Буква Йй
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Северьянова Елена Михайловна

Урок разработан по программе УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_yy.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте  1 А класс

Тема: «БУКВА и звук  Й».

Цель урока: научить правильно произносить и выделять звук Й в слабой позиции(после гласных),

− проверить на слух, умеют ли дети различать звук И и звук Й,

− обучать чтению слогов и слов с буквой Й,

− воспитывать дисциплинированность, бережливость, любовь к природе.

ХОД УРОКА

I.ВКЛЮЧЕНИЕ В УРОК. МОТИВАЦИЯ НА УРОК.

Упражнение для разминки рта

“Вкусное варенье”, “Лошадка”, “Надуй шарик”.

Лягушка. Удерживаем губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

 очень нравится лягушкам.

 Улыбаются, смеются,

 а глаза у них, как блюдца.

 Как весёлые лягушки

 тянем губки прямо к ушкам.

 Потянули – перестали.

 И нисколько не устали!

Слон.

Подражаю я слону –

 Губы хоботом тяну.

 А теперь их отпускаю

 И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам

 растяну я, как лягушка.

 А теперь слонёнок я,

 хоботок есть у меня.

Фонетическая зарядка.

-Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)

- Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)

 -Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )

- Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )

-Как пыхтит тесто?

“Пых – пых – пых …”

-Как шипит гусь?

“Ш – ш – ш …”

- Как мы смеёмся?

“Ха – ха – ха …”

-Как воздух выходит из шарика?

“С – с– с …”.

-Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.

“Ф – ф – ф …”

 Учитель:

Давайте разговаривать

  И будем выговаривать.

  Всё правильно и внятно,

  Чтоб было всем понятно.

Чистоговорка

ОЙ-ой-ой-зайке холодно зимой.    

 АЙ – АЙ – АЙ – слышен громкий лай.

  ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи  скорей.

II. Постановка проблемы урока

- А сейчас ребята. Мы поиграем в игру «Доскажи словечко»

Слайды с загадками

Учитель читает стихи. А дети отгадывают

Дом на рельсах, тут как тут,

Всех умчит он в 5 минут,

Ты садись и не зевай,

Отправляется (трамвай)  

-Ребята , какой слышется в конце отгадок?

- Как вы думаете, какую  проблему  урока мы будем сегодня решать?

III. Работа по теме.

Слайд про букву Й

- Ребята, а с какой буквой можно спутать букву Й?

1.Работа с учебником

- Ребята, давайте откроем форзац учебника и заглянем на минутку к жителям города  Звукограда, посмотрим,  а в каком же замке  живёт буква й?

(в  замке согласных букв )

- А кто является соседями буквы Й? (буквы Л М Н Р )

-  А какие они? А почему? (они согласные , непарные, обозначают очень звонкие звуки)

- Какой вывод о букве Й и её звуке вы можете сделать?(Буква Й обозначает согласный звонкий мягкий звук Й)

- А в каком замке живёт буква И?

- Какова её работа? (смягчать согласный звук)

2.Работа на слух .

- Ребята, я буду называть слова, а вы попробуйте услышать звук Й, если услышите, то поднимайте карточку,  которая лежит у вас на столе

Слова: пой, пели, ой, ай, эй, чай, чайник, чашки мой, мои.

- Составте сочетания слов со словом  мой, мои.

Мой карандаш, мои карандаши и т.д.

Физминутка  

слайд

3.Первичное  Обобщение по учебнику

-Ребята , откройте учебник на стр.30. Посмотрите на розовую рамку  в углу справа

- Что можете сказать о букве Й?

Согласный. Звонкий. Мягкий

-Ребята,  рассмотрите картинки и схемы слов.

Давайте прочитаем слова,  разделим их на слоги и произнесём последний звук.

Слайд

- Почему в словах разное количество слогов 3 и 2?

- Ребята, звук Й согласный, поэтому сам слога не образует. Вот почему в таких словах количество слогов разное.

- Назовите слово, схема которого дана ниже.

Скамейка

-Давайте произнесём последнее сочетание ЙКА.

Вам трудно было его говорить

Учёные решили при делении на слоги звук  й  присоединять к гласному

Звук Й и буква Й будут всегда закрывать собой слоги.

слайд

Работа с правилами с. 30

- Ребята, а как мы будем вести себя  на проезжей части , где есть трамвайные пути?(Нужно переходить трамвайные пути только по пешеходному переходу.)

- А сейчас возьмите карандаш и подчеркните букву Й.

- Сколько раз вам попалась буква Й(5)

IV. Первичное закрепление.

Учитель:

- Ребята,  Буква «Й»- ленивая. В начале слов в   русском языке  она редко встречается.  

Слайды

 (йод, йога, йогурт)

Мы пока будем читать слова, в которых «Й» встречается в середине и на конце слова.

2. Физминутка -Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши , если нет приседайте.

Слова: лиса, чайник, игрок, май, ножницы, соловей, автобус, хитрый, машина, змей, имя, чай, клей,получай, канарейка.

- А кто запомнил последнее слово?

-А кто это? А хотите послушать её пение?  Сядьте поудобнее, расслабьтесь , закройте глаза.

Слайд канарейкиной песни.

Работа с учебником с. 30

- Прочитайте слова  между рисунками.

- Все ли слова из одной семьи, все ли они родственники?

- Где в словах употребляется буква Й?( в конце и в середине слова)

Работа в парах.  Игра «Собери рассыпавшиеся слова».

Айболит

Бармалей

Мойдодыр

Проверка собранных слов и чтение имён сказочных героев.

- Из каких сказок они пришли к нам и почему?

-Где расположена буква й в именах героев? Какой звук она обозначает?

- Какое опасное место вы  заметили в данных словах?

Показ картинок  на слайдах

V. Подведение итога. Рефлексия

- Какую проблему решали на уроке?

- Что запомнили про букву Й и звук Й?

- Какой это звук, где чаще всего употребляется?

- Что понравилось на уроке?

VI.Дайте оценку  своей работе на уроке.

 Вопросы по оценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...