Литературное чтение 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
уроков литературного чтения в 1 классе
УМК « Школа 2100»
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 1 класс
Издательство «Баласс» 2011 год
Составители:
Калугина Людмила Алексеевна
Казакова Татьяна Владимировна
учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Ульяновка Минераловодского района Ставропольского края
Минеральные Воды 2011
Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной
грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в
системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо
заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,
сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное
развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным
и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой;
развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение
элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико>литературными
понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного
года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Календарно – тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение» | ||
– овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи | – определение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение | – приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях |
1-й класс | ||
|
прочитанных произведений |
|
1-й класс
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки
как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№ урока | Раздел, тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол-во часов | Стр. учебника | Дата | |
Предметные | Метапредметные | ||||||
Раздел I. «ПОПРЫГАТЬ, ПОИГРАТЬ…» (11 часов) | |||||||
1 | Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости. А. Барто «Я выросла». Я. Аким «Мой конь». Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку» | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация | Личностные – оценивание поступков людей, жизненных ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивание конкретных поступков как хороших или плохих; Регулятивные : – определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривание последовательности действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные : Общеучебные: – ориентировка в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); Логические: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразование информации из одной формы в другую: под- робно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и пересказывать текст; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра- вилах поведения и общения и следовать им; | Аудирование (слушание) Восприятие на слух стихотворения и рассказа в исполнении учителя, учащихся, -ответы на вопросы по содержанию текста, -оценивание своих эмоциональных реакций; - различные виды чтения; - антиципация (предположение) содержания текста до его чтения; - ведение диалога; - подробный пересказ; - создание небольшого рассказа по картинке; - чтение по ролям диалога; - использование отдельной интонации, темпа и тона речи; - составление плана; - иллюстрирова- ние произведения или плана; - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий под руководством учителя; - работа с информацион- ными источниками ( учебником и тетрадью на печатной основе); - декламирова- ние стихотворений; | 1 | 8 - 15 | |
2 | В. Драгунский «Друг детства».В. Берестов «Про машину» | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); различать элементы книг, пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; различать жанры художественных произведений (рассказ, стихотворение) | 1 | 16 - 23 | |||
3 | А. Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С. Маршак «Цирк шапито». | 1 | 24 - 29 | ||||
4 | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту | 1 | 30 - 35 | |||
5 | Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И. Демьянов «Скакалочка». А. Барто «Малыши среди двора…». | Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части | 1 | 38 - 40 | |||
6 | Е. Чарушин «Никита-охотник» | Уметь читать текст про себя и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам | 1 | 41 - 43 | |||
7 | Третий урок вежливости «Как нужно играть». Ю. Мориц «Попрыгать, поиграть». А. Барто «Игра в слова». И. Токмакова «Плим», «Динь-дон». С. Маршак «Вот маленький» | Работа со стихотворным текстом, лексическая работа, умение выразительно читать, находить ответы в тексте | 1 | 44 - 52 | |||
8 | Э. Успенский «Удивительное дело». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, находить рифмы к словам, отвечать на вопросы | 1 | 52 - 55 | |||
9 | Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | Уметь комментировать прочитанное | 1 | 55 - 58 | |||
10 | Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, лексическая работа | 1 | 59 - 63 | |||
11 | Обобщение по разделу «Попрыгать, поиграть…». Внеклассное чтение | Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его | 1 | 64 | |||
Раздел II. «НАШ ДОМ» (8 часов) | |||||||
12 | Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» | Уметь формулировать и высказывать своё мнение о прочитанном по плану | Личностные -эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций; – понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; Регулятивные : – определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривание последовательности действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные : Общеучебные: – нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях; Логические: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о пра- вилах поведения и общения и следовать им; | -составление картинного плана; -озаглавливание частей текста; -составление устного рассказа по картинкам; -обозначение реплик героев буквами; -подбор рифм к словам; -рисование Домика дружбы; -работа с толковым словарём; составление к рассказу плана из картинок; -определение главной мысли рассказа, выбор из предложенных вариантов; -знакомство с правилами гигиены; -подробный пересказ отрывка произведения по ключевым словам. | 1 | 67 - 73 | |
13 | В. Драгунский «Сестра моя Ксения» | Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту | 1 | 74 - 83 | |||
14 | А. Барто «Две сестры…». Я. Аким «Мой брат Миша». А. Барто «Разлука». Г. Граубин «Окно». А. Барто «Одиночество» | Уметь читать стихотворение, формулировать своё отношение к прочитанному | 1 | 84 - 92 | |||
15 | Э. Мошковская «Трудный путь». Четвёртый урок вежливости «Правила гигиены». И. Демьянов «Руки-то у Вани…», «Замарашка рук не мыл» | Уметь читать текст про себя; уметь выразительно читать с передачей настроения, уметь высказывать своё мнение | 1 | 93 - 96 | |||
16 | Внеклассное чтение. Конкурс на лучшее чтение наизусть стихотворений | Уметь выразительно читать стихотворный текст | 1 | - | |||
17 | М. Коршунов «Дом в Черёмушках» | Уметь читать и работать с текстом, составлять устный рассказ по картинкам | 1 | 97 - 102 | |||
18 | Б. Заходер «Два и три». М. Зощенко «Глупая история» | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | 1 | 104 - 109 | |||
19 | В. Бирюков «Почему рано встал». О. Григорьев «Обновка». Внеклассное чтение. Обобщение по разделу «Наш дом» | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | 1 | 110 | |||
Раздел III. «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ» (10 часов) | |||||||
20 | Б. Заходер «Мохнатая азбука» | Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение | Личностные – высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Регулятивные : – определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривание последовательности действий на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные : Общеучебные: – нахождение ответов на вопросы в тексте, иллюстрациях; - ориентировка в тексте произведения. Логические: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – выделение основной мысли произведения. Коммуникативные – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | -составление цветочной, ягодной, игрушечной или лесной азбуки; --работа со словарём и энциклопедией под руководством взрослых; -подбор слов с противополож ным значением; -подбор рифм к словам; -составление характеристики героя под руководством учителя; -восстановление правильного порядка событий; -знакомство с правилами содержания домашних животных; -определение главной мысли произведения с помощью учителя; | 1 | 113 - 124 | |
21 | М. Пришвин «Медведь». | Уметь находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста | 1 | 126 - 130 | |||
22 | Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши». Саша Чёрный «Слоник, слоник» | Уметь составлять харак теристику героя | 1 | 131 - 133 | |||
23 | Пятый урок вежливости «Как вести себя в гостях у природы». Е. Чарушин «Томкины сны» | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | 1 | 136 - 137 | |||
24 | С. Михалков «Щенок» | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | 1 | 138 - 141 | |||
25 | Ю. Коваль «Дик и черника». А. Шибаев «Без ужина» | Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать | 1 | 142 - 145 | |||
26 | М. Коршунов «Рисунок с натуры». «Дом в Черёмушках» | Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам | 1 | 146 - 151 | |||
27 | Д. Хармс «Удивительная кошка». И. Токмакова «Котята» | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | 1 | 152 - 156 | |||
28 | Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных». Ю. Мориц «Ворона» | Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему | 1 | 157 - 160 | |||
29 | В. Вересаев «Братишка». Обобщение по разделу | Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа; уметь озаглавливать части текста | 1 | 161 - 162 | |||
Раздел IV. «МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ» (11 часов) | |||||||
30 | Г. Граубин «Сон», «Шишкопад». Т. Золотухина «Лужи-зеваки». | Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию | Личностные – высказывание своего отношения к прочитанным произведениям, к временам года. Регулятивные : – определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; – учиться выразительно читать произведения, соблюдать правильный темп, тон и громкость речи. Познавательные : Общеучебные: – нахождение значений непонятных слов в словарях и энциклопедиях. Логические: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – выделение основной мысли произведения; -нахождение выразительных слов ( олицетворения, сравнения). Коммуникативные – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | -соотнесение слов с их значением; -самостоятельное озаглавливание частей, написание плана рассказа; -восстановление правильного порядка событий; -иллюстрирова- ние произведения или его частей; -отгадывание загадок; -чтение русских народных пословиц, объяснение их смысла; -нахождение звуков и красок времён года в произведениях; -рисование портрета девушки - весны; -чтение по ролям диалога героев; -работа с деформированным планом текста; -выбор ключевых слов для иллюстрации стихотворения; | 1 | 165 - 169 | |
31 | В. Бирюков «Сентябрь». В. Песков «Листья падают с клёнов». И. Токмакова «Туман», «Осень» | Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия | 1 | 169 - 172 | |||
32 | Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Е. Благинина «Улетают, улетели» | Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать | 1 | 173 - 176 | |||
33 | Т. Золотухина «Метель». И. Токмакова «Медведь». Н. Сладков «Песенки подо льдом». | Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы | 1 | 177 - 179 | |||
34 | Н. Сладков «Песенки подо льдом». И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» | Уметь озаглавливать части текста; определять наиболее удачные иллюстрации и объяснять свой выбор | 1 | 179 - 181 | |||
35 | Н. Сладков «Шапки долой». И. Токмакова «Весна». Н. Сладков «Бегство цветов». В. Лапин «Утро» | Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; уметь объяснять непонятные слова | 1 | 182 - 188 | |||
36 | Внеклассное чтение. Г. Новицкая «Зонтик». С. Маршак «Дождь». А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку…» | Уметь работать со стихотворным текстом: читать, анализировать, находить «выразительные слова» | 1 | 188 - 190 | |||
37 | К. Паустовский «Приточная трава» | Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации | 1 | 191 - 193 | |||
38 | М. Пришвин «Берестяная трубочка». А. Александров «Лесные шорохи» | Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа | 1 | 194 - 196 | |||
39 | Г. Скребицкий «Лесной голосок» | Уметь создавать словесные картины, читать рассказ по законченным частям; владеть умением выборочного чтения | 1 | 197 - 199 | |||
40 | Ю. Мориц «Что над чем». С. Козлов, Г. Цыферов из книги «Где живёт солнце» | Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему, строить монологическое высказывание, находить в тексте ответы на вопросы | 1 | 200 - 203 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....