Литературное чтение 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Калугина Людмила Алексеевна

УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_liter_1_klass_kalugina_l.a._kazakova_t.v..doc142 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Календарно-тематическое планирование

уроков  литературного чтения в 1 классе

УМК « Школа 2100»

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 1 класс

Издательство «Баласс» 2011 год

                                                                Составители:

                                                                                                                             Калугина Людмила Алексеевна 

                                                                                               Казакова Татьяна Владимировна

                                                                                                                   учителя начальных классов МКОУ СОШ №8                       с.Ульяновка  Минераловодского района           Ставропольского края

Минеральные Воды 2011

Пояснительная записка

         

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной

грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в

системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо

заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,

сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой

чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное

развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным

и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;

развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение

элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико>литературными

понятиями.

Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного

года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по литературному чтению

(программный минимум)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью;

– овладение техникой чтения,

приёмами понимания и анализа текста;

– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному, развитие умения

объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова;

– приобретение и первичная систематизация знаний о

литературе, книгах, писателях

1-й класс

  1. осмысленно, правильно читать целыми словами;
  2. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  3. подробно пересказывать текст;
  4. составлять устный рассказ по картинке;
  1. высказывать своё отношение к героям

прочитанных произведений

  1.  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений
  2.  различать рассказы и стихотворения

   

                                               

1-й класс

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки

как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

№ урока

Раздел, тема

Планируемые   результаты

Виды

 деятельности

Кол-во

часов

Стр.

учебника

Дата

Предметные

Метапредметные

Раздел I. «ПОПРЫГАТЬ, ПОИГРАТЬ…» (11 часов)

1

Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости. А. Барто «Я выросла». Я. Аким «Мой конь». Саша Чёрный

«Про девочку, которая нашла своего мишку»

Знать приемы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Личностные

– оценивание поступков людей, жизненных ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивание конкретных поступков как хороших или плохих;

Регулятивные :

– определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривание последовательности действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные :

Общеучебные:

– ориентировка в учебнике (на развороте, в оглавлении, в

условных обозначениях);

Логические:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразование информации из одной формы в другую: под-

робно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра-

вилах поведения и общения и следовать им;

Аудирование (слушание)

Восприятие  на слух стихотворения и рассказа в

исполнении учителя, учащихся,

-ответы на вопросы

по содержанию текста,

-оценивание

 своих эмоциональных

реакций;

- различные виды чтения;

- антиципация

(предположение)

содержания текста до его чтения;

- ведение диалога;

- подробный пересказ;

- создание небольшого рассказа по картинке;

- чтение по ролям диалога;

- использование отдельной интонации, темпа и тона речи;

- составление плана;

- иллюстрирова-

ние произведения  или плана;

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий под руководством учителя;

- работа с информацион-

ными источниками

( учебником и тетрадью на печатной основе);

- декламирова-

ние стихотворений;

1

8 - 15

2

В. Драгунский «Друг детства».В. Берестов «Про машину»

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); различать элементы книг, пересказывать текст,  делить текст на части, составлять план; различать жанры художественных произведений (рассказ, стихотворение)

1

16 - 23

3

А. Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С. Маршак «Цирк шапито».

1

24 - 29

4

 Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту

1

30 - 35

5

Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И. Демьянов «Скакалочка». А. Барто «Малыши среди двора…».

Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части

1

38 - 40

6

Е. Чарушин «Никита-охотник»

Уметь читать текст про себя и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам

1

41 - 43

7

Третий урок вежливости «Как нужно играть». Ю. Мориц «Попрыгать, поиграть». А. Барто «Игра в слова».  И. Токмакова «Плим», «Динь-дон». С. Маршак «Вот маленький»

Работа со стихотворным текстом, лексическая работа, умение выразительно читать, находить ответы в тексте

1

44 - 52

8

Э. Успенский «Удивительное дело».

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, находить рифмы к словам, отвечать на вопросы

1

52 - 55

9

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Уметь комментировать прочитанное

1

55 - 58

10

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, лексическая работа

1

59 - 63

11

Обобщение по разделу «Попрыгать, поиграть…». Внеклассное чтение

Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

1

64

Раздел II. «НАШ ДОМ» (8 часов)

12

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

Уметь формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану

Личностные

-эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций;

– понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;

Регулятивные :

– определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривание последовательности действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

Познавательные :

Общеучебные:

– нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Логические:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра-

вилах поведения и общения и следовать им;

-составление картинного плана; -озаглавливание частей текста; -составление устного рассказа по картинкам;  

-обозначение реплик героев буквами;

-подбор рифм к словам;

-рисование Домика

дружбы;

-работа с толковым словарём;

составление к рассказу плана из картинок;

-определение главной мысли рассказа, выбор из предложенных вариантов;

-знакомство с правилами гигиены;

-подробный пересказ отрывка произведения по ключевым словам.

1

67 - 73

13

В. Драгунский «Сестра моя Ксения»

Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту

1

74 - 83

14

А. Барто «Две сестры…».

Я. Аким «Мой брат Миша».

А. Барто «Разлука». Г. Граубин «Окно». А. Барто «Одиночество»

Уметь читать стихотворение, формулировать своё отношение к прочитанному

1

84 - 92

15

Э. Мошковская «Трудный путь». Четвёртый урок вежливости «Правила гигиены».

И. Демьянов «Руки-то у Вани…», «Замарашка рук

не мыл»

Уметь читать текст про себя; уметь выразительно читать с передачей настроения, уметь высказывать своё мнение

1

93 - 96

16

Внеклассное чтение. Конкурс на лучшее чтение наизусть стихотворений

Уметь выразительно читать стихотворный текст

1

-

17

М. Коршунов «Дом в Черёмушках»

Уметь читать и работать с текстом, составлять устный рассказ по картинкам

1

97 - 102

18

Б. Заходер «Два и три».

М. Зощенко «Глупая история»

Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы

1

104 - 109

19

В. Бирюков «Почему рано встал». О. Григорьев «Обновка».

Внеклассное чтение. Обобщение по разделу «Наш дом»

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном

1

110

Раздел III. «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ» (10 часов)

20

Б. Заходер «Мохнатая азбука»

Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение

Личностные

– высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Регулятивные :

– определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривание последовательности действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные :

Общеучебные:

– нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- ориентировка в тексте произведения.

Логические:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– выделение основной мысли произведения.

Коммуникативные

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

-составление цветочной, ягодной, игрушечной или лесной азбуки; --работа со словарём и энциклопедией под руководством взрослых;

-подбор слов с противополож

ным значением;

-подбор рифм к словам;

-составление характеристики героя под руководством учителя;

-восстановление правильного порядка событий;

-знакомство с правилами содержания домашних животных;

-определение главной мысли произведения с помощью учителя;

1

113 - 124

21

М. Пришвин «Медведь».

Уметь находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста

1

126 - 130

22

Г. Граубин

«У ручья», «Беспокойные мыши». Саша Чёрный «Слоник, слоник»

Уметь составлять харак

теристику героя

1

131 - 133

23

Пятый урок вежливости «Как

вести себя в гостях у природы». Е. Чарушин «Томкины сны»

Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного

1

136 - 137

24

С. Михалков «Щенок»

Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами

1

138 - 141

25

Ю. Коваль «Дик и черника».

А. Шибаев «Без ужина»

Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать

1

142 - 145

26

М. Коршунов «Рисунок с натуры». «Дом в Черёмушках»

Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам

1

146 - 151

27

Д. Хармс «Удивительная кошка».

И. Токмакова «Котята»

Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту

1

152 - 156

28

Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных». Ю. Мориц «Ворона»

Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему

1

157 - 160

29

В. Вересаев «Братишка». Обобщение по разделу

Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа; уметь озаглавливать части текста

1

161 - 162

Раздел IV. «МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ» (11 часов)

30

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад».

Т. Золотухина «Лужи-зеваки».

Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать

нужную информацию

Личностные

– высказывание своего отношения к  прочитанным

произведениям, к временам года.

Регулятивные :

– определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с иллюстрацией учебника;

– учиться выразительно читать произведения, соблюдать правильный темп,

тон и громкость речи.

Познавательные :

Общеучебные:

– нахождение  значений непонятных слов в словарях и энциклопедиях.

Логические:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– выделение основной мысли произведения;

-нахождение выразительных слов

( олицетворения, сравнения).

Коммуникативные

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

(лидера исполнителя).

-соотнесение слов с их значением;

-самостоятельное озаглавливание частей, написание плана рассказа;

-восстановление правильного порядка событий;

-иллюстрирова-

ние произведения или его частей;

-отгадывание загадок;

-чтение русских народных пословиц, объяснение их смысла;

-нахождение звуков и красок времён года в произведениях;

-рисование портрета девушки -  весны;

-чтение по ролям диалога героев;

-работа с деформированным планом текста;

-выбор ключевых слов для иллюстрации стихотворения;

1

165 - 169

31

В. Бирюков «Сентябрь».

 В. Песков «Листья падают с клёнов». И. Токмакова «Туман», «Осень»

Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия

1

169 - 172

32

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий».

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать

1

173 - 176

33

Т. Золотухина «Метель».

И. Токмакова «Медведь».

Н. Сладков «Песенки подо льдом».

Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы

1

177 - 179

34

Н. Сладков «Песенки подо льдом».

И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

Уметь озаглавливать части текста; определять наиболее удачные иллюстрации и объяснять свой выбор

1

179 - 181

35

Н. Сладков «Шапки долой».

И. Токмакова «Весна».

Н. Сладков «Бегство цветов». В. Лапин «Утро»  

Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; уметь объяснять непонятные слова

1

182 - 188

36

Внеклассное чтение.

Г. Новицкая «Зонтик».

С. Маршак «Дождь».

А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку…»

Уметь работать со стихотворным текстом: читать, анализировать, находить «выразительные слова»

1

188 - 190

37

К. Паустовский «Приточная трава»

Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации

1

191 - 193

38

М. Пришвин «Берестяная трубочка». А. Александров «Лесные шорохи»

Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа

1

194 - 196

39

Г. Скребицкий «Лесной голосок»

Уметь создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям; владеть умением выборочного чтения

1

197 - 199

40

Ю. Мориц «Что над чем». С. Козлов, Г. Цыферов из книги «Где живёт солнце»

Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему, строить монологическое высказывание, находить в тексте ответы на вопросы

1

200 - 203


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...