Буква Йй
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте 1 А класс
Тема: «БУКВА и звук Й».
Цель урока: научить правильно произносить и выделять звук Й в слабой позиции(после гласных),
− проверить на слух, умеют ли дети различать звук И и звук Й,
− обучать чтению слогов и слов с буквой Й,
− воспитывать дисциплинированность, бережливость, любовь к природе.
ХОД УРОКА
I.ВКЛЮЧЕНИЕ В УРОК. МОТИВАЦИЯ НА УРОК.
Упражнение для разминки рта
“Вкусное варенье”, “Лошадка”, “Надуй шарик”.
Лягушка. Удерживаем губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам
очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки
тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали.
И нисколько не устали!
Слон.
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам
растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
хоботок есть у меня.
Фонетическая зарядка.
-Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
- Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
-Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
- Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )
-Как пыхтит тесто?
“Пых – пых – пых …”
-Как шипит гусь?
“Ш – ш – ш …”
- Как мы смеёмся?
“Ха – ха – ха …”
-Как воздух выходит из шарика?
“С – с– с …”.
-Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.
“Ф – ф – ф …”
Учитель:
Давайте разговаривать
И будем выговаривать.
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Чистоговорка
ОЙ-ой-ой-зайке холодно зимой.
АЙ – АЙ – АЙ – слышен громкий лай.
ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.
II. Постановка проблемы урока
- А сейчас ребята. Мы поиграем в игру «Доскажи словечко»
Слайды с загадками
Учитель читает стихи. А дети отгадывают
Дом на рельсах, тут как тут,
Всех умчит он в 5 минут,
Ты садись и не зевай,
Отправляется (трамвай)
-Ребята , какой слышется в конце отгадок?
- Как вы думаете, какую проблему урока мы будем сегодня решать?
III. Работа по теме.
Слайд про букву Й
- Ребята, а с какой буквой можно спутать букву Й?
1.Работа с учебником
- Ребята, давайте откроем форзац учебника и заглянем на минутку к жителям города Звукограда, посмотрим, а в каком же замке живёт буква й?
(в замке согласных букв )
- А кто является соседями буквы Й? (буквы Л М Н Р )
- А какие они? А почему? (они согласные , непарные, обозначают очень звонкие звуки)
- Какой вывод о букве Й и её звуке вы можете сделать?(Буква Й обозначает согласный звонкий мягкий звук Й)
- А в каком замке живёт буква И?
- Какова её работа? (смягчать согласный звук)
2.Работа на слух .
- Ребята, я буду называть слова, а вы попробуйте услышать звук Й, если услышите, то поднимайте карточку, которая лежит у вас на столе
Слова: пой, пели, ой, ай, эй, чай, чайник, чашки мой, мои.
- Составте сочетания слов со словом мой, мои.
Мой карандаш, мои карандаши и т.д.
Физминутка
слайд
3.Первичное Обобщение по учебнику
-Ребята , откройте учебник на стр.30. Посмотрите на розовую рамку в углу справа
- Что можете сказать о букве Й?
Согласный. Звонкий. Мягкий
-Ребята, рассмотрите картинки и схемы слов.
Давайте прочитаем слова, разделим их на слоги и произнесём последний звук.
Слайд
- Почему в словах разное количество слогов 3 и 2?
- Ребята, звук Й согласный, поэтому сам слога не образует. Вот почему в таких словах количество слогов разное.
- Назовите слово, схема которого дана ниже.
Скамейка
-Давайте произнесём последнее сочетание ЙКА.
Вам трудно было его говорить
Учёные решили при делении на слоги звук й присоединять к гласному
Звук Й и буква Й будут всегда закрывать собой слоги.
слайд
Работа с правилами с. 30
- Ребята, а как мы будем вести себя на проезжей части , где есть трамвайные пути?(Нужно переходить трамвайные пути только по пешеходному переходу.)
- А сейчас возьмите карандаш и подчеркните букву Й.
- Сколько раз вам попалась буква Й(5)
IV. Первичное закрепление.
Учитель:
- Ребята, Буква «Й»- ленивая. В начале слов в русском языке она редко встречается.
Слайды
(йод, йога, йогурт)
Мы пока будем читать слова, в которых «Й» встречается в середине и на конце слова.
2. Физминутка -Игра "Узнай звук".
Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши , если нет приседайте.
Слова: лиса, чайник, игрок, май, ножницы, соловей, автобус, хитрый, машина, змей, имя, чай, клей,получай, канарейка.
- А кто запомнил последнее слово?
-А кто это? А хотите послушать её пение? Сядьте поудобнее, расслабьтесь , закройте глаза.
Слайд канарейкиной песни.
Работа с учебником с. 30
- Прочитайте слова между рисунками.
- Все ли слова из одной семьи, все ли они родственники?
- Где в словах употребляется буква Й?( в конце и в середине слова)
Работа в парах. Игра «Собери рассыпавшиеся слова».
Айболит
Бармалей
Мойдодыр
Проверка собранных слов и чтение имён сказочных героев.
- Из каких сказок они пришли к нам и почему?
-Где расположена буква й в именах героев? Какой звук она обозначает?
- Какое опасное место вы заметили в данных словах?
Показ картинок на слайдах
V. Подведение итога. Рефлексия
- Какую проблему решали на уроке?
- Что запомнили про букву Й и звук Й?
- Какой это звук, где чаще всего употребляется?
- Что понравилось на уроке?
VI.Дайте оценку своей работе на уроке.
Вопросы по оценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...