: - А теперь мы переходим в следующий зал. Здесь экспонатом является рассказ Л.Н. Толстого «Акула». Мы сейчас прочитаем этот рассказ вместе с вами, используя прием «ладошка». По моему сигналу вы закрываете текст ниже того места, где мы остановились. Совместное чтение рассказа учителем с детьми. - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Какие чувства вы испытывали? - Было ли вам страшно за мальчиков? Возвращаемся к началу. Кто герои рассказа? Автор – рассказчик или автор – повествователь? Вопросы на вычитывание из текста. - Почему мальчики оказались в открытом море? Как вы думаете можно ли было это делать? - Почему отец-артиллерист не остановил детей? - Как реагировали взрослые, когда в море появилась акула? - Почему артиллерист стал белым, как полотно. - Почему он решил рискнуть, выстрелить из пушки? - Какова идея произведения? «Маски настроения» - выстроить эмоциональный ряд рассказа. Индивидуальная работа 1 человека. Размышление (Рефлексия) В музее нас попросили написать отзыв о зале, где главным экспонатом было литературное произведение – рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Отзыв в особой форме – синквейн. Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет, состоящее из пяти строк, пишущееся по определенному плану (алгоритму). Напишите синквейн на тему: «Отец» Вы написали синквейн. - Кто хочет занять «кресло автора» и прочитать свой синквейн? - Какой урок для себя извлек артиллерист, мальчики, вы сами? Домашнее задание (по выбору) Составить синквейн на тему: по выбору: «Мальчики», «Акула», сочинение-миниатюру «Можно ли поступок артиллериста назвать героическим?», пересказ рассказа от имени мальчиков, артиллериста, автора-рассказчика. Итог урока - В зале какого писателя мы побывали сегодня? Какая главная мысль рассказа? Какие действия вы выполняли, чтобы решить задачу? Вы были сегодня вдумчивыми читателями? Мы покидаем литературный музей. Мне понравились вы, как вдумчивые, творческие экскурсанты. Вы умело вступали в диалог с Л.Н. Толстым, с его героями произведений. «Комплимент» Скажите комплимент себе самому или своему другу. Мы на этом экскурсию заканчиваем. Спасибо за урок. | Внимательно слушают задание. Анализируют слово и соотносят представление с известным им значением в русском языке. Называют музеи, которые им известны. Художественный Исторический Краеведческий Литературный Учащиеся высказывают предположения. Литературное произведение Работа в группах: составляют тексты, зачитывают, называют произведения Лев Николаевич Толстой Называют жанры, отбирая нужное: Рассказ Басня Сказка Быль Повесть Роман Рассматривают фотографию акулы Составляют кластер Дети называют их: маленькие глаза – плохо видит, зрение черно-белое; зубастая; острые зубы, расположенные в несколько рядов; длинное тело, сильные плавники, белое брюхо. Хищная, непредсказуемая, агрессивная, злая, беспощадная, жестокая Стремительная, подкрадывается к жертве незаметно, бросается на жертву, подкарауливает добычу. Зачитывают, делая пометы. ! – новое + - знаю - - не согласен ? – хочу знать Дети называют слова Синонимы: Ужас, испуг, паника Антоним: Спокойствие, бесстрашие, смелость Родственные: Страшно, срашилка, страшиться, страшненькая Прилагательные: Парализующий, ужасающий, животный, Глаголы: простреливает, проникает, вселяется, усиливается, парализует, сковывает Пословицы: У страха глаза велики. Дрожит, как лист на осине. Душа в пятки ушла. Страхов много, а жизнь одна. Кровь стынет в жилах, Чтение рассказа Они устроили соревнование. Они забыли об опасности, о запрете старших. Он хотел, чтобы его сын победил и был увлечен соревнованием мальчиков. Они стали кричать мальчикам. Он переживал за мальчиков и его охватил ужас. Он хотел убить акулу, ради спасения жизни детей. Идея рассказа – огромная сила любви родителей к детям. У доски ученик вывешивает маски. Стараются выражать мысли своими словами (присваивают информацию) Дети садятся на стул и читают Дети записывают синквейн Записывают домашнее задание Л.Н. Толстого Огромная сила любви родителей к детям Говорят друг другу или себе комплимент. | Создать положительную мотивацию, настроить на урок, сконцентрировать внимание уч-ся. Анализ собственных знаний. Систематизация материала до ее изучения. Операционный компонент УД: постановка учебных задач Метод: беседа активизация жизненного опыта Мотивационный компонент УД: формирование познавательной мотивации Создание проблемной ситуации и разрешение ее в ходе дискуссии Фронтальная беседа Работа в группах: развитие учебно-коммуникативных умений Организация самостоятельной работы на уроке. Операционный компонент УД: мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) Мотивационный компонент УД: формирование эмоциональной мотивации Метод активизации учебно-познавательной деятельности Мотивационный компонент УД: формирование познавательной мотивации. Прием: чтение с пометами «ИНСЕРТ» Метод организации самостоятельной работы на уроке. Мотивационный компонент деятельности Операционный компонент учебной деятельности Фронтальная беседа Работа в группе Регулирующий компонент учебной деятельности Прием прогназирования событий детьми Дифференциация по степени помощи Операционный компонент УД. Фронтальная беседа Активизация мыслительной деятельности Средства обратной связи – сигнальные блокноты Исследуют природу поступков главных героев, оказавшихся перед нравственным выбором: жизнь или смерть. Метод организации самостоятельной работы на уроке Анализируют собственные мыслительные операции. Дифференциация по степени помощи (подсказка алгоритма написания синквейна) Регулирующий компонент учебной деятельности Операционный компонент учебной деятельности Дифференциация по степени сложности Работа в парах Художественная форма письменной рефлексии. Регулирующий компонент УД Операционный компонент учебной деятельности. Дифференциация по степени сложности Мотивационный компонент УД Оценка деятельности одноклассников Регулирующий компонент. Мотивационно-оценочный компонент УД |
Самоанализ урока:
Урок литературного чтения по теме: «Произведения Л.Н.Толстого. Темы и жанры. Рассказ Л.Н.Толстого «Акула» был проведен 12.10.2006 года. Это 4-ый урок в разделе «Человек и его качества» интегрированного курса «Живой родник». Тип урока: комбинированный, поэтому в ходе урока можно выделить такие структурные этапы:
Организация начала урока.
Постановка цели урока.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала, воспроизведение ранее полученных знаний и умений.
Изучение нового.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов и результата урока.
Вид урока: урок-исследование, направленный на анализ и
сопоставление представления о нравственном поведении автора
литературного произведения с представлениями учащихся.
К этому уроку дети уже знакомы с различными жанрами
литературы, но еще у них не сформировано представление о многообразии использования различных жанров одним художником слова. Поэтому, обращаясь к творчеству Л.Н. Толстого, учащиеся для себя делают открытия о широком диапазоне творческих возможностей писателя.
Главная цель моего урока – исследование поступков героя в нравственном аспекте: присвоение норм нравственного поведения, сформированных социумом. На основе анализа произведения учащиеся делают вывод не только об огромной любви родителей к детям, но и о безответственном поведении героев произведения, оказавшихся в открытом море. В ходе урока я обращал внимание на развитие речи, обогащение словарного запаса. В течение всего урока проводилась работа над правильностью устной речи. Этапы урока были взаимосвязаны и являлись продолжением друг друга. Такое построение урока позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего урока.
На уроке были использованы различные формы работы с классом: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, в парах. Была использована дифференциация по степени и характеру помощи. Перед учащимися на каждом этапе урока ставилась учебная задача. Дети старались внимательно слушать вопросы и выполнять задания учителя, логично выражать свои мысли. С помощью учителя учащиеся составляли кластер, синквейн, слово-магнит.
Помощь требовалась детям, у которых фрагментарное восприятие. Для этого я использовал ассоциативное прогнозирование. Большинство детей обладают сюжетно-логическим уровнем восприятия. Они старались запомнить содержание и логично выразить свою мысль.
Работа показала, что дети умеют анализировать произведение, находить главную мысль. Видно, что дети много читают. Считаю, что временное соотношение этапов урока было выбрано верно. Групповая форма работы на уроке была выбрана не случайно. Это позволило ученикам чувствовать себя уверенно, таким образом, развивались коммуникативные умения. Дети легко справлялись с предложенными заданиями. На эмоциональном уровне удалось вызвать интерес к литературному произведению. У детей проявился интерес к литературному творчеству Л.Н.Толстого. У них появилось желание прочитать неизвестные произведения писателя.
Развивать воображение учащихся, включить ассоциативное мышление детям помог метод активизации учебно-познавательной деятельности «ассоциации». Дети активно вступали в диалог с учителем, активизировали свой словарный запас.
Воспитательные задачи реализуются на протяжении всего урока.
При подведении итогов определяется результативность урока. Я старался, чтобы при подведении итога присутствовала положительная эмоциональная оценка. Не менее важным для меня было узнать оценку детьми проведенного урока. Это помогает найти более близкий контакт с детьми. Отобрать более удачные принципы построения урока в дальнейшем.
Весь урок был построен так, чтобы ребята чувствовали себя на нем комфортно, так чтобы дети захотели активно работать на следующем уроке.
Я считаю, что урок прошел эмоционально, привлек учащихся познавательной деятельностью, игровой ситуацией, вызвал интерес к учению и воспитал потребность в знаниях. Темп и ритм урока был выбран оптимально для данного класса. Действия учителя и учащихся были завершенными. В конце каждого этапа урока подводились итоги. Время было распределено рационально. Все этапы урока имели результат, которые сложились в конце урока в общий.
В общении с детьми пытаюсь создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
Урок получился результативным, носил обучающий, развивающий и исследовательский характер. Урок достиг цели, так как задачи, поставленные на уроке, были решены с учетом особенностей класса. На основе дискуссии в процессе анализа художественного произведения значительно обогатился нравственный опыт каждого ребенка, о чем свидетельствуют результаты диагностики.
Литература:
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Совсем необычный урок: Практическое пособие. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под редакцией Н.Ю. Шведовой – М.: «Русский язык», 1990.
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. – М.: «Просвещение», 2004.
Задачи:
Дидактические:
Обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
Совершенствовать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление
Развивающие:
Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создавать художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
Развивать интерес к литературному творчеству, творчеству Л.Н.Толстого
Воспитывающие:
Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире, природе;
Воспитывать чувство ответственности за близкого человека
Учить проявлять волевое усилие при решении поставленной задачи в ситуации выбора;
Развивать умение ребенка общаться, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
Путеводитель по музею:
Гроза морей
Акулу недаром называют грозой морей. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у акул - в шесть рядов и острые, как пила! Кроме того они все время растут и постоянно меняются – выпадают, а на их месте растут новые. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьёзные раны.
Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, случается, набрасываются на дельфинов и китов. Очень опасны БЕЛАЯ, ГОЛУБАЯ, ТИГРОВАЯ АКУЛЫ, АКУЛА-МОЛОТ. Немало людей они погубили, особенно при кораблекрушениях. Там, где много акул, пляжи для купания огораживают сетью.
Синквейн
Правило написания
Одно слово – существительное. Тема синквейна.
Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.
Три слова – глаголы.
Четыре слова – фраза, выражающая своё отношение к предмету.
Одно слово – ассоциация, вывод, метафора, оценка, обобщение к первой строчке, теме синквейна.
_________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Для заметок:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
И. П. З. Моё настроение
Что бы ты изменил в этом рассказе:
А) поведение мальчиков
Б) поведение отца
В) поведение акулы
У большинства учащихся высокий уровень познавательной
мотивации: они активны на уроке, с удовольствием учатся. Они
могут учить себя: отличать область своего знания от незнания.
Есть дети, которые усваивают программу, но задания творческого,
преобразующего характера для них сложны. Они обращаются
за помощью учителя. Есть небольшая часть учащихся успешно
справляющиеся с заданиями репродуктивного характера.
В основном дети с адекватной самооценкой.
Есть учащиеся с высоким уровнем интеллекта: умеют
анализировать, сравнивать, планировать свою деятельность,
обобщать. У небольшой группы учащихся операции анализа и
синтеза происходят замедленно, им необходимо время
на обдумывание учебной задачи. Дети данного класса с высоким
уровнем работоспособности, быстро включаются в учебную
деятельность. Умеют ставить и решать учебные
задачи. У большинства детей развиты коммуникативные умения.
Они умеют дружить, помогают друг другу, доброжелательны
в общении.
1. Организационный момент «Мы готовы работать». 2. Ребята, а вы бывали когда-нибудь в музеях? Каких? Я сейчас хочу пригласить вас в особый музей - Литературный. Это поможет нам стать вдумчивыми читателями, научиться вступать в диалог с автором с помощью его произведений. У каждого на уроке будет своя роль. Я – экскурсовод, а вы – экскурсанты, Мы сегодня будем сами открывать тайны литературного музея. | 2. 3. Как вы думаете, а что является главным экспонатом литературного музея? Именно литературные произведения помогут нам узнать, в музей какого писателя мы сегодня попали. В музей проходят с помощью билетов. Они на ваших столах. Составьте в группах с помощью билетов отрывки из литературных произведений и пройдем в зал музея (Знак групповой готовности). Кто же автор всех этих литературных произведений? Лев Николаевич Толстой (1828-1910) |
3. Назовите жанры произведений, в которых пишет Л.Н Толстой. На доске карточки: рассказ, быль, басня, былина, легенда, сказка, пьеса, рассказ. Дети называют с опорой на карточки, выбирая нужное. ( или снимает лишнее) -Мы оказались в музее, проходим в первый зал и видим первый экспонат – фотографию акулы. Давайте её внимательно рассмотрим | 4. Акула Что нам известно об этом животном? Составим кластер. Внешний вид: маленькие глаза – плохо видит, зрение черно-белое; зубастая; острые зубы, расположенные в несколько рядов; длинное тело, сильные плавники, белое брюхо. Характер: хищная, непредсказуемая, агрессивная, злая, беспощадная, жестокая Повадки: стремительная, подкрадывается к жертве незаметно, бросается на жертву, подкарауливает добычу. Что нам говорит словарь об этом животном? Чтение статьи «Гроза морей» |
5. Как мог данный экспонат оказаться в литературном музее? (Название литературного произведения) О каком событии он может рассказывать? Что испытывает человек при встрече с акулой? Какие чувства? (Страх) Стадия осмысления СЛОВО-МАГНИТ «СТРАХ» Синоним: Ужас, испуг, паника Антоним: Спокойствие, безразличие, смелость Родственные: Страшно, срашилка, страшиться, страшненькая Прилагательные: Парализующий, ужасающий, животный, Глаголы: простреливает, проникает, вселяется, усиливается, парализует, сковывает Пословицы: У страха глаза велики. Дрожит, как лист на осине. Душа в пятки ушла. Страхов много, а жизнь одна. | 6. Стадия реализации - А теперь мы переходим в следующий зал. Здесь экспонатом является рассказ Л.Н. Толстого «Акула». Мы сейчас прочитаем этот рассказ вместе с вами, используя прием «ладошка». По моему сигналу вы закрываете текст ниже того места, где мы остановились. Совместное чтение рассказа учителем с детьми. - Какое впечатление произвел на вас рассказ? - Какие чувства вы испытывали? - Было ли вам страшно за мальчиков? Возвращаемся к началу. Кто герои рассказа? Автор – рассказчик или автор – повествователь? Вопросы на вычитывание из текста. Идея рассказа – огромная сила любви родителей к детям. «Маски настроения» - выстроить эмоциональный ряд рассказа. Индивидуальная работа 1 человека. |
7. Обобщение В музее нас попросили написать отзыв о зале, где главным экспонатом было литературное произведение – рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Отзыв в особой форме – синквейн. Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет, состоящее из пяти строк, пишущееся по определенному плану (алгоритму). Дифференциация по степени помощи (подсказка алгоритма написания синквейна) Выберите темы синквейна в группах : «Отец» «Мальчики» «Акула» | 8. Рефлексия На глазах у всех вы написали синквейн. - Кто хочет занять «кресло автора» и прочитать свой синквейн? Итог урока - В зале какого писателя мы побывали сегодня? Какая главная мысль рассказа? Какие действия вы выполняли, чтобы решить задачу? Вы были сегодня вдумчивыми читателями? Мы покидаем литературный музей. Я увидел вас впервые и полюбил. Мне понравились вы, как вдумчивые, творческие экскурсанты. Вы умело вступали в диалог с Л.Н. Толстым, с его героями произведений. «Комплимент» Скажите комплимент себе самому или своему другу. Мы на этом экскурсию заканчиваем. Спасибо за урок. |
Карточка - помощница Пословицы и устойчивые словосочетания: У страха глаза велики. Дрожит, как лист на осине. Душа в пятки ушла. Страхов много, а жизнь одна. Кровь стынет; волосы встают дыбом; волосы на голове шевелятся; мороз по коже; Мурашки по спине бегают. | Карточка – помощница Действия: Усиливается Леденит Парализует Вселяется Охватывает Веселит Успокаивает |
Карточка - помощница Определение: Леденящий Парализующий Устрашающий Ужасающий Зловещий Жуткий | Карточка – помощница Ужас Трепет Паника Боязнь Опасение |
СТРАХ
СТРАХ
Гроза морей
Акулу недаром называют грозой морей. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у акул - в шесть рядов и острые, как пила! Кроме того они все время растут и постоянно меняются – выпадают, а на их месте растут новые. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьёзные раны.
Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, случается, набрасываются на дельфинов и китов.
Очень опасны БЕЛАЯ, ГОЛУБАЯ, ТИГРОВАЯ АКУЛЫ, АКУЛА-МОЛОТ. Немало людей они погубили, особенно при кораблекрушениях. Там, где много акул, пляжи для купания огораживают сетью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока литературного чтения Тема: «С.В. Михалков «Новогодняя быль» 2 класс
Пояснительная записка Обоснование принципов и методов данного урока Данный урок литературного чтения отражает организацию работы по формированию у детей умения полноценно воспринимать художе...
Проект урока литературного чтения в 1 классе
Тема урока: С. Чёрный "Живая буква", Ф. Кривин "Почему "А" поётся, а "Б" нет" (3-й урок по теме "Жили-были буквы")...
Проект урока литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ и Интернет - ресурсов. Школа России.
Проект- конспект урока для защиты на курсах повышения квалификации по ФГОС и для работы в школе....
Проект урока литературного чтения 2 класс
Составлен в соответствии с ФГОС...
Проект урока литературного чтения по теме: В.Бианки:Музыкант
Проект урока литературного чтения : В.Бианки: "Музыкант ", разработан в виде технологической карты по УМК "Школа России" 2 класс...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....